Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I. Усыновление в истории искупления



А. Первоначальный статус сыновства - сыновство Адама

Библейское слово, обозначающее усыновление (которое используется только пять раз в Писании, и только в Новом Завете - Рим. 8:15, 23; 9:4; Гал. 4:5; Еф. 1:5), буквально означает "ставить в положение сына". Поэтому никакое обсуждение усыновления, которое не принимает во внимание более широкого библейского учения на тему сыновства, не будет абсолютно правильным. Данное учение, несомненно, предполагает, что Адам первоначально являлся сыном Божиим. Это ясно выражено в Евангелии от Луки 3:23 и 38, а также видно в книге Бытие 1:26-27 и 5:1-3, где идея рождения по образу своему тесно связана с идеей сыновства. Последняя мысль показывает, что концепция сыновства не ограничена статусом или правовыми отношениями. Статус имеет, конечно же, особое значение в усыновлении. Сыновство, однако, также включает в себя понятие наследуемой общей природы (Ин. 5:18-23; 8:33-47).

Книга Бытие (Быт. 2:17; 3:24) и в целом вся Библия свидетельствуют, что это первоначальное состояние сыновства по отношению к Богу было потеряно, когда Адам пал. Таким образом, после грехопадения привилегия быть сыном Божиим стала почти исключительно ограничиваться теми людьми, которые являются объектом искупительных намерений Бога и отношений завета (Быт. 6:2; Исх. 4:22-23; Ин. 1:12-13). Однако именно первоначальная связь с Адамом объясняет иногда встречающиеся упоминания о том, что все люди являются родом Божиим или Его потомками (Деян. 17:28-29 и, возможно, Послание к Евреям 12:9). Люди по-прежнему могут быть описываемы как сыны Божии в том смысле, что они получают свою жизнь от Творца и что они в определенном смысле являются объектами Его заботы и провидения (Деян. 17:25-28), но это верно только в ограниченном смысле. Все повествование Библии является рассказом о том, как первоначальная сыновняя связь человечества с Богом как с Отцом восстановлена благодаря той работе, которую совершил Христос. Только когда люди снова разделяют природу Бога и на них распространяется Его особая милость, только тогда они в полном смысле являются Его сынами. Джон Мюррей подчеркивал: "Заменить весть об отцовстве Бога, которое основано на искуплении и усыновлении, вестью о Его всемирном отцовстве - значит аннулировать Евангелие"4.

Б. Типичный символический статус сыновства - усыновление Израиля

Один из пяти случаев усыновления, о которых говорится в Библии, ясно и подробно описывает усыновление Израиля как народа (Рим. 9:4). Павел, перечисляя великие привилегии, которыми пользовался народ Израильский, говорит прежде всего об усыновлении. Наличие артикля в греческом тексте показывает, что это усыновление было определенным, хорошо известным фактом. Израиль часто описывается в Ветхом Завете как сын Божий (Исх. 4:22; Втор. 32:5-6, 18-20; Ис. 45:9-11; Иер. 31:9; Мал. 2:10). Особая ссылка делается, однако, на те стихи, которые говорят об освобождении Израиля от рабства вместе с упоминанием о сыновстве Израиля (Исх. 19:4-5; Втор. 7:6-8; Иез. 16:1-15; Иер. 3:1-22). Эти ссылки, говорящие об усыновлении Израиля, указывают на тот факт, что Израиль был избран своим Отцом, усыновившим его; эти стихи также указывают на беспомощность и рабство, в котором Израиль находился прежде, а также на его освобождение из рабства Иеговой, что в итоге выразилось в Его отцовской заботе о нем.

Такое понимание усыновления Израиля ясно указывает на его символический характер. Рабство в Египте и избавление от него, формирующие ту атмосферу, в которой представлено усыновление Израиля, являются символическими. Они говорят о подлинном рабстве людей во грехе и об избавлении от этого рабства посредством работы, совершенной Христом. Это также отчетливо видно из всего контекста той части послания Павла, которая касается усыновления. В том самом месте, где Павел говорит об усыновлении, его сердце преисполнено печалью и скорбью из-за их отвержения Христа и их неспасенного состояния (Рим. 9:1-3; 10:1-3). Ясно, что это совершенно другое усыновление, отличное от того, которое делает людей "сонаследниками Христу" и гарантирует их окончательное спасение (Рим. 8:15-17,23). Это усыновление полностью отличается от того усыновления, или принятия, о котором говорится в Евангелии от Иоанна 1:11-13. В этом Евангелии (1:11) израильтяне описываются как "свои", т. е. свои Христу. Совершенно ясно, что это является ссылкой на особый статус завета, которым обладал Израиль и который часто описывается в Ветхом Завете с точки зрения сыновства. В Евангелии от Иоанна 1:12-13 сыновство, однако, ограничивается теми, которые "приняли Его, верующими во имя Его... которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Богародились". Два измерения искупительного сыновства видны в этих стихах. Стих 13 говорит о рождении от Бога и, как следствие этого, о наследовании Божественной природы. Однако в стихе 12 слова "верующим во имя Его дал власть (или право) быть чадами Божиими" являются, безусловно, ссылкой на официальный, правовой статус приемного сыновства. Таким образом, косвенно в Послании к Римлянам 9:4 и явно в Евангелии от Иоанна 1:11-13 показан контраст между символическим сыновством, о котором говорится в Ветхом Завете, и подлинным, реальным, а не символическим сыновством, которое даруется в Новом Завете.

Об этом контрасте не должны забывать те, кто в интересах защиты детокрещения имеет тенденцию сглаживать различия между Ветхим Заветом и Новым Заветом. Сыновство Ветхого Завета и сыновство Нового Завета символически связаны друг с другом, однако они не одно и то же. Верно, что как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете все сыны Божии должны быть отмечены знаком завета. Поэтому в Ветхом Завете все сыны Божии были обрезаемы. В Новом Завете все сыны Божии должны быть крещены. Но нельзя забывать о том, что в Новом Завете этот статус не даруется на ветхозаветном основании рождения от крови, плоти или хотения мужа. В Новом Завете "власть (право) быть чадами Божиими" даруется только тем, кто принимает Христа.

В. Реальный статус сыновства - усыновление церкви

В то время как общее усыновление церкви как новозаветного Израиля подразумевается в Послании к Римлянам 8:15, 23 и Послании к Ефесянам 1:5, ссылка Послания к Галатам 4:5 на усыновление совершенно ясно относится к общему усыновлению церкви как к историческому событию, связанному с искуплением. Весь контекст Послания к Галатам подтверждает данное утверждение. Основное внимание в этом послании обращено на опровержение позиции иудействующих христиан, которые спорили, доказывая необходимость соблюдения обрядов, связанных с законом (обрезание, постановления о пище, религиозный календарь), чтобы быть оправданными. Ответ Павла на этот довод состоит нетолько в изложении и разъяснении учения об оправдании исключительно по вере. Он, скорее, заключается в доказательстве того, что все, чему иудействующие христиане придавали особо важное значение, было только временным. Таким образом, все основание учения тех людей, которые ратовали за иудаизм, было полностью разрушено. Это означает, однако, что не только ordo salutis (порядок спасения) и оправдание по вере, но также historia salutis (история спасения) и второстепенный и временный характер Моисеева завета доминируют в Послании к Галатам. Кроме того, во всем контексте этого послания доминирует тема истории искупления. Глава 3 Послания к Галатам говорит о том, как обетование, данное Аврааму, предшествовало Моисееву закону как в истории, так и по своей важности. Послание к Галатам 3:23 говорит о периоде "до пришествия веры", а стих 25 - о периоде "по пришествии веры". Эти термины следует воспринимать в историческом смысле. Другими словами, Павел не говорит о приходе веры к человеку при его обращении, а говорит о пришествии веры в этот мир через ее откровение в историческом событии пришествия Христа. Поэтому в Послании к Галатам 4:4 он говорит: "...когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего..." Усыновление, которое явилось следствием этого (стих 5), он противопоставляет периоду, бывшему до пришествия Христа, когда несовершеннолетние дети Божии "были порабощены вещественными началами мира" (стих 3). Это усыновление церкви через искупительную работу Христа включает благословения, простирающиеся намного дальше тех временных привилегий, которые были дарованы через общенародное усыновление Израиля. Согласно Посланию к Галатам 4:6-7 сыновство дает благословения пребывающего в нас Святого Духа и вечного наследства. Эти благословения не относятся к тому состоянию рабства и оков, в которых содержался народ Израильский, имея все свои привилегии (Гал. 4:1-3, 5, 7).

Здесь необходимо дать некоторое пояснение. В данном случае не говорится, что отдельные личности во времена Ветхого Завета никоим образом не обладали благословениями пребывающего в них Святого Духа и вечного наследства. Отдельные люди действительно имели такие благословения. Здесь только говорится о том, что эти благословения не принадлежали всему Израилю, получившему национальное, общенародное усыновление. Данные благословения принадлежат церкви как единому целому, благодаря ее усыновлению, потому что церковь состоит только из тех людей, которые приняли Христа. (Обратите внимание на объяснения, данные к главам 11:6 и 21:1 настоящего Вероисповедания.)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь