Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Митрополит Антоний Сурожский. Выдающийся проповедник слова Божия, которого знали во всех уголках России⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
(Андрей Борисович Блум, 1914-2003) Выдающийся проповедник слова Божия, которого знали во всех уголках России, хотя почти всю свою жизнь он прожил в Европе. Антоний, митрополит Сурожский, был выпускником Сорбонны и участником Сопротивления в оккупированной Франции. В 1943 году он принял монашеский постриг, в 1948 году его рукоположили в иеромонаха и послали направили служить в Англию, где владыка и прошел путь до главы епархии Русской Православной Церкви на Британских островах и экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. Толкование греха хулы было дано владыкой Антонием в его цикле бесед на Евангелие от Марка, которые Антоний, митрополит Сурожский, вел в эфире радиостанции «Свобода» в 1990-1992 годах. В одной из них владыка говорил: «Для того, чтобы подорвать авторитет Христа, для того, чтобы погубить Его всеконечно, враги Христа стали распространять слух, будто Он силою зла творит мнимое добро, будто Он улавливает людей чудесами, которые исходят не от Бога, а от сатаны, обманывает людей видимым добром, для того чтобы окончательно их погубить, поработить Себе и через Себя — смерти и окончательному проклятию и разрушению. Христос резко и определенно высказывается на эту тему, произносит строгое осуждение такому их отношению к Себе. Но почему?... Фарисеи и книжники, которые обличали Христа, будто Он духом нечистым творит добро, этим же утверждали, что Его проповедь будто бы является делом зла. Но они знали — внутренним своим опытом и ученостью своей, — что Он никаким образом не идет против учения Священного Писания. И поэтому, отвергая Христа, они хулили того Святого Духа, Который внушил Писания Ветхого Завета, Который выдвигал пророков и Который сейчас говорил устами Спасителя Христа. Нам надо понять, что эта тема относится не только к проповеди Самого Христа, это относится к каждому из нас, как грозное, строгое предупреждение. Когда мы знаем, что в том или другом, что совершается вокруг нас, действует сила Божия, когда мы знаем из внутреннего опыта, как бы из ка-кой-то внутренней очевидности, правды, совести, которые у нас есть, что слова, которые мы слышим, являются не ложью, а правдой, кто бы их ни произносил, но не хотим их принять, потому что произносит их человек, нам " чужой", то мы тоже стоим на пороге хулы против Святаго Духа. Да, многие люди с " нами не ходят", но ходят с Богом. И поэтому нам следует быть осторожным и не спешить осуждать людей за то, что они " не наши", тем более не спешить считать, что то, что они говорят, не от Святаго Духа, неправда, потому только, что они " не из нашей" группы людей. Мы грешим против Святаго Духа гораздо более тонко, чем если бы мы просто отрицали, что Христос — Сын Божий. Этого мы, конечно, не делаем. Но как бережно должны мы относиться к тому, что слышим от нашего ближнего, когда мы слышим правду, звучащую в его словах, несмотря на то, что он не является нашим товарищем, нашим со-ратником»64. 64. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Труды. — М.: Практика, 2002. С. 602-603. Замечательный пастырь человеческих душ, почти полвека глава епархии Московского Патриархата в Англии — митрополит Антоний (Блум), почетный доктор богословия российских духовных академий и европейских университетов, которого многие в нашей стране считали и считают своим заочным духовным отцом, дал удивительно актуальное толкование евангельского учения о хуле. Он учил нас, что когда мы слышим произносимую правду, но не хотим ее принять — мы уже на пороге хулы на Духа Святаго. А когда мы объявляем эту правду — ложью, отвергаем ее и спешим осудить людей, ее произносящих, только потому, что они «не из нашей команды», то мы совершаем грех хулы на Духа Святаго более тяжелый, чем, если бы просто отрицали, что Христос — Сын Бога. Итог Подведем итог нашего обзора толкований русских богословов, подвижников и религиозных мыслителей евангельского учения о грехе хулы на Духа Святаго: Святитель Иона отнес к этому греху попытку похулить данный ему Святым Духом дар исцеления. Преподобный Иосиф назвал хулой на Духа Святаго разделение Пресвятой Троицы и определение Духа Святаго просто дыханием Бога, которое бесследно растворяется в воздухе. Святитель Петр отнес к богохульству: • грех чрезмерного и безрассудного упования на благодать Божию, • грех отчаяния в милосердии Божием, • грех упорства истине, когда грешник восстает против добра, вопреки голосу своей совести, для того только, чтобы иметь возможность еще больше грешить, • грех злословия благочестия и добрых дел других людей, объявление источником этих дел не Бога, а диавола и людское лицемерие, • грех зависти к дарам Духа Святаго у ближнего, • грех злонамеренного сокрытия основ православной веры, • грех сознательного отвержения веры Христовой. Преподобный Паисий отнес ко греху хулы на Духа Святаго попытки переиздавать в измененном и искаженном виде Священное Писание и труды святых отцов. В этот грех часто впадают люди, не имеющие соответствующего языкового, богословского образования и благословения на издание духовной литературы. Преподобный также определил грехом хулы учение о том, что Иисусовой молитвой надо заниматься только гласно, так как Бог, якобы, не слышит молитвы, совершаемой в глубине сердца. Святитель Игнатий определил, что отвержение Таинств Православной Церкви, злоречие их является хулой на Духа Святаго. Сущность любой ереси — богохульство. Единственными средствами лечения ереси и греха богохульства являются покаяние и анафема. Святитель Феофан указал, что грехом хулы на Духа Святаго являются грех неверия и грех противления явным влечениям благодати, которая всех людей ведет ко спасению. Единственным средством врачевания этого греха является покаяние с надеждой на милость Божию. По толкованию владыки Сильвестра, грехом хулы на Духа Святаго является грех самого злонамеренного и упорного противления очевидной истине Божией. Для нас особый интерес представляет его богословское мнение о том, что евангельское учение о грехе хулы есть тот инструмент, при помощи которого можно и нужно различать и отделять грехи несмертные от грехов смертных. Х. М. Орда, автор статьи из журнала «Воскресное чтение», считал, что грехом хулы являются сами злые мысли и устремления, упорное противодействие благодатным внушениям Духа, закрытие от Него своих ушей и сердец, как когда-то закрыли и ожесточили свои сердца израильтяне в пустыне. Особо подчеркивал богослов, что если некоторые грехи и могут быть прощены христианину после его смерти, то грех хулы на Духа Святаго, если человек не раскаялся в нем при земной жизни, не прощается во век даже и по молитвам Церкви. Преподобный Варсонофий утверждал, что упорное неверие и отрицание бытия Божия есть хула на Святаго Духа. Для нас очень важно это определение, так как мы наблюдаем постоянные попытки реанимировать в России атеизм. Святой праведный Иоанн показал нам, что хула есть явное дело демонское. Грехами хулы он определил: противление единению и любви, раскол Церкви, утрату несомненной веры в Церковь Христову и Святое Евангелие, отвержение личного бытия Духа Святаго и сомнения в Его всемогуществе, сознательное пребывание человека в нечистом, мрачном и злобном состоянии души. Священник Василий ко греху хулы отнес: попытки препятствовать распространению веры христианской, ложь раскольников, утверждающих, что будто в Русской Право-славной Церкви нет благодати, грех неверия в чудеса, совершаемые Духом Святым, и определение этой веры унизительной, грех отступления от православной веры и злоречия на нее отступников, которые уже имели опыт общения с Духом Святым через церковные Таинства и Священное Писание, грех убийства в себе (через пристрастие к земным делам и удовольствиям) самой возможности принимать дары Святаго Духа. Особо важен его призыв ко всем христианам о хранении от греха богохульства: «Не говорите, что такое явление чрезвычайное и с вами случиться не может». По толкованию профессора Лопухина и его коллектива, ко греху хулы на Духа Святаго относятся: отрицание Бога со всеми Его свойствами, всей истинной религии, отрицание спасающей благодати Божией. Принципиальной хулой на Духа Божия является сознательное сближение с духами нечистыми и служение им. Сейчас, когда сатанизм и колдовство опять получили всемирное распространение, это определение очень важно. Протоиерей Григорий показал, что грех хулы на Духа Святаго есть в первую очередь грех отвержения Божественной веры и всего святого — не по недостатку оснований для веры, а в противность всем этим основаниям, лишь по упорству и ожесточению сердца. Образцом греха богохульства является Иуда Искариот, который, получив самое ясное впечатление от личности Спасителя, все равно предал Его. Преподобномученик Никон писал, что верить в Бога, знать Его святую волю, о том, что надо делать добро, и все равно творить зло — значит сознательно хулить Духа Святаго. Добровольно творимое зло не даст человеку возможности принести покаяние Богу и спастись от вечной смерти. Архиепископ Никон определил грехом хулы на Духа Святаго попытки ученой части общества укрывать истину от других людей. Причастны этому греху желание объяснять окружающий мир, минуя веру в Бога, и попытки без Христа решить проблему спасения людей от самоубийства. Священномученик Иларион отнес к греху хулы на Духа Святаго сами предположения о возможности противоречия между Церковью и Священным Писанием, попытки истолковывать Священное Писание, минуя святоотеческое наследие. Священноисповедник Василий сделал упор на то, что сила Духа, действующая во Христе и творящая чудеса, есть, в первую очередь, сила Бога Отца. Любовь Сына ко Отцу — в этом причина особой суровости Его приговора хулителям Святаго Духа. Митрополит Сергий, впоследствии Святейший Патриарх, отнес ко греху хулы на Духа Святаго искажение веры в Триединого Бога, и неисполнение повеления Спасителя крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Священноисповедник Афанасий говорил о том, что грехом хулы на Божественного Духа являются резкие и ругательные речи о безблагодатности Таинств Русской Церкви, которую возглавлял митрополит Сергий, впоследствии Святейший Патриарх. Митрополит Антоний, опираясь на все святоотеческое наследие, дал удивительно точное и актуальное толкование. Он учил, что, когда мы слышим произносимую правду, но не хотим ее принять, — мы уже на пороге хулы. А когда объявляем эту правду ложью, а потом спешим осудить людей, произносящих ее, только потому, что они «не из нашей команды», то мы совершаем грех хулы на Духа Святаго более тяжкий, если бы просто отрицали, что Христос — Сын Бога. Как важно сейчас для нас это толкование! Заключение Выдающийся швейцарский богослов Э. Навиль, живший в XIX веке, писал: «Зло не должно существовать, его не желает Бог. Назвать его — значит провозгласить обязанность бороться с ним и святую надежду восторжествовать над ним»1. Идя вслед за Спасителем, именно это и делали — называли грех, чтобы бороться с ним и торжествовать над ним, — апостолы и святые, мученики и подвижники, богословы и духовные писатели. Цель их при этом была всегда одна — не осудить, не ввергнуть в отчаяние, а дать возможность христианам увидеть свои прегрешения и через покаяние перед Христом, в присутствии священника, вовремя избавиться от грехов богохульства и их последствий. Все они участвовали во многовековой борьбе добра и зла за души человеческие и по мере своих духовных сил помогали и сейчас помогают всем верующим в Пресвятую и Животворящую Троицу избежать будущего адского плена, к которому приводит грех хулы на Духа Святаго, ибо так определил Сам Господь и Бог наш Иисус Христос, желающий спасения всем людям, всем без исключения. 1 Навиль Э. Вопрос о зле / Пер. с франц. — СПб.: б. и., 1871. С. 195.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы