Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Происхождение орнаментов. Современный этап



Основу составляет набор геометрических или геометризированных элементов. Ромбы лежат в основе узоров: «обгонка», «богова дорожка», «воронье око», «столбы», «голубиная дорожка», «тёмная копейка», «тёмная стёжка», «глуховки», «лебединая дорога» (всё — Казацкие Болсуны).

Косые кресты — в основе узоров: «козлы», «рачики», входят в состав «старцев», «солдатиков». Прямые кресты развивают темы: «мушки», «белые челноки», «кресты», «белые крестики», «крест», «роза», «пауки», «колёса». «Расколотые кресты» входят в узоры: «котиная (кошачья) лапка», «лебединая лапка», «дорожка», «ключи».

Квадраты и прямоугольники есть в узорах «коробочки», «кубики», «чемоданы», а также в общем «обрамлении» центра.

Восьмиконечные звезды встречаются в нескольких вариантах на белом или красном фоне и называются «восьмироги», «белая роза», «лебеди», они входят в «листья» и бывают в виде «полувосьмирогов». Часть узоров (почти все белофоновые) мы находим в Казацких Болсунах и в соседних традициях в форме «изобразительного» орнамента – это знаменитые «орлы» и различные «самовары», «стаканы», «светочи», «якорьки», «лампадки» (К-Болсуны).

Белофоновые знаки свойственны и самим Казацким Болсунам, они выполнялись на рукавах рубах и головных «платках» с полотенчатой композицией орнамента. Большое количество вариантов названий для одних и тех же элементов и наоборот говорит о наличии двух тенденций. Первая — забвение формоопределяющего смысла названия вслед за отмиранием самой традиции. Вторая, которая в наше время может быть только реконструирована, указывает на сложные процессы в формообразовании, в результате чего в идеале существует возможность установить связь знаков с их названиями не только в ассоциативном (далеко не случайном) смысле, но и в «родовом» и «видовом» отношении. Создание узора и его название выступает как общий целостный результат нескольких смысловых функций, что вообще характерно для традиционного мышления.

Разные техники выполнения элементов на белых и красных полосах, а также наличие пограничных «белых» и «красных» полотенец, безусловно, не только констатируют факт взаимодействия двух «цветовых» течений традиции. Гибкие, но упругие закономерности использования каждого знака взаимодействующих систем (красно- и белофоновой) в пределах одного полотенца свидетельствуют о семантическом характере подобного взаимодействия как о диалоге традиций духовной культуры на основе более глубокого общего пространственного осмысления.

Технологический анализ вводит в пространство взаимодействия традиций, порождающего казацко-болсунское полотенце, ещё одну оппозицию. Это противопоставление тех же двух «ритмичных» течений в технологии, которые мы отметили и в формировании дубравского полотенца. Но в казацко-болсунской традиции «чёт» и «нечет» проявляются более выразительно, она и при смене техник остаётся склонной к «чётному» числу в структуре самой ткани.

Полотенца с белой четырёхремизной одноуточной серединой обладают определенной технологической обусловленностью последовательных приёмов создания узорного полотна. Формально это можно обозначить так: саржа белой середины > репс в фоновом утке > кратный двум счёт нитей «шага» узорного утка.

Вторая традиция изготовления полотенец (по терминологии О. Лобачевской, полосатых с акцентированным концом) в нашем регионе диктует выполнение полосатой середины полотняным переплетением и, в результате, даёт больше свободы в выборе «технологического» счёта (чёт-нечет).

Сохранение «чётного» импульса в казацко-болсунском полотенце (преимущественно с полотняной, технологически «свободной» серединой) говорит об участии в его формировании некой традиции-подосновы, где этот импульс был технологически обусловлен, а также о семантическом сохранении этого импульса, который кажется нам глубинным. Так, счёт перебора 2-2, который называется в Болсунах закладом и применяется на красно-фоновых полосах, отличается от двустороннего «чешуйчатого» перебора на бело-фоновых полосах. Но оба они по технологии имеют чётный ритм. Возможно, техника заклада, принесённая первыми поселенцами в Казацкие Болсуны и сохранившаяся на их самых старых головных «платках», вступила во взаимодействие с «чётной» браной традицией.

Медведская традиция.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь