Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


III. Отрицание полной неспособности



А. Полная неспособность несовместима с повелениями, которые записаны в Библии

Предпосылка, лежащая в основе данного возражения, состоит в том, что если Бог повелевает людям покаяться, верить или прийти ко Христу, то, значит, они могут это сделать. Другими словами, ответственность предполагает способность. Можно привести несколько убедительных доводов в опровержение этого утверждения.

1. Данная предпосылка противоречит ясному учению Писания. Бог повелевает людям верить, но Библия учит, что они не могут верить (сравните Деян. 16:31 с Ин. 6:37, 40, 44, 65). Бог повелевает людям покаяться, но Библия учит, что они не могут покаяться (сравните Деян. 2:38 с 2 Тим. 2:25-26). Бог повелевает людям сотворить себе новое сердце, но Библия учит, что они не могут этого сделать (сравните Иез. 18:31 с 11:19).

2. Данная предпосылка, если бы она была верной, означала бы совершенную способность человека исполнять все, что повелевает Бог, т. е. способность проявлять совершенное, постоянное послушание всему закону и Слову Божию. Этого, как мы знаем, никто не сделал и не может сделать (смотрите параграф 5 главы 6 Вероисповедания).

3. Данная предпосылка смешивает два, отличающиеся друг от друга понятия: естественную, или физическую, способность и нравственную, или духовную, способность. Вероисповедание проводит различие между естественной свободой (параграф 1) и нравственной свободой (параграфы 3, 4). Человек не страдает от отсутствия воли, разума или сердца. Он не испытывает недостатка в чувствах любви, долга или горя. То, что люди не могут верить, не обусловлено никаким ограничением, свойственным человеческой природе. Конечно, было бы неправильно приказывать ребенку, чтобы он перепрыгнул через стену высотой в пятнадцать метров. Это несправедливо, безжалостно и жестоко. У ребенка нет физических способностей выполнить такое приказание. Мы не рассматриваем здесь подобный случай. Полная неспособность - это не вопрос физических способностей. Это нравственная проблема. Это более похоже на то, как если бы вы попросили кого-то, кто ненавидит вас, оказать вам услугу. Тот человек ненавидит вас и поэтому не может этого сделать.

Даже в нашей повседневной жизни мы не всегда говорим, что ответственность предполагает способность. Пример пьяного водителя показывает, что данная предпосылка является просто нелепой. Такой водитель не способен удержать свой автомобиль на правой стороне дороги. Он не может выполнять правила дорожного движения. Можете ли вы представить себе, что власти оправдают его на этом основании? Существует то, что называется непростительной неспособностью. Люди не могут покаяться. И это потому, что они упились вином своего восстания против Бога.

4. В соответствии с данной предпосылкой неправильно понимается смысл повелений и условий, о которых говорится в Библии. Повеления закона не могут быть изменены. Условия спасения должны быть соблюдены. Исполнение заповедей и условий, о которых говорится в Библии, совершается по благодати, но это не означает, что оно не является абсолютно необходимым3.

Б. Полная неспособность несовместима с реалиями человеческой жизни

Учение об абсолютной развращенности и полной неспособности может, с некоторой точки зрения, показаться нереальным и чрезмерно строгим взглядом на падшее человечество. Кто-то может задать вопрос: "Разве некоторые необращенные люди не лучше других? Разве необращенные люди не творят добрых, праведных дел?"

Ответом на подобные вопросы будет: "Да". В некотором смысле одни неспасенные люди лучше, чем другие неспасенные. Мы должны, однако, проводить различие между гражданской праведностью и духовной праведностью, между общей благодатью и спасающей благодатью. В смысле гражданской праведности добро приписывается в Библии и неспасенным людям (4 Цар. 10:29-30; 12:2; Рим. 2:14). Однако различие, о котором говорится выше, необходимо, потому что Писание также ясно учит, что невозрожденные люди не могут угодить и не угождают Богу (Рим. 3:10-12; 8:7-8; Евр. 11:6; 2 Фес. 3:2) 4. Абсолютная развращенность и полная неспособность не означают, что люди настолько плохи, насколько они такими могут быть, или что они являются бесами. Абсолютная развращенность и полная неспособность означают, что люди настолько находятся в нужде, насколько это только возможно, что они неспособны по своей сути сделать что-либо, чтобы спасти самих себя или приготовить самих себя ко спасению. Различие между абсолютной развращенностью и полной неспособностью, понимаемое таким образом, соответствует Библии5.

В. Полная неспособность несовместима с практическими нуждами грешника и приводит к безнадежности и отчаянию

К сожалению, есть люди, открыто заявляющие о согласии с данной доктриной, но извратившие доктринуполной неспособности и научившие других быть безразличными и ничего не делать. Однако данная доктрина, понимаемая правильно, не может быть камнем преткновения на пути верующего или вызывать отчаяние. Здесь уместно сказать о следующем. Во-первых, безнадежность и отчаяние уже заключают в себе некоторое желание быть спасенным. Поэтому считаем неверным утверждение о том, будто бы доктрина полной неспособности учит, что некоторые люди хотя и очень хотят, но не могут прийти ко Христу. Верно как раз обратное. Полная неспособность означает, что никто не пожелает или не может пожелать до тех пор, пока Бог не начнет работать в человеке. Во-вторых, потеря надежды и упования на человеческие способности является по сути необходимой подготовкой для принятия Благой Вести. Подлинным же препятствием является противоположная доктрина - доктрина человеческой достаточности6. Если грешник уподобляется человеку в горящем доме, у которого в кармане есть ключ от двери, то такая аналогия подходит лишь для того, чтобы толкнуть его на ожидание, укрепить в нем самонадеянность и самодостаточность. Но сравните его с человеком, находящимся в горящем доме, у которого нет ключа от двери. Что будет делать любой нормальный человек в такой ситуации? Он будет взывать о помощи. Доктрина полной неспособности рассчитана на то, чтобы призвать грешника к безотлагательным и настойчивым действиям, а не к безразличию в тревожащем его положении.

Г. Полная неспособность несовместима с искренностью Бога

Вопрос состоит в том, как может Бог искренне предлагать милость падшим людям, когда Он знает, что если Он не привлечет их, то они никогда не придут к Нему. Это проблемный вопрос. Библия ясно учит, что Бог предлагает милость нечестивым людям, не делая различий. Это с одной стороны. Но с другой, Библия ясно учит, что люди неспособны прийти к Богу. Эта проблема вызвана самой Библией, а не какой-то богословской системой. Мы сталкиваемся с аналогичной проблемой, когда рассматриваем проблему зла. Трудности в должном понимании рассматриваемой проблемы вызваны двумя аспектами во взгляде на единую волю Бога. Этоее постановляющий и предписывающий характер (обратите внимание на главу 3). В отношении греха Бог постановляет, что грех непременно будет иметь место, и затем предписывает нам не грешить. В рассматриваемой доктрине мы видим обратную проблему. Бог повелевает, что люди должны верить, но Он же и постановляет, что этого не произойдет. Есть непонятные многим отношения между Божиим тайным постановлением и Его предписывающей волей. Но это непонимание не может быть доказательством существования конфликта между постановляющей и предписывающей волей Бога. Мы должны подчинить наш разум полному откровению непостижимого Бога. В этом состоит христианское смирение (Пс. 130).

Люди ничего не могут сделать, чтобы приготовить самих себя ко спасению, как говорят об этом Вероисповедание и Библия. Такое понимание полной неспособности отвергает всякую мысль о "приготовленчестве". Приготовленчество - это любое учение, которое говорит людям, что они должны что-то сделать прежде, чем уверуют во Христа и покаются в своем грехе. Кое-кому это показалось естественным выводом, который следует из доктрины полной неспособности. Поскольку люди не могут прийти ко Христу и Бог должен дать им благодать, то придерживающиеся такого взгляда считают, что людям должно быть сказано, что они должны сперва что-то сделать. Такие люди, например, часто говорят другим, что нужно молиться о новом сердце. Подобные выводы не только нелогичны, но они подрывают авторитет Евангелия. Если люди не могут сделать ничего духовно доброго и хорошего раньше, чем они получат спасение, тогда все, что они делают, помимо исполнения первоначальных требований Евангелия, не является хорошим. Первым духовно хорошим делом, для совершения которого Бог когда-либо дает способность, являются покаяние и вера в Евангелие. Это и есть то первое дело, о котором им должно быть сказано и которое они должны исполнить. Говорить людям, что они должны сделать что-либо для своего спасения, кроме "покайтесь и веруйте в Евангелие", является не истинным, а ложным Евангелием.

О действенном призвании

1. Тех, кого Бог1 предопределил к жизни2, Ему угодно в назначенное и установленное Им время3 действенно призвать4 посредством Своего Слова5 и Духа6 выйти из состояния греха и смерти, в котором они находятся по своей природе, и принять благодать и спасение через Иисуса Христа7. Для этого Бог духовно и спасительно просвещает их умы, чтобы они поняли то, что Божие8; забирая у них сердце каменное и даруя им сердце плотяное9; обновляя их волю и Своей всемогущей силой побуждая их к добру и действенно привлекая к Иисусу Христу10; однако делая так, что они приходят к Нему совершенно свободно и непринужденно, будучи подготовлены Его благодатью11.

1. Рим. 8:28-29.

2. Рим. 8:29-30; 9:22-24; 1 Кор. 1:26-28; 2 Фес. 2:13-14; 2 Тим. 1:9.

3. Ин. 3:8; Еф. 1:11.

4. Мтф. 22:14; 1 Кор. 1:23-24; Рим. 1:6; 8:28; Иуд. 1; Пс. 28; Ин. 5:25; Рим. 4:17.

5. 2 Фес. 2:14; 1 Пет. 1:23-25; Иак. 1:17-25; 1 Ин. 5:1-5; Рим. 1:16-17; 10:14; Евр. 4:12.

6. Ин. 3:3, 5-6, 8; 2 Кор. 3:3, 6.

7. Рим. 8:2; 1 Кор. 1:9; Еф. 2:1-6; 2 Тим. 1:9-10.

8. Деян. 26:18; 1 Кор. 2:10, 12; Еф. 1:17-18.

9. Иез. 36:26.

10. Втор. 30:6; Иез. 36:27; Ин. 6:44-45; Еф. 1:19; Фил. 2:13.

11. Пс. 109:3; Ин. 6:37; Рим. 6:16-18.

2. Это действенное призвание совершается исключительно по свободной и особой благодати Бога, а не на основании чего-либо, что заранее предвиделось в человеке, и не на основании какой-либо силы или фактора в самом человеке1, который полностью пассивен, будучи мертв во грехах и преступлениях до тех пор, пока он не будет оживлен и обновлен Святым Духом2, благодаряКоторому он получает способность ответить на этот призыв и принять благодать, предложенную и переданную в этом призвании, что и совершается силой, ничуть не меньшей, чем та, которая воскресила Христа из мертвых3.

1. 2 Тим. 1:9; Тит. 3:4-5; Еф. 2:4-5, 8-9; Рим. 9:11.

2. 1 Кор. 2:14; Рим. 8:7; Еф. 2:5.

3. Ин. 6:37; Иез. 36:27; Ин. 5:25.

3. Младенцы, умирающие в раннем возрасте, возрождаются и спасаются Христом посредством Духа, Который действует когда, где и как Ему угодно1. Так бывает и со всеми избранными, которые неспособны быть внешне призванными через служение Слова.

1. Ин. 3:8.

4. Другие, не являющиеся избранными, хотя и могут быть призваны через служение Слова и могут испытать на себе общее действие Духа1, однако, не будучи действенно привлечены Отцом, они не пожелают и не смогут искренне прийти ко Христу, и поэтому они не могут быть спасены. Намного меньше способны получить спасение люди, которые не принимают христианскую веру2, даже если они будут как никогда прилежны и старательны, пытаясь построить свою жизнь в соответствии с естественным, природным разумом и законами той религии, которую они исповедуют3.

1. Мтф. 13:20-21; 22:14; Евр. 6:4-5; Мтф. 7:22-23.

2. Ин. 6:44-45, 64-66; 8:24.

3. Деян. 4:12; Ин. 4:22; 17:3.

План главы

Параграфы

1 I. Общее рассмотрение действенного призвания

А. На кого оно распространяется: на "тех, кого Бог предопределил к жизни"

Б. Его Автор - "Бог" (Отец)

В. Его время - "в назначенное и установленное Им время"

Г. Его действенность - "действенно призвать"

Д. Его средства - "посредством Своего Слова и Духа"

Е. Переход, который оно осуществляет, - "выйти из состояния греха и смерти, в котором они находятся по своей природе, и принять благодать и спасение через Иисуса Христа"

Ж. Его действие - "просвещая... забирая... обновляя... однако делая это так, что они приходят к Нему совершенно свободно и непринужденно..."

2-4 II. Специфические вопросы, связанные с действенным призванием

2 А. Вопрос, связанный с его действием

3-4 Б. Вопросы, связанные с его средствами

3 1. Посредничество Слова и люди, неспособные принять его умом

4(а) 2. Посредничество Слова и его неизбранные слушатели

4(б) 3. Посредничество Слова и не слышавшие его язычники

Комментарии


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь