Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хари-катха Шрилы Гурудева во время Гуру-пуджи



В калькуттском матхе, что находится на Сатиш Мукхерджи Роуд, дом 35, вечером 12 ноября 1967 года, в Уттхана Экадаши, в день своего Явления Шрила Гурудев говорил такую Хари-катху своим ученикам: «Сегодня Уттхана Экадаши титхи, когда мы поклоняемся нашему предшествующему Ачарйе Шримад Гоура-Кишор Дасу Бабаджи Махараджу, поскольку это день его Ухода. Вы многое слышали о трансцендентных деяниях и наставлениях Бабаджи Махараджа от нашего почитаемого Бхакти Прамод Пури Махараджа. Когда я произношу его имя, я молюсь о его благословениях, а также о благословениях моего Гуру Махараджа, который не отличен от него. Случайно вышло так, что это также мой собственный день рождения. Те, кто меня любят, воспользовались возможностью, чтобы дать мне свои щедрые благословения. Кто же настолько глуп, что не примет благословений, когда они раздаются? Кто же не захочет использовать возможность совершить духовное продвижение, когда появляется такая возможность? Поэтому я смиренно принимаю все ваши благословения. Пусть все мои чувства будут непрерывно заняты в служении Кришне и Его Бхактам по вашей милости. Существует обычай, особенно среди находящихся в отречении, поклоняться Гуру в день его Явления. Потому сегодня это мой долг. У меня есть Наставники (Гуру) трёх категорий:

1) Слово «Гу-ру» означает «устраняющий неведение». Олицетворением безграничного Знания является Сам Господь, Чьё Явление уничтожает всё неведение. Поэтому Сам Господь является корнем Истины, то есть Гуру.

2) Второй образ Гуру – это тот, кто лично привлёк меня и занял в служении Господу, и кто сам является проявлением Господа. Это тот, кто основал всемирный Чайтанйа Матх и Гаудия Матхи, мой Гурудев Нитйа-Лила-правишта Прабхупад Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Тхакур.

3) В-третьих, все Вайшнавы – также мои Гуру. Как действуют Вайшнавы? Дело Гуру – непрерывно занимать ученика в служении наивысшему Объекту служения, Всевышнему Господу. Так и Вайшнавы непрерывно занимают нас в служении нашему Господу, Которому необходимо поклоняться. Поэтому совершенно невозможно при них делать что заблагорассудится. Любое наше отклонение будет тут же ими замечено. Потому я считаю своих учеников моими Гуру. Сегодня мои ученики совершали киртан и поклонялись мне как своему Гуру. Слушая их киртан, я поклонялся им. Если бы я слушал с какими-то неправильными мотивами и принимал всё на свой счёт, тогда пуджа не могла бы совершиться. Как киртан является деятельностью в Бхакти, так и слушание, Шраванам, тоже есть деятельность в Бхакти. Надо признать, что все они – мои господа, которым необходимо служить. Но, хотя они и являются моими господами и объектами моего служения, великая любовь к ним заставляет меня наставлять их, защищать и заботиться о них, как Йашода и Нанда наказывали, наставляли и заботились о своём Гопале. Когда Йашода привязывала маленького Гопала к ступе, она не думала о Нём как об Объекте своего поклонения, она просто считала Его своим ребёнком. Объектом служения могут быть как тот, кто защищает, так и тот, кого защищают; как тот, кто заботится, так и тот, о ком заботятся. Оба эти настроения можно обнаружить в чистом Бхакте. Шрила Прабхупад называл своих учеников «Прабху» («господин»). Даже своих самых незначительных учеников он называл «Прабху» и использовал вежливую форму обращения на «Вы» («апни»). А более близкие местоимения «туи» и «туми» («ты») он применял только к некоторым своим ученикам. Он никогда не был снисходителен, но отчитывал и наставлял даже тех учеников, к кому обращался как к «Прабху», используя вежливое обращение «апни» («Вы»). Если кто-либо зовёт кого-то «Прабху», а потом воспитывает его, нет ли в этом противоречия? Многие даже могут посчитать это каким-то лицемерием. Но со стороны Гуру это не лицемерие, когда он зовёт своего ученика «господин», ведь он на самом деле так считает. С другой стороны, когда к нему приходит другое настроение, он воспитывает своего ученика. С одной точки зрения, духовный Учитель – это тот, кто воспитывает, с другой – он самый близкий друг и благожелатель ученика. Я очень благодарен всем тем, кто благословили меня сегодня. Пусть в результате их благословений все мои мысли и желания будут направлены на служение Кришне и Его Бхактам. А если кто-то действительно поклонялся мне, он должен знать, что на самом деле он поклонялся моему духовному Учителю, который является истинным объектом поклонения. Служа Гуру, служат Богу. В моём Гуру я никогда не замечал ничего, кроме желания принести счастье Господу. Он никогда даже на мгновение не думал, что есть какое-либо иное благо для обусловленных душ, кроме чистой Преданности Кришне. Если бы он думал иначе, он не смог бы удержать в Матхе такого как я.

вачо-вегам манасах кродха-вегам джихва-вегам ударопастха-вегам /

этан веган йо вишахета дхирах сарвам апимам притхивим са шишйат //

«Благоразумный человек, который способен обуздать побуждения речи, ума и гнева, а также побуждения есть вкусную пищу, наполнять желудок и удовлетворять гениталии, может быть Учителем всего мира» (Упадешамрита, 1).

Те, кто контролируют эти шесть побуждений, могут наставлять других. Шрила Бхактивинод Тхакур считал вышеприведённое наставление относящимся к домохозяевам, а не к отречённым. На самом деле, пока человек не может управлять этими шестью побуждениями, он не должен покидать ашрам грихастхи (домохозяина). Почему тогда Шрила Прабхупад сделал меня тйаги, если я не могу совладать с этими шестью побуждениями? Возможно, что я ошибаюсь, но он безусловно не мог ошибаться. Будучи моим благожелателем, защитником и наставником, зачем он тогда держал меня в Матхе? Причина в том, что он знал наверняка – нет другого пути обрести наивысшее Благо, как только в общении с Вайшнавами и в занятости служением Верховному Господу. Общение с Бхактами и слушание Писаний приводит к осознанию величия Господа и даёт импульс служить Ему. Нет гарантии, что только лишь внешнее владение чувствами делает кого-то бхактой. Если бы это было так, тогда множество евнухов этого мира были бы бхактами. Такой контроль чувств или отречение не имеют основы, пока нет Любви к Шри Гуру, к Радха-Кришне. Без Любви к Кришне, без служения моему Господу всё это отречение не стоит и копейки, поскольку оно ложное.

Отречённый или соблюдающий целибат, но не заинтересованый в служении Господу, не столь дорог нам, как тот, кто посвятил себя служению Господу. И хотя поначалу он может ещё несовершенно владеть своими чувствами, но под влиянием высшего вкуса его чувства в конце концов будут полностью покорены, и он совсем потеряет интерес к чему-либо ещё, кроме Кришны. Ничто другое не сможет очаровать его.

вишайа винивартанте нирахарасйа дехинах /

раса-варджам расо 'пй асйа парам дриштва нивартате //

«Хотя человек в грубом телесном сознании может избегать влечения к объектам чувств, следуя пути внутреннего отречения, его стремление к чувственным удовольствиям продолжает оставаться в нём. Но внутренняя привязанность к объектам чувств сама оставляет того, кто обрёл разум, получив хоть каплю видения всепривлекающей красоты Верховной Истины» («Бхагавад-гита» 2.59).

«Человек может поститься, но перестаёт ли он желать пищи? Даже если остановить чувственную деятельность, склонность к ней не проходит. Когда человек испытывает высший вкус, он теряет интерес к низшему. Если испытать радость Любви к Кришне, то низкие удовольствия этого мира теряют своё очарование. Такова йукта-вайрагйа. Вот почему Нарада наставлял Юдхиштхиру: «О Махарадж Юдхиштхира! Займи свой ум мыслями о Кришне любыми способами» («Шримад Бхагаватам» 7.1.32).

Я могу быть отречённым, но мой ум всё равно непрерывно принимает и отвергает мысли и желания. Поэтому я общаюсь со своим умом, а не с Кришной. Какое благо может быть в этом? И также нет блага для меня в общении с теми, кто просто славит меня и льстит мне. Намного более благодатно общение с теми, кто воспитывают меня, наставляют и указывают на мои ошибки.

Преданность Кришне никак не связана с мирской учёностью или невежеством. Иначе все учёные и пандиты были бы бхактами. Если кто-то осознал, что наивысшая цель жизни заключена лишь в том, чтобы приносить радость Кришне, он не должен тратить своё время на изучение чего-то ещё. Я вспоминаю случай, который произошёл, когда я находился в мадрасском Гаудия Матхе. Там я провёл в общей сложности около десяти лет своей жизни. Благодаря усилиям Шрипад Бхакти Ракшак Шридхара Махараджа, Шрипад Бхакти Хридой Бон Махараджа и других моих почитаемых духовных братьев, мы смогли построить храм в Мадрасе. Рамачандра Айар, сын Садашивы Айара, который пожертвовал землю под храм, посоветовал нам изучать тамильский язык, чтобы мы смогли там широко проповедовать людям из разных сословий. Он даже предпринял шаги, чтобы помочь нам в этом. Я изучал тамильский всего три дня, как пришла телеграмма с требованием приехать в Пури. Когда я увидел Прабхупаду, я сказал ему, что мне требуется около шести месяцев на изучение тамильского. Шрила Прабхупад ответил, что Кришна-Бхакти невозможно передать средствами языка: «Так можно передавать только обычные знания или науки. Но Любовь к Кришне может дать только тот, кто обладает Ею. Проповедуй на тех языках, которые ты уже знаешь. Я не советую тебе тратить своё ценное время на изучение других языков». Матх существует ради обретения сердечной Любви к Кришне. В этом процессе человек испытывает истинное счастье и передаёт это счастье другим. Тот, кто любит Кришну, также любит каждое живое существо. Преданность к Господу пробуждается в общении со святыми Бхактами:

сангена садху-бхактанам, ишварарадханена ча

(«Шримад Бхагаватам», 7.7.30).

Я могу быть неспособным, никчёмным, но мой Господь не таков. Если кто-либо из вас займёт меня в служении Кришне или Его Бхактам, тогда мои Владыки – Шрила Прабхупад, Махапрабху и Радха-Кришна – без сомнений одарят вас всеми своими благословениями. Пусть все вы будете удачливы, пусть Шрила Прабхупад будет доволен всеми вами».

 

Шрила Мадхава Госвами Махарадж во время Хари-катхи; рядом с ним его духовный преемник – Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь