Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Книжка «Про смелую Наташу»



Если ваше чадо отказывается идти на детскую площадку, можно по­пробовать сделать вместе с ним и многократно прочитать вот такую книжку.

На первой странице можно нарисовать ребенка: «Это Наташа». На второй странице - детскую площадку, на которой изображено все, что есть на реальной площадке: качели, песочница, лестница и др. Детей на площадке нет. Взрослый и ребенок называют то, что нарисовано на кар­тинке. Показывая, например, качели, взрослый рассказывает, что Ната­ша любит качаться на качелях, ей весело, когда она качается. Затем точно так же взрослый объясняет, как и чем можно заниматься на других снарядах детской площадки. Если малыш уже умеет говорить, он тоже участвует в разговоре, вспоминает, как и во что он играл в песочнице, в детском домике и т. д.

На следующей странице нарисован ребенок, которого вы встречали на детской площадке, например Миша (или кто-то другой). Взрослый гово­рит: «Вот Миша. Посмотри, какие у него красивые глазки, он улыбается. Он любит играть с детьми, а в руках у Миши мяч» и т. д. На нескольких следующих страницах могут быть изображены другие дети, с которыми Наташа тоже может встретиться на площадке.

Затем нарисовано несколько детей вместе. Они играют на площадке и зовут Наташу. Следующая страница - Наташа стоит рядом с детьми, в ру­ках у нее мяч. Взрослый говорит: «Вот играют Наташа, Миша, Катя. Они играют в мяч. Они играют вместе. Им весело. Они улыбаются».

В том случае, если Наташа не хочет играть вместе с другими детьми, взрослые читают ей эту книжку многократно, не обязательно всю сразу. Вместо картинок можно использовать фотографии.

ПОЙТЕ ДЕТЯМ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ

Бережнова О. В.

Название песен, которыми убаюкивают детей, - колыбельные - идет от основы «колыбать» (колыхать, колебать, качать, зыбать). В обиходе бы­ло и название «байкать» (баюкать, качать, усыплять). Отсюда, вероятно, и колыбельный припев «баю бай». В народе дорожили колыбельным песен­ным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начинала забавляться своими куклами, как мать ее учила правильно «байкать». В русской крестьянской семье девочки с шестилетнего возраста уже сами становились няньками младших братьев и сестер, часто нани­мались в чужие семьи, поэтому знание колыбельных песен и умение их исполнять было для них обязательным.

Колыбельные песни делятся на 3 вида.

1. Песни, отражающие внутренний мир матери и ее отношение к здоровью малыша. Они связаны с ребенком только напевом и назначени­ем (убаюкивать), в них очень силен лирический момент.

2. Песни, рисующие окружающий ребенка мир предметов и явле­ний: о сне, о еде (каше, молочке, рыбе, ухе), о родителях, о печке, о жи­вотных.

3. Песни о судьбе малютки. Они наполняются новыми образами, их 'Мир становится несравненно богаче и сложнее, описываются поступки взрослого сына, которым придается нравственное звучание.

При исполнении содержание колыбельной песни определяется ее на­значением в данный момент, а главное - возрастом ребенка.

Когда ребенок только родился и ему важен напев и музыка слов, а не содержание, опытные женщины поют песни, которые отражают их внутренний мир. Это может быть любая, желательно любимая лирическая песня, причем ее исполнение в качестве колыбельной не требует особой музыкальной одаренности. Главное - петь ее монотонно, покачивая в такт малыша.

Многие молодые мамы в этот период на колыбельный мотив напевавают, скажем так, набор гласных звуков с припевом «баиньки», который не меет речевого содержания:

О, о, о, о, о, о!                              О, баю, баю, баю!                        О, о, о, о, о, о!

 О, о, баиньки!                             Баю милую;                                 О, о, баиньки!

Возможен и такой вариант, хотя эти песни никто не записывает, да в  этом и нет нужды.

Затем, когда малыш научится внимательно вслушиваться, исполняются песни, которые знакомят его с окружающим миром. Такие песни на­полнены образами кота, петуха, голубей, собаки, коровы, грача, в них по­тея о том, что окружает ребенка в быту. Круг этот неширок, И взрослому кажется обедненным. Для ребенка же он достаточен, чтобы получить первые представления о мире.

Для повзрослевших деток, которые способны усвоить нравственный урок поются песни, в которых описывается будущая жизнь малыша, то есть включаются и воспитательные функции, в ненавязчивой форме ре­бенку предлагается описание значения поступков человека для окружающих.

Сон - лучшая нянька и лучший помощник матери. Оттого все симпатии последней на его стороне. Для описания сна мать не пожалела лучших красок. Вероятно, именно поэтому одним из самых распространенных образов колыбельных песен является образ Сна (Дремы):

Сон идет по сеням, Дрема по терему.  Сон говорит: Как сон да Дрема Пойди Кате в голова. Сон ходит по лавкам

 

«Усыплю, да усыплю»,                                                 В красненькой рубашке

Дрема ходит:                                                                  А Дремушка по губе,

«Удремлю даудремлю»;                                             Она в белой кисее.

 

В древней России простые женщины были необразованными, и обра­зы добрых Сна и Дремы, строгого Угомона достигли высокого художест­венного совершенства и воспринимались как живые существа:

Ходит Сон посенюшкам,             Угомон тебя возьми,

А дремота по крыльцу.               Угомон тебя возьми,

Уж ты глазоньки зажми,              Сам покрепче усни.

 

Не менее распространен образ кота, так как кот был в любой кресть­янской семье, и ребенок сталкивался с ним ежедневно. Его часто зовут качать, обещают награду. Он помогает матери:

Приди, котик, ночевать,             Дам кувшин молока

Нашу Машу покачать.                И кусок пирога,

Уж как я тебе, коту,                     Ушки вызолочу,

За работу заплачу,                        Лапки высереблю.

 

В колыбельных песнях кота в основном хвалят. Его образ рассматри­вается в качестве хранителя домашнего очага, он хороший, его окружает реальная обстановка:

Как у Васьки - кота                     Колотила кота,

Была мачеха лиха.                       Заставляла кота

Она била кота,                              Колыбельку качать.

 

Особенно популярным является образ голубей (гуль). Воркование го­лубей, как и мурлыканье кота, - прекрасное средство усыпления детей. Гули думают, чем накормить ребенка, качают его, воркуют:

А баю, баю, баю',

Сидит голубь на краю;

Алюли, люли, люли',                  Люли.лю'ли,

Прилетели три гули';                  Прилетели две гу'ли.

 

Часто присутствуют также в колыбельных песнях и фантазии матери о хорошей, богатой жизни, которую она желает своему младенцу, описа­ние ее с подробностями:

У моего ли у дитя                       Вырастешь большой -

И постелюшка мягка                  Будешь в золоте ходить,

Одеялечко тепло                         Нянек да мамок

Соболиное;                                   Платочками дарить.

 

Распространенной также была тема  возвеличивания колыбели:

Как у нашего кота                         Одеяльца и пуфы

Колыбелька золота,                        Все кружавчатые.

 

Наиболее известными в наше время, конечно же, остались колыбель­ные песни, в которых говорится о волчке или собачке. Во многом благо- даря развитию детской литературы и мультипликации они сохранились до наших дней:

А баю, баю, баю,                             Баю-бай, баю-бай,

Не ложись на краю,                       Ты, собачка, не лай.

Придет серенький волчок,           Белолоба, не скули (2 раза),

 Укусит (Гену) за бочок.               Моего Алешу не буди.

Любовь матери окрашивает всю колыбельную песню, поэтому уменьшительно-ласкательные суффиксы присутствуют в них в изобилии даже там, где образ отрицательный: «серенький волчок». Это вызвано желанием любящей матери отразить в колыбельной всю полноту своей ласки к ребенку. Даже у глаголов присутствует ласкательная форма вопреки законам русского языка: например, «спатеньки».

В условиях современности колыбельные песни претерпевают большие вменения. Репертуар, который сохранился по сей день, достаточно ску­ден: «Прилетели гули», «Живет мужик на краю», «Не ложись на краю», «Ты, Собачка, не лай», «Купим сыну валенки», «Потерял мужик дугу», «Колоту­шек надаю», «Он играет во трубу», «Все спят». Именно поэтому хочется обратиться к молодым мамам с призывом: пойте своим малышам колыбельные песни, не стесняйтесь этого. Не об­деляйте малыша своим вниманием и заботой. Исполняя ребенку неза­тейливую народную песенку, вы, таким образом, передаете ему свое ду­шевно е тепло, ласку и народную мудрость!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 Говорят дети

Тимофеев Артем

(Записано Тимофеевой Л.)

* * *

По мотивам известной рекламы:

«Старый мельник» - душераздирающее (в оригинале душевное) пиво.

 

* * *

 

Тёма говорит маме:

~ Хочу к бабушке.

Мама спрашивает:

-К какой?

Тема, не задумываясь:

 -К две.

* * *

Вариации на ту же тему:

Тёма:

-Хочу к бабушке.

Мама:

-К какой?

Тёма: -

-К обе.

* * *

Тёма уговаривает папу:

-Пап, ты один не ходи в магазин. Пойдем двумя.

* * *

Тёма рассматривает ракушку, по совету мамы прикладывает ее к уху:

-Мам, а в ракушке море шумит? А оно не выльется? Оно на гвоздях?

* * *

 

Тёма делится впечатлениями после похода в сад:

-У нас в саду сегодня была физкультура.

Мама интересуется:

-Что же вы делали на физкультуре?

Тёма:

-Рисовали.

* * *

На баночке со сметаной нарисована пятнистая корова. Тёма удивляется:

-Мам, смотри - корова вся в синяках.

* * *

Тёма (объясняет бабушке по телефону):

- У меня будет братик. Точно, братик. Доктор смотрел на специальном аппарате, сказал (меняет голос): «Бантика нет, значит - мальчик».

* * *

 

Тёма спрашивает маму:

-Можно мне поиграть в «Лего»? Мама соглашается:

-Да.

Тёма:

-Молодец, что разрешаешь. А то я бы как... заплакал горькими слезами.

* * *

 

В магазине Тёма обращается к маме:

-Мам, купим торт? Мама отвечает: -Нет.

Тёма уточняет:

-Что значит «нет»? Нет - нет или нет - да? Если хочешь, то давай, купи!

* * *

Тёма гремит погремушкой, подаренной младшему брату. Папа стара­ется его урезонить:

-Тише, ты же Андрюшу разбудишь.

Тёма уверенно:

-Да нет, это же его игрушка!

* * *

На вопрос о том, кто по профессии родители Тёма отвечает:

-Папа не знаю, а мама - учебник.

 

* * *

Тёма воспитывает младшего брата:

- Андрюша, не соси пальцы. Научишься у себя маленького, и будешь большой так делать!

Тимофеев Андрей

(Записано Тимофеевой Л.)

Андрюша с гордостью говорит: - Я большой.

Мама спрашивает: - А почему на руках сидишь?

Андрюша после секундной паузы:

-Тогда маленький.

* * *

Андрюша (угощая маму смородиной):

-Кушай.

Мама отказывается:

-Спасибо. Я не хочу, она кислая. Андрюша:

-Я знаю. Называется кислород.

 

* * *

Андрюша, наблюдая за работой папы, делает вывод:

-Я маленький, а папа сасмаятельный (самостоятельный)!

 

* * *

Андрюша уговаривает маму:

-Еще «Ну, погоди! »

Мама напоминает сыну о договоренности:

-Но этот мультик был последний! Андрюша находит выход:

-А этот будет предпоследний!

* * *

Андрюша смотрит мультфильм, решает выяснить:

-Пап, ты за волка или за зайца? Я - за зайца. Папа отвечает:

-И я за зайца. Андрюша объясняет:

-Нет, за зайца - я. И заяц там один!

* * * '

Андрюша пришел с улицы. Папа задает вопрос:

-Помочь тебе раздеться? Андрюша вздыхает:

-Да, помоги - приведи с улицы маму.

* * *

Ребенка ограничивают в сладком, поэтому папа интересуется намере­ниями малыша:

-Зачем ты идешь к холодильнику?

Андрюша (громко):

-Папа, дай я посмотрю в холодильнике фрукты. Фрукты на месте. (Пе­реходит на шепот) И возьму конфеты.

* * *

Андрюша: Пап, пока мама собирается, давай выйдем на улицу и будем караулить погоду, чтобы не стала ночь.

* * *

Андрюша маме:

- Поцелуй! Я ударился. Прямо затылок коленки отбил!

* * *

Андрюша отвечает на просьбу брата: - Нет! 150 метров «нет».

 

Егорова Аня

(Записано Бережновой О.)

* * *

Аня говорит тете (О.В. Бережновой):

-Давай с тобой поиграем. Я буду покупательница, а ты - продавательница.

Ольга поправляет:

-Правильно будет сказать - продавец. Хорошо, я буду продавец. Аня, немного подумав, уточняет:

 - А я тогда что, покупец что ли?

 

* * *

Мимо проезжает мальчик на велосипеде. –

Аня: Смотри, веселопедист поехал.

Ольга:

-Надо говорить «велосипедист». Повтори: ве-ло-си-пе-дист.

Аня:

-Нет, надо говорить «весело-педист». Посмотри, он весело-весело пи крутит!

 

* * *

Аня и Ольга играют в «Пешеходный переход». Ольга «шагает» пальцами по столу, изображая пешехода, у Ани в руках игрушечная машинка. Машина едет, пропускает пешехода на светофоре и так несколько раз. рез некоторое время Аня говорит:

-Подожди, так неинтересно играть, сейчас я еще игрушки принесу. Приносит маленького игрушечного зайца и колобка. Ольга спрашивает:

-Они тоже пешеходами будут? Аня, немного подумав, отвечает:

-Нет, заяц не может быть пешеходом, он же прыгает «прыг-скок, прыг скок» (показывает).

Задумчиво продолжает:

-И скакает, значит.

Уверенно заключает:

-Он будет пешепрыгом или пешескосом, не знаю как правильно. А колобок будет пешекатом.

 

* * *

Весной Ольга и Аня гуляют на улице, рассматривают весенние деревья:

-Посмотри, почки на тополе чуть-чуть распустились. Видишь малень­кие листочки?

Аня внимательно смотрит и говорит:

-Вижу, они только чуть-чуть распустились, а мы уже совсем. Ольга в недоумении спрашивает:

-Кто совсем? Аня поясняет:

-Да мы с Вовой. Воспитательница вчера сказала: «Вы совсем распус­тились».

Заключает со вздохом:

-Весна пришла.

Величко Аня

(Записано Величко Ю.)

* * *

Аня рисует фигуры:

- Мама, ты - овал, я - овальчик, а наш папа - квадрат!

* * *

Мама показывает Ане картинки с изображениями животных и называет «пап». Аня говорит, как называют «мам»:

- Петух - курица, бык - корова, пес - психа...

* * *

 

Мама показывает картинки с изображением овощей, среди прочих по­казывает картинку, на которой нарисован хрен. Аня уверено говорит:

-Я знаю, это - хрень.

 

* * *

Аня с мамой гуляет в парке. Мимо проходит дедуля, знакомится с ма­мой и дочерью, разговаривает с ними. На прощание он говорит:

-Ну, будь здорова!

Аня в недоумении тихо спрашивает:

-Мам! А я что, чихнула?



ЛИТЕРАТУРА

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - СПб: Детство-Пресс, 2008.
  2. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1992.
  3. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. - М.: Сфера, 2007.
  4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. - М.: УЦ «Перспектива», 2008.
  5. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просве­щение, 1991.
  6. Бабенко А. Помочь ребенку адаптироваться в детском саду // Дошко­льное воспитание. - 1990. - № 11. - с. 32-34.
  7. Бережнова О.В. Детская литература и фольклор: Методические рекомендации. - Орел: Редакционно-издательский отдел ОИУУ, 2007. - 48 с.
  8. Бережнова О.В. Жанры детского фольклора. - Орел: Издательский дом «Орлик», 2004. - 116 с.
  9. Богуславская З.И., Смирнова Е.О. Развивающие игры. - М.: Просве­щение, 1.991.
  10. Буре Р.С., Година Г, И. Учите детей трудиться. - М.: Просвещение, 1983.
  11. Ватунина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспи­тателей детского сада. - М.: Просвещение, 1983. - 80 с.
  12. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для стар-; гших дошкольников. - М.: Айрис-Пресс, 2009.
  13. Волина В. Зимние забавы. -СПб.: Дидактика Плюс, 1997.
  14. Воспитание детей в игре. Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983.
  15. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Книга для воспита­теля детского сада / A.M. Фонарев, С.Л. Новоселова, Л.И. Каплан и др. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
  16. Голицына Н.С. Перспективное планирование воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении. Средняя группа. - М.: Скрипторий 2003, 2007.
  17. Григорян М. В детский сад как нужно готовить ребенка к детскому са­ду // Работница. - 2007. - №8. - С. 20-24.

18. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика- Синтез, 2006.          %

19. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. - М.: Сфера, 2004.

20. Игра и дошкольник. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

21. Играют взрослые и дети. Сост.: Доронова Т.Н. - М.: Линка-Пресс, 2006.

22. Карпова ЕВ. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития, 1997.

23. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М.: Просвещение, 1981.

24. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Под ред. Шипициной Л.М. - СПб.: Речь, 2003.

25. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. - М.: Сфера, 2009.

26. Краснощекова Н. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

27. Лиштван Э.В. Игры и занятия со строительным материалом. - М.: Просвещение, 1998.

28. Лучич М.В. Детям о природе. - М.: Просвещение, 1989.

29. МаксаковА.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М.: Просвещение, 1983.

30. Малаева Е.В. Конструктивное планирование. // Управление ДОУ. - 2003. - № 3.

31. Пастюк О. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка. // Дошко­льное воспитание. 2003, №11.-С. 35-42.

32. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. 1-я и 2-я младшие группы: Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 96 с.

33. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошколь­ного образования: Пособие для педагогических коллективов детских садов и родителей. Сборник. Под ред. Т.Н. Дороновой, Т.И. Ерофее­вой. - М.: Обруч, 2010.-304с.

34. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-обра­зовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть I. - М.: Скрипторий 2003, 2007.

35. Смирнова Е Особенности работы педагога с детьми раннего возрас­та//«УГ Москва», № 27 от 6 июля 2010 года.

36. Теплюк С Н. Как подготовить малыша к детскому саду. // Дошкольное воспитание. 1991, № 8. - С. 58-60.

37. Теплюк С.Н. Улыбка малыша в период адаптации. // Дошкольное вос­питание. 2006, № 3. - С. 29-35, № 4. - С. 46-51.

38. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Современное планирование дея­тельности ДОУ в соответствии с ФГТ // Управление ДОУ. - 2012. - №1.-С. 29-49.

  1. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Организация процесса образования дошкольников: основные понятия // Детский сад: теория и практика. - I 2012.-№6.-С. 6-16.
  2. Тимофеева Л.Л. Расскажем сказку интересно. Интерактивные сказки для дошкольников.//Воспитатель ДОУ. - 2011. - № 3.-С. 104-119.
  3. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - Г СПб: Речь, 2002. -306 с.

[1] Толубеева Е.В., воспитатель МБДОУ детский сад № 74 г. Орла

[2] См. также: Тимофеева Л.Л. Интерактивные спектакли в ДОУ // Воспитатель  ДОУ. - 2009.-№ 10. -С. 118-121.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.093 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь