Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Красное и бело-красное построение



Локализация: Ветковский район. Устье Кавпиты и Дороговши (правые притоки Беседи). Близкие традиции — вдоль соседних притоков (реки Олешня, Палуж) и в системе притоков между Сожем – Беседью – Ипутью.

В ВМНТ хранятся экспонаты и материалы из следующих населенных пунктов:

- Казацкие Болсуны (28; 339-374/35-42; 1860–1920-е гг.);

- Будище (4; 322-374/34-41; конец XIX в. – 1920-е гг.);

- Залядье (3).

Похожие предметы — из деревень Бартоломеевка (2), Барсуки (1), Волосовичи (1), Верещаки (1), Верхличи (1), Волпа (1), Заборье (1), Кошковка (1), Любовшо (1), Перелазы (4), Яловка (1).

Всего: 51 предмет.

Традиция связана с неглюбскими, верещакскими, «краснопольскими» тканями. Последние полотенца датируются 1920-ми годами. Самое старое полотенце в коллекции 1860-х гг.

Цвет — красно-белый; белые выполнялись в технике вышивания перевитью («цяганне», «сакаленне»; Казацкие Балсуны, Залядье, Верещаки, Ляды, фото 329 ). О белом вырезанном полотенце мастерица из Лядов говорит так: «В праздник их не вешали, он только что узор, а не горячий, не яркий — это как кто скоромного не ест, так и полотенце яркое в пост…» [3]. На отдельных предметах из близких деревень иногда имеются вкрапления чёрного. Разделяются на полностью красные по фону ( фото 174 ), полосатые с красным и белым фоном узоров (см. фото 182), единичные — белые с красным узором (см. фото 188).

Наиболее распространенная техника — односторонний и двусторонний перебор (в одном изделии). В старых изделиях — изредка, чаще на полотенцах из близких деревень — перебор ( фото 175 ) под полотно ( фото 169 ).

Отдельные экземпляры — с закладным ткачеством на белофоновых полосах ( фото 210 ). Видимо, от закладного ткачества ( фото 441, 442 ) произошли и все позднейшие белофоновые узоры, техника выполнения которых — двусторонний перебор — отличается в одной и той же вещи от техники выполнения краснофоновых узоров ( фото 204, 320 ).

Экспедиционные наблюдения вдоль Беседи указывают на постепенный переход с севера на юг от техники заклада к перебору при выполнении одних и тех же знаков. Возможно, в южных текстильных изделиях старые заклады уже переведены на новую технику перебора, северные же перенимают узоры как «чужесельские» цитаты.

Середина между узорными концами на северном рубеже традиции — белая с одноуточным 4-ремизным ткачеством, затем белое полотно — такое полотенце называется «простым» (Казацкие Болсуны), — но чаще вся полотняная середина покрывается полосками-колодками плотно (полотенце «повсёмистое», Казацкие Болсуны) или редко (полотенце «полосатое», Казацкие Болсуны).

Конец: тип поперечно-полосатых полотенец с зеркальной симметрией относительно центра n -1- n, где n — количество разных полос от края до неповторяющейся центральной полосы. Узоры выполняются на красном и на белом фоне. Встречается дополнительная неповторяющаяся полоска орнамента вверху или внизу композиции ( n -1- n - a ). Но симметрия не жесткая: композиция, скорее, стремится к ней ( фото 178 ), при этом традиция постепенно переходит в асимметричные краснопольские полотенца.

Количество узорных полос — от 5 до 11 (2-1-2; 5-1-5).

Количество орнаментальных элементов: 4–7.

Числовые закономерности: узоры противопоставляются друг другу в самой полосе (2-2, 2-3, 5-6). Некоторые чаще встречаются попарно: «рачыкі» (см. фото 185), «чаўны» (см. фото 185), «белыя чаўнакі» (см. фото 183), «залато кружжа», «лісце» (Казацкие Болсуны). Узор «калёссе» дает чаще всего шесть пар (12; см. фото 185). Косые кресты («козлы», «ветрячки», Казацкие Болсуны) — по три (см. фото 175, 178, 182, 185), «кучерявые кресты» — по четыре. Более мелкие элементы склонны группироваться по 5, 7, 10. Эти закономерности имеют не только декоративную, но и глубокую семантическую основу. Вместе с тем, все эти элементы противопоставляются как группа «счётных» группе «нераздельных», горизонтальных цепочек, где элементы слиты или сцеплены. Самые простые из них — «обводки» — представляют собой цепочку ромбов ( фото 184 ).

Параллели. По количеству орнаментальных элементов, по их компоновке, композиции, цвету, техникам выполнения к казацко-болсунской традиции ближе всего старый пласт неглюбских переборных полотенец. Постепенный переход наблюдается и по типам полотенец вверх по Беседи, вплоть до белых с красными узорами полотенец медведской традиции Красногорского района Брянской области.

Наиболее характерные черты болсунских и близких к ним полотенец — обозначенная выше оппозиция «счётных» и «нераздельных» орнаментов и характерное противопоставление техник и наборов орнаментальных элементов на белом и красном фоне в одной вещи.

Колодки — красные и полосатые, чередование разных по форме красных полосок на белом поле; на узорном конце — простые или с орнаментальным заполнением «на дощечку». Характерная деталь: каждая широкая полоса основных орнаментов обводится узенькой белой линией, отделяющей краснофоновую колодку от «крестов» (Негл., К-Болс.).

Край — зубчатые или со скругленными зубцами кружева, бахрома, кружева с бахромой.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь