Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формальная социология Г. Зиммеля.



История социологии под ред. Добренькова.

Геогр Зиммель (1858 – 1918). Защитил докторскую диссертацию по философии И. Канта, среди его учеников – К. Мангейм, оказал влияние на кружок М. Вебера, преподавал в Берлинском и Страсбургском университетах.

«Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования» (1890). «Социология. Исследование форм обобществления (1908). Основные вопросы социологии (общество и индивид)» (1917), «Философия денег».

Социология Зиммеля укоренена в его философских взглядах. Основная проблематика:

  • Разработка теории истины (в русле прагматизма)
  • Философия истории как историки (теория исторического познания на кантианской и неокантианской платформе)
  • Философия жизни (особое значение)

Зиммель пытается показать взаимосоотнесенность индивидуальной жизни и социальных форм. Отсюда обобществление (социализация) – процесс, с помощью которого содержания индивидуального сознания обретают свою социальную форму и выражение в процессе взаимодействия с др.

Основные черты социологии как науки - в работе «Социальная дифференциация»

. социология – поздняя наука, ее становление – конец 19 века. Социология, да и любая наука, должна стоиться рациональным образом на основе предварительного проекта. Отсюда, разработка методологии, четкое вычленение объекта и задач исследования. Глава задача социологии – построение новой теории общества. Общество – понятие, определяющее сам предмет социологии. Социология изучает целое» общество, она является синтетической наукой (использует данные других наук), но у социологии своя точка зрения – «формальная» (оформление «материала»). Социологию интересуют формы социального взаимодействия, совместного бытия людей и правила взаимопонимания индивидов и групп.

Зиммель выделяет формы обобществления (социализации) – содержание социологического познания. Необходимо выбирать определенные исторические явления и исследовать их в формальном аспекте, также важен смысловой контекст. Все формы социального взаимодействия имеют многочисленные варианты исторического воплощения. Социальное развитие не поддается точным расчетам, нельзя говорить о законах социального развития, необходимо понимание (интересов, мотивов, ценностных ориентаций индивида, определяемых культурой). В социологии неприменимы методы естественнонаучного исследования. Задачи социологии – исследование социальных форм и культуры, содержаний, зафиксированных в понятиях. Социология должна отказаться от приоритета целого, следует изучать индивидуальное действие отдельного человека, обусловленное его взаимодействием с другими. Общество – это лишь сумма социального взаимодействий, это идеальный синтез (оно неощутимо). Но общество не простая сумма взаимодействий. А сложное структурированное и устойчивое единство. Существует аналогия между обществом и организмом. Предмет социологии о общество как устойчивая совокупность социальных взаимодействий индивидов, структурирование посредством социальных форм.

Условия для вычленения социальных форм:

- целесообразность

- сильной взаимодействие

- частая воспроизводимость (типичность, регулярность)

Две основные процедуры социологического метода:

  • Понимание – интерпретация содержания, форм обобществления
  • Типологизация – устойчивость, регулярность, повторяемость социальных форм

Три взгляда на общество:

  1. Общество как совокупность кругов общения.

Приоритет отдельного социального действия и взаимодействия над социальным целым. Нет «жизненной силы», особого движущего начала, которое существует вне и независимо от отдельного человека. Это лишь объединяющая форма. Исторически первичной формой общества являются недифференцированное / слабо дифференцированное объединение индивидов, но единство группы не возникает само по себе, априорно, а значит, существуют две причины: либо жизненная нужда, индивидуальное выживание, либо воля другого, властное принуждение и насилие. Это и есть двойственная природа общества.

· Солидаристская. Группа – общее духовное состояние (принадлежит каждому). Коллективное (то, чем каждый от отдельности не обладает). Социальные нормы (правила действий и достижения целей) присутствуют только в общности. Деятельность ради собственных целей способствует в тоже время и целям других. Два уровня взаимодействия человека с другими и обществом:

o Индивидуальный – эгоистические цели индивида, но чтобы служили моим интересам, я должен служить интересам других, атмосфера социальной жизни становится нравственной;

o Коллективный – система социальных институтов, все свои эгоистические действия индивид должен осуществлять в социально предписанных формах => публичная мораль.

· Конфликтная – другой человек является врагом и членом враждебной группы. Отношения групп носят более враждебный характер. Первый инстинкт человека – отрицание другого. Из враждебности возникает солидарность (необходимость соотнесения с враждебным третьим). Зиммель наряду с Марксом – один из основоположников социологии конфликта.

Вместо понятия «группа» Зиммель использует понятие «круг общения». Общество – это множество кругов общения индивидов, многомерная площадь взаимодействия, в котором индивиды (подобно атомам) формируют необходимые и интересные им круги взаимодействия с другими, либо входят уже намеченные / сформировавшиеся круги. Индивид – результат исторического наследования содержания от самых разных кругов общения и взаимодействия. У каждого круга – собственное сознание (нравственно-этический принцип) = честь + собственные нормы. Чем теснее социальный круг, тем он индивидуальнее. Но снижение индивидуальной свободы человека, тем шире круг, и наоборот.

  1. Общество как совокупность социальных форм.

Исследование «социального уровня» общества. Анализ соотношения индивидуального и социального в процессе социального взаимодействия. Социальный уровень всегда ниже индивидуального. Действия индивида разнообразны, действия общества – непоколебимы, устойчивы, надежны и целесообразны. Коллективные цели примитивнее и проще целей индивида, они более очевидны и формальны. Для их достижения возникают институты (носят объективный характер, имеют формализм и лишены конкретного содержания). Общество – совокупность формальных установлений. Общество – совокупность социальных форм. Зиммель использует понятие «форма» вместо понятия института. У людей есть определенные влечения, цели, которые индивиды пытаются воплотить в ходе взаимодействия. Это взаимодействие обобществляется и приобретает форму, в которой создается особе единство, внутри которого эти мотивы, цели, интересы находят свое воплощение – эти формы приобретают самостоятельное существование ради самих себя. Но у людей существует тяга к общению в чистом виде (важна ценность обобществления как такового).

Социальные формы – т.е. целесообразные связи, которые связывают общество в пространстве и времени. Они должны быть целесообразными, обеспечивать интенсивное взаимодействие , быть типичными, регулярными. Общество – объективное образование = совокупность социальных форм.

  1. Общество как совокупность частных процессов синтеза, или априори социальной жизни.

Работа «Как возможно общество?». Каким должно быть социальной действие, чтобы на его основании возникло общество? Представления, знания – фундамент любого социального взаимодействия, которое определено априорными категориями социального познания. Общество – совокупность частных процессов синтеза. Но какова априорная основа общества? Каковы предпосылки, заставляющие индивидуальные процессы объединиться в общественное целое? Какие категории человек должен привлечь в процесс обобществления, чтобы образовалось общество? Выявление априорных форм человеческого взаимодействия в сфере сознания.

Зиммель рассматривает элементарные взаимодействия между двумя индивидами. Вводит образ Другого и требования к представлению Другого. Во-первых, дистанция, во-вторых, объективная оценка.

o типизация Другого (он принадлежит к типу, пример: офицер, врач, и т.д.).

o человек не только часть общества, но и нечто другое. (пример, мы знаем о чиновнике, что он не только чиновник и т.д. => особые темперамент, интересы, жизненные возможности и т.д. это личностное, индивидуальное содержание, которое наполняет форму)

o предпосылка о принципиальной гармонии между индивидом и социальным целым (у каждого индивида свое место в общество - предпосылка «всеобщей ценности индивидуальности») => профессиональное призвание – общество как бы заранее готовит для человека его место (отсюда гармония) – сознание индивида получает форму, предопределяющую, каким социальным элементом ему быть. Здесь Зиммель пытается соединить социальный и индивидуальный (субъективный) уровень анализа общества.

Капиталистическое общество.

Теория социального развития. Зиммель – сторонник теории социального прогресса – движение к увеличению свободы личности, росту и богатству общества через рост и усложнение его социальных форм. Развитие – усложнение и дифференциация, но источник социального развития – индивид. Изменения возникают на индивидуальном уровне. Человек отождествляет свои интересы с интересами своего общества. Они становятся его интересами, а его интересы становятся интересами группы. Функционализация (тормоз развития) и индивидуализация – противоположные процессы. Индивидуализация – основа развития, приобретает форму социальной дифференциации. Развитие = индивидуализация = дифференциация видов деятельности + дифференциация групп. Начальный пункт социального развития – семья. От нее идут конфликты – высвобождение из семьи (утверждение своей индивидуальности и инаковости) – люди создают группу и круги, которые соприкасаются (за счет этого человек сохраняет свою индивидуальность, выходящую за пределы одной группы). Чем больше кругов, тем более развитие общество. Образование групп (происходит разделение труда) – функционализация (группа как функциональное единство) – индивидуализация. Тенденция к экономии сил – целесообразная деятельность – минимизация затрат.

Развитие происходит по спирали. Индивид занимает свое место в обществе и образует с ним нерасчлененное единство.

Капиталистическое общество: разделение труда, появляется государство и публичная сфера, политические партии, государственная бюрократия, военное сословие, церковное сословие, научное сословие и т.д. происходит становление капиталистической экономии (центр –деньги).

Деньги – универсальное средство обмена, объективированная экономия сил. Роль денег была описана в работе «Философия денег» (1900) . деньги – объективация субъективной ценности. Они стали мерилом оценки, сводя качество к количеству. Трансформация абсолютного в относительное. Деньги - символ трансформации человеческого сознания в современном мире. Деньги – расширение индивидуальной свободы, утрата корней современного человека, овнешненность его жизни; стереотипы поведения и отчуждения работника от продуктов его труда. Появляется новый социальный характер – гибкость и интеллектуализм, появляется новое урбанистическое население.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь