Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Конституционно-правовые идеи движения декабристов
Как правило отечественная историография именует декабристами участников общественно-политических движений Российской империи первой четверти XVIII века. Сам термин «декабристы» данные активисты получили после своего участия в выступлении в декабре 1826 года, произошедшего на Сенатской площади в Санкт-Петербурге[14]. Впоследствии это событие получило название «Восстание декабристов». Но история возникновения декабристских объединений началась задолго до этого. Они стали формироваться практически сразу после окончания Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии. Когда офицерство (состоявшее прежде всего из людей дворянского сословия) смогло познакомиться ближе с прогрессивными (на тот момент) формами организации государственной власти и общественной жизни. Именно тогда зародились мысли о необходимости преобразования самодержавного строя Российской империи. На мировоззрение будущих декабристов также повлияли некоторые идеи масонского движения[15]. Следует отметить, что единой централизованной силой в государстве декабристы так и не сумели стать. Они существовали в виде лишь отдельных различных по численности, более или менее влиятельных группировок. Тем не менее, их влияние на историю России стало весьма значительным. В наше время история декабристского движения является предметом исследования многих профессиональных историков и публицистов. Одной из основных сфер деятельности декабристского движения стало создание проектов будущего конституционно-правового устройства Российской империи. И хотя данным движениям не удалось прийти к власти и реализовать свои замыслы, их предложения и теоритические разработки оставили определенный след в истории российского конституционализма. Не удивительным будет узнать, что часть данных разработок будут использовать впоследствии некоторые представители государственной власти. В первую очередь при попытках составления и выпуска в свет официальных конституционных актов. Полагаю, что для лучшего понимания роли декабристских движений в историческом пути российского конституционализма следует рассматривать не только лишь идеи и предложения по преобразованию страны. Но и некоторые факты из истории создания и функционирования данных движений и тайных обществ. Это необходимо для лучшего понимания, как формировались те или иные взгляды участников вышеупомянутых организаций и тайных обществ на дальнейшую судьбу Российской империи. Также следует отметить, что в Российской империи первой четверти XIX века существовало достаточно большое количество тайных или явных политических организаций. В данном исследовании будут рассмотрены те, чья деятельность оставила заметный след в истории российского конституционализма. На прогрессивные идеи декабристов в последствии ориентировались многие политические и революционные организации России второй половины XIX – XX века. Поэтому строчки из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, «не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье», посвященного заключенным и ссыльным в Сибирь участникам декабристских выступлений, оказались во многом пророческими. Как уже упоминалось, декабристское движение по своему составу не было однородным. Несколько различных организаций и союзов имели весьма расхожие мнения и подходы по вопросам необходимых конституционных преобразований в Российской империи. В связи с этим полагаю нужным рассмотреть их по отдельности. Это нужно для наиболее четкого понимания конституционно - правовых идей, замыслов и воззрений каждого из обществ. Первым из крупных политических обществ в России стал Союз Спасения, также носивший название «Общество истинных и верных сынов Отечества» сформировавшийся в 1816 году и базирующаяся в Санкт-Петербурге[16]. Основателями стали будущие известные лица декабристского движения – Павел Пестель, Никита Муравьев, Сергей Муравьев-Апостол. Вскоре после создания Союз обзавелся специальным сборником внутренних правил и программы движения, получившим название «Статут». Фактически общество получило подобие уставного документа. Следует отметить, что основан был Союз Спасения, как и многие другие подобные организации того времени, гвардейскими офицерами и лицами дворянского звания. Это говорит о том, что понимание необходимости в коренных изменений в российской политической системе и обществе складывалось в первую очередь у наиболее образованных и привилегированных людей Российской империи. Участники общества видели своей целью в первую очередь в переходе России к конституционной монархии[17]. Также выдвигались лозунги о необходимости уничтожения феодальной системы закрепощения крестьян, установления реального равенства всех слоев общества перед законом, введение обязательности публичности судопроизводства и некоторые другие. Необходимо учитывать, что Союз Спасения представлял собой небольшое объединение лишь нескольких десятков людей и никоим образом не мог влиять на государственную политику. Правда, подобное положение обеспечивало участникам отсутствие нежелательного внимания властей. Не просуществовав и двух лет Союз Спасения был распущен самими организаторами. Причиной стали различные взгляды членов движения на различные вопросы и методы их разрешения. Решающим фактором роспуска стало разногласие по поводу возникшего предложения об убийстве императора[18]. Осознав отсутствие преспектив существующего формата движения, участники приняли решение о его ликвидации и создании более обширного и эффективного политического сообщества. Так какую же роль в истории российского конституционализма сыграл Союз Спасения, малочисленная и недолговечная организация? Да, конкретные результаты на первый взгляд отсутствуют. Но порядок организации его деятельности послужил примером ошибок, которые не должны были быть допущены при создания последующих декабристских обществ, которые уже строились по более развитой схеме. Кроме того, идеи участников Союза, сформированные за недолгое время его работы, продолжили свое существование и в новых оппозиционных политических движений Российской империи. Некоторые члены Союза Спасения стали в последствии лидерами декабристов. Следующим значительным объединением стал московский Союз Благоденствия, образованный в январе 1818 года бывшими членами Союза Спасения. В отличии от своего предшественника он обладал более четкой программой и достаточно развитой иерархической системой[19]. Также важным нововведением было активное распространение идей общества среди круга его потенциальных участников. В первую очередь – представителей дворянского сословия, одновременно являющихся гвардейскими или общевойсковыми офицерами. Основными целями общества при его создании предполагались разработка изменений в организации властных структур и введения конституции в Российской империи[20]. Однако вскоре среди участников Союза Благоденствия возникли более радикальные группировки. Кроме обсуждения потенциального конституционного развития и насущных проблем российской действительности все чаще вставал вопрос о конкретных задачах движения и какие действия нужно предпринять для их воплощения в жизнь. В частности, все большее распространение получала идея о необходимости полного устранения монархии в России и перехода к республиканской форме правления. П. Пестель полагал, что только таким образом можно было обеспечить принятие конституционного акта и стабильного функционирования конституционно-правовой системы страны. По его словам «все государи всегда питают враждебное чувство к конституциям и думают, что их как тариф можно переменить»[21]. Подобные настроения свидетельствовали о переходе от этапа теоретических рассуждений к готовности напрямую, в том числе и насильственно, влиять на будущее России. Правда, как отмечают некоторые исследователи, несмотря на достаточно развитую и обширную организационную структуру Союза Благоденствия, на тот момент у его участников не было средств и достаточных возможностей реализовывать свои замыслы[22]. Уставным документом движения было Законоположение Союза Благоденствия, также именуемое «Зеленая книга». В данном акте есть положения, которые указывают на возможность сотрудничества с властями Российской империи[23]. В тоже время исследователи указывают на тот факт, что преобразования, предлагаемые Союзом, практически невозможно было провести, не вступив в конфликт с правящими кругами и самодержавной системой[24]. В связи с этим в российской историографии неоднократно поднималась дискуссия, следует ли считать Союз Благоденствия революционной организацией или всего лишь общественным движением либералов - идеалистов? Автор данного труда скромно предполагает, что он находился в промежуточном состоянии между двумя вышеупомянутыми форматами политических организаций. Да, с одной стороны участники Союза Благоденствия в своем уставном документе указывали на желание совместной деятельности с властями, направленной на создание конституционно-правовой системы России. Но от лица радикального крыла, возглавляемого П. Пестелем, звучало все больше лозунгов о непримиримости существующего режима и предлагаемых обществом идеалов. Кроме того, «непримиримыми» уже разрабатывались планы по насильственному изменению государственного строя. Именно разногласия между «умеренными» и «непримиримыми» стали решающей причиной самоликвидации Союза в 1821 году. Его бывшие организаторы и участники вскоре создали Южное и Северное тайные общества. Северное тайное общество было образовано в начале 1822 года и базировалось в Санкт-Петербурге. Возглавляли его Никита Михайлович Муравьев и Николай Иванович Тургенев, кроме них в движении состояли такие видные фигуры декабристского движения как К.Ф Рылеев, А.А. Бестужев, С.П. Трубецкой. Идеология Северного общества строилась на основе либеральных тезисов о необходимости введения конституционного акта для ограничения самодержавия и создания четкой и постоянной системы разделения властей[25]. Пожалуй, самым заметным следом Северного тайного общества в истории российского конституционализма стало создание одним из его лидеров, Н.М. Муравьева, проекта основного закона России – «Конституции». Хотя «Конституция» не имел достаточно четкой с сегодняшней точки зрения структуры, в ней были прописаны классические либеральные принципы. Предлагалось разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную ветвь власти представляло Народное вече, состоящее из двух палат – верховной думы и палаты народных представителей, исполнительную – в лице императора[26]. Вопрос о независимости и правилах деятельности судебной власти рассматривается в тексте «Конституции» достаточно расплывчато. Сам Н.М. Муравьев основными гарантиями независимости правосудия видел выборность судей всех категорий, а также разделение судебных и административных органов[27]. Интересными выглядят положения «Конституции» о гражданстве. Гражданством объявляется «право определенном в сем уставе порядком участвовать в общественном управлении: посредственно, т.е. выбором чиновников или избирателей; непосредственно, т.е. быть самому избираемым в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной власти»[28]. К получению статуса гражданина предъявлялись серьезные требования – возрастной ценз, наличие постоянного места жительства, личная независимость, отсутствие проблем с законом. Хотя Северное тайное общество стояло на либерально-реформистских позициях, некоторые его участники оставили заметный след в подготовке и реализации декабрьского Восстания 1826 года. Южное тайное общество, как и Северное, было создано в 1822 году. Согласно названию, оно имело расположение на территории нынешней Украины и южной части России. Основным управляющим органом общества была так называемая Коренная Дума, возглавляемая П.Пестелем, А.П.Юшневским и С.И. Муравьевым-Апостолом. Программные установки Южного общества основывались на убеждении в необходимости силовой смены режима Российской империи путем вооруженного восстания, возглавить которое должна была армия. После чего предполагалось установить республиканскую форму правления, после революции власть на определенный период времени должна была перейти Временному Верховному Правлению, наделенному практически неограниченными полномочиями. Важнейшим для истории российского конституционализма из всех документов Южного общества стал конституционный проект Павла Пестеля под названием «Русская Правда». Некоторыми положениями она была весьма схожа с «Конституцией» Муравьева. Предлагалось отменить крепостное право, создать парламентские и исполнительные высшие органы власти -– Народное Вече и Державную Думу, обеспечить фактическое равенство всех перед законом и судом[29]. Однако понятия о форме обустройства системы разделения властей, административно-территориальное устройство и национальную политику в Русской Правде были иными. Россия должна была стать «единым и неделимым» республиканским государством, а народы, населяющие ее, должны были быть разделены на три категории – Коренного народа русского (все славянские народы), племен, к России присоединенных и иностранцев, живущих в стране[30]. Очень смелым для того времени выглядели меры по разрешению земельного (читай крестьянского) вопроса. Пестель полагал, что необходимо разделить пахотные земли на общественные (т.н. волостные) и частные, при этом по необходимости участки общественных земель могут выделяться в пользование, при этом крестьянству доставались достаточно обширные территории[31]. В целом «Русская Правда» является более декларативным, чем практическим конституционным документом, содержащая помимо конкретных указаний достаточно много разъяснений и мыслей по различным вопросам. Но история не дала ходу «Русской Правде» и другим и проектам. По мнению историка А.В.Гоголевского, поражение дела декабристов привело к забвению либеральных идей в Российской империи на длительное время.[32] |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы