Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
От красного до многоцветного
Ветковский – Красногорский – Новозыбковский районы. Междуречье Столбунки (левого притока Беседи) и Вихолки (правого притока Ипути). В ВМНТ — предметы и материалы из следующих населенных пунктов (в скобках — количество экземпляров и их размеры): 1. Н-I. Старейшее браное построение Неглюбки с темными колодками: - Неглюбка (1950–1990-е-гг.; 312-366/32-46; конец XIX в. – 1940-е — 10; 320-369/35-44); - Гибки (1; 322/43); - Передовец (2; 310-322/33-42); - Репище (1; 360/40, 5); - Свобода (1; 292/42); - Селище (1; 373/40). Самым распространенным параметром для наименьшей единицы браного узора является четное число ниток — 2. Причём в колодках (в их внешних «зубцах» — «городках» и в их внутренних наборах) он другой — 4. След давнишнего влияния? Также заметно, что взаимодействие с другой браной традицией (с количеством шагов 3) — это давняя история. Один из чётких представителей «чётного» импульса — полотенце из Верещак (неглюбский тип тёмных колодок). Он имеет белую саржевую середину и браные узоры, выполненные по репсу. 2. Н-II. Переборные полотенца Неглюбки. Самое старинное красное построение с тёмными колодками. - Неглюбка (15; 244-340/34-40; начало XX в. – 1930-е гг.), колодки тёмные, тёмные с белой дорожкой (3; 328-360/39-45; 1950-е гг.); - Гибки (1; 336/38, 5; 1962 г.); - Перевесье (2; 315-336/38; 1950-е гг.); - Передовец (1; 330/40; начало XX в.); - Рассуха (3; 232-302/34, 5-46; начало XX в. – 1950-е гг.); - Репище (2; 300/44; 1900–1910-е гг.); - Свобода (1; 435/42; 1975 г.); - Селище (3; 237-312, 5/30-38, 5; 1890–1950-е гг.); - Сивенка (1; 370; начало XX в.); - Синицыно (1; 258/36; 1956 г.). Рис. 18. Красный угол в Неглюбке. 1999 г. Цельное построение с «чётной энергией», которая является общей с браным построением Н-I. Однако видно, что вместо колодок с шагом браных элементов 4 появляются те, которые более соответствуют основным узорам, чётное число утверждается. Счёт перебора 2-2, т. е. узорный уток выступает через каждые две нитки основы фона и перекрывает также две нитки. Шаг 2-2 фактически занимает 6 ниток основы, выступая два раза по два с промежутком в две нитки фона. Характерно, что «чётная» традиция демонстрирует склонность к тройному повторению при создании «ступеньки», узорный уток прокидывается трижды. Высота ступеньки в Неглюбке меньше, чем у подобных тканей на востоке региона, что может иметь своей причиной различия в браном построении. 3. Н-III. Переборные полотенца Неглюбки. Бело-красное построение с тёмными колодками. - Неглюбка (14; 284-364/28-42; начало XX в. – 1940-е гг.); (9; 325-365/32-41; 1950-е гг.); (10; 354-380/39-45; 1980–2000-е гг.); - Гибки (1; 330/39; 1958 г.); - Ляды (1; 300/37; 1950-е гг.); - Передовец (1; 360/37, 5; 1970 г.); - Рассуха (4; 316-334/38-43; 1909–1955-е гг.); - Репище (3; 368-381/38-40; 1980-е гг.); - Свобода (1; 428/42; 1963 г.); - Селище (3; 305-349/33-35; 1980-е гг.); - Синицыно (3; 268-344/32-35, 5; 1930-е гг.). Бело-красное построение развивается до красного. Белофоновые узоры появляются сначала на концах композиции в виде чешуйчатой волнистой «кривульки», выполненной перебором «под парки» («раз после раз», Негл.). Этот же тип перебора, который больше напоминает полный застил заклада, выбирается в качестве основного для белых полос. Он создаёт «непрерывный» вид белофоновых узоров, в отличие от разделённого на «тяглинки» или столбики краснофонового перебора («в пальцы», Негл.). Если же «в пальцы» ткётся и белофоновый узор, возникает и счёт перебора 3-1-3 (счёт 3 не характерен для ранних экземпляров Неглюбки). Колодки окончательно утрачивают монументальный шаг 4. Они готовы или уже вступили в диалог с узорными колодками соседних верещакских полотенец. Размер ступеньки колеблется, расшатанный влиянием, очевидно, идущим с востока. 4. Н-IV. Переборные полотенца Неглюбки. Красно-черно-белые. Смешение типов темных и узорных колодок. - Неглюбка (3; 269-332/30-32; конец XIX в. – 1930-е гг.), на всех узорные и переходные колодки (10; 282-340/30-38; 1940-е гг.); все колодки нового узорного типа: «утки», «решётки», имеют аналоги на верещакских полотенцах (8; 348-370/34-42; 1950-е гг.), + «звёзды» (3; 376-384/36-40; 1960-е гг., те же, колодки с решётками темнеют); (38; 290-458/32-50; 1970–1980-е гг., те же, колодки чаще тёмные, с чёрным узором по красному фону). - Гибки (2; 330-343/38-39; 1950-е гг., колодки аналогичны неглюбским); - Ляды (1; 352/33; 1950-е гг., «утки» на широких тёмных колодках); - Перевесье (4; 296-350/31-35; 1940–1950-е гг., колодки с «глазками»); - Передовец (2; 308-374/32-39; 1930–1950-е гг., тёмные чёрно-красные колодки); - Рассуха (1; 1950-е гг.). - Селище (5; 302-372/32-39; 1940–1980-е гг., колодки имеют больше признаков узорных); - Репище (4; 360-390/33-45; 1950–1980-е гг., тёмные колодки и колодки «глазками»); - Синицыно (1; 324/37; 1956 г., тёмные колодки). Построение развивается поздно (1940–1950-е гг.), под мощным влиянием технологически иного белофонового перебора (3-1). Неглюбка не меняет технику (перебор 2-2) на красных полосах, это её стиль. Ради этого сочетания перебор основы на одной ткани выполняется по-разному. Колодки, хоть и включают всё больше браных проставок в свою красную полосу, стремятся сохранить монолитность и ширину. Размеры ступенек иллюстрируют сложность ситуации. 5. Н-V. Многоцветные полотенца Неглюбки и её поселков. За исключением трёх коротких с цветочным орнаментом (датированных 1950-ми гг.) и одного красно-зелено-белого (210/34; 1924 г.), все — 1970–2000-х гг. - Неглюбка (48 длинных – 342-440/37-45), 13 коротких (263-304/38-41); - Гибки (2; 240-246/34-37, 5); - Ляды (5; 416-428/35, 5-40; 157-182/36-37); - Перевесье (1; 392/43); - Передовец (2; 352-424/41, 5-43); - Репище (3; 214/37; 1947 г.; 265-290/38-40; 1980-е гг.); - Свобода (3; 370-440/41, 5-44; 1960–1970-е гг.); - Селище (5; 223, 5/39; 410-428, 5/37-40; 1980-е гг.). Большинство многоцветных узорных тканей Неглюбки — нового технологического склада, с перебором 3-1. Широкие тёмные колодки здесь включают в свою середину бело-фоновые узоры, перерабатывая мотивы традиции узорных колодок в качестве «стёжек». Они усложняются с обеих сторон и дополнительными «строчками», «проводками», «прутиками» (подобие полосатых колодок). Так разделители композиции воссоздают красно-полосатый монументальный характер, как бы вбирая в себя верещакские пёстрые колодки. Вырабатывается даже тип, где чёрный узорчик «стёжки» идёт без белого фона, просто по красному. 6. Н-VI. Близкие к неглюбской традиции полотенца из Волпы (1), Нового Места (2), Триглава (1). Время изготовления полотенец неглюбской традиции: конец XIX в. – 1990-е гг. Цвет — выделяются типы: Н-I (красноузорные браные); Н-II (красный фон — все узоры на красном фоне); Н-III (бело-красное построение, к/ф и б/ф); Н-IV (бело-красное построение, красно-бело-черное); Н-V (многоцветные полотенца). Техники: браные (Н-I), односторонний и двусторонний перебор (Н-II, III, IV, V) с браными колодками. Отдельные экземпляры — с использованием заклада. Середина — белое полотно, через которое ткутся поперечные цветные колодки (Негл.), которые бывают разного вида. Между колодками — иногда отдельные орнаментальные элементы («звёздочки», «утки», «терёшки», «собачки» и др.). Отдельные — с саржевой серединой. Конец — поперечнополосатая композиция. Зеркальная симметрия полос относительно одной центральной полосы («серадавых хрястов»). По её узору даётся название всему полотенцу. Узорная полоса называется «хрясты». Количество полос — от трёх до девяти («в трое хрястов… в пятеро… в семеро… в девятеро хрястов»). Тип а-б-а, а-б-в-б-а, а-б-в-г-в-б-а… ( n -1- n ). Параллели: традиция свободно переходит в верещакскую. Граничит с красногорскими полотенцами, которые встречаются трёх видов: краснополосные и полосато-орнаментированные, более близкие к болсунским или к кролевецким (течения перетекают одно в другое). Неглюбская и болсунская традиции однотипны по композиции, состав орнаментов частично перекрывается. Далее на север поперечнополосатые полотенца проходят по Чечерскому, Краснопольскому, Костюковичскому и Хотимскому районам вдоль Беседи. Однако симметрия полос относительно центра становится всё более условной. В браном ткачестве «чужесельские» (Негл.) полотенца, пограничные с неглюбскими, отличаются прежде всего другим типом колодок — полосок между «наборами» (узорными полосами). Широкие красные колодки Неглюбки (фото 230) не походят на узкие с мелким красно-белым (или с красно-бело-черным) орнаментом колодки соседних традиций (фото 287). Край: с трёх сторон узорный конец украшен бахромой, которая пришивается к готовому изделию. Бахрома бело-красная, черно-бело-красная или цветная, в зависимости от цвета полотенца. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы