Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II. Посредничество спасающей веры



Библия многократно подтверждает то, что вера во Христа является средством в деле спасения. Она ясно учит, что в деле спасения вера занимает главное место. Мы спасены по вере (Рим. 1:16-17; 10:9; Еф. 2:8). Мы будем спасены по вере (1 Пет. 1:8-9; Евр. 10:38-39). Мы приняли вечную жизнь верой (Ин. 20:31). Мы живем верой (Гал. 2:20; 3:11). Все составные части спасения, или вечной жизни, являются нашими по вере: оправдание, прощение (Деян. 10:43; 26:18), усыновление (Гал. 3:26; Рим. 4:14, 16), принятие Духа Святого (Гал. 3:2, 5, 14, 22; Еф. 1:13; Ин. 7:39) и стойкость до конца (Евр. 4:3; 6:12; 10:39; 1 Пет. 1:5). Вот почему слово "вера" встречается свыше 600 раз в Новом Завете. Но все же почему вера является средством в деле спасения?

С одной стороны, вера является средством не только потому, что она - дар Божий. Ведь дарами Бога являются также любовь, покаяние, надежда, послушание и всякая другая добродетель. Она выступает как средство в деле спасения, ибо подчеркивает и указывает на тот факт, что спасение совершается по суверенной, независимой благодати, которая дается даром. Она доводит до минимума опасность, что то состояние, которое Богу угодно требовать от людей, может уменьшить или затмить славу Божией благодати. Спасение имеет своей великой целью славу Бога в Его благодати. Все рассчитано, чтобы достичь этой единственной великой цели в деле спасения (1 Кор. 1:29-31; 2 Кор. 5:18). Поскольку спасение рассчитано или задумано так, чтобы достичь этой цели, то оно совершается по вере (Рим. 4:16; 4:2, 5, 20-21). Вера ясно показывает милостивый характер спасения. Ее сущность состоит в том, чтобы смиренно доверить себя другому. Один пуританин назвал веру "самоопустошающей добродетелью" и описал ее как "добродетель, которая избавляет человека от него самого и приносит всю честь и славу Христу и благодати, которая дается даром". Другой пуританин использовал выражение "смотрящая из себя" для описания веры, желая, таким образом, указать на то, что она смотрит за пределы самой себя и взирает на кого-то другого. Вера определена быть средством в деле спасения по той же самой причине, по которой армия Гедеона была сокращена до 300 человек. Вера подобна тем тремстам воинам Гедеона. Почему Бог сказал Гедеону отправить назад двадцать две тысячи человек, а затем еще десять тысяч? Книга Судей 7:2 дает нам ответ: "И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: "Моя рука спасла меня". Вера является средством, потому что сама по себе она ничего не представляет. Она является пустой, протянутой рукой, хватающейся за Христа, пустой тарелкой, предназначенной для евангельской пищи. Если бы покаяние, любовь, добрые дела и послушание были средствами получения Божьего спасения, тогда некоторые могли бы подумать, что они своими делами заслужили себе спасение. Эти вещи фокусируют внимание на самих себе. Вера же сосредоточивает все внимание на Христе и благодати.

III. Отношения веры

Рассмотрим несколько специфических вопросов, касающихся отношения веры к другим важным вопросам.

А. Вера и уверенность в спасении

Уверенность в спасении может быть определена как знание, как вера человека в то, что он имеет вечную жизнь и войдет в вечную жизнь в последний день. Сделаем два необходимых замечания, касающихся отношений веры и уверенности.

Вера не является уверенностью в спасении. Библейская терминология проводит ясное различие между верой и уверенностью. Есть библейские слова, которые имеют значение личной уверенности. Это "доверие" и "надежда". Библия не использует эти слова в качестве главных для описания спасающей веры. Вера, с одной стороны, и надежда, и доверие, с другой, эти слова никоим образом не являются взаимозаменяемыми и равнозначными. Эти слова отличаются друг от друга на иврите и в греческом языке. В греческом переводе Ветхого Завета, называемом Септуагинта, тоже учитывается это различие4. Библейским основанием веры всегда является Слово Божие. Это ясно говорит о том, что вера и уверенность - не одно и то же. Писание нигдене утверждает, что Сэмюел Волдрон обладает вечной жизнью. Если бы оно говорило об этом, тогда иметь уверенность было бы актом веры для меня. Но Писание нигде не утверждает, что кто-либо из нас по своему имени является христианином. Поэтому вера не является уверенностью.

Вера, как мы уже рассмотрели, - это убежденность в истине Евангелия и отдача, посвящение себя Христу, о котором говорит Евангелие. Ясно, что это не является определением уверенности. Уверенность - это знание человеком того факта, что он имеет спасение.

Вера - это средство, являющееся орудием в деле спасения. Сказать, что вера включает в себя уверенность, - значит сказать, что человек должен верить, что он спасен, с тем чтобы быть спасенным. Это логическое противоречие. Грешник приходит ко Христу потому, что он верит, что он не спасен, а не потому, что он верит, что он спасен. Если мы принимаем спасение по вере, то вера не может быть уверенностью в том, что мы спасены. Все эти обстоятельства вынуждают нас очень ясно и четко проводить различие между верой и уверенностью в спасении.

Вера неотделима от уверенности в спасении. В сердце каждого верующего человека посеяно семя уверенности. Это так потому, что вера, которая была проявлена при обращении, принимает Духа усыновления (Гал. 3:2; 4:6). Дух усыновления дает семя уверенности, потому что благодаря Ему усыновленный взывает: "Авва, Отче!" (Рим. 8:15; Гал. 4:6). Это проявляется и в том факте, что каждый верующий отмечен даром надежды и упования (1 Фес. 1:3-4; 1 Пет. 1:3). Уверенность сочетает в себе упование и тесно связанное с ним доверие. Она может быть определена на основании Писания как личное, очистительное, позитивное и непоколебимое ожидание, обращенное к невидимому будущему и основанное на Боге и Его Слове (Пс. 118:74, 81, 114; Деян. 24:15; Рим. 8:24-25; Фил. 1:20; Евр. 3:6; 6:19; 1 Ин. 3:1-3).

Несколько практических выводов следуют из этой связи между верой и уверенностью в спасении. Если кто-то действительно верит, что вера является по существу уверенностью, тогда всякий раз, когда такой человек борется, чтобы обрести уверенность, эта борьба сама по себе будет иметь тенденцию украсть у него уверенность. Сам факт того, что иногда такой человек ставит под сомнение свое спасение, будет еще одним аргументом в пользу того, что он не спасен. Учение о том, что вера - это уверенность, является препятствием для слабых святых, которые борются, чтобы иметь уверенность.

Понимание этого избавляет нас от ненужных и вводящих в заблуждение бесед и советов, касающихся борьбы за обретение уверенности. Мистер Типичный Евангельский Верующий часто говорит душе, обеспокоенной вопросом уверенности: "Перестань сомневаться! Просто доверяй Богу!" Если бы вера была уверенностью, то такие увещевания вполне бы сгодились. Иногда, однако, человек не столько не доверяет Богу, сколько не доверяет себе.

Понимание этого избавляет нас от того умонастроения, которое выступает против всякого самоисследования и использования доказательств и очевидных факторов в вопросе уверенности в спасении. Этот склад ума характерен для тех, кто верит, что вера - это уверенность. Если вера - это уверенность, тогда все, что подрывает уверенность, является плохим и законническим. Искание признаков благодати является плохим. Самоисследование плохо. Проповедь, призывающая к самопроверке, является плохой. Вера, однако, не должна приравниваться к уверенности. Что является плохим для уверенности некоторых людей в спасении, может быть совсем не плохим для них.

Понимание этого дает всякому истинному верующему надежду на то, что уверенность может расти. Она может расти, потому что является результатом и неотделимым побочным продуктом веры во Христа. Семя уверенности уже присутствует в Духе усыновления и даре надежды и упования. Уверенность поэтому не является вопросом всего или ничего. Подобно всем другим добродетелям, мы можем возрастать в добродетели упования и уверенности в спасении. Мы можем знать больше о Духе усыновления. Более сильная вера, более активная вера будет более уверенной верой. И, наоборот, наполненная сомнениями и ослабевающая вера характеризуется усилиями и борьбой за приобретение уверенности в спасении. Борьба за уверенность тех, к кому было направлено Первое послание Иоанна (5:13), явилась следствием сомнений, возникших в ихумах из-за ереси гностиков, появившейся в их церквах (2:18-27; 4:1). Таким образом, это была борьба веры, вызвавшая борьбу за уверенность. Способом усиления уверенности являются действие и проявление веры во Христа. Это та вера, которая основывается на Христе, действует любовью (Гал. 5:6) и познает возрастающую степень дара уверенности (2 Пет. 1:5-10).

Б. Вера и ложная вера

Существование ложной веры ясно показано в Писании (Ин. 2:23-25; 8:30-33; Деян. 8:13). Открывая нам в Своем Слове то, что существует ложная, или притворная, вера, Бог неизбежно ставит перед нами вопрос: "Является наша вера настоящий или же ложной?" Если мы серьезны в отношении наших душ, тогда невозможно избежать данного вопроса или обойти его стороной.

Природа ложной, притворной веры и природа истинной веры отличаются. В соответствии с параграфом 3 данного Вероисповедания они разнятся не только по длительности, но также и по своей сути. Этому учит нас Священное Писание (Иак. 2:14; 2 Пет. 1:1; 1 Ин. 5:4). Одним из основных различий между истинной верой и ложной верой является то, что ложная вера - временная вера. Это, однако, не единственное отличие. Если бы это было единственным отличием, то из этого следовало бы несколько выводов. Во-первых, не могло бы быть никакой уверенности в спасении до тех пор, пока человек не проявил стойкости и верности до конца. Если бы только посредством стойкости мы могли узнавать, что наша вера является настоящей, а не ложной, то тогда не могло бы быть никакой уверенности в вечной жизни. А это противоречило бы учению Библии о реальности уверенности. Во-вторых, временный верующий был бы временно оправдан, усыновлен и прощен (Деян. 10:43; Рим. 1:16). Если бы временная вера являлась точно такой же по своей природе, как и истинная вера, то это означало бы, что временный верующий исполнил условие спасения. Следовательно, Бог был бы вынужден, согласно Своим обетованиям, спасти временного верующего на какое-то время. Но невозможно быть временно оправданным, усыновленным или прощенным. Это арминианизм.

Характер ложной веры отмечен отсутствием трех качеств, или особенностей, которые присущи спасающей вере.

1. В спасающей вере беззаветная привязанность ко Христу является более важной, чем все остальные привязанности и посвящения. (Это является корнем всех других признаков.) Ложная вера отмечена неглубокой, поверхностной убежденностью и отдачей (Лк. 8:13; Ин. 2:23-3:1). Подлинная вера отмечена глубокой убежденностью в истине Евангелия и посвящением Христу, о Котором говорит Евангелие (Иак. 2:20-24; Быт. 22:12-18; Лк. 14:25-35; 1 Пет. 2:7; Ин. 6:68; Мр. 8:34-38).

2. Спасающую веру характеризует всеобъемлющая святость. Всеобъемлющая святость не означает совершенной святости. Она означает, что мы не выбираем, какие заповеди Христа предпочитаем исполнять, а какие - нет. Всеобъемлющее послушание означает, что в нас нет никакой причины для отказа повиноваться какому-либо повелению Христа, а есть искреннее желание и стремление исполнить все Его повеления (Ин. 6:60,68). Истинная вера принимает все слова Христа как истинные и верные и полностью подчиняется всем повелениям Христа. Авраам поверил самым тяжким словам Бога и повиновался Его самым трудным повелениям (Иак. 2:19-23; Деян. 3:22-23). Псалом 118 прекрасно иллюстрирует эту характерную черту веры (Пс. 118:6, 13, 66, 80, 86, 101, 104, 128, 160, 172).

3. Спасающую веру отмечает непрекращающаяся плодовитость. Поддельная вера часто проявляет себя тем, что является временной (Лк. 8:13). Иногда, однако, бесплодная, не приносящая плодов вера, или ортодоксальность могут продолжаться значительное время (Лк. 8:14; Иак. 2:19). Истинная вера отмечена тем, что она постоянно плодовита добрыми делами (Иак. 2:17,26; Гал. 5:6; Лк. 8:15).

Бога интересует вопрос: "Какого рода веру вы имеете?" Только спасающая вера дает право на обетования Божии. Следовательно, существует огромная разница между ложной и истинной верой. Нетрудно поэтому распознать ложную и истинную веру. И если вы желаете, то сможете узнать, является ваша вера спасающей верой или нет.

В. Вера и покаяние

Нет более важного вопроса, чем вопрос: "Что мне делать, чтобы спастись?" Кажется, однако, что Библия противоречит сама себе, когда дает два разных ответа на этот вопрос. Сравните Деяния 2:37-38 и Деяния 16:30-31.

"Покайся" или "веруй" является правильным ответом на вопрос: "Что мне делать, чтобы спастись?" А может быть, верны оба эти ответа? В книге Деяния святых Апостолов мы встречаем как один, так и другой ответ на данный вопрос. Чтобы найти ответ "покайся", смотрите Деян. 3:19; 5:31; 11:18; 17:30, а чтобы "веруй" - прочитайте Деян. 8:12-13; 10:43; 11:17; 13:39. Так что же все-таки надо - "покайся" или "веруй" - для того, чтобы спастись? Или надо и то, и другое? Если же необходимо и то и другое, то почему мы не всегда находим их рядом друг с другом?

Есть только одно решение этой проблемы, которое является логически последовательным и соответствующим тому, что написано в Библии. Хотя вера и покаяние являются разными дарами, они так тесно связаны, что одно никогда не существует без другого.

Покаяние и вера отличаются друг от друга. Не следует думать, что покаяние и вера - это два разных названия одного и того же. И содержание Библии не позволяет нам сделать такой вывод. Покаяние и вера описывают две разные реальности. Покаяние в греческом языке выражается двумя словами. Одно из них означает перемену ума в отношении Бога и греха. Другое означает поворот от греха к Богу. Вера - это убежденность в истине и отдача себя Христу. Она тесно связана с покаянием, но отличается от него. Покаяние и вера имеют разные цели (Деян. 20:21). Покаяние фокусируется на Боге и Его законе. Вера фокусируется на Христе и Его благодати. Покаяние и вера играют разные роли в спасении. Библия, например, никогда не говорит, что мы оправдываемся покаянием. Вера выдвигает на первый план благодать, которая дает спасение. Покаяние выдвигает на первый план ту перемену, которую производит спасение. Оно является необходимым ответом Богу и греху со стороны возрожденной души.

С другой стороны, как мы уже сказали, покаяние и вера так тесно связаны, что одно не может существовать без другого (Деян. 10:43 сравните с 11:17-18; 17:30, 34). Вы не можете покаяться, если не уверуете. Вы не можете веровать, если не покаетесь. Всякая истинная вера выражает покаяние. Всякое истинное покаяние выражает веру. Таким образом, как вера, так и покаяние необходимы для того, чтобы быть спасенным. При обращении к грешникам можно настаивать на чем-либо одном, потому что искреннее делание одного предполагает делание другого.

Несколько практических советов следуют из изучения связи веры и покаяния. Во-первых, нельзя отдавать какой бы то ни было приоритет вере или покаянию в их сравнении друг с другом. Во-вторых, покаяние является признаком спасающей веры. В-третьих, надо сбалансировано концентрировать внимание на этих двух евангельских обязанностях, если мы не хотим, чтобы одно из них или оба они были искажены. Наконец, надо делать упор на самую подходящую истину в каждой определенной ситуации.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь