Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II. Усыновление в применении спасения



Если Послание к Галатам 4:5 - это основной текст, говорящий об общем усыновлении церкви, то стихи 15 и 23 восьмой главы Послания к Римлянам должны рассматриваться как очень важные и необходимые для нашего учения об индивидуальном усыновлении христиан. (Послание к Ефесянам 1:5, будучи очень важным, является намного менее определенным и точным в своей ссылке на усыновление.) Возможно, что самой поразительной истиной, вытекающей из этих двух стихов, является то, что они имеют отношение к совершенно разным временным моментам. Ссылка Послания к Римлянам 8:15 на получение Духа усыновления в прошлом и обладание Им в настоящем совершенно ясно относится к усыновлению, которое имеет место при обращении5. Ссылка Послания к Римлянам 8:23 на усыновление, где написано, что "мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего", также ясно говорит об усыновлении, но об усыновлении, которое произойдет при воскресении. Эта двойная перспектива лучше всего объясняется на основании римских порядков и законов об усыновлении. Очевидно, что усыновление в Римской империи состояло как из домашней церемонии, совершавшейся перед свидетелями, когда усыновляемый ребенок легально переводился из сферы полномочий своего природного отца в распоряжение усыновляющего отца, так и из публичной церемонии, когда усыновленный ребенок торжественно провозглашался сыном своего нового отца. Хотя часто не было длительного промежутка времени между этими двумя событиями, однако данные обычаи объясняют, почему Павел мог так легко перейти от событий, имевших место в прошлом, к событиям, которые произойдут в будущем. Далее, данные стихи наводят на мысль, что Павел неимел в виду двух отличных друг от друга усыновлений, а говорит об одном усыновлении, которым мы сейчас законно обладаем, но которое должно быть публично признано в будущем.

А. Определение усыновления

Имея перед собой этот материал, содержащийся в 8-й главе Послания к Римлянам, и зная обстановку, в которой происходило усыновление, являющееся историческим событием, связанным с искуплением, мы теперь в состоянии попытаться дать определение этому усыновлению, которое является частью личных духовных привилегий каждого христианина.

Усыновление - это изменение официального, юридического статуса6 раба на статус сына Божия7, которое происходит по вере в момент соединения со Христом8, но которое будет публично явлено при воскресении9. Усыновление является актом Божией благодати, данной даром, которая проистекает из избирающей любви Бога и Отца в вечности10 и возрождающей силы Святого Духа во времени11. Божья благодать дарует Духа усыновления12 и привилегию быть одним из наследников Божиих13, как и все другие привилегии, обязанности и ответственность14.

Б. С чем связано усыновление

Если определение усыновления, изложенное и подтвержденное выше, является правильным, тогда из него вытекает следующее. Прежде всего очевидно, что усыновление занимает определенное место в вопросе спасения. Усыновлению логически и причинно (хотя и не хронологически) предшествуют призвание и духовное возрождение. Ключевым текстом в данном случае является Евангелие от Иоанна 1:12-13. Здесь поясняется, что люди, верующие во имя Христа и имеющие поэтому власть быть детьми Божиими, - это те, "которые... от Бога родились". Следовательно, рождение от Бога логически предшествует вере и получению права быть чадом Божиим. Эта связь подтверждается Евангелием от Иоанна 3:3-5, где говорится, что рождение свыше дает способность "увидеть" и "войти" в Царство Божие. ОтИоанна 1:12-13 также поясняет, что вера (принятие Христа) логически и причинно предшествует усыновлению. (Те, которые принимают Христа, получают право...) Эта взаимосвязь веры и усыновления подтверждается Посланием к Галатам 3:26: "Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса".

Намного труднее определить точную причинную взаимосвязь оправдания и усыновления. Божественная инициатива спасения (призвание и возрождение), несомненно, предшествует усыновлению. Ответ человека (вера, покаяние) также предшествуют ему. Усыновление является одним из тех благословений, которые даются в ответ на наше подчинение требованиям Евангелия. Таким образом, существует тесная логическая связь между усыновлением и другими благословениями, которые мы получаем, когда с верою откликаемся на Благую Весть. Есть все основания думать, однако, что оправдание логически предшествует усыновлению. Трудно представить себе Бога, усыновляющего кого-то, кто все еще считается находящимся под Его гневом. Поэтому кажется правильным верить, что оправдание предшествует усыновлению.

Есть основание с учетом толкования Писания утверждать, что дар Духа логически и причинно следует за усыновлением. Дар Духа не следует путать с работой Духа по возрождению, поскольку этот дар логически и причинно дается после проявления веры (Прит. 1:23; Ин. 7:37-39; Деян. 2:38; Гал. 3:2). Более того, логично думать об этом даре Духа как о даре Духа усыновления (Рим. 8:15; Гал. 4:5). Нам ясно говорится в Послании к Галатам 4:6, что Бог посылает этот Дух в сердца наши потому, что мы являемся сынами. Кроме того, работа Духа усыновления заключается в том, чтобы "свидетельствовать духу нашему, что мы дети Божии" (Рим. 8:16). Данная работа предполагает, однако, как свою логическую отправную точку то, что мы уже являемся усыновленными детьми Божьими.

В этом взгляде на ordo salutis (порядок спасения) заложен важный смысл. В то время как в богословском плане и практически предлагать людям возрождение, или рождение свыше, как ответ на их послушание Евангелию является ошибкой и вводит в заблуждение, то предлагать людям оправдание, усыновление и дар Духа, если они только примут Христа так, как Он даром предложен в Евангелии, является совершенно правильным. Мы не можем поэтому говорить людям, что они вынуждены жить христианской жизнью, используя свои нынешние ресурсы и способности. Напротив, они должны прийти ко Христу как беспомощные грешники и от Него получить все, что им нужно для жизни и благочестия. Им надо получить от Христа через протянутую руку веры огромные благословения оправдания, усыновления и дар Духа Святого. Как оправданные, усыновленные и исполненные силой сыны Божии, они должны затем жить христианской жизнью. Какие великие благословения, заключенные в Евангелии Христа, мы можем и должны предлагать людям!

Об освящении

1. Те, кто соединен со Христом, действенно призван и духовно возрожден, имея новое сердце и новый дух, сотворенные в них благодаря смерти и воскресению Христа1, также далее освящаются реально и лично2 через Его смерть и воскресение3 посредством Его Слова и Духа, обитающего в них4. Владычество греха разрушено, и его похоти все больше и больше ослабевают и умерщвляются, а они сами все больше и больше оживляются и укрепляются во всех спасительных добродетелях, чтобы на практике проявлять всю истинную святость5, без которой никто не увидит Господа6.

1. Ин. 3:3-8; 1 Ин. 2:29; 3:9-10; Рим. 1:7; 2 Кор. 1:1; Еф. 1:1; Фил. 1:1; Кол. 3:12; Деян. 20:32; 26:18; Рим. 15:16; 1 Кор. 1:2, 6:11; Рим. 6:1-11.

2. 1 Фес. 5:23; Рим. 6:19,22.

3. 1 Кор. 6:11; Деян. 20:32; Фил. 3:10; Рим. 6:5-6.

4. Ин. 17:17; Еф. 5:26; 3:16-19; Рим. 8:13.

5. Рим. 6:14; Гал. 5:24; Рим. 8:13; Кол. 1:11; Еф. 3:16-19; 2 Кор. 7:1; Рим. 6:13; Еф. 4:22-25; Гал. 5:17.

6. Евр. 12:14.

2. Это освящение охватывает всего человека, однако является несовершенным в этой жизни; в нем, в каждой части его личности, все еще пребывают остатки развращенности и испорченности1, из-за чего происходит постоянная и непримиримая борьба2: плоть желает противного Духу, а Дух - противного плоти3.

1. 1 Фес. 5:23; 1 Ин. 1:8, 10; Рим. 7:18,23; Фил. 3:12.

2. 1 Кор. 9:24-27; 1 Тим. 1:18; 6:12; 2 Тим. 4:7.

3. Гал. 5:17; 1 Пет. 2:11.

3. В этой борьбе остающаяся испорченность хотя и может на время одержать победу1, однако благодаря постоянному обеспечению силой, которая дается освящающим Духом Христа, возрождение побеждает2; и поэтому святые возрастают в благодати, совершенствуя святость в страхе Божием, стремясь к небесной жизни в евангельском послушании всем заповедям, которые Христос как Глава и Царь дал им в Своем Слове3.

1. Рим. 7:23.

2. Рим. 6:14; 1 Ин. 5:4; Еф. 4:15-16.

3. 2 Пет. 3:18; 2 Кор. 7:1; 3:18; Мтф. 28:20.

План главы

Параграфы

1 I. Описание освящения

А. Его начало в окончательном, безусловном освящении

Б. Его рост в постепенном, прогрессирующем освящении

1. Его характер - "реально и лично"

2. Его источник - "через Его смерть и воскресение"1

3. Его средства - "посредством Его Слова и Духа"

4. Его сущность:

C одной стороны, грех ослаблен и умерщвлен

C другой стороны, добродетель оживлена и укреплена

5. Его необходимость - "Старайтесь иметь... святость, без которой никто не увидит Господа"

2-3 II. Отличительные черты освящения

2 А. Борьба с грехом

1. Корни этой борьбы

2. Природа этой борьбы

3. Воюющие стороны в этой борьбе

3 Б. Возрастание в благодати

1. Трудности и препятствия в этом росте

2. Несомненный факт этого роста

3. Свойства и особенности этого роста

Комментарии

I. Определение освящения

Слово "освящать" в Библии означает "отделять от общего употребления для Бога". Когда что-то освящено, тогда оно становится особой собственностью Бога. В обычном распространенном и богословском употреблении термин "освящение" используется, когда говорится о человеке, который в своем практическом поведении постепенно и постоянно отделяет себя от греха для праведности в своей христианской жизни. Это общераспространенное использование данного термина для описания постоянного, продолжающегося роста христианина в святости является правильным (Ин.17:17,19; 1 Фесс.5:23; Рим.6:19,22; 1 Фесс.4:3,4,7; Евр.12:14), но оно не должно затмевать библейского учения о том, что в момент обращения христианин, по выражению Джона Мюррея, становится "окончательно и безусловно освященным"2. Реальность этого первоначального акта освящения подразумевается в параграфе 1 в словах "также далее освящаются". Его фундаментальный характер виден в утверждении Вероисповедания о том, что только те, "кто соединен со Христом, действенно призван и духовно возрожден, имея новое сердце и новый дух, сотворенные в них", "далее освящаются".

II. Его начало

Окончательное и безусловное освящение - это просто еще один способ описания той основной, радикальной перемены, которая происходит в духовном и нравственном состоянии грешника, когда он соединяется со Христом в действенном призвании и возрождении. Это свидетельствует о том факте, что постепенное прогрессирующее освящение не происходит в вакууме. Оно предполагает действенное призвание, возрождение, союз со Христом и даже оправдание. Возрождение, как и освящение, производит перемену в нас, т. е. в нашем нравственном характере (Ин. 3:3-8; 1 Ин. 2:29; 3:9-10). Оно является началом нравственной, духовной перемены, которую прогрессирующее освящение расширяет и продолжает. Когда мы думаем об освящении, то оченьчасто думаем о прогрессирующем, продолжающемся освящении. Однако, если говорить о частоте употребления слова "освящение", то оно чаще подразумевает окончательное освящение, нежели прогрессирующее. Подтверждением этому служит употребление в Библии слов разных частей речи с корнем "свят".

Прилагательное "святой" во множественном числе многократно используется для описания христиан в Новом Завете. Христиане являются "святыми". Поскольку все дети Божии, а не только немногие избранные, являются святыми, то использование этого определения в отношении верующих означает, что при обращении каждый делается святым, каждый становится окончательно и безусловно освященным (Рим. 1:7; 1 Кор. 1:2; 6:1; 2 Кор. 1:1; Еф. 1:1; Фил. 1:1; Кол. 3:12). Словосочетание "делать святым" и слово "освящать" часто используются для описания окончательного и безусловного освящения (Деян. 20:32; 26:18; Рим. 15:16; 1 Кор. 1:2; 6:11). Интересно, что в каждом из этих стихов используется один и тот же глагол, стоящий в страдательном залоге прошедшего времени (грам. форма "аорист" древнегреческого языка). Это говорит нам, во-первых, что освящение произошло в прошлом. Во-вторых, освященный человек был освящен кем-то другим. Бог освятил его. Бог был активен, а человек был пассивен в акте освящения. Существительное, часто переводимое как "святость" или "освящение", также используется для описания этого акта (1 Кор. 1:30; 1 Фес. 4:7; 2 Фес. 2:13; 1 Пет. 1:2).

Такое употребление данного слова заставляет нас сделать два вывода. Во-первых, освящение подразумевает духовную и нравственную перемену в сердце и поведении человека. Оно производит веру, послушание и сексуальную чистоту. Приобретение названных качеств является следствием действия Духа Святого (1 Кор.6:11; Рим.15:16), и поэтому освящение - это больше, чем просто изменение нашего юридического статуса или духовного положения. Оно включает нравственное обновление (1 Фес. 5:23; Еф. 5:26; Откр. 22:11). Во-вторых, окончательное и безусловное освящение означает больше, чем изолированную от всего остального перемену сердца. Оно вызывает абсолютно новое духовное состояние, или положение (1 Кор. 1:2, 30; 6:11). В этом заключается важность специфического использования освящения в Послании к Евреям (Евр. 2:11; 9:13; 10:10, 14, 29; 13:12). Освящение означает быть во Христе Иисусе со всем тем, что предусматривают благодать, прощение, сила и духовные способности.

Окончательное, безусловное освящение опровергает просто позиционное освящение. Те люди, которые учат позиционному освящению, часто считают, что освящение, которое совершается в момент обращения, означает просто официальное, юридическое отделение для Бога, касающееся статуса человека. Это ошибочное мнение. Окончательное, безусловное освящение означает радикальный и практический разрыв с грехом при обращении. Окончательное, безусловное освящение также опровергает только лишь постепенное освящение. Некоторые рассматривают христианскую жизнь как жизнь, начинающуюся с освящения, но не включающую в себя радикальную перемену нравственных качеств человека. Затем, после оправдания, верующие постепенно освящаются. Данная точка зрения подразумевает, однако, что прогрессирующее освящение начинается с нулевой отметки. Это заблуждение. Только те, кто фундаментально и первоначально освящен, в состоянии пережить постепенное, прогрессирующее освящение.

Ключевыми стихами для понимания окончательного, безусловного освящения являются стихи из Послания к Римлянам 6:1-11. Уместность данного отрывка по отношению к теме освящения мы находим в стихах 1 и 2. Павел определенно обращается к теме освящения, когда задает вопрос: "Оставаться ли нам в грехе?" Он конкретно обращается к теме окончательного, безусловного освящения, когда отмечает: "Мы умерли для греха".

Павел говорит, что мы оправдываемся не делами, а Божией преизобилующей благодатью. Он предвидит возражение, что такое учение позволяет нам продолжать грешить, чтобы умножилась благодать. Опровергая это возражение, Павел доказывает, что оправдание, которое дается даром, будучи далеким от того, чтобы разрешать греховную жизнь, гарантирует новую жизнь праведности для верующего3.

Стих 2 данного отрывка является ключевым. Ответ Павла на вопрос: "Оставаться ли нам в грехе?" - заключается не только в том, что мы не должны продолжать грешить, что мы посвятили себя тому, чтобы непродолжать грешить, или в том, что мы имеем самую высокую мотивацию, чтобы не продолжать грешить, или даже в том, что это противоречило бы нашему вероисповеданию, если бы мы продолжали грешить. Все это может быть правильным, но не является ответом Павла. Ответ Павла заключает в себе прежде всего мысль о том, что оправданный человек не может продолжать грешить. "Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?" Слова "как же" означают невозможность того, чтобы христианин по-прежнему жил во грехе.

Обратимся к утверждению: "Мы умерли для греха" - и рассмотрим несколько вопросов, касающихся этого утверждения.

Как мы умираем для греха? Мы умираем для греха в смерти Господа Иисуса. Мы умираем для греха посредством союза со Христом в Его смерти по отношению ко греху (стихи 3, 4, 5, 6, 8). В стихе 3 упоминается крещение, потому что оно является символом союза со Христом, начало которому было положено при обращении.

Что означает умереть для греха? Это не означает, что мы умираем по отношению к проявлению греха на практике. Христиане по-прежнему грешат. Речь идет о другом. Христос никогда не грешил, но умер для греха (Рим. 6:8-10). Смерть по отношению ко греху влияет на проявление греха на практике, но не это главное. Умереть для греха означает смерть по отношению к власти греха. Христос находился под властью смерти (стих 9), а в контексте Послания к Римлянам (6:6, 12, 14) и под властью греха. Здесь грех рассматривается как царь или рабовладелец. Мы больше не являемся гражданами в царстве греха. Христос избавил нас от наказания за грех. Но освобождает ли это нас от власти греха? Ответ находится в Первом послании к Коринфянам 15:56, где говорится, что "сила греха - закон".

Джон Браун четко формулирует эту связь: "Христианская программа духовной трансформации - это единственная программа, которая соответствует ее трудностям и даже предполагает и рассматривает их. Она начинается с самого начала. Она обеспечивает такую перемену в отношениях человека, когда закладывает прочное основание для перемены его характера... Отменяя осуждающий приговор, она разбивает оковы греховности, гарантирует действие освящения, которое сильнее внутреннего или внешнего влияния, склоняющего ко греху, и обеспечивает соответствующие мотивы, побуждающие человека умерщвлять грех и культивировать святость"4.

Вина - это та сковывающая цепь, которая держит нас во грехе и отделяет нас от освящающей силы Бога.

Когда мы умираем для греха? Мы умираем для греха раз и навсегда в момент обращения. В Послании к Римлянам 6:2 говорится, что "мы умерли для греха", и в стихе 6 говорится, что "ветхий наш человек распят с Ним". Это относится в данном контексте к законченному действию, которое совершилось в прошлом. Связь стихов 10 и 11 также подчеркивает эту мысль. Стих 10 говорит, что Иисус умер для греха раз и навсегда. Стих 11 повелевает христианам: "Так и вы почитайте себя мертвыми для греха".

Каков результат смерти для греха? Новая жизнь в праведности является неизбежным результатом (стихи 4-6, 17-18, 22; 7:4-6).

Вывод, следующий из данных стихов, мы находим в стихе 11. Это довольно-таки трудный стих, потому что он поднимает ряд вопросов. Если я действительно умер для греха, то почему надо рассматривать или почитать себя таковым? С другой стороны, если я не умер для греха, то как можно почитать себя мертвым для греха?

Повеление рассматривать самих себя мертвыми для греха не является предметом позитивного мышления (позитивизма). Позитивное мышление учит, что, считая или рассматривая себя умершими для греха, мы можем добиться этого. Данное повеление, однако, основано на реальности того, что мы умерли для греха. Эта реальность, вместе с тем, не является предметом, который можно рассмотреть глазами. Она не настолько очевидна. То, что мы умерли для греха, является вопросом веры. Значит, есть необходимость в том, чтобы мы считали, что это так. Павел призывает верующих в Риме занимать такую позицию, потому что она является основной перспективой для стремления к святости в христианской жизни.

III. Его осуществление

Как поступает человек, преследуя цель стать святым? Что надо сделать для достижения этой цели? Ниже мы отвечаем на эти вопросы.

А. Его благодатная основа

Здесь мы возвращаемся к тому, на чем остановились при обсуждении окончательного, безусловного освящения. Работа по освящению не выполняется в вакууме. Она предполагает деятельность суверенной благодати в нашей христианской жизни и основана на ней. Богословы здесь усматривают связь свершившегося с тем, что надо совершить.

Утверждение "вы... народ святый" - констатация свершившегося факта (1 Пет. 2:9). Повеление "сами будьте святы" - то, что надо совершить (1 Пет. 1:15). Повсюду в Новом Завете эти два вида утверждений соседствуют друг с другом. (Сравните Рим. 6:2 с ст. 12; Кол. 3:3 с ст. 5; Рим. 8:2,9 с ст. 12-14; Гал. 5:24 с ст. 25; Еф. 4:21-23 с ст. 25; Кол. 3:10 с ст. 9; Гал. 3:26-29 с Рим. 13:14).

Обратите внимание на два момента, касающихся этих стихов. Во-первых, связь между ними необратима. Вначале говорится о свершившемся, затем следует побуждение к действию, которое базируется на утверждении о свершившемся. Эта связь не может быть изменена и представлена в обратном порядке (Фил. 2:12-13). Освящение - это вопрос благодати. К нему надо стремиться на основании того, что Бог действует в нашей жизни по Своей благодати. Освящение не является вопросом наших дел, которые что-то добавляют к Божией благодати. Только те люди, которые имеют достаточно оснований думать, что они являются христианами, должны быть призываемы к тому, чтобы заниматься освящением. Во-вторых, побуждение к действию является обязательным для исполнения. Без этого побуждения не может существовать то, что уже свершилось и является реальностью (Кол. 3:1; Гал. 6:7-10). Таким образом, подчеркивается взаимосвязь свершившегося и того, что следует совершить через послушание. Никто не может сказать: "Я освящен", - если он не умирает для греха и не освящается.

Б. Основные мероприятия по освящению

Вопрос основных мероприятий, имеющих отношение к стремлению к святости, затрагивает проблему, которая была предметом частых и бурных дискуссийсреди евангельских христиан на протяжении прошлого столетия. Не были редкими утверждения, подобные следующему: "Некто однажды сказал на собрании в Кесвике, что мы, христиане, все знаем, что мы оправданы по вере, но почему-то у нас появилось такое представление, что для нашего освящения мы должны сами грести, плывя в своей собственной лодке. Слава Богу, нам не нужно грести и работать ради всего того, что благодать Божия предлагает... Мы говорим о благодати Божией, но забываем, что победа дана нам. Вам не нужно зарабатывать подарок, и вы не принимаете никакого участия в приобретении подарка. Все целиком дается вам, исключая ваши собственные усилия и труд"5.

Еще один учитель "победоносной жизни" высказывает аналогичные замечания, говоря: "Кто-то может спросить: "Как этого можно достигнуть?" Ответ прост. Мы находим его в Послании к Римлянам 6:10-18. Он заключается в двух словах: "почитайте" и "представьте/отдайте". Почитайте себя мертвыми по отношению ко всякому греху, искушающему вас, и считайте себя живыми для Бога. Затем отдайте себя в соответствии с тем, кем вы себя считаете. Отдайте себя Богу, а не греху... Да, дорогой друг, это так просто. Считайте себя мертвыми и затем представьте/отдайте себя тому, чем вы себя считаете"6.

Такие высказывания рассчитаны на то, чтобы поднять вопросы, подобные следующим: "Освящены ли мы только по вере? Или мы должны работать над своим освящением? Освящены ли мы таким же образом, каким мы оправданы? Есть ли какое-либо место старанию и усилию в христианской жизни? Действительно ли наши обязанности исчерпываются почитанием себя кем-то и отдаванием себя?" На такие вопросы ответ будет дан при последующем рассмотрении очевидности библейского учения.

Основные дела, которые Слово Божие требует, чтобы мы осуществляли в процессе продолжающегося освящения, - это уверенное почитание себя (кем-то) и усердная работа.

Первое, что мы обязаны сделать, это с уверенностью признать, что то, о чем Бог говорит как о произошедшем в жизни Своего народа, верно и в отношении нас. Мы, веря, должны понять, что Бог уже сделал и будетделать для нас во Христе (Послание к Римлянам 6:11). Джон Мюррей дает убедительное объяснение смысла повеления, которое содержится в этом стихе: "Следует обратить пристальное внимание на то, какое здесь дается повеление. Нам не приказывается стать мертвыми для греха и живыми для Бога; предполагается, что это уже совершилось. И это не становится фактом благодаря тому, что мы будем считать, что это является фактом. Сила данного повеления заключается в том, что мы должны принять во внимание и оценить то, что мы уже получаем благодаря союзу со Христом"7.

Обетование Библии состоит в том, что те люди, которые верят во Христа и каются в своих грехах, соединяются со Христом и становятся частью Его нового творения. Силы будущего века становятся действенными в них. Суверенная благодать свободно проявляется в их жизни. Павел призывает нас считать, что все вышеперечисленное совершается по вере. Это первое, что он советует верующим сделать в отношении освящения. Подобные повеления мы находим в 1 Петра 4:1-2 и Римлянам 13:14. Частые упоминания Павла о новом положении, в котором находится христианин, также показывают важность такой перспективы (Рим. 6:14; 7:4-6; Кол. 2:9-12, 20; 3:1-3). Такая перспектива является крайне важной, если христианину приходится столкнуться со своими сильными и коварными врагами в борьбе за святость. Если бы уверенное почитание себя (кем-то) было единственным делом, к которому Бог призвал нас в вопросе освящения, тогда мы могли бы думать, что Кетчэм и Трамбэл были правы. Но проблема в том, что Новый Завет не останавливается там, где останавливаются они!

Во-вторых, Библия идет дальше и призывает нас к усердной работе в вопросе нашего освящения (сравните Рим. 6:11 со стихом 12; Рим. 13:14а со стихом 14б; Фил. 2:12-13).

Нередко в Писании говорится о двух направлениях в этой работе. Как указывает Вероисповедание, грех должен быть умерщвлен, и благодать должна культивироваться (Рим. 6:13; 2 Кор. 7:1; Еф. 4:22-25). Это учит нас важному принципу духовного замещения (Гал. 5:17). Привычки ветхого человека должны быть заменены привычками нового человека. Почему данный принципявляется столь необходимым? Потому что только такие усилия и в том и в другом направлении могут быть успешными.

В Писании указываются и формы, которые должны принимать наши усилия. Послание к Римлянам 13:14 подразумевает необходимость предвидения, позволяющего избежать греха. Римлянам 12:1-2 указывает на важность учения, чтения, слушания и исследования. Послание к Евреям 10:25 показывает необходимость встреч с народом Божиим в церковных собраниях. Евангелие от Матфея 26:41 говорит нам о важности бодрствования и молитвы. И другие конкретные усилия, являющиеся необходимыми в христианской жизни, легко могут быть определены при чтении Писания.

Освящаемся ли мы только верой? Должны ли дела добавляться к вере? Ответ состоит в том, что не дела добавляются к вере, а в делах вера проявляет себя (Гал. 5:6). Мы освящаемся по вере, но не только по вере, которая основывается на обетованиях Божиих, но также по вере, которая действует согласно Божиим повелениям. Когда мы говорим исключительно о вере, мы обычно имеем в виду веру, основывающуюся на Божиих обетованиях. Это тот путь, которым оправдывается грешник: он оправдывается не делами, а тем, что полагается на обетования Божии. Следовательно, мысль о том, что мы освящаемся исключительно верой, является обманчивой.

Павел неоднократно требует от нас не забывать того факта, что мы были спасительно соединены со Христом во время обращения. Дело в том, что мы не можем исполнять то, о чем говорится в Римлянам 6:11, без знания на основании библейских критериев того факта, что мы во Христе. В освящении нельзя спрятаться от вопроса нашего нынешнего положения и спасения, совершившегося в прошлом. Если мы хотим добиться какого-либо реального прогресса в святости, то должны занять такое положение, в котором сможем совершать работу по освящению на основании почитания самих себя умершими со Христом.

О спасающей вере

1. Благодать веры, позволяющая избранным уверовать ко спасению своих душ, является работой Духа Христова в их сердцах и обычно порождается служением Слова1. Вера возрастает и усиливается посредством служения Слова, а также посредством крещения и Вечери Господней, молитвы и других средств, определенных Богом2.

1. Ин. 6:37, 44; Деян. 11:21, 24; 13:48; 14:27; 15:9; 2 Кор. 4:13; Еф. 2:8; Фил. 1:29; 2 Фес. 2:13; 1 Пет. 1:2.

2. Рим. 10:14, 17; Лк. 17:5; Деян. 20:32; Рим. 4:11; 1 Пет. 2:2.

2. Благодаря этой вере христианин получает убеждение в истинности откровения, данного в Слове, поскольку Слово несет на себе авторитет Самого Бога. Христианин также понимает превосходство Слова над всеми другими писаниями и всем остальным на свете, поскольку оно являет славу Бога в Его качествах, превосходство Христа в Его сущности и служениях, силу и полноту Духа Святого в Его работе и действиях. Поэтому христианину предоставляется возможность полностью доверить свою душу истине, в которую он уверовал1; проявляя послушание заповедям и повелениям2, с трепетом воспринимая серьезные предупреждения3, принимая обетования Божии, касающиеся этой и будущей жизни4; но основные действия спасающей веры имеют прямое отношение ко Христу, что выражается в признании Его, принятии Его и почитании Его одного основанием оправдания, освящения и вечной жизни, благодаря завету благодати5.

1. Деян. 24:14; 1 Фес. 2:13; Пс. 18:8-11; 118:72.

2. Ин. 15:14; Рим. 14:25.

3. Ис. 66:2.

4. 1 Тим. 4:8; Евр. 11:13.

5. Ин. 1:12; Деян. 15:11; 16:31; Гал. 2:20.

3. Эта вера, какой бы она ни была по своей глубине, слабой или сильной1, даже в самом малом ее проявлении отличается по своей сути, как и всякая другая спасающая добродетель, от верыи общей благодати временных верующих2. Поэтому, хотя она нередко может подвергаться нападкам и ослабевать, однако она побеждает3, возрастая во многих до совершенной уверенности4 через Христа, Который является автором и совершителем нашей веры5.

1. Мтф. 6:30; 8:10,26; 14:31; 16:8; Мтф. 17:20; Евр. 5:13-14; Рим. 4:19-20.

2. Иак. 2:14; 2 Пет. 1:1; 1 Ин. 5:4.

3. Лк. 22:31-32; Еф. 6:16; 1 Ин. 5:4-5.

4. Пс. 118:114; Евр. 6:11-12; 10:22-23.

5. Евр. 12:2.

План главы

Параграфы

1 I. Источник спасающей веры

А. Личный фактор

Б. Привлеченные средства

2 II. Действия спасающей веры

А. Спасающая вера принимает непогрешимость и превосходство Писания

Б. Спасающая вера откликается соответствующим образом на все, о чем говорится в Писании

В. Спасающая вера (главным образом) верит только во Христа, что ведет ко спасению от греха

3 III. Отличительность спасающей веры

А. Факт ее отличительности

1. Определение данного факта

2. Акцентирование данного факта

Б. Плод ее отличительности

Комментарии

В этой главе Баптистское вероисповедание также следует Савойской декларации, являющейся пересмотренным изданием Вестминстерского вероисповедания. Единственное значительное отклонение от Савойской декларации мы находим в параграфе 2, где обсуждается вера в превосходство Писания. Существует много хороших трудов, в которых рассматривается тема спасающей веры. Поэтому объяснение, которое дается здесь, является кратким. Мы обращаем внимание на суть, посредничество и отношения спасающей веры.

I. Суть веры

В Писании вера рассматривается с двух точек зрения, которые взаимно дополняют друг друга. Говоря о спасающей вере, мы основываемся на этих двух точках зрения Писания.

Вера, во-первых, - это уверенность в истинности Евангелия. Спасающая вера - это убеждение, что Евангелие является истинным. Спасающая вера признает действительность и обоснованность той вести, которая возвещается проповедниками Евангелия. То, что Писание подразумевает под верой, помогает понять древнееврейское слово "аман", используемое в Ветхом Завете, которое означает "рассматривать что-либо как истинное или достоверное, заслуживающее доверия". Оно встречается в сотнях стихов, где при описании спасающей веры используются слова "веруя, что". Спасающая вера включает в себя то, что имеется в виду, когда говорится "веровал, что" (Евр. 11:6). Спасающая вера - это знание того, что то или иное является истинным (Ин. 6:69; 10:38; 12:46; 1 Ин. 4:16). Верить - значит воспринимать действительность реально (Ин. 12:38-39). Это является сутью классического библейского определения спасающей веры, которое дается в Послании к Евреям 11:1. Это определение свидетельствует, что вера является убеждением. Слово "вера" в словарях греческого языка объясняется как "доверие, убежденность, уверенность" или "прочность, непоколебимость". Слово "уверенность" в словарях греческого языка объясняется как "доказательство" или "убеждение". Иногда думают, что Библия использует слово "верить" для обозначения ложной веры, а выражение "верить в" для обозначения истинной веры. Это неправильное представление. Некоторые люди, верующие во Христа, имеют ложную веру (Ин. 2:23; 8:31). Другие же, те, о ком говорится, что они поверили Евангелию или его проповедникам, рассматриваются как истинные верующие (Деян. 8:12).

С другой стороны, вера является отдачей Христу, о Котором говорится в Евангелии. Отдача здесь означает акт вверения самих себя Христу. Джон Мюррей формулирует данное положение очень ясно: "Вера должна дорасти до доверия и до такого доверия, которое заключается во вверении себя Ему. Вера включает в себя обручение одной личности с другой личностью, которое состоит во внутреннем влечении всего человека принять Христа и положиться на Него одного в вопросе спасения. Это означает отказ от уверенности в своих собственных или в чьих-либо человеческих возможностях, что заключается в акте полного вручения самого себя Христу"1.

Вера - это оставление самих себя и предоставление самих себя Христу во всех вопросах. Если мы верим, то оставляем всякую надежду на себя и вручаем всю свою судьбу в руки Иисуса Христа. Рассмотрим четыре обстоятельства, показывающих, что вера означает вручение, отдачу.

1. Слова "верить", "вверять", "вручать" в греческом языке Нового Завета обозначаются словом с одним корнем "pist", которое подразумевает определенный акт отдачи. Проиллюстрировать это можно на примере стихов 23-24 второй главы Евангелия от Иоанна. Дословный перевод с греческого выглядел бы так: "Они уверовали во Христа, но Он не уверовал в них". Одно и то же слово используется как в стихе 23, где оно означает "верить", так и в стихе 24, где оно означает "вверять". О вверении самого себя Христу говорит апостол Павел Тимофею, используя то же слово, что и в Ин. 2:23-24, когда утверждает: "...в Кого уверовал..." (2 Тим. 1:12, т. е. "Кому вверил себя...").

2. Факт того, что часто встречаются слова "уверовали в", несет в себе идею вверения, отдачи (Ин.2:11; 3:16, 18, 36; 4:39; 6:29). Мюррей отмечает, что эти слова "несут в себе идею "передачи, перемещения к"2. Ворфилд говорит: "В любом событии, о котором говорят эти стихи, есть полная передача веры от нас другому, полное подчинение Христу"3.

3. Частое употребление слова "веровать" говорит о доверии (Лук. 24:25) и, следовательно, о вверении, об отдаче, которая подразумевается, когда мы полагаемся на Христа. Беспокойство в душе, которое испытывали ученики, противопоставляется "верованию" пророкам в Евангелии от Луки 24:25. Беспокойство является противоположностью спокойной уверенности, которую такая вера могла бы дать им.

4. Аналогии, используемые для объяснения веры, показывают, что вера - это нечто большее, чем простая убежденность в истине, и она включает в себя действие воли. Вера в Евангелии от Иоанна (1:12) отождествляется с принятием Христа и противопоставляется Его отвержению в 1:11, а в 3:36 отказу повиноваться Христу и Его требованиям. В этом же Евангелии (6:35; 64-65) говорится, что вера - это приход ко Христу, принятие Его покровительства и спасения.

И здесь же утверждается (6:47-51,53), что верить - это значит вкушать "хлеб жизни" и пить "Кровь Его". Таким образом, вера является принятием покровительства, которое предусмотрено Христом для наших духовных нужд. В любом случае, какое бы определение веры мы ни давали, она предполагает действие воли. Она - принятие, послушание, приход, присвоение. Вера - это убеждение, которое заставляет нас отвечать соответствующим образом. Это не просто бездейственная убежденность нашего ума. Это не простое согласие с определенными доктринами. Это искренняя, идущая от всего сердца убежденность в истине, ведущая к отдаче Христу, о Котором говорит Евангелие.

Если вера является отдачей Христу (и ничем меньшим), то как может Библия в некоторых стихах описывать спасающую веру как убежденность в истине? Это с одной стороны. С другой, если вера является убеждением, то почему Библия иногда описывает ее как отдачу воли?

О спасающей вере иногда говорится как о простой убежденности в истине, потому что Библия предполагает, что если мы действительно убеждены в истинности чего-либо, то будем и реагировать на это соответствующим образом. Она предполагает, что всякая истинная убежденность включает в себя отдачу и принятие определенного решения. Убежденность в том, что здание, в котором мы находимся, горит, должно побудить нас, если только эта убежденность искренняя, спасаться из него. Есть люди, которые говорят, что убеждены в определенных истинах, но не поступают соответствующимобразом. Им необходимо познать, что вера включает в себя отдачу и действие. Так называемая убежденность, которая не ведет к тому, чтобы спасаться из горящего здания, не является спасающей верой.

Несколько важных практических выводов могут быть сделаны из данного объяснения сути веры. Библейский акцент на спасающей вере как на понятии, которое описывается выражением "веруя, что", помогает противостоять тенденции некоторых представлять веру очень субъективным и таинственным делом. Спасающая вера является просто убеждением в том, что Евангелие истинно. С другой стороны, библейский взгляд на спасающую веру как на "веру в" оберегает от тенденции некоторых свести веру к простому умственному согласию с библейскими утверждениями.

Убежденность - это проверка отдачи. В наши дни есть много людей, которые, по общему мнению, являются "преданными христианами", но не верят в великие истины христианства: творение, грех, ад, Божественность, искупление, воскресение Христа. Отдача таких людей является ложной и не может привести их к действительному, постоянному и истинному хождению по пути Христа. Отдача - это проверка убежденности. Если вы говорите, что вы верите Библии, то ваша жизнь должна радикально измениться под влиянием ее истин. Они будут вести вас к искренней и безраздельной отдаче Христу как Спасителю и Господу. Если так не происходит, тогда ваша вера является просто притворством и обманом.

Истина занимает главное место в спасающей вере. Вы не можете верить в то, о чем вы не знаете. Вы не можете оставаться преданными тому, в чем вы не убеждены. Вера включает в себя акт воли. Известные реформаторские авторы писали, что вера - это пассивная убежденность ума и что рассматривать веру как акт воли является законничеством. Библия, однако, ясно учит, что вера является движением воли ко Христу, принятием Христа разумом. Вера включает в себя личное принятие Христа. Недостаточно чувствовать запах евангельского хлеба, восхищаться им или говорить о нем. Мы должны вкушать его, а иначе он не спасет нас. Вера также включает личные отношения со Христом. Она означает вверение самих себя другой личности. Вера - это вверение и поручение самих себя защите и руководству Христа.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.107 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь