Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I. Определяющий принцип религиозного поклонения
Непосредственным историческим поводом для написания этого параграфа послужил спор между пуританами и англиканской церковью. Двадцатый параграф документа, называемого "39 догматов англиканского вероисповедания", гласит: "Церковь имеет власть учреждать обряды, или церемонии, и имеет авторитет при решении спорных вопросов, касающихся веры. Однако церкви не позволительно устанавливать что-либо вопреки написанному Слову Божию"1. Джеймс Баннерман четко определяет разницу между учением пуритан (которое содержится в нашем Вероисповедании) и учением англиканской церкви. Он пишет: "В случае с англиканской церковью ее доктрина, касающаяся церковнойвласти и авторитета в вопросах служения Богу, состоит в том, что она имеет право учреждать все, что угодно, за исключением того, что запрещено в Слове Божием. Что касается нашей церкви, то ее учение относительно церковной власти и авторитета в вопросах служения Богу заключается в том, что она не имеет права ничего учреждать сверх того, что прямо или косвенно предписывается Словом Божиим"2. Г. И. Вильямсон убедительно и популярно излагает пуританский принцип, представленный в Вероисповедании: "Все, что предписано, является правильным, а все, что не предписано, является неправильным"3. Разница между пуританами и англиканской церковью может быть наглядно проиллюстрирована на примере двух строителей, которые намереваются построить храм Божий. Мистер Англиканский Верующий будет использовать в строительстве материалы Слова Божия, но у него нет конкретного плана, и он может использовать также и другие материалы. Мистер Пуританин будет использовать только материалы Слова Божия, и у него есть план. Не надо быть гением, чтобы увидеть, что два этих здания будут коренным образом отличаться друг от друга, или понять, которое из них будет более угодно Богу. Четыре библейских аргумента, касающихся определяющего принципа пуритан, должны быть представлены здесь. Во-первых, определять условия, на которых грешники могут приближаться к Богу в служении, является исключительным правом Самого Бога. Баннерман красноречиво говорит об этом: "Фундаментальный принцип, который лежит в основе всей этой аргументации, состоит в том, что в отношении постановлений, касающихся публичного богослужения, можно сказать, что определение как условий, так и стиля такого служения является прерогативой Бога... Доступ к Богу был закрыт и прегражден вследствие греха человека, и сам человек не мог возобновить общения с Ним, которое было совершенно официально прекращено судебным приговором, лишившим его права находиться в присутствии Бога и пользоваться Его благосклонностью и расположением. Мог ли доступ к Нему когда-либо быть открыт вновь и могло ли общение Бога с человеком и человека с Богом быть когда-либо опять восстановлено? Это был вопрос, который только один Бог мог решить. Если решение этого вопроса было возможно, то на каких условиях могло произойти возобновление общения и в какой форме должно было происходить общение творения со Своим Творцом? Данный вопрос, так же как и предшествующий, мог решить один только Бог"5. Но Бог не только обладает этим исключительным правом; Библия говорит нам, что Он пользуется им (Быт. 4:1-5; Исх. 20:4-6). Если бы Бог захотел издать постановление, что Ему должны поклоняться только в оранжевых рубашках и зеленых галстуках, то у Него было бы на это право. Как велика самонадеянность человека, когда он думает, что ему меньше всего дела до того, как будут поклоняться Богу! Во-вторых, введение в практику поклонения Богу чего-либо сверх учения Библии неизбежно ведет к сведению на нет и подрыву того поклонения, которое установлено Богом (Мтф. 15:3, 8-9; 4 Цар. 16:10-18). Такая тенденция видна сегодня в евангельских церквах, где бездуховные, касающиеся житейских вопросов объявления, особая музыка, свидетельства и другие подобные вещи часто оставляют всего лишь двадцать или тридцать минут для проповеди. В-третьих, мудрость Христа и достаточность Писания подвергаются сомнению посредством добавления в служение тех элементов, которые не предписаны. Джон Оуэн делает следующее замечание: "Три аргумента обычно служат оправданием соблюдения обрядов и церемоний в поклонении Богу: считают, что, во-первых, они способствуют набожности и посвящению поклоняющихся; во-вторых, благодаря им само служение выглядит привлекательно и красиво; в-третьих, они оберегают порядок проведения служения. И поэтому на основании этих соображений обряды и церемонии могут быть установлены или назначены кем-то и соблюдаемы всеми"6. Рассуждения, подобные тому, которое описывает Оуэн, ставят под сомнение мудрость Христа. Видя всю нашу слабость, греховность и неразумие, оставит ли нас Христос без достаточного и точного руководства в вопросе служения, который является самым важным? Другой пуританин говорит: "Тот, Который является премудростью Отца, сиянием Его славы, истинным светом, словом жизни, даже больше того, самой истиной и жизнью, разве не может дать Своей церкви (которую Он искупил Своей кровью) то, что будет достаточной гарантией того же?"7 Поэтому такие рассуждения ставят под сомнение достаточность Писания (2 Тим. 3:15-17). В поддержку этих взглядов доктор Туллок, противник определяющего принципа, делает следующее замечание: "Христианское Писание - это откровение Божественной истины, а не откровение об устройстве церкви. Писание не только не формулирует плана такого церковного устройства, но оно даже не дает соответствующего и убедительного совета по данному поводу"8. Второе послание к Тимофею 3:16-17 требует, что бы мы задали следующий вопрос тем, кто думает так же, как доктор Туллок: "Является ли устройство церкви для славы Божией добрым делом, к совершению которого Божий человек призывается особым образом?" Да, оно является таким добрым делом, и поэтому Писание способно тщательно приготовить и снабдить человека Божия всем необходимым для совершения этого дела. В-четвертых, Библия ясно и определенно осуждает всякое поклонение, которое не заповедано Богом (Лев. 10:1-3; Втор. 17:3; 4:2; 12:29-32; Иис. Н. 1:7; 23:6-8; Мтф. 15:13; Кол. 2:20-23). Три стиха из перечисленных заслуживают особого внимания. Второзаконие 12:29-32, обращаясь к этому вопросу, показывает, как следует служить и поклоняться Богу (стих 30). Правило, которое дается здесь в ответ на этот вопрос, очень простое и ясное: "Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнять; не прибавляй к тому и не убавляй от того" (стих 32). Это ясно говорит о том, что для народа Божия является огромным искушением, увидев, как поклоняется мир, позволять этому проникнуть в наше служение. Мирское влияние на поклонение категорически запрещено. Послание к Колоссянам 2:23 осуждает то, что может быть буквально переведено как "самовольное поклонение". Герберт Карсон формулирует точное значение этих слов: "Эти слова... означают такую форму поклонения, которую человек сам придумывает для себя"9. Книга Левит 10:1-3 дает устрашающее описание того, что произошло с Надавом и Авиудом, когда они разгневали Бога тем, как поклонялись Ему. Что же такого было в их поклонении, что навлекло на них такое ужасное наказание? Стих 1 говорит ясно и определенно, что они"принесли пред Господа огонь чуждый". Значение слов "огонь чуждый" говорит о том, что это не был огонь, который был запрещен Богом. Но буквальный перевод этих слов с иврита выглядит следующим образом: "которого Он не велел им". Только лишь то обстоятельство, что они осмелились принести неразрешенный огонь, привело их к смерти в огне. Имея это библейское подтверждение, можно только удивляться, почему люди так снисходительны и мягки в вопросах служения. Они являются такими потому, что Бог современных людей - это не тот Бог, Которого надо бояться. Мы должны услышать Иисуса, говорящего обо всем, что не определено Богом в служении Ему: "Возьмите это отсюда!" Дитя Божие не будет реагировать на определяющий принцип религиозного поклонения как на невыносимую смирительную рубашку! Дитя Божие будет скорее молиться так: "О Господь, научи меня поклоняться Тебе должным образом". В параграфе 6 главы 1 Вероисповедания дается важное пояснение определяющего принципа. Когда мы говорим, что то, что не заповедано, запрещено, то мы говорим о сущности и составляющих частях богослужения (смотрите параграфы 2-6), а не о его деталях. Есть определенные незначительные детали, касающиеся различных обстоятельств, которые оставлены Богом на то, чтобы мы сами принимали решение в отношении их на основании нашей интуиции, христианского благоразумия, общих правил и принципов Священного Писания. Первое послание к Коринфянам (14-я глава) содержит два примера таких общих принципов, которые Бог требует, чтобы мы применяли к своим специфическим обстоятельствам. Они являются правилами, касающимися назидания и порядка (стихи 26, 40). Бог требует, чтобы мы следовали этим двум принципам, но Он не дал нам подробного описания того, что они означают в каждой отдельной ситуации. Церкви могут отличаться друг от друга в вопросе определения границ между деталями и частями богослужения. Пока каждая церковь серьезно придерживается определяющего принципа, то различия не станут причиной разделения. Мы должны проявлять милосердие и терпимость в таких вещах, но в то же самое время твердо настаивать на определяющем принципе. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы