Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Перечень орнаментальных элементов



В Присно не удалось зафиксировать собственных названий. Но некоторые названия известны по краям традиции и на ее границах. Прочие мы приводим в терминах бабичского ткачества, с которым приснянское имеет общий состав элементов.

Сами ячейки орнаментальной сетки — «глазками» (Нисимк.; см. фото 16, 134). Диагональное размещение и чередование элементов — «в шашки» (Ст. Малиначи; см. фото 12). Вертикальная цепочка из нескольких ромбов на основании-треугольнике — «крывулька» (Нисимк.; см. фото 134). Вертикальная цепочка из соединенных «восьмирожков» — «лесьвичка» (Нисимк.; фото 132). Колодки — «прошвы», «полосы» (Нисимк.). Колодки с городками — «в косточку» (Нисимк.). «Проводцы широкие» (Бартол.) — «вольные полоски» (Нисимк.; см. фото 103). Ромбы типа «глуховок» (Негл.) — «балончики», «балоночки» (см. фото 134), «копейки», «кубики» (Нисимк.), «бубны» (см. фото 29), «куб», «шашечки», «кубичками» (Бартол.), «канапельки», «шашки» (Нисимк.; см. фото 14), «бубка» (Бабичи).

Ромбы с крестом («верябьём») посередине — «бубны», «кубы», «крэсцики», «ромбачка з крастом» (Бартол.), «сэрца» (Нисимк.; см. узор типа 14).

Ромбы с розетками в них — «розочки» (см. фото 40).

Ромбы раскрещенные — варианты символа засеянного поля, нивы — «раздробленная копейка» (см. фото 5), «канапельки», «поляночки» (! ) (Нисимк.; см. фото 132), «бубка» (Залавье; см. фото 6, 26), «чырвачки» (Бартол.), «лапа большая» (Глыбовка; см. фото 6).

Ромбы городчатые, типа «лапа» (Негл.), которые восходят к символу растительной силы земли, — «копейка» (см. фото 34, 103), «рабина, рабинка» (фото 20, 131), «драбнички» (Нисимк.).

Ромбы с крюками типа «крючча» (Негл.) — варианты раннеземледельческого символа урожая — «кручча» (Покать; см. фото 28), «закарючки» (Нисимк.), но и «балоначки» (Нисимк.; см. фото 96).

Ромбы процветшие — «рожа», «рожина», «розачки» (Нисимк.; см. фото 19, 40).

Кресты и крестики — «крэшчыки», «крэсцики» (см. фото 134; Бартол.). кресты типа мальтийского из пяти ромбов — «хрэсцик», «бабачка» (Нисимк.; см. фото 16, 110), кресты с проростками (фото 15) и процветшие — «цвяты» (Нисимк.; см. фото 37).

Звёзды восьмиконечные — «васьмирожки» (Нисимк.; см. фото 16, 17, 31, 87).

Розетки с разным количеством лепестков, которые происходят от усложнения «васьмирожков» и «проросших» ромбов, зубчатые ромбы — «чатырохрожка», «пяцирожка», «сямирожка», «дзесяцирожка» (16 лепестков) (Нисимк.; фото 98), а также «ражками», «звёздами» (Маковье; фото 109). Узоры типа «вядзмедзь» (Негл.) — «цвецики» (Нисимк.; см. фото 31).

Чередование элементов. Самый устойчивый тип — чередование «глухих» ромбов с такими же ромбами, но «засеянными», «проросшими», «процветшими», «крючковатыми» — как мы видим, это и самый старинный тип (см. фото 9, 28). Новые сложные фигуры — розетки — развиваются на этой базе.

В собственно приснянской («полотняной») традиции характерный размер шага в браном узоре — 3, высота «ступеньки» склоняется к чётному числу прокидов. Носители бабичской («саржевой») традиции, выполняя «приснянский» вертикальный узор, оставляют технику своей, «чётной». Однако «полотняные» полотенца Прысна отличаются от всех подобных им в регионе тем, что они «не полосатые». Если проследить эти константы (полотняная белая середина и «вертикальный» импульс в композиции узорного конца) на опубликованных изображениях белорусских полотенец, мы увидим, что этот тип проходит по всей восточной части страны. В Кировском, Кличевском и Бобруйском районах Могилёвской области на правобережье Днепра «вертикальный» конец сочетается с многонитовой серединой, причём образно: кировские мастерицы пришивают браный конец к сотканной отдельно многонитовой двухуточной середине, техника изготовления которой сравнительно новая. В Быховском районе, также на правом берегу Днепра, подобный по композиции конец переходит в архаичную по технике ткачества одноуточную 4-нитовую середину — так же, как в локальном варианте встречи приснянской (полотняной) и бабичской (саржевой) традиций. К сожалению, технологическое исполнение орнамента «северных» вертикальных полотенец нам неизвестно. Что касается типа П-2 (переборные полотенца вертикальной композиции красного построения), то очевидно, что техника его построения основывается на чётных традициях красного построения, а композиция разрабатывается, исходя из собственного опыта. При приобретении таких красных полотенец мы узнали от «правобережных» приснянцев, что «красные — мужицкие полотенца, с левого берега», а приснянские «красные» ткали они сами — их матушки и бабушки.

Бабичская традиция.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь