Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Приснянская традиция. Браные полотенца вертикального типа
Правый берег Сожа. Чечерский, Ветковский, Гомельский районы. Междуречье Сожа — Беседи (треугольник до устья Беседи) и ниже до Гомеля вдоль Сожа. В ВМНТ – предметы и экспедиционные материалы из следующих населенных пунктов (в скобках — количество предметов). 1. Правый берег Сожа: - Мотневичи (1; 290/36; начало ХХ в.); - Залавье (1; 268/38; 1940-е гг.); - Медвежье (2; 220-261/36; 1905–1930 гг.); - Присно (19; 191-320/30-35; конец XIX в. – 1920-е гг.); - Пыхань (5; начало XX в. – 1910-е гг.); - Кунтаровка (3; 208-304/29-40; 1910–1930-е гг.); - Юрковичи (2; 237/32; начало XX в., 1918 г.); - Красный Пахарь (1; 1916–1917 гг.); - Хальч (1; 1920-е гг.); - Поколюбичи (1; 315/32; начало XX в.). Рис. 21. Вознесение в Нисимковичах (Чечерский район). 1990 г. 2. Левый берег Сожа: - Рудня Нисимковичская (1; 309/39; начало ХХ в.); - Бабичи (5; 278-374/32-34; 1900–1920-я гг.); - Фёдоровка (3; 366/34; начало XX в. – 1920-е гг.); - Малые Немки (2; 261-337/37-42; конец XIX в. – 1930-е гг.); - Новиловка (5; 232-324/32-35; начало XX в. – 1925 г.); - Некрасово (5; 170-226/33-42; конец XIX в. – 1920-е гг.); - Глыбовка (2; 254/36; 1933 г.); - Акшинка (1; переходный; конец XIX в.); - Лески (1; 108/35; начало XX в.); - Антоновка (1; 284/38; 1920-е гг.); - Быковец (1; 352/32; 1910-е гг.); - Бартоломеевка (1; 180/40; начало XX в.). Цвет: красно-белый, красно-сине-белый, красно-чёрно-белый. Переборные – красное построение. Техники: полотенца браные (П-1), односторонний перебор (красное построение). Середина: собственно пресненские полотенца имеют белую полотняную середину, которая через «серию» колодок переходит в узорный конец, насыщенный вертикальным и диагональным ритмом узора без разделения колодками (фото 12). На востоке традиция «упирается» в другую (поперечнополосатую типа а-а-а в Бабичах Чечерского района (приток Сожа — река Покать)). В самих Бабичах и около них ткут оба типа и переходный вариант (фото 37, фото 103). Переходный тип сочетает «приснянский» конец с «бабичской» серединой, таким образом, всё полотенце понизано диагональным ритмом (фото 40), узорные концы ткутся по фону, выполненному в репсовой технике. «Чешуйчатая» (Негл.) середина (при полосатом и при диагональном ритме узоров конца) и у полотенец из Фёдоровки, Новиловки (р. Покать; см. фото 31). Дальше на юг, пройдя «мимо» бабичской и болсунской традиций к близкой Беседи и её устью, — в Больших и Малых Немках, Колбовичах, Некрасове (бывших Хлусах), Быковце. В Бартоломеевке (см. фото 66) и Глыбовке, в Лесках, Антоновке (все вдоль Беседи ниже Казацких Болсунов) простая середина, но у всех их имеются, как и у «приснянских», поперечнополосатые концы (см. фото 227); так продолжается и осваивается общая сквозная линия поперечнополосатых переборных тканей (вдоль Беседи). С востока «вертикальную» приснянскую традицию «подпирает» браная «черезполосица», которая проходит от Новозыбковского района вдоль Ипути. От устья Беседи вверх и вниз по Сожу вплоть до Поколюбичей на юге и Мотневичей (р. Чечера, приток Сожа, устье — Чечерск) на севере по правому берегу Сожа бытует настоящий «пресненский» стиль полотенца. Близкие аналоги вертикального решения основного поля узора, но с дополнительными орнаментальными полосами сверху и снизу — «приставками» (Дубр.) — на браных полотенцах преобладают ниже в Гомельском районе (см. фото 348) и составляют архаичный слой дубровских полотенец (см. фото 346, 347; Добрушский район, приток Сожа — Уть; материалы ВМНТ; Фадзеева. 1994. С. 307). Колодки: на «присненском» полотенце имеется переход от белой середины к массивному узорному концу через ряд колодок (от 2 до 16), чаще городчатых, «зубатых» (Негл.; фото 19). Часто их ритм завершается узкой полоской браных узоров (см. фото 12), после которой через белый просвет и начинается сама диагональная сетка или столбики основного узора. Колодки могут быть и более сложные, типа «жабок», «павучков», «глуховок» (см. фото 12). Более поздним вариантом считаются браные прокиды, которые являются частью основного узора, разбитой на несколько колодок перед тем, как собраться воедино в композиции конца (фото 14). Но сравнение этого присненского полотенца с тканями Больших Немков (фото 23, 24) дает основание и в таких колодках искать семантические признаки. Край — широкая полоса кружев, которая заканчивается зубчатым краем (см. фото 14). В зависимости от традиции, к которой приближаются те или иные деревни, край может быть другим. Переходные к бабичской традиции (р. Покать) имеют по краю кружев кисти (см. фото 40). Переходные к дубровской (р. Уть) — проставки из перкаля, кружева типа перевити и кисти (бахому). Количество орнаментальных элементов: в одной композиции используются обычно 2 мотива, они чередуются при заполнении ячеек (глазков) сетки (см. фото 12, 16) либо в столбцах (см. фото 14). Однако в последнем случае возникает дополнительное чередование в самих столбцах: огромный раскрытый, либо процветший, либо «проросший» знак сменяется замкнутым ромбом (см. фото 9). В дополнительных горизонтальных полосках, если они имеются, разрабатывается «младший» по отношению к основным знак (см. фото 12), либо пара дополнительных символов («глуховка» и «козлик» перед «лапой», «лапка» перед «круччам», Негл.). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы