Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II. Изложение темы данной главы



Библейское покаяние наиболее сжато определено в Кратком катехизисе Вестминстерской Ассамблеи. В вопросе 87 спрашивается: "Что значит покаяние в жизнь?" И дается ответ: "Покаяние в жизнь - это спасительная благодать, посредством которой грешник, истинно осознав свой грех и оценив милость Божию во Христе, совершает с раскаянием и ненавистью ко греху поворот от греха к Богу в полном сознании этого, прилагая все усилия к тому, чтобы иметь новое послушание". Это краткое описание библейского покаяния пастор А. Н. Мартин очень удачно сравнил с деревом. Поскольку доктрина Краткого катехизиса является в данном случае той же самой, что и доктрина Вероисповедания, то мы воспользуемся примером А.Н. Мартина для краткого изложения сути покаяния.

А. Почва покаяния

Что из себя представляет эта почва? "Покаяние... - это спасительная благодать". Называя покаяние благодатью, Краткий катехизис поясняет, что оно является даром Божиим. Это растение, которое растет только в обновленной почве возрожденного сердца (Деян. 5:31; 11:18; 2 Тим. 2:25).

Истинное покаяние в таком случае - это больше, чем то, что римско-католическое богословие называет "изнурением". Это больше, чем неприязнь к последствиям греха, страх перед адом или внешнее преобразование жизни. Невозрожденный человек может обладать такими качествами (Деян. 24:24-27), но ничего не знать о покаянии в жизнь.

Б. Корни истинного покаяния

Когда мы говорим о корнях истинного покаяния, то что мы имеем в виду? Назначение корней дерева состоит в том, чтобы питать его. Это как раз то, о чем мы говорим в связи с покаянием. Истинное покаяние питается и произрастает из осознания греха в душе и понимания милости Божией. И это следует знать, если мы хотим покаяться. В Кратком катехизисе это называется "истинным осознанием своего греха и оценкой милости Божией во Христе".

Писание показывает, как осознание своего греха и оценка милости Божией овладевают душой и производят покаяние. Яркий пример осознания греха и оценки милости Божией мы находим в Псалме 129. В стихах 1-3 этого псалма автор выразительно описывает свои переживания глубин греха. А в стихе 4 он выражает твердую уверенность, что существует прощение даже для таких, как он. Эта уверенность приводит его к Иегове в новом покаянии. Хотя псалмопевец, несомненно, уже был верующим, этот псалом, тем не менее, очень ясно показывает корни всякого истинного покаяния. Еще один пример - это история блудного сына (обратите особое внимание на Евангелие от Луки 15:17-20). Здесь совершенно очевиден тот факт, что те же самые две реальности (осознание своего греха и оценка милости Божией) заставили блудного сына вернуться к отцу с покаянием. Его чувство греха и осознание недостойного поведения являются очевидными. Весь ход его рассуждений показывает, что отец примет его, пусть даже в качестве наемника.

Обратив внимание на библейские примеры, в которых отражены эти две реальности, приводящие людей к покаянию, рассмотрим теперь каждую из них более подробно.

1. "Истинное осознание своего греха"

Что это означает? Вероисповедание определяет истинное осознание греха на примере человека, который осознает "...многообразие зла и порочность своего греха". Совершенно очевидно, что это не просто умственное осознание греха. Это не просто признание опасности и негативных последствий наших грехов, которыемогут отразиться на нас. Это не просто чувство оскверненности и вины греха вообще. Ясно, что это чувство, или переживание, своей оскверненности и вины из-за собственных грехов перед Богом. Слова "из глубины" и "кто устоит?" в Псалме 129 показывают истинное осознание греха. Это же верно и в отношении блудного сына, который взывает: "Я уже недостоин называться сыном твоим" (сравните Деян. 2:37-38; Пс. 50:3-8).

2. "...и оценка милости Божией во Христе".

Многие лично переживали и понимали свою вину, оскверненность и опасность содеянных грехов, но ничего не знали об истинном покаянии. Классический пример - Иуда Искариот (Мтф. 27:3-5). У Иуды было истинное осознание своего греха, но ему недоставало второго жизненно важного условия (корня) истинного покаяния - "оценки (понимания) милости Божией во Христе". Следует задать два вопроса по поводу второго условия (корня) истинного покаяния.

Что оно представляет? Это условие требует уверенности, убеждения в том, что если я покаюсь и возвращусь обратно к Богу, то Он примет меня и простит. Как мы уже заметили, это подразумевалось в истории блудного сына. Еще более ясно об этом говорит псалмопевец: "Но у Тебя прощение...".

Как определить, что это является необходимым условием для истинного покаяния? Во-первых, это так, потому что покаяние неотделимо от веры (Мр. 1:15). Понимание и оценка милости Божией во Христе являются верой в зародыше. Во-вторых, потому что Божие предложение милости всегда сопровождает Его призыв к покаянию (Иоил. 2:12-13; Иер. 3:22; Ис. 55:7). В-третьих, потому что истинное покаяние включает в себя обращение к Господу Иисусу Христу (Деян. 9:35; 11:21).

Видели ли вы когда-нибудь ваш грех таким, каким он есть на самом деле? Познали ли вы на собственном опыте осквернение? Прочувствовали ли вы ужасные последствия и вину ваших собственных грехов? Если нет, тогда вы ничего не знаете об истинном покаянии. Остерегайтесь раскаяния или сознания греховности, которые не сопровождаются пониманием и оценкой милости Божией во Христе. Остерегайтесь того, чтобы думать об этом как об истинном покаянии. Ощущениедурных последствий греха и своего несчастного положения, когда оно является только одним условием покаяния, не является само по себе покаянием. Остерегайтесь подавления чувства осуждения, вызванного вашим собственным осквернением и виной. Такое сознание греха не является вашим врагом. Оно, скорее, имеет своей целью направить вас ко Христу.

В. Ствол и ветви истинного покаяния

Краткий катехизис, описывая покаяние грешника, говорит, что он "совершает с раскаянием и ненавистью ко греху поворот от греха к Богу". Именно эти слова представлены в виде ствола и ветвей покаяния. Без ствола и ветвей нет дерева, это его основные, неотъемлемые части. И у покаяния есть основные части, без которых оно немыслимо.

Краткий катехизис описывает покаяние как духовный поворот. Это полностью соответствует библейской терминологии покаяния. Два наиболее важных слова используются в Новом Завете для обозначения покаяния: это metanoia, что буквально означает перемену ума, и epistrofh, что означает поворот. Первое из этих слов говорит нам, что этот поворот касается сердца и разума. Покаяние не должно поэтому приравниваться просто к его внешнему проявлению, подобному тому, которое подразумевается в выражении "совершать покаяние/епитимью".

Краткий катехизис ясно и точно определяет, от чего и к чему совершается духовный поворот.

Это поворот от греха с раскаянием и ненавистью к нему. Это отвращение ко греху, включающее в себя раскаяние-печаль и ненависть-отвращение (Зах. 12:10; 2 Кор. 7:10-11; Мтф. 21:293; Иез. 16:60-63; 36:31-32). Эти стихи описывают покаяние как печаль, скорбь, негодование по отношению ко греху, раскаяние, стыд и унижение, отвращение, ощущение позора. Ясно, что истинный христианин был смирен за свой грех и является поэтому человеком, которого можно увещевать и предостерегать без страха.

Это поворот к Богу, к Его милости, Его путям и поклонению Ему. Книга Деяния апостолов 20:21 говорит буквально о "покаянии к Богу". Точно так же, как вераявляется движением души ко Христу, так покаяние является движением души к Богу (Деян. 15:19; 26:20; 1 Фес. 1:9). Обратите особое внимание на Евангелие от Луки 15:20. Блудный сын не только был убежден в своем собственном грехе и в милости отца, но он встал и пошел к отцу своему. Он пошел обратно к милости своего отца, к путям своего отца, к правилам и принципам своего отца.

Вернулись ли вы к Отцу? Недостаточно только чувствовать свой грех или даже быть убежденным, что Бог примет вас, если вы никогда фактически не поворачивались, не обращались к Отцу.

Г. Плод истинного покаяния

Здесь Катехизис использует следующие слова: "В полном сознании этого, прилагая все усилия к тому, чтобы иметь новое послушание". Основным текстом здесь может быть Прит. 28:13, где говорится о покаянии, которое выражается в исповедании и оставлении греха.

1. Необходимость этого плода

Исповедание греха необходимо (Мр. 1:4-5; Лк. 17:3-4; Пс. 50:3-6). Человек, который постоянно отказывается исповедать известный ему грех, конечно же, не является истинным кающимся грешником. Оставление греха также необходимо (Мтф. 3:8; 1 Фес. 1:9-10).

Каких заблуждений стремится избежать Катехизис, настаивая на "полном сознании этого", на приложении "всех усилий к тому, чтобы иметь новое послушание"? Вероисповедание также тщательно подбирает выражения, говоря о цели и стремлении "ходить перед Богом, во всем угождая Ему".

Здесь избегаются по крайней мере два заблуждения. Первое заблуждение - самообман. Это тот случай, когда человек заявляет, что он покаялся, но по-настоящему не оставляет греха. Должно быть "полное сознание" и приложение "всех усилий к тому, чтобы иметь новое послушание". Второе заблуждение - законничество или, если сказать точнее, стремление к безупречности и совершенству. Это то заблуждение, которое нередко вырабатывает у христиан болезненную склонность к самоанализу. Данное заблуждение ставит подсомнение законность их покаяния, если оно производит нечто меньшее, чем совершенное оставление греха. Оставление греха не является достижением совершенного или безгрешного послушания навеки. Подлинное "сознание (целеустремленность) и усилия" являются его целью.

Следующие места Писания говорят о необходимости оставления греха, как это определено в Вероисповедании и Катехизисе (Мтф. 3:8; Лк. 3:8; Деян. 26:20; 1 Фес. 1:9).

2. Характеристики этого плода

Данное исповедание и отказ от греха являются всеобъемлющими. Точно так же, как всеобъемлющая святость является признаком спасающей веры, так всеобъемлющее, полное оставление греха является плодом истинного покаяния. Нас не должно удивлять, что сказанное в Библии о том, что одной из характеристик истинного покаяния является отказ от всякого известного греха (Иез. 36:25; 18:30-31; Пс. 118:59, 104, 128). Под этим подразумевается, что у нас не должно быть упорного отказа порвать с каким-либо известным грехом. Всякий грех должен быть ненавидим и оставлен, хотя, конечно же, расставание с ним потребует борьбы. Истинно покаявшийся человек исповедует и отвергает как личные тайные грехи, так и публичные явные грехи; как грехи, которые допустимы в обществе, так и грехи, которые общество осуждает.

Исповедание и отказ от греха являются и должны быть постоянными и непрекращающимися. Исповедание и отказ от греха - это не просто временное переживание тех, у кого было обращение в форме кризиса, но это их постоянная жизненная потребность. Почему? Потому что пока мы остаемся грешниками, мы должны оставаться теми, кто кается. Вероисповедание в параграфе 4 настаивает на обязанности покаяния, продолжающегося в течение "всей нашей жизни". Обратите внимание на следующие места Писания (1 Ин. 1:9, Иез. 16:61; Мтф. 5:4).

Они послужат руководством при ответе на многие вопросы. Являются ли покаяние, исповедание и отказ от греха, отвращение от него с раскаянием и ненавистью к нему вашим постоянным, ежедневным переживанием? Если вы истинный христианин, то это так. Христианская жизнь без реальности греха является иллюзией и обманом. Поэтому печаль и скорбь являются частью христианской жизни, ведь они нераздельно связаны с покаянием.

О добрых делах

1. Добрыми делами являются только те дела, которые Бог заповедал в Своем святом Слове1, а не те, которые не предписаны в нем и придуманы людьми из слепого рвения или под видом добрых намерений2.

1. Мих. 6:8; Рим. 12:2; Евр. 13:21; Кол. 2:3; 2 Тим. 3:16-17.

2. Мтф. 15:9 и Ис. 29:13; 1 Пет. 1:18; Рим. 10:2; Ин. 16:2; 1 Цар. 15:21- 23; 1 Кор. 7:23; Гал. 5:1; Кол. 2:8, 16-23.

2. Эти добрые дела, совершаемые в послушании Божиим заповедям, являются плодами и признаками истинной и живой веры1. Посредством их верующие проявляют свою благодарность2, укрепляют свою уверенность3, назидают своих братьев4, украшают исповедание Благой Вести5, заграждают уста противников6 и прославляют Бога, чьим творением они являются, будучи созданы во Христе Иисусе на добрые дела7, чтобы, имея свой плод - святость, они могли иметь конец - жизнь вечную8.

1. Иак. 2:18,22; Гал. 5:6; 1 Тим. 1:5.

2. Пс. 115:3-5; 1 Пет. 2:9, 12; Лк. 7:36-50 и Мтф. 26:1-11.

3. 1 Ин. 2:3, 5; 3:18-19; 2 Пет. 1:5-11.

4. 2 Кор. 9:2; Мтф. 5:16.

5. Мтф. 5:16; Тит. 2:5, 9-12; 1 Тим. 6:1; 1 Пет. 2:12.

6. 1 Пет. 2:12, 15; Тит. 2:5; 1 Тим. 6:1.

7. Еф. 2:10; Фил. 1:11; 1 Тим. 6:1; 1 Пет. 2:12; Мтф. 5:16.

8. Рим. 6:22; Мтф. 7:13-14, 21-23.

3. Их способность творить добрые дела совершенно не является их собственной, но целиком и полностью исходит от Духа Христова; и чтобы они были способны творить добрые дела, им, помимо добродетелей, которые они уже получили, необходимо действительное влияние того же самого Святого Духа, чтобы производить в них хотение и действие по Своему благоволению1. Однако они не должны вследствие этого становиться беспечными и нерадивыми, как будто они не обязаны исполнять никакие обязанности, разве только вследствие особого побуждения от Духа. Они должны быть прилежными и старательными в том, чтобы возгревать благодать Божию, которая в них2.

1. Иез. 36:26-27; Ин. 15:4-6; 2 Кор. 3:5; Фил. 2:12-13; Еф. 2:10.

2. Рим. 8:14; Ин. 3:8; Фил. 2:12-13; 2 Пет. 1:10; Евр. 6:12; 2 Тим. 1:6; Иуд. 20-21.

4. Те, которые в своем послушании достигают наибольшей высоты, которая только возможна в этой жизни, находятся еще очень далеко от того, чтобы быть способными превысить свои обязанности и сделать больше, чем Бог требует, потому что они не делают многого из того, что, согласно своим обязанностям, они должны делать1.

1. 3 Цар. 8:46; 2 Пар. 6:36; Пс. 129:3; 142:2; Прит. 20:9; Еккл. 7:20; Рим. 3:9,23; 7:14 и далее; Гал. 5:17; 1 Ин. 1:6-10; Лк. 17:10.

5. Мы не можем нашими самыми лучшими делами заслужить прощение грехов или вечную жизнь от руки Божией по причине огромной диспропорции, которая существует между ними и грядущей славой1, и по причине безграничной дистанции между нами и Богом, Которому нашими делами мы не можем ни принести пользу, ни уплатить долг за наши прошлые грехи. Сделав все, что можем, мы лишь исполним свой долг и по-прежнему останемся рабами, ничего не стоящими2. Поскольку эти дела являются добрыми, они исходят от Его Духа3, но так как они совершены нами, то они осквернены и смешаны с такой слабостью и несовершенством, что не могут вынести строгости Божьего испытания4.

1. Рим. 8:18.

2. Иов. 22:3; 35:7; Лк. 17:10; Рим. 4:3; 11:3.

3. Гал. 5:22-23.

4. 3 Цар. 8:46; 2 Пар. 6:36; Пс. 129:3; 142:2; Прит. 20:9; Еккл. 7:20; Рим. 3:9, 23; 7:14 и далее; Гал. 5:17; 1 Ин. 1:6-10.

6. Несмотря на это, души верующих принимаются через Христа, и их добрые дела также принимаются через Него1, но не потому, что в этой жизни они полностью безупречны и не подлежат осуждению в очах Божиих2, а потому, что Ему угодно, видя их в Сыне Своем, принять и вознаградить то, что является искренним, хотя и сопровождается многими слабостями и несовершенствами3.

1. Исх. 28:38; Еф. 1:6-7; 1 Пет. 2:5.

2. 3 Цар. 8:46; 2 Пар. 6:36; Пс. 129:3; 142:2; Прит. 20:9; Еккл. 7:20; Рим. 3:9, 23; 7:14 и далее; Гал. 5:17; 1 Ин. 1:6-10.

3. Евр. 6:10; Мтф. 25:21, 23.

7. Дела, совершаемые невозрожденными людьми, могут быть по своей сути теми делами, которые заповедал Бог и которые могутбыть хорошими и полезными для них самих и для других1. Но эти дела не исходят из сердца, очищенного верой2, и не совершаются надлежащим образом согласно Слову3 и для единой цели - славы Божией4. Поэтому они являются греховными и не могут ни угодить Богу, ни сделать так, чтобы человек принял благодать от Бога5, однако же пренебрежение ими является еще более греховным и неугодным Богу6.

1. 3 Цар. 21:27-29; 4 Цар. 10:30-31; Рим. 2:14; Фил. 1:15-18.

2. Быт. 4:5 и Евр. 11:4-6; 1 Тим. 1:5; Рим. 14:23; Гал. 5:6.

3. 1 Кор. 13:3; Ис. 1:12.

4. Мтф. 6:2,5-6; 1 Кор. 10:31.

5. Рим. 9:16; Тит. 1:15; 3:5.

6. 3 Цар. 21:27-29; 4 Цар. 10:30-31; Пс. 13:4; 35:4.

План главы

Параграфы

1 I. Стандарт, образец добрых дел

А. Что является добрым делом

Б. Что добрым делом не является

2 II. Важность добрых дел

А. Вследствие их свидетельства

Б. Вследствие их результатов

В. Вследствие их роли

3 III. Причина и основание добрых дел

А. Их выразительное утверждение

Б. Их обычное извращение

4-5 IV. Ограниченность добрых дел

4 А. Сверхдолжные дела невозможны

5 Б. Дела, являющиеся заслугой, невозможны

6-7 V. Принятие добрых дел

6 А. Добрые дела верующих

7 Б. Добрые дела невозрожденных людей

Комментарии

Эта глава почти идентична аналогичной главе в Вестминстерском вероисповедании и Савойской декларации. В ней нет никакого изменения богословского смысла.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь