Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вывод о классическом периоде развития социологии.
Начало – О. Конт + французская социология (либо по А. Гоулднеру: постконстовский период – конец 19 – начало 20 в, социология возникла тогда, когда внимание сместилось с естественных наук на социальные науки (человек и общество). Также развивается экономика, этнография, психология. Социология – высшее достижение среднего класса Западной Европы. Соперничество научных школ, борьба и плюрализм мнений. Первая половина 19 век – еще нельзя говорить об институализация социологии. Конец 19 века – борьба за ее университетское признание (Дюркгейм, Спенсер, Вебер, Зиммель). Только в США социология сразу была признана как серьезная наука. Раняя американская социология – многие из ее основателей были священниками, либо жили в семье священников (Гиддингс, Томас, Самнер, Смолл, Херндерсон). Конец 19 – начало 20 века – начало институализация социологии. Французская социология – утописты разработали позитивной научной религии (У Конта – социолог как священник, как пророк). Американская социология: социология – символ веры, инструмент социальных реформ. Лестор Франк Уорд, Уильям, Грехер Самнер, Франклин Гиддингс, Албион Смолл. Современный период. Уже не столько персоналий и школ, а перспективы и парадигмы. Парадигма.
Парадигматическая концепция Т. Куна (дисциплинарная матрица), также применяли К.Г. Юнг, Г. Ритцер. Пример: парадигма структурного функционализма. В США определяет методы исследования, принципы, другое – неприемлемо. Теория, научный подход принимаются единодушно группой ученых (профессиональное сообщество) в качестве руководства к действию, средства решения проблем. Это образец для решения задач. Перспективы – определенный способ понимания социальной реальности, угол зрения на устройство социальной вселенной, новый глобальный взгляд на вещи. Так формируются научные школы. У. Скидмор. Это образная теория (паттерн-теория), более аморфна, менее однородна, логически не структурирована. Перспектива дает язык, на котором происходит рассуждение об устройстве реальности. Это схемы понимания социальной реальности. Отсюда творчское воображения и субъективный подход. Каждая перспектива – собственная трактовка реальности, которая является истинной. Множественность взглядов на мир. Классификация перспектив: Конфликтные (марксизм) Консенсусные (структурный функционализм) Перспективы социального значения (символический интеракционизм, этнометодология) Перспективы социального действия (М. Вебер). Сциентическая и гуманистическая перспектива – структурный функционализм и т.д. 20-е годы XX века – центр современной социологии – США. В 30-е годы становится лидером. Доступ социологии на университетские кафедры, развитие эмпирических исследований и количественной методологии. Социология развивается как поведенческая наука (под влиянием бихевиоризма). Принципы операционализма (конкретизация социологических понятий, сведение их к индикаторам) и квантификация – количественное выражение, изменение качественных признаков. Развитие анализа данных (математического) и методы из психологии и экономики. Развитие экономической и прикладной социологии. 30-40-е гг. в США расцвет академической социологии. Чикагский университет, затем Гарвардский и Колумбийский. Социология становится популярной, ее литературу читают, но стали отвергать теоретизирование. 60-е гг. – студенческие беспорядки, в основе социологи. Закончился период признания и институализации социологии в США, ее быстрый рост. Роль Т. Парсонса – навел теоретико-методологические мосты между Европой и Америкой в сфере социологического знания. Затем это продолжили П. Сорокин и Р. Мертон. Двойственность природы социологии: 2 способа познания. 1. Сцентически ориентированная – все в том числе и человек, рассматривается объективно. Позитивизм О. Конта, функционализм Э. Дюркгейма. Середина 20 века – структурный функционализм Т. Парсонса. Нет субъективизма, устранение человеческих эмоций, симпатий и антипатий. 2. Гуманистическая ориентация – нельзя устранить человека из процесса познания. Социология не свободна от оценок и ценностей, это наука для людей, понимающая. Неокантианство, феноменологическая социология, понимающая социология М. Вебера, символический интеракционизм, драматургическая социология, качественная методология – интерпретативистиская перспектива социологии (акцент на микросоциологии и понимании социального взаимодействия). Третий путь – истинный. Соединить эти варианты, первым это сделал М. Вебер. Понимающая социология – критика позитивизма, человека наделяет смыслом окружающего мира и конструирует его. Философия жизни и неокантианство. Вильгельм Дильтей (1833 – 1911) – общество - духовное начало. Отсюда разные методы познания природы и человека: интроспекция, понимание, интерпретация. Г.Зиммель, М. Вебер, Ч. Кули, Дж. Мид, Ф. Знанецкий и др. – вопрос №5. Символический интеракционизм – первое собственно американское течение социологии, а также феноменологическая социология, драматургическая социология, этнометодология и экзистенционализм. Главное – это исследование микроситуаций, повседневной жизни и т.д. Новая волна – микросоциология. История социологии (19-начало 20 в) под ред. Добренькова. Социология как наука возникает на рубеже 18 и 19 века. Факторы:
Два базисных методологических подхода.
Общее у подходов: социология – наука, которая должна стать основой практической социальной политики ( в широком смысле слова). Особенно это важно для эмпирической социологии (США), где доминирует практическая ориентация. Особенно в 50-60 годы, когда показатели экономического роста возросли, общество массового потребления, массовой культуры, массовой науки и СМК. 60-е годы – социология имеет особое влияние для движения протеста. Она предупреждает об опасностях развития. Комплекс идей, определивший облик социологии:
Современная социология отличается от классической и постклассической.
Эра возрастания беспорядка, это фрагментация модерна, мультикультурализация, как следствие, постмодернистская социология. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы