Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура программы логопедического модуля



Содержание Разделы Количество занятий
Создание психофизиологической базы 1. Учимся внимательно слушать 2.Начинаем с расслабления 3. Дышим правильно – говорим легко 4.Волшебный голос 5.Артикуляционно-вибрационный массаж 6.Речь-ритм-движение В соответствии с перспективным планом
Обучение полному стилю произношения 1.Поливание гласных звуков 2.Выделение ударного звука 3.Мелодика речи 4.Паузы-помощники 5.Логическое ударение 6.Мир согласных звуков 7.Разнотемповая речь В соответствии с перспективным планом
Сказкотерапия Проживание сказок (по выбору): · А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; · А.Волков «Волшебник Изумрудного города»; · А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»; · В.Катаев «Цветик-Семицветик»; · Г.Х.Андерсен «Снежная королева», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Гадкий утенок»; · Ш.Перро «Спящая красавица»; · Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король»; · Е.Овчинникова «Зачем Тигренку рычать?»; · Д.Роулинг «Гарри Поттер и его друзья в поисках магического камня». В соответствии с перспективным планом
Публичные выступления 1.Мотивационно-установочное занятие или сеанс (по выбору): · Звездная страна; · В поисках Изумрудного города; · Синяя птица; · Путешествие в Дивноречие; · Зачем Тигренку рычать? · Говорим всегда красиво. 2.Организация публичных выступлений в форме праздников или совместных детско-родительских занятий: · Чудеса под Новый год; · Играем сказку на сцене; · Что умеем, мы покажем; · Когда зажигаются звезды; · Студены – наши старшие друзья. 3. Развитие эмоционально-образной речи: · Художница-Осень; · Зимний лес. В соответствии с перспективным планом
Развивающий диалог 1.Использование жизненных ситуаций. 2.Моделирование ситуаций. 3.Специально организованная деятельность: · учимся спрашивать, учимся рассуждать; · цикл диалогов по произведениям писателей, посвященных речи; · цикл диалогов «Я и другие»; · цикл диалогов «Что такой война». В соответствии с перспективным планом

 

    Структура логопедического модуля настоящей программы выстроена с учетом психологических особенностей детей с заиканием и общим недоразвитием речи. Наполняемость содержания логопедических занятий составляющими разделами данного модуля варьируется в зависимости от этапа работы.

I. «Создание психофизиологической базы для оптимального развития и коррекции речевого общения» (пропедевтика).

Задачи:

· развивать произвольное слуховое внимание и память, зрительно-пространственные представления;

· снимать мышечное и эмоциональное напряжение;

· формировать навыки диафрагмального дыхания;

· формировать навыки рациональной голосоподачи и голосоведения;

· учить координировать слово, движение и речь;

· нормализовать тонус артикуляционных и мимических мышц;

· отработать объем, силу, точность и координацию произвольных артикуляционных движений;

· уточнить артикуляционный уклад гласных и согласных звуков.

    Раздел 1 (Учимся внимательно слушать). Для того чтобы основная работа велась в дальнейшем в спокойной рабочей обстановке, необходимо с самого начала научить детей слушать и слышать не только педагога, но и друг друга, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилами, использовать образец. Поэтому рекомендуется не жалеть времени на развитие произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений. Важно заинтересовать ребенка в выполнении заданий, настроить на положительное эмоциональное состояние в течение занятий, приучить к самоконтролю и саморефлексии. Используются приемы психогимнастики и этюды, направленные на развитие активного внимания, преодоления двигательного автоматизма, различия неречевых и речевых звуков.

    Реализуется на фронтальных логопедических и логоритмических занятиях.

    Раздел 2 («Начинаем с расслабления»). Способность к произвольному расслаблению включает в себя:

· осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;

· снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений;

· погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях.

Умение расслабляться помогает детям снять напряжение, сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Состояние спокойствия в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением. Поэтому детям с различными формами речевой патологии нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Обучение включает в себя три периода:

1) мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

2) мышечная релаксация по представлению; внушение состояния покоя и расслабленности;

3) внушение мышечной и эмоциональной релаксации; введение формул правильной речи.

    Дети, освоившие основные приёмы релаксации и использующие их под руководством взрослых регулярно, чувствуют общее улучшение состояния, они хорошо спят, становятся более уравновешенными, терпеливыми в выполнении других заданий. Нормализация эмоционального состояния помогает им справляться с затруднёнными ранее ситуациями общения.

    Содержание раздела реализуется на фронтальных логопедических и логоритмических занятиях.

    Раздел 3 («Дышим правильно – говорим легко»). Параллельно осуществляется подготовка всех компонентов (дыхательного, фонаторного, артикуляционного и центрального) речевой функциональной системы к предстоящей планомерной работе по достижению координаторных механизмов между данными компонентами и формированию темпо-ритмической организации навыков плавной речи.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи – это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха. Самым рациональным типом дыхания при производстве речи считается диафрагмально-рёберный. Он позволяет набрать достаточное количество воздуха и расходовать его постепенно за счёт оптимальной пластичности дыхательных движений. Активно работает нижняя часть лёгких, самая объёмная. Напряжение нижних межрёберных мышц удерживает диафрагму в сокращённом состоянии, что ведёт к спокойному, равномерному выдоху, незаметному для окружающих.

Последовательность формирования речевого дыхания включает в себя следующие этапы: постановку диафрагмально-реберного типа дыхания, формирование длительного фонационного выдоха, формирование речевого дыхания.

 Основной технологией является парадоксальная дыхательная зарядка А.Н. Стрельниковой. Каждое движение в гимнастике соответствует определённым фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Выдох уходит самопроизвольно, о нём совершенно не надо думать. Плечи в акте дыхания не участвуют, следовательно, в момент вдоха ни в коем случае нельзя их поднимать.

    С детьми дошкольного возраста постановку диафрагмального дыхания начинают в положении лёжа на фоне мышечного расслабления. На живот ребёнку можно положить игрушку, чтобы упражнения выполнялись легко, как игра. Его внимание в таком случае концентрируется на движениях (вверх - вниз) игрушки, а не на моменте вдоха. После того, как будет освоена техника «стрельниковского вдоха» в положении лёжа, можно переходить к обучению комплекса упражнений. Весь комплекс состоит из одиннадцати упражнений («Ладошки», «Незнайка», «Насос», «Кошечка», «Обними плечи», «Повороты головы», «Мельница», «Малый маятник», «Большой маятник», «Перекруты», «Хлопки под коленом»).

Первые занятия проводятся совместно с детьми и их родителями в период «погружения» в методику, что позволяет овладеть правильными навыками гимнастики родителями и облегчает процесс овладения гимнастикой детьми. Занятия проходят в занимательной игровой форме в музыкальном сопровождении. Все упражнения ритмизированы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5-секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 8-10 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется ещё по одному.

Следующим этапом работы является развитие длительного фонационного выдоха. Формирование длительного фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Его тренировка начинается с длительного звучания гласных. Детям предлагается сделать диафрагмальный вдох и на выдохе длительно произнести гласный звук. Важно следить следить за тем, чтобы дети не произносили звук на «остаточном выдохе», т.е. чтобы начало выдоха и фонации совпадали во времени. Постепенно количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе, наращивается (И – Э – А – У).

    Третий этап работы над дыханием включает формирование собственно речевого выдоха – детей учат распределению выдоха в процессе речи, а потом – добору воздуха. Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объём выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Сначала упражнения проводятся на материале слогов при использовании приёма наращивания. Постепенно речевой выдох удлиняется при произнесении слов (малослоговых, многослоговых) и фразы (простой, распространенной). Добор воздуха необходим для того, чтобы ребёнок быстро, энергично и незаметно для слушателей пополнял запас воздуха в каждой удобной паузе. Упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек, затем – стихотворений.

Реализуется на специальных утренних занятиях-зарядках (до завтрака).

Раздел 4 («Волшебный голос»). Развиваются основные акустические характеристики голоса – сила, высота, тембр. Упражнения направлены на снятие голосовой зажатости и обучение свободной голосоподаче путем отработки произвольных движений нижней челюсти.

Формирование рациональной голосоподачи и голосоведения начинается с изолированного произнесения гласных звуков. В дальнейшем учитывают атаку звука (придыхательную, мягкую, твердую) и использование резонаторов.

В речевом голосе различают три регистра: грудной (нижний), смешанный (средний), головной (верхний). Так как минимальное напряжение голосовых связок происходит при грудном резонировании, на начальном этапе коррекции заикающиеся дети обучаются использовать низкий регистр. В дальнейшем учат добиваться плавного перехода из регистра в регистр. Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные звукоподражательные игровые.

Постановка диафрагмального дыхания и включение в звучание голоса нижних резонаторов позволяют поставить голос на «опору». Это снимает излишнее напряжение голосовых связок, стенок гортани, глотки и позволяет добиться «примарного» тона голоса.

Важным направлением работы является обучение подаче голоса в «маску». Реализуются на специальных утренних занятиях-зарядках (до завтрака).

Раздел 5 («Артикуляционно-вибрационный массаж»). Артикуляционные и вибрационные упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения артикуляционного аппарата. Дети совместно с логопедом тренируют мышцы нижней челюсти, губ, глотки и мягкого неба, языка и мимических мышц.

Артикуляционные упражнения сочетаются с самомассажем, который выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Важно сохранять принцип единства и последовательности: массируем – расслабляем – настраиваем – резонируем. Особое значение для правильного резонирования имеет работа глотки, поэтому в комплекс включена внутриглоточная гимнастика.

Реализуется на индивидуальных занятиях.

Раздел 6 («Речь-ритм-движение). Важным компонентом коррекционной работы является темпо-ритмическое объединение артикуляционной, общей и тонкой моторики, что достигается специальными упражнениями под музыку в процессе логопедической ритмики. Большое значение имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притопывание, прыжки). Предлагается отстукивание ритма ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания. Особое значение придается упражнениям, направленным на координацию движений и речи.

Используются логоритмические средства и элементы кинезитерапии: различные виды ходьбы, счетные упражнения, упражнения для развития чувства музыкального размера или темпа, ритмические мозаики, вокальные распевки, творческие импровизации и танцевальные этюды. Детей обучают восприятию и оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведению по образцу и по речевой инструкции. Используются элементы йоги и су-джок терапии.

Реализуется на логоритмических занятиях.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь