Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эволюционизм Г. Спенсера (1820 – 1903).



Он больше повлиял на социологическую науку, чем Конт.

Биография: родился в Англии,

Никуда поступать не стал (недоверие к академическому образованию), но интересовался политической и социальной проблематикой. Статьи об ограничении полномочий правительства и против государственного вмешательства в экономику.

1851 г. – его труд Социальная статика» - заложены основы теории справедливости, окончательно выражены в «Основаниях этики», которые завершили его «Систему синтетической философии». (1879 – 1893). Спенсер познакомился с сочинениями О. Конта, которые произвели на него удручающее впечатление, так как он обнаружил очень много сходства с собственными идеями. Был замкнутым и одиноким.

1855 г – «основания психологии»

1862 – «Основные начала»

1864 г , 1866 г. – «Основания биологии»

1971 г – «Описательная социология» (8 томов до 1880 г).

1873 г – «Изучение социологии»

1877 – 1896 – «Основания социологии».

Социологическая концепция Спенсера разрабатывалась им в рамках «синтетической философии», стержнем которой была теория универсальной эволюции.

Синтетическая философия изложена в работе «Основные начала».

Мир постоянно меняется, а значит, эволюция материи - непрерывный и постоянный процесс, скрепленный единой причинно-следственной связью. Тенденция к усложнению строения, появляются новые связи, которые бы поддерживали новые состояния в равновесии. А значит, усложняется внутренняя организация материи. Отсюда дифференциация и интеграция.

Три этапа эволюции материальных форм:

  • Неорганическая
  • Органическая
  • Сверхорганическая (надорганическая) - человеческое общество.

Плавный переход, цепь причинно-следственных связей. Последнюю область должна изучать новая наука – социология, так как в мире господствует естественная причинность, то социология должна быть естественной наукой.

Работа «Изучение социологии». Что такое социология, что она должна изучать. Следовательно, ее предмет, цели и задачи. Социальные явления упорядочены, в социальной жизни действует естественная причинность. Поэтому существует необходимость обобщения, а, следовательно ,необходимость науки об обществе (она создает не обыденное знание, а более прочную и надежную основу для предвидения последствий предпринимаемых действий + проведение более разумной и обоснованной политики.

Предмет социологии – процессы и продукты человеческого взаимодействия. Основные единицы изучения – «социальный агрегат» (общество) и «социальный институт». Их нужно изучать в двух аспектах: эволюция и их внутренняя структура, то есть физиологический и морфологический (диахронический и синхронический).

Социальные системы подчиняются естественным законам, их выявление – главная задача социологии. Три класса естественных законов:

  1. Законы всеобщие
  2. Общие для групп (общества, сходные по типу, находящиеся на одной ступени развития)
  3. Частные (конкретное общество)

Социология должна изучать рост, развитие, строение и функционирование общества. Спенсер заложил основы структурной социологии.

Затруднения социологии:

  1. Объективные (невозможность наблюдения большинства факторов, так как они разбросаны в пространстве и времени, обращение к этнографическому и историческому материалу, как следствие – субъективизм тех, кто его собирал).
  2. Интеллектуальные субъективные (невольное привнесение в социологию привычек и моделей мышления из других наук и из обыденного познания)
  3. Субъективные со стороны чувства (группа принадлежности исследователя, влияние на восприятие социальных фактов и эмоциональное отношение к ним, беспристрастность, нужно уничтожить искажение суждений, так как существует множество предрассудков и предубеждение в силу воспитания, патриотической точки зрения, сословные, политические взгляды, догматические воззрения).

Таким образом, социология должна отказаться от претензий на окончательные истины.

Правила социологического метода:

Все изучаемые социальные явления – закономерные продукты эволюционного развития, причинно обусловленные множеством факторов. Необходимо рассматривать те факты, которые являются частью нашей жизни. Они привычны, естественны, необходимы. Как следствия, преодолевать затруднения социологии, необходимо научиться видеть социальные факты глазами других. Анализ исторического происхождения фактов. Социология должна реконструировать «естественную историю» обществ и общественных институтов. Основной метод – сравнительный, он занимает центральное место. Необходима типологизация обществ, атак же систематизация материала (таблицы, пример, военное и промышленное общество).

Спенсеровскую социологию определяют как эволюционистскую. Им были заложены основные закономерности развития социальных систем (в работе «Основания социологии»). Общества возникают на базе взаимодействия биологических механизмов. Индивиды объединяются, воздействуют на среду и друг на друга, что приводит к изменениям и к ответным действиям, направленным на сохранение равновесия. Как следствие, меняется общество – меняются окружающие условия и наоборот.

Факторы общественных явлений:

  1. Первичные:
    • Внешние (неорганические и органические условия природной среды – климат, почва, флора, фауна)
    • Внутренние (свойства индивидов – их физические способности, умственные, эмоциональные силы, темперамент)
  2. Вторичные (производственные) – результат самого общественного развития:
    • Прогрессивные изменения среды, вызываемые деятельностью общества;
    • Рост объема общества, что приводит и к росту его плотности (усложняется стратификация, разделение труда, коммуникация и т.д.)
    • Взаимное влияние общества и индивидов друг на друга
    • Надорганическая среда (состояние соседних обществ и характер взаимодействия с ними)
    • Искусственные (надорганические) продукты - техника, язык, обычаи, одежда, музыка и т.д.

Социальное явление в конкретном обществе – это сумма этих факторов, значит, важно изучать контекст. Но есть и общие тенденции:

  1. В ходе эволюции меняется роль внешних факторов - с развитием общества становится независимой от них;
  2. С ходом развития снижается значение факторов борьбы за существование
  3. Чем выше уровень общественного развития, тем выше значение вторичных факторов (особенно надорганической среды).

Закономерности развития общества

  1. Обществам свойственна внутренняя тенденция к росту. Кочевые орды превращаются в крупные общества, происходит уплотнение и увеличение контактов.
  2. Увеличивает сложность строения (тем крупнее общество) – прогрессивная структурная дифференциация частей.
  3. Дифференциация структуры приводит к дифференциации и специализации функций. Особенно это выражается в их территориальном распределении. Пример: промышленность в разных округах и округах.
  4. Постепенное изменение в преобладающей форме интеграции: на смену механическому соединению частей приходит все более возрастающая их взаимозависимость. Общество = организации. Чем сложнее общественный организм, тем он уязвимей.
  5. Общественное развитие несет кумулятивный характер. Каждое новое развитие не проходит через все предварительной стадии, а отталкивается от той общей ступени развития, которая на данный момент достигнута.

Эти тенденции характерны и для отдельных подсистем и институтов.

Общество является организмом = биологический организм. Спенсер проводит органическую аналогию, т.е. выявляет сходства.

  1. Явление роста (увеличение массы и уплотнения)
  2. Увеличение сложности строения приводит к структурной дифференциации
  3. Дифференциация функций
  4. Взаимозависимость между подсистемами
  5. Прекращение жизни не вызывает немедленной смерти частей (они могут жить после смерти целого какое-то время)

Но эти сходства - общие характеристики «живых систем».общество для Спенсера – надорганическое, а не органическое единство. На ранних этапах общество близко к неорганической, а потом уже к органической формам.

Отличие общества от организма:

  1. Организм – конкретное целое, общество – дискретное. Самостоятельные индивиды, связь между ними не физическая, а через язык, знаки и т.д. смерть общества не означает смерть ее частей, в отличие от биологического организма.
  2. В обществе функция чувствования и мышления рассеяны по всему агрегату, а организме – локализована.
  3. В организме части существуют не благо целого, а общество существует для блага своих членов.

Аналогия общества с организмом как метафора. Существуют три подсистемы общества: «система органов»:

  • Регулятивная система (обособляется первой) – государство, власть, управление. Два класса: господствующие и подчиненные.
  • Система органов питания (обособляется второй) – производство, экономика, разделение труда и территориальное обособление отраслей промышленности.
  • Распределительная система (обособляется последней) – торговля, пути сообщения, средства коммуникации.

После дифференциации начинается рост взаимозависимости.

Анализ социальных институтов. Шесть групп: домашние = семейные, обрядовые – церемониальные, политические, экклезиастические = церковные, профессиональные, промышленные

Дифференциация общества. Сначала происходит выделение политических институтов, потом отделение религиозных функций от политических. Со временем из церковных функций выделяется кодекс моральных правил. Обособление экономической власти от политической. Рост разделения труда, что приведет к дифференциации институтов.

Так происходит процесс от неоднородной, несвязанной однородности к определенной связанной однородности.

Два типа общества:

  • Военный (хищнический) – ориентация на борьбу и нападение, главное – регулятивная система; абсолютизм, сословная иерархия, дисциплина, большая роль церемониалов. Принцип кооперации – требование единицы – ничто, требование – агрегата – все.
  • Промышленный (промышленный) – добровольная кооперация. Рост производительной деятельности, договорных отношений, свободный обмен. Рост свободы индивида, ограничение власти правительства, объединение граждан в добровольные союзы. Является идеалом.

Происходит эволюция от военного общества к промышленному, но возможны рецидивы – отбрасывание назад.

Аналогия Спенсера между обществом и организмом - возникает «органическая школа» в социологии (иногда понимали все буквально). Школа одного фактора, но Спенсер не был социал - дарвинистом (понятия «отбор», «борьба за существование», «выживание наиболее приспособленных» Спенсер ввел на 10 лет раньше Дарвина). А также зрелое общество, следовательно, борьба между обществами 9 и индивидами) + групповой отбор. Кроме того, проигнорировали структурный анализ Спенсера, его версию системной теории. Он ввел ее до Парсонса.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь