Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
II. Конституция (строение) человека
В главе 31, где рассматривается доктрина промежуточного состояния, доказательство строения человека, как состоящего из тела и души, представлено наиболее ясно и четко. Именно при разделении тела и души в момент смерти и в период промежуточного состояния более всего очевидно составное строение человека. И это очень важно. Через страшную неестественность смерти, разъединяющей душу и тело, нам напоминается, что тело является существенной частью человека. Человек представляет собой тело (Быт. 2:7; 3:19; Пс. 89:4; Мтф. 28:6; Лк. 24:7; Ин. 5:28; 6:39-40; Деян. 2:31-32; 24:15), хотя он не является только лишь телом (Мтф. 10:28; 26:41; 1 Кор. 6:20; 7:34; 2 Кор. 12:2; Иак. 2:26). Несколько практических выводов следуют из библейского учения о двойном устройстве человека. 1. Оно показывает разницу между библейским учением о делении человека на тело и душу и греческим учением. Для греков тело было, в лучшем случае, ничего не стоящим, а в худшем - греховным по своей сущности. Дух же, с другой стороны, был почти (или фактически был) божественным и вечным. 2. Доктрина промежуточного состояния опровергает учение о трихотомии (разделение на три части) человека. В период промежуточного состояния человек разделен на две составляющие части и идет в два (а не три) определенных места. (В случае смерти праведника его тело идет в могилу, а душа идет на небо, 2 Кор. 5:6-8.) Деление же на три части (представление о том, что человек состоит из трех основных частей - тела, души и духа) несовместимо с библейской доктриной промежуточного состояния, потому что оно предполагает, что душа является третьим отдельным элементом, которомупотребуется какое-то третье место для своего пребывания в период промежуточного состояния. 3. Доктрина промежуточного состояния говорит об опасности взгляда на человека как на творение, состоящее из одной части. Этот взгляд становится все более популярным даже среди евангельских верующих. Признавая ошибочность греческого учения о человеке, состоящем из духа и тела, этот взгляд сосредоточивает внимание на важности тела и тесного союза между душевным и телесным аспектами человеческой природы. Но он, однако, отрицает, что человек состоит из двух частей. Это, естественно, приводит к тенденции отрицать промежуточное состояние и отдельное существование души в этом состоянии. Доктрина же промежуточного состояния, которая ясно проповедуется повсюду в Новом Завете, является убедительным возражением против утверждения, рассматривающего человека как состоящего только из одной части. 4. Доктрина промежуточного состояния доказывает законность и добродетель телесных функций и желаний. Она противостоит всем тенденциям, ведущим к аскетизму, который берет свое начало в греческом учении о разделении духа и плоти и осуждении последней. 5. Правильный взгляд на конституцию (строение) человека предполагает взаимодействие души и тела (Быт. 3:1-6; Рим. 10:9; Прит. 17:22; 18:14). Существуют тесная и непостижимая связь между душой и телом и взаимное влияние их друг на друга. 6. Из пятого вывода следует шестой: необходимость совместного служения как духовным, так и телесным нуждам людей. Если мы служим душам людей, то мы не можем игнорировать их тела. 7. Эта доктрина говорит также о реалистическом, едином взгляде на многие человеческие проблемы, на которые нет простых ответов, ибо нельзя связать эти проблемы исключительно с физическими или духовными причинами. 8. И, наконец, она говорит о неестественном и действительно отвратительном характере смерти и бестелесного существования (см. главу 31). III. Личность человека Вероисповедание в этой главе обращается к факту о том, что человек "создан по образу Божию". Об этом факте много спорили на всем протяжении истории церкви, потому что он является чрезвычайно важным в библейском учении. Этот факт заслуженно требует и нашего внимания, хотя мы полагаем рассмотреть его кратко5. Библейские сведения о человеке, созданном по образу Божию, могут быть обобщены в двух следующих подразделах6. А. Библейская концепция образа Божия Как человек связан с образом Божиим? Мы не должны думать об образе Божием как о каком-то придатке или качестве человека. Мы не должны даже говорить о человеке, что он обладает образом Божиим, потому что образ - это не что-то, чем человек обладает. Это то, чем человек является. Человек является образом Божиим. Утверждение, записанное в Бытие 1:26 ("по образу Нашему, по подобию Нашему"), повторяется в Бытие 5:3, но в ином порядке ("по подобию своему, по образу своему"). Человек есть подобие Божие, Его отображение. Это толкование подтверждается в Первом послании к Коринфянам 11:7, где говорится, что человек (муж) "есть образ и слава Божия". Что означают слова "образ" и "подобие"? Не следует делать никакого существенного различия между ними. Оба имеют своей целью передать одну идею. Поэтому в Бытие 1:27 используется только слово "образ", в Бытие 5:1 используется только "подобие", в Первом послании к Коринфянам 11:7 - только "образ", а в Послании Иакова 3:9 - только "подобие". В древнееврейском языке слово "образ" означает точную копию (Числ. 33:52; 1 Цар. 6:5,11; Иез. 7:20), а слово "подобие" обозначает нечто, что выглядит как что-то другое, т. е. подобно чему-то другому (4 Цар. 16:10; 2 Пар. 4:3; Ис. 13:14; Иез. 10:1). В обоих словах заключена мысль о видимом сходстве. Концепция человека как образа, как видимой копии Бога очень интересна, особенно во свете частого осуждения других образов и подобий Бога в Ветхом Завете (Исх. 20:4-6; Дан. 3:1-18). Отличительной и отвратительной особенностью этих образов и истуканов являлось то, что они были мертвы и безжизненны (Пс. 113:11-16). Это указывает нам на уникальность человека как образа Божия. Человек - это живой образ, живая видимая копия Бога. Б. Богословские замечания по поводу образа Божия Итак, из чего же состоит образ Божий? Этот вопрос связан с другими спорными вопросами. Сотворены ли ангелы по образу Божию? Имеет ли человеческое тело отношение к образу Божию? Библейская концепция, которая была объяснена выше, утверждает следующее: все, что делает человека живой, видимой копией Бога, все, что делает человека человеком, имеет отношение к тому, что он является образом Божиим. Человек создан по образу Божьему, поэтому его тело является видимой частью этого образа. Подчеркивается владычество человека (Быт. 1:26; Пс. 8; 1 Кор. 11:7-8). Его личная, разумная, нравственная природа является весьма важной (Кол. 3:10; Еф. 4:24). Все, что дает человеку способность олицетворять (представлять) Бога на земле, связано с образом Божиим. Является ли падший человек образом Божиим? Данный вопрос, конечно же, является своеобразной воспламеняющей искрой в дискуссиях об образе Божием. Представители многих богословских направлений заявляют уверенно: "Нет!", утверждая, что при грехопадении человек утратил образ Божий. Библейская концепция свидетельствует, что на данный вопрос в том виде, как он сформулирован выше, невозможно ответить одним словом. Подобный вопрос радикально не принимает во внимание библейскую концепцию. Человек является образом Божиим по своей сути. Это не то, что он может легко потерять. Таким образом, в каком-то смысле человек продолжает оставаться образом Божиим и после грехопадения (Быт. 5:1-3; 9:6; 1 Кор. 11:7; Иак. 3:9). Корректнее будет сформулировать вопрос следующим образом: "Является ли падший человек точной копией Бога?" или: "Является ли он верным или же искаженным образом Бога?" На это можно дать ясный ответ, что падший человек - это сильно искаженный образ Бога, очень неточная Его копия. Этот образ нуждается поэтому в обновлении, которое происходит при искуплении людей (Кол. 3:10; Еф. 4:24). Человек может быть хорошим или плохим образом, но он всегда остается образом Божиим. Поскольку личность человека определяется образом Божиим, то это означает, что он всегда остается тесно связанным с Богом. Как образ Божий, человек находится в такой тесной связи с Богом, что он не может перестать знать Бога. Если он знает самого себя, то он должен знать Бога (Рим. 1:18-21, 32; 2:14-15). Поскольку человек является образом Божиим, то его главная обязанность - быть образом Божиим, отражать, или представлять, Бога на земле. Наша нравственная обязанность заключается в том, чтобы быть подобными Богу, чтобы следовать Его примеру (обратите внимание на Бытие 2:1-3). Так как человек является образом Божиим, то его грех всегда искажает этот образ. Грешник представляет Бога в извращенном виде. То, как мы представляем Бога, является или правильным, или неправильным, искаженным, но никогда не является нравственно нейтральным. Поскольку это так, то Бог никогда не может быть безразличным к греховному, безнравственному поведению. Он заинтересован в том, чтобы Его доброе имя было чистым. Он мстит за Себя тем, кто упорно продолжает представлять Его в ложном свете. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы