Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этапы одухотворения эго человека



Постепенный процесс одухотворения эго в процессе практики бхакти более подробно описывает Вишванатха Чакраварти Тхакур в “Мадхурья-кадамбини» (8). Завершая книгу, автор пишет:

 

«Аханкара, ложное эго человека, имеет два аспекта: аханта (сознание своей отдельности от других – свое «я») и мамата (сознание того, что что-то принадлежит мне, сознание моих отношений с чем-то или кем-то). Уничтожение этих двух аспектов эго с помощью духовного знания называется освобождением, а сосредоточенность сознания на теле («я это тело»), семье и материальной собственности называется рабством. Когда человек думает: «Я принадлежу Богу, я Его слуга. Господь со своими приближенными, Его образ и качества – океан духовной сладости. Я должен служить всему этому», то есть, когда человек считает себя (ахам) слугой Бога и мыслит себя только в отношениях с Богом (мама), такое состояние сознания называется премой. Таким образом, према категорически отличается как от рабства кармы, так и от освобождения, и потому ее справедливо величают пурушартха-чудамани – вершиной всех усилий человека».

 

Далее Вишванатха Чакраварти описывает этапы постепенного одухотворения двух аспектов эго.

 

«Пока материалистические проявления аханты и маматы очень глубоки, душа продолжает оставаться в круговороте рождений и смертей. Когда человеку выпадает редкая удача и у него появляется крупица веры и он начинает думать: 'А не стать ли мне вайшнавом и начать служить Богу?’, его эго (аханта и мамата) чуть-чуть одухотворяются (гандха) и душа получает доступ к преданному служению. На ступени садху-санга одухотворение достигает чуть большей степени, но его эго по-прежнему очень глубоко погрязло в материи (атьянтики). На ступени аништхита-бхаджана-крии его аханта и мамата одухотворяются частично, то есть отчасти сосредоточиваются на духовных предметах (эка-дешавартини), хотя его поглощенность материей по-прежнему полная (пурна). Когда человек достигает ступени ништхи, стабильности в служении Богу, одухотворение эго становится существенным (баху-дешавартини), хотя поглощенность материей еще очень значительная (прайики). Чаша весов склоняется в сторону духовности только на уровне ручи, когда одухотворение эго становится почти полным (прайики), хотя у человека остается материалистическое отношение ко многим аспектам бытия (баху-дешавартини). На ступени асакти эго человека становится полностью духовным (пурна), хотя в эго еще остаются следы материального влияния (гандха). На ступени бхавы человек окончательно осознает духовную природу своего «я» (сварупу) и утверждается в своих отношениях с Кришной (атьянтики). На этой ступени его отождествление с миром материи превращается в тень и его материальная жизнь представляется ему чем-то вроде сна. На ступени премы наступает абсолютно полное отождествление себя с духовной реальностью (параматьянтики) и человек утрачивает какую бы то ни было связь с материей».

 

Для большей наглядности мы приблизительно перевели использованные здесь шесть качественных характеристик в количественные:

 

i ) гандха – чуть-чуть - 1-5%

ii) эка-дешавартини – частично – 1—15%;

iii) баху-дешавартини – в значительной степени 65-80%;

iv) прайики – почти полностью 90-99%;

v) пурна – полностью – 100%;

vi) атьянтики – окончательно – 100%.

 

«Полное» одухотворение (пятый уровень) отличается от «окончательного» тем, что на этом уровне небольшая склонность к материалистическому взгляду на мир еще остается у человека, тогда как на ступени окончательного одухотворения не остается даже гипотетической склонности к материализму.

 

Опять же, для наглядности мы приводим данную Вишванатхой схему в таблицу.

 

Этапы постепенного одухотворения эго человека


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь