Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I. Необходимость оправдания



Учение об оправдании подводит нас к центральному вопросу веры. Как я могу быть правым или справедливым перед Богом? Мы не поймем и не оценим оправдания до тех пор, пока не поймем тех проблем, которые связаны с данным вопросом. Велик ли Бог в святости и справедливости? Тот ли Он, Кто ни в коем случае не оправдает виновного? Являются ли реальностью Его безупречная чистота, Его сияющая святость и Его пылающий гнев? Это с одной стороны. А с другой, являемся ли мы падшими, виновными грешниками? Вполне ли мы заслужили смерть как возмездие за грех? Если мы серьезно задавали себе такие вопросы и отвечали на них, тогда мы действительно оценим вопрос: "Как можем мы быть правыми перед Богом?" Библия ставит перед нами этот вопрос самым непосредственным образом (Пс. 129:3; 142:2; Рим. 3:19-20; Втор. 25:1). Несправедливый суд - это мерзость перед Богом. Он является Судьей, и Он должен судить справедливо. Если это так, то как мы избежим Его вечного осуждения?1

II. Автор оправдания

Автором, или инициатором, нашего оправдания является Бог Отец (Рим. 3:24-26; 8:33). Мы никогда поэтому не должны думать, что нам надо оправдывать самих себя в очах Божиих, защищая грех, придумывая всяческие извинения или совершая для этого какие-то дела. Один только Бог может оправдать2.

III. Значение оправдания

А. Обычное, житейское употребление слова "оправдание"

Мы вынуждены проанализировать данный вопрос по следующей причине. Римско-католическая церковь учит, что оправдать - это значит сделать кого-то хорошим человеком, дать ему святую натуру и любвеобильный характер. Даже общепринятое употребление слова "оправдать" противоречит такому толкованию. Обычно, когда мы оправдываем самих себя, то не называем себя хорошими, а заявляем или объявляем, что мы правы3. Тот же смысл вкладывается в данное слово в Писании при рассмотрении житейских вопросов (Втор. 25:1; Прит. 17:15; Лк. 7:29; Рим. 8:33-34). В Писании это слово используется как антоним слову "осуждение". Осудить - это не значит сделать кого-то нечестивым и грешным; это означает объявить или провозгласить такого человека нечестивым и грешным. Кроме того, слова Послания к Римлянам 8:33-34 следует рассматривать в контексте судебного разбирательства. Обратите внимание на фразу: "Кто будет обвинять избранных Божиих?" Оправдание - это не какая-то перемена в нас, а вердикт по отношению к нам. В деле оправдания Бог действует как судья, а не как хирург.

Б. Его уникальное и искупительное значение

Но если слово "оправдывать" означает "провозглашать праведным", то вопрос, заданный ранее, становится еще более острым: "Как может Бог оправдывать неправедных?" (Втор. 25:1; Прит. 17:15). Библия, однако, провозглашает, что Бог на самом деле оправдывает нечестивых (Рим. 3:19-24; 4:5). При этом Он не является несправедливым, поступая так (Рим. 3:26). Что же дает Ему возможность быть справедливым, когда Он оправдывает неправедных и нечестивых?

Когда Бог оправдывает грешника, то Он не только провозглашает его праведным, но Он также делает его таковым, чтобы провозглашение праведным было справедливо (Рим. 5:19). В этом состоит уникальное, искупительное значение оправдания. Здесь, однако, надо быть осторожным, потому что Павел не имеет в виду, что человек делается хорошим, когда говорит, что многие "сделаются праведными". Он имеет в виду, что Бог причисляет такого человека к юридической категории праведных. Причина, позволяющая нам это говорить, состоит в том, что праведность, на которую Бог смотрит, когда оправдывает нас, не является нашей собственной, а является праведностью кого-то другого. Когда Бог оправдывает, то Он оправдывает не из-за праведности, которую мы накопили своим послушанием, но из-за праведности, полученной нами благодаря послушанию Христа (Рим. 5:17-19). Эта мысль подводит нас к пониманию того, на чем зиждется оправдание.

IV. Основание оправдания

Бог провозглашает нас праведными. Но на каком основании Он это делает? Что представляет собою праведность, которую Он принимает в расчет, когда говорит, что мы являемся праведными? Некоторые понимают Послание к Римлянам 4:3-5 так, что Бог смотрит на нашу веру или наше евангельское послушание как на основание для того, чтобы издать Свой вердикт о том, что мы праведны. Но такое толкование является полным предательством библейского учения об оправдании.

А. Его библейское доказательство

Следующие рассуждения доказывают истину, о которой уже говорилось выше. Во-первых, не сама по себе вера, а вера во Христа является той верой, о которой Павел говорит в Послании к Римлянам 4:5. Мы говорим о перстне, имеющем большую стоимость, хотя не сам перстень является таким драгоценным, а тот алмаз, который вставлен в него. Точно так же Павел говорит о вере. Она вменяется в праведность, потому что именно вера вмещает в себя и содержит в себе Христа. Во-вторых, наше послушание несовершенно и поэтому не соответствует Божьему совершенному стандарту праведности. Кроме того, даже если бы оно и было совершенным и безукоризненным, то все равно не могло бы достичь прощения грехов, которое является одной из составляющих оправдания. В-третьих, оправдание совершается не нашими делами (Рим. 3:20; 4:2; 10:3-4; Гал. 2:16; 3:11; 5:4; Фил. 3:9). В-четвертых, оправдание совершается по благодати. Оно не является наградой за что-либо, сделанное нами (Рим. 3:24-28; 5:15-21). В-пятых, оправдание сокрыто во Христе (Деян. 13:38-39; Рим. 8:1; 1 Кор. 6:11; Гал. 2:17). Мы оправданы благодаря союзу со Христом, а не по нашим собственным делам или заслугам. В-шестых, оправдание совершается благодаря крови Христа и Его смерти (Рим. 3:24-25; 5:9; 8:33-34). В-седьмых, оно совершается праведностью Божией (Рим. 1:17; 3:21-22; 10:3; Фил. 3:9). Это в самом деле странная интерпретация, которая определяет великую праведность Бога, упомянутую в этих стихах, как нашу веру или наше евангельское послушание4. Наконец, оправдание основано на праведности послушания Христа (Рим. 5:17-19). Согласно всем этим причинам основанием нашего оправдания в очах Божиих, когда Он объявляет нас праведными, должно быть только лишь послушание Христа.

Б. Его двойной характер - активное и пассивное послушание

Параграф 1 Вероисповедания ясно формулирует классическое протестантское различие между активным и пассивным5 послушанием Христа. Это различие было многими понято так, что повлекло за собой деление того дела, которое совершил Христос, на две части, или раздела. Совершенная жизнь в послушании закону Божию до креста, но не включая его, рассматривается как активное послушание Христа. Его страдание на кресте рассматривается как Его пассивное послушание. Такое понимание, однако, не имеет библейского подтверждения. Активное и пассивное послушания Христа - это не две отдельные, изолированные друг от друга части того дела, которое совершил Христос; они являются Его единым делом, которое рассматривается с двух сторон. Например, Послание к Филиппийцам 2:8 описывает Христа "послушным даже до смерти, и смерти крестной". Во многих местах крест рассматривается как кульминационное послушание Христа воле Отца (Ин. 14:31; 15:10; Рим. 5:17-19; Евр. 5:8-9; 10:5-10).

Если в Библии нет никакого деления послушания Христа на две отдельные друг от друга части, то почему это деление необходимо? Ответ состоит в том, что у нас есть двойная нужда, если мы хотим наследовать вечную жизнь. Мы нуждаемся, во-первых, в прощении вины наших грехов. Это обеспечено пассивным послушанием Христа, Его страданием, когда Он понес на Себе наказание закона. Во-вторых, нам нужен дар абсолютной праведности. Это обеспечено активным послушанием Христа, Его послушанием заповедям закона Божия и всем остальным указаниям, данным Ему в соответствии с предписывающей волей Отца.

Пример Адама поможет нам понять это. Христос является Вторым Адамом, но Его миссия усложнилась из-за падения Первого Адама. Что надо было Адаму сделать, чтобы наследовать вечную жизнь?6 Ему надо было просто повиноваться закону, записанному в его сердце, и особой заповеди, которую Бог дал ему. Что надо было сделать Христу, чтобы мы могли наследовать вечную жизнь? Ему надо было аннулировать то, что совершил Адам, разрешить вопрос нашей вины и сделатьто, что Адаму не удалось сделать, - проявить абсолютное послушание. Первое было обеспечено страданиями Христа, или пассивным послушанием. Второе было обеспечено праведностью Христа, или активным послушанием. Слава Второго Адама намного превосходит славу Первого Адама, что видно в сравнении как обстоятельств их жизни, так и требований, которые предъявлялись к их послушанию. Первому Адаму надо было повиноваться в саду Едемском, в то время как Второй Адам должен был повиноваться в пустыне греховного мира. Первому Адаму надо было всего лишь отказаться есть плод от запретного дерева, в то время как Второму Адаму надо было умереть на древе, на кресте.

Христианин, не смотри на самого себя, чтобы заслужить милость и благоволение Бога.

Взирай только на Христа как на причину и основание Божьего оправдания,

Радуйся оправданию, совершенному, данному даром и необратимому;

Гордись тем делом, которое Христос совершил для тебя, его полнотой и совершенством.

V. Средство оправдания

А. Установление факта

Только благодать веры является средством оправдания. Это подтверждается целым рядом мест Писания, в которых вера утверждается как единственное средство оправдания, а дела закона как такое средство категорически отвергаются (Рим. 1:17; 3:27-31; Фил. 3:9; Гал. 2:16). В этих стихах акцент делается на веру; в них подчеркивается то центральное место, которое вера занимает в Писании. Именно она, а не что-нибудь иное является средством оправдания.

Б. Объяснение факта

Почему именно вера, а не какая-то другая добродетель избрана Богом в качестве средства оправдания? Причина заключается не в том, что вера - это дар Божий. Все добродетели являются дарами Бога, и однако только вера является средством оправдания. Посланиек Римлянам 4:16 и Первое послание к Коринфянам 1:29-31 указывают на это средство потому, что оправдание дается исключительно по благодати на основании праведности другого. Бог оправдывает нас по вере, чтобы мы познали, что спасение совершается только для Его славы, только по благодати и только через Христа. Вера подобна пустой руке, которая хватается за Христа. Вера берет, получает, взирает. Она оправдывает потому, что концентрирует все внимание на Христе, и человек, отворачиваясь от себя, начинает взирать на Христа.

В. Защита факта

Может ли человек верить и продолжать жить нечестивой, греховной жизнью? Классическое утверждение реформаторского богословия по этому поводу имеется в параграфе 2. Мы оправданы только по вере, но не по пустой, мертвой вере (Гал. 5:6; Иак. 2:17, 22, 26). Истинная вера всегда производит благочестивую жизнь.

Оправдание только по вере и церковное единство

Уже отмечалось, что Вероисповедание 1689 года полностью согласуется с учением всей протестантской Реформации об оправдании. Кроме того, во многих случаях в своих утверждениях оно явно противоречит доктринам Римско-католической церкви. Враждебность к католицизму так сильна, что в главе 26 (параграфе 4) папство даже отождествляется с антихристом. Конечно, в своем учении об оправдании лидеры Реформации прежде всего рассматривали Римско-католическую церковь как отступницу. Поскольку Римско-католическая церковь никогда не отказывалась от заблуждений церковного собора в Тренте по вопросу оправдания, то нет никаких причин думать, что ее учение по данному вопросу сколько-нибудь изменилось с тех пор. Более того, заблуждения собора в Тренте показывают не только серьезное уклонение от доктрины оправдания, но и полное опровержение всей его религиозной направленности7. Как таковое, учение Реформации по данному вопросу, кратко изложенное в Вероисповедании 1689 года, никогда не может быть согласовано с учением церковного собора в Тренте.

Нашего внимания требует вопрос: "Насколько важной является доктрина оправдания для христианской веры?" Этот вопрос можно сформулировать иначе, направив его в практическую сторону: "Будет ли правильным объединяться и сотрудничать в религиозных или евангелизационных мероприятиях с католиками?" Конечно же, сотрудничать для достижения религиозных целей с христианами, с которыми мы расходимся по некоторым вопросам, вполне законно и допустимо. Особенно, если эти вопросы не являются фундаментальными, или основными, в христианской вере. В отношении таких вопросов братья-христиане могут договориться о том, что каждый остается при своем мнении, продолжая, несмотря на это, рассматривать друг друга как истинных христиан.

Но в вопросе об оправдании Библия не допускает никакой неопределенности. Апостол Павел в своих двух посланиях, в которых подробно разбирается доктрина оправдания, очень ясно говорит о том, что эта доктрина является одной из основных доктрин Евангелия. В Послании к Римлянам 1:16 Павел утверждает, что Евангелие есть "сила Божия ко спасению". В следующем стихе Павел объясняет причину этой спасающей силы Евангелия. Он говорит: "В нем открывается правда Божия". Данное утверждение означает, что доктрина вменения праведности Божией ("правда Божия") людям является основной, когда мы говорим о спасающей силе Евангелия. Это становится еще яснее, когда после долгого объяснения полной безнадежности мира, находящегося в своем грехе, Павел открывает единственный источник избавления от гнева Божия. Этим источником избавления является откровение праведности Божией (Рим. 3:21), которое Павел продолжает излагать как учение об оправдании только по вере в классической формулировке этой доктрины в Библии (Рим. 3:21-5:21).

Послание к Римлянам ясно указывает на важность данного учения в спокойных и сдержанных богословских выражениях, Послание же к Галатам показывает его сущность через бурное апостольское негодование. Здесь в ответ на угрозы иудействующих христиан Павел посылает проклятия в адрес каждого, кто превращает Евангелие в систему спасения через дела и обряды (Гал. 1:8-9; 3:10; 4:30; 5:12). Классическое утверждение центрального положения, закрепленного в доктрине оправдания, мы находим в Послании к Галатам 5:4: "Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати". Таким образом, Павел поясняет, что уклонение от этого учения является отступничеством от Христа и потерей той благодати, без которой люди не могут быть спасены. Поэтому учение Римско-католической церкви об оправдании - это не просто ошибка или даже серьезное заблуждение. Оно является ересью, заблуждением, касающимся самих основ веры, в отношении которого ни один христианин, имеющий добрую совесть, не сможет согласиться, что в данном вопросе каждый может оставаться при своем мнении. Не может быть никакого религиозного сотрудничества с теми, кто придерживается ереси.

Об усыновлении

Всех тех, кто оправдан1, Бог удостоил2 в Его единородном Сыне Иисусе Христе и ради Него3 стать соучастниками благодати усыновления, посредством которой они включены в число детей Божиих и пользуются их свободами и преимуществами; Его имя начертано над ними4; они получают духа усыновления, имеют доступ к престолу благодати с дерзновением и им дано право взывать: "Авва, Отче"5; к ним проявляются милосердие и сострадание, они защищаемы, обеспечиваемы и дисциплинируемы Им как Отцом, однако они никогда не покидаются Им, но являются запечатленными в день искупления6 и наследуют обетования как наследники вечного спасения7.

1. Гал. 3:24-26.

2. 1 Ин. 3:1-3.

3. Еф. 1:5; Гал. 4:4-5; Рим. 8:17,29.

4. Рим. 8:17; Ин. 1:12; 2 Кор. 6:18; Откр. 3:12.

5. Рим. 8:15; Еф. 3:12; Рим. 5:2; Гал. 4:6; Еф. 2:18.

6. Пс. 102:13; Прит. 14:26; Мтф. 6:30,32; 1 Пет. 5:7; Евр. 12:6; Ис. 54:8-9; Плач. 3:31; Еф. 4:30.

7. Рим. 8:17; Евр. 1:14; 9:15.

План главы

Параграфы

1 I. Основание усыновления

А. Кто получает его: "Все те, кто оправдан"

Б. Его источник: "Бог удостоил"1

В. Его основание: "В Его единородном Сыне Иисусе Христе и ради Него"

II. Благословения усыновления2

А. Включение в семью Божию

Б. Принятие сыновнего характера

В. Переживание на личном опыте отцовского отношения со стороны Бога

Г. Получение обещанного наследства

Комментарии

Отрывки из Писания и план данной главы, приведенные выше, служат базисом для тематического изучения усыновления. В последующем изложении будет рассмотрен ряд глубоких библейских и практических вопросов под общим заголовком библейской доктрины усыновления3. Я решил разделить данное изучение на две основные подтемы: "Усыновление в истории искупления" и "Усыновление в применении спасения". Это деление заслуживает краткого комментария. Богословы обычно и совершенно правильно проводят различие между историей искупления, historia salutis (история спасения), и применением спасения, ordo salutis (порядок спасения). В историю спасения, historia salutis, включены основные, объективные события истории искупления, которые относятся ко всему народу Божию как единому целому (воплощение, распятие и воскресение Христа, а также сошествие Духа в День Пятидесятницы). Ordo salutis (порядок спасения) предполагает рассмотрение событий, составляющих наш личный, индивидуальный опыт спасения (возрождение, вера, оправдание). Совершенно очевидно, что эти две области изучения отличны, но также и тесно связаны с историей искупления, формируя необходимый фон для изучения спасения. Структура данного изложения предполагает и подразумевает, что усыновление занимает важное место в обоих названных областях изучения. Это также означает, что учение Библии об усыновлении в истории искупления является необходимым для понимания данного учения в отношении отдельно взятого человека, когда мы говорим о спасении.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь