Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Собственно дубровская традиция



Левый приток Ипути, Хоропуть, левый приток Сожа Уть, левый приток Сожа Терюха и их междуречье вблизи устья Ипути. Деревни перечислены в порядке от истоков до устьев. Переборные и браные рушники присутствуют в одной и той же деревне. Браные рушники разных типов есть в деревнях по всему ареалу, поэтому их отдельные традиции здесь не выделяются.

1. Вариант р. Хоропути (традиция, где ткались только концырушника, середина вышивалась. Размеры — рушников или концов):

- Василевка (3; 50/27; конец XIX в. – 1920-е гг.);

- Корма (15; 50-70/25-32; конец XIX в. – 1920-е гг.);

- Жгунь (4; 233-308 (целые) /33-36; 1920-е гг.);

- Красный Партизан (1; 320/27 (целый); начало XX в.);

- Кузьминичи (2; 56/24; 1920-е гг.).

2. Вариант р. Ути (левый приток Сожа):

- Дубровка (29; 50-60/25-31; начало XX в. – 1920-е, 1940-е гг.);

- Борщёвка (5; 50-70/27-30; 1910–1920-е гг.);

- Красная Буда (10; 64-75/29-33; 1910–1920-е гг.);

- Дмитровка (2; 53/28; 1920-е гг.);

- Тереховка (1; 50/29; 1910–1920-е гг.);

- Носовичи (2; 67/31, 5; начало XX в.);

- Запрудовка (3; 60/30, 232/29; 1916–1917 гг.);

- Гордуны (1; 65/33; 1940-е гг.);

- Уть (1; 50/27; начало XX в.);

- Прибытки (2; 193-230 (целые) /27-33; конец XIX в.);

- Климовка (1; 58/29; 1930-е гг.).

3. Вариант р. Терюхи:

- Усоха-Буда (6; 183-283 (целые) /25-30, 56/25-30; начало XX в. – 1920-е гг.);

- Хуторянка (2; 51/28; 1930-е гг.).

Цвет — красно-белый, красно-бело-черный, черно-белый.

Техники — браная (Д 1.1, 2), выборная (Д 1.3), односторонний перебор (Д II).

Середина: чаще концы ткали цельно, затем разрезали и пришивали к полотняной середине. Несколько экземпляров цельные, на середине имеются поперечные полоски — колодки. Между ними или просто в колодках встречаются по 1–2 знака.

Конец: поперечнополосатая композиция с зеркальной симметрией.

Д I. Браные рушникидают два варианта композиций:

Д I.1. Чередование двух разных по заполнению полос типа а-б-а-б-а, чаще всего 5–7 полос. Близко к закружской традиции ( фото 354 ). Такой ритм представлен на «столбунских» рущниках, которые утратили браную технику и ткутся перебором.

Д I.2. Тип а-б-а, где а — узкая полоса с одинаковым орнаментом, б — центральное широкое поле с монолитным орнаментом вроде диагональной сетки или чередование вертикальных «цепочек». Узоры а и б — разные. Сверху иногда появляется дополнительная узкая полоска с узором в ( фото 346, 347, 348, 364 ).

Параллели: близки так называемым «гомельским» рушникам. Деревни вблизи устья Ути (у Сожа) ощущают близость традиции собственно «гомельских» рушников. Подобные — «пресненские», с правобережья Сожа. Но на последних вся композиция заполняется вертикальными «цепочками», а крайние полосы редуцируются до узких «прутиков».

Д I.3. Редкие, но характерные примеры —рушники, где между широкими браными колодками на белом фоне размещены отдельные геометрические фигуры, тканые в выборной технике. По композиции и составу орнаментальных элементов они близки к Д I.1 и Д I.2. ( фото 355, 357 ). Таких экземпляров больше всего наблюдается в хоропутьском варианте (р. Хоропуть, левый приток Ипути), что обусловлено, возможно, влиянием старообрядческой Буды Жгунской (дер. Жгунь, Корма, Василевка).

Д II. Рушники в технике одностороннего перебора (односторонний перебор с прижимной основой).

Д II.1. В них «перерабатываются» почти все типы старейших браных рушников, что доказывает их родственность и преемственность по отношению к предшествующим экземплярам. «Полосатый» браный и выборный типы «перекладываются» на новый язык орнамента ( фото 418 ).

Д II.2. Чаще всего они развивают композицию браных рушников типа ДI.2 (две узкие «приставки» ограничивают центральное поле сверху и снизу. Иногда количество «приставок» увеличивается. Сверху иногда появляется дополнительная полоска орнамента, которая также называется «приставкой»).

Центральное поле превращается в монолитную композицию (Д II.2; фото 403 ).

Вертикальные чередования цепочек заменяются одним вертикальным «столбом» узорных единиц (Д II.3; фото 383 ) или вообще одной большой фигурой с симметричным «сопровождением» с левой и правой стороны (Д II.4; фото 414 ). Это самая «говорящая» часть дубровской традиции (ДТ).

Мастерицы помнят отдельные названия и, наоборот, очень редко, назначение узора: «Любисток — девки старались ткать любистоком…» [1][1] ( фото 370 ). Колодки — поперечные полоски между основными узорами — разные, от «прутика» до отдельной узорной полосы. Часто колодка отделяется по бокам узеньким белым «просветом».

Сейчас уже можно ставить вопрос о некой архаичной подоснове рушников с несколькими приставками. Они группируются по деревням верховьев Ути и Терюхи, а также имеются и в старейшей на Хоропути дер. Корма. В них всех построение узоров наиболее архаично, диапазон элементов — самый богатый. Возможно, так даёт о себе знать соседняя бобовичская традиция браных рушников типа n -1- n, где n — количество разных по орнаменту узорных полос до середины.

 

Край — сетка из кружева (или перевити) с кистями на концах, позднее — сетка с зубцами. Полоску перевити («цягання») между ткачеством и кружевами иногда заменяет цветная или белая «проставка» ткани с вышивкой или без неё ( фото 379 ).

Выборочный технологический анализ размеров «шага» и «ступеньки» (см. выше в «Параметрах», п. 1), а также способа перебора основы (только для переборных) создаёт впечатление о существовании нескольких типов браных полотенец до их «покрытия» переборными полотенцами дубровской традиции.

Результаты анализа скорее обрисовывают проблему, чем решают её. Однако видно, что размер шага и в старейших, и в более новых техниках зависит от чётного или нёчетного количества ниток основы, которые «пересекает» узорный уток, что может свидетельствовать о наличии двух течений технологического ритма, в котором могут заключаться семантические признаки — как этнического происхождения, так и унаследованные от давних типов композиций-подоснов, а также смысловые «атавизмы» типа связи с культом близнецов и разной его проявленности у северных и южных групп традиций региона. Лучше всего чётную «энергию» сохранил тип полотенец, имеющий саржевое переплетение на белой середине и репсовое (по 2 нитки основы под фоновым утком) между и под узорами (о технологическом аспекте такого ткачества см.: Селивончик, Винникова. 1993. С. 69). Археологические сведения о древности 4-нитового одноуточного саржевого ткачества на территории восточных славян и в том числе в «нашем» регионе приводятся в ряде работ (Левинсон, Нечаева. 1959. С. 14–27; Нахлик. 1963. С. 228–312). Анализ холстин на поволоках старинных икон свидетельствует о том же (Лелекова. 1988. С. 112–118).

Нечётный ритм, возможно, относится к другому большому типу. Это полотенца с полотняной серединой и полосато-орнаментированным акцентированным концом (тип бобовичской традиции), где браные узоры выполнялись с шагом в три нити.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь