Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Верещакская традиция переборных полотенец с узорными колодками
Названа по дер. Верещаки. Выхолка (левый приток Ипути). Деревни вдоль Выхолки и ниже её устья по Ипути. В фондах ВМНТ экземпляры из следующих деревень (здесь сведены в таблицу с необходимыми обозначениями).
В-1. Браное построение — см. бобовичскую традицию. В-2. Красное построение. Не характерно. См. Н-2. Рис. 19. Красный угол в Верещаках (Новозыбковский район). 2002 г. Краснофоновые полотенца, очевидно, распространяются на восток от Неглюбки: так, верещакские полотенца, имеющие браные узоры с шагом «три», для красных фонов используют неглюбский шаг «два». Состав орнаментальных элементов в Неглюбке значительно больше разработан. В то же время большей разработанностью отличаются белофоновые экземпляры верещакского текстиля, «белый» импульс двигается здесь навстречу «красному». На наш взгляд, этот процесс основан на отличающийся по цветовому выражению, более древний слой традиции в композиции полотенец. Он закодирован в разном виде колодок: тёмных красных (здесь — в неглюбской, столбунской, казацко-юлосунской, бабичской, волосовичской, чечерской традициях) и узорных (бобовичская и вслед за ней верещакская, дубравская традиции, «гомельские» полотенца). Белофоновые экземпляры старинных полотенец неглюбской и верещакской традиции выполнены чаще всего в технике двустороннего перебора «под парки», наиболее близкой к закладу (влияние давнего освоения закладов «саржевыми» и «репсовыми» традициями? ). Но именно верещакская традиция переработала некоторые белофоновые текстильные образцы через присущий её браной подоснове шаг «три». Односторонний перебор 3-1-3 появляется вначале в белофоновых орнаментах, причем на одном и том же полотне перебор для к/ф и б/ф может быть разным. Красно-бело-чёрные полотенца (с красно-белым построением фона) в Верещаках появляются значительно раньше (в фондах ВМНТ – экземпляры начала ХХ в., из Неглюбки – с 1940-х гг.). Здесь перебор 3-1-3 диктует верещакская традиция, неглюбская же — послушно принимает. Такой перебор становится наиболее распространенным в современных многоцветных полотенцах Неглюбки, которые развиваются «на основе» красно-бело-чёрных. Но глубинное влияние красных колодок снова дает «взрыв» красного. Переняв образцы красно-бело-чёрных полотенец из Верещак вместе с их узорными колодками, Неглюбка «утапливает» узоры колодок в широких красных полосах, утверждая собственный образ «красных полотенец». Более «красными» становятся и цветные образцы, где чёрного значительно меньше, чем в Верещаках. «Чужесельские» верещакские полотенца Неглюбка принимает и называет «чёрно-рябыми». Так обозначается основное различие от соседей: активность чёрного и узорные колодки. Традиция «красных городков» |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы