Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Система взглядов О. Конта.



Позитивная философия, социология, политика.

Позитивизм – отказ от умозрительного, отвлеченного знания. Уничтожение метафизики, теологии. Опора на чувственный опыт, метод наблюдения. Установление отношений порядка и последовательности (закономерных отношении) между явлениями. Нельзя познать сущность – только явления. У Конта не философия, а положительная, позитивная философия. Философия (простая) имеет права существования в качестве самостоятельной науки, следовательно, должна быть сумма философий отдельных наук. Данные специальных наук необходимо согласовывать друг с другом, так появится «общая система человеческих понятий».

Конт создал классификацию наук, представляющую всю совокупность человеческого знания о мире в известной последовательности. В основе лежит однородность – всех явлений, подчинение их естественным законам мира и принципу от простого к сложному.

Математика – астрономия – физика – химия – биология – социология.

Сначала у Конта социология – это социальная физика (строгая, как наука о природе). Каждая последующая наука включает законы и методы предыдущей науки. Но есть свои особые законы, так как снижается абстрактность и увеличивается сложность изучения явлений.

Закон трех стадий (история человеческого познания), классификаций наук = единство научной системы положительной философии.

Теологическая – метафизическая – позитивная. От метода воображения (исследование конечных причин, абстрактных сущностей) к методу наблюдения (поиск естественных законов природы и общества).

Два метода исследования истории человеческого познания: логический (догматический, используется при изучении зрелой науки) и исторический (при изучении новой науки). Нельзя и не нужно искать причины явлений природы, и общества. Необходимо заменять всюду абсолютное относительным. Задачи науки – наблюдать явления действительности, устанавливать их взаимосвязь, открывать законы, которым эти явления подчиняются.

Метод наблюдения – необходима связь с теорией. Возможность научного предвидения, истинное знание - когда следствия явлений согласуются с предсказаниями.

Социология обладает чертами, присущими любой науке + специфические моменты. Природа неизменна, а общество развивается.

Социальная динамика: определяющее в развитие общества – развитие умственных способностей. Как, следствие, закон трех стадий:

  1. Теологическая (фиктивная) – поиск и абсолютизация знания и первопричин. Творец.
  2. Метафизическая (абстрактная). Творец превращается в разумного Деятеля. Интересны действия сущностей/ абстракций. Это переходная стадия, она не сильно отличается от теологической. Эти две стадии до определенного времени нужны. Следовательно, невозможен резкий переход от теологии к науке (нужна метафизическая стадия), то есть нужен постепенный переход.
  3. Позитивная (положительная). Условия стабильного существования человеческого общества: язык, собственность, общие верования и правительство. Это основные институты прошлого, но в современном обществе необходимо одновременное существование двух властей: духовной и светской. В любой науке любому явлению может быть дана статическая (между двумя явлениями) и динамическая (предвидит одно на основании другого) оценка. Мысль о всеобщей взаимосвязи явлений.

Метод социологии: в науках об обществе от общего к частному, в науках о природе: наоборот. А также наблюдение, эксперимент (применение его ограничено), сравнение. Исторический метод - собственный метод науки об обществе, наблюдение и сравнение разных этапов человеческого общества. Следовательно, представить все эпохи как одну и ту же эволюцию человеческого разума.

Прогресс – постепенное, последовательное, постоянно усовершенствование существующего порядка. Конт ограничивает роль личностей в истории (должны следить, чтобы направление человеческой деятельности совпадало с самим движением цивилизации), он был против фатализма.

Позитивная политика – применение позитивной философии в деле усовершенствования общественного строя. Снижаются кризисы, главное - моральные нормы. Следовательно, главная проблема – усовершенствование нравов, убеждений, т.е. социальные чувства. Учение Конта о нравственности (пример: положение пролетариата плохое, но низкая зарплата является практической необходимостью, общество пока не может ничего лучшего). Труд для других – это благо, благодарность общества, что приводит к моральному превосходству пролетариев над другими слоями общества. Но власть должна быть в руках тех, кто руководит промышленностью – у капиталистов должна быть светская власть. Но нет места среднему классу (мелкие собственники). Общество будет состоять из богатых и бедных, первые должны заботиться о вторых. Богатые наследуют власть и собственность, им должно быть присуще чувство альтруизма.

Духовная власть должна принадлежать философам позитивистам. Вопросы нравственности, воспитания и получения специального позитивного образования. В идеальном обществе разделение труда такого, что каждый занимается делом в соответствии со своими возможностями и способностями. Рабочие должны оставить политическую власть и присоединиться к духовной, но надо дать им на это время («переходный период»), когда они откажутся от доступа к политической власти, а промышленники займут свое место.

Критика О. Конта6 его социальный идеал – утопия. Создал ограниченную, неизменную и сухую схему позитивизма. Но его учение сыграло во всемирном процессе познания историческую роль.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь