Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классический позитивизм, органицизм и эволюционизм в социологии (О. Конт, Г. Спенсер)



Родоначальником научной социологии принято считать О. Конта. Свое учение об обществе он назвал позитивизмом. Это учение было принято очень многими поколениями социологов и легло в основу академической социологии, ставшей наиболее популярной во всем мире.

Добреньков, Кравченко. Социология. Т. 1. Методология и история. с. 173.

 

Огюст Конт (1798 – 1857) дал название социологии. Руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы. Надеялся на то, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы. Необходимо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Значит, социологию необходимо преподавать в школах и университетах, то есть просвещать людей. Социология – вершина в классификации наук. Преобразующая роль социологии в обществе, то есть роль религии. Она открывает универсальные законы функционирования и развития общества, неотделимые от законов природы.

Четыре метода: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод. Их нужно применять объективно, независимо от оценочных суждений. Общество выше индивида. Это все человечество, его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием). Семья – посредник между индивидом и обществом.

Две части учения: социальная статика – законы существования; социальная динамика – законы и этапы изменения общества.

Основной закон общественного прогресса – закон трех стадий. Соответствуют стадиям развития человеческого ума:

  • Теологическая – фетишизм, политеизм, монотеизм. До 1300 г.
  • Метафизическая – переходная стадия. 1300 – 1800. Реформация, Французская революция, критическая философия, которая привела к упадку авторитетов и анархии.
  • Позитивная – распространение наук, рост из общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни.

По Конту, наука должна отказаться от нерелигиозных вопросов, которые нельзя не подтвердить, не опровергнуть, опираясь на факты. Главное – философские суждения, оторванные от жизни.

См. лекции Гофмана и Трошкиной.

История социологии. Под редакцией Добренькова.

Биография: родился во Франции в католической семье. В 16 лет поступил в Политехническую школу. Был революционно настроен, участвовал в движении неподчинения учеников. Через 2 года его исключили. 1817 г – сотрудничество с Сен-Симоном. Конт стал его секретарем. Через 7 лет произошел разрыв. Из-за авторства одной научной работы. Семейная жизнь Конта принесла много разочарований, разведен. В 1845 г встретил Колотильду де Во. Через год она умерла. Оставшиеся 11 лет жизни Конт посвятил ее памяти (создание новой религии). Был в клинике 1826 г., нервная депрессия из-за интеллектуальных перегрузок.

Главный труд Конта – «Курс положительной философии» (1829 – 1842), «система позитивной политики». Работал над произведением «Позитивный синтез». Хотел включить «Систему позитивной логики», «Систему позитивной морали», «»Система позитивной промышленности», но умер.

Конт изучал труды своих философских предшественников, особенно учения Декарта, так как он превозносил разум, а также Бэкона, Галилея, Дидро, Юма, Монтескье, Галля, Лейбница, Кондорсе. А также теории французских просветителей 18 века (торжество разума, борьба с религиозными традициями). Конт считал необходимым борьбу с метафизикой, теологией и умозрительностью. Влияние Кондорсе и Тюрго (идея эволюции). Теория общественного прогресса – использовал эти идее, хоть и критиковал Кондорсе за применение математического, а не исторического метода в исследовании социальных явлений. У Тюрго Конт взял принципы последовательности, постепенности, непрерывности и преемственности. Теория трех стадии развития человеческого разума была заимствована у Тюрго. Оказал влияние и Сен-Симон: исследовал историю человеческого разума, идеи прогресса, социальная статика и динамика. Конт все это заимствовал, но у Сен-Симона социальные отношения являются физиологическими, у Конта – нет.

Таким образом, наука об обществе в 18 веке – неудовлетворительное состояние, игнорирование метода наблюдения и абсолютизировали метод воображения, как следствие, метафизические поиски конечных причин.

Следовательно, необходимо окончательно лишить метафизического содержания конкретной науки. Таким образом, по Конту, мир является единым целым (в его основе единый принцип/ закон), метод наблюдения и данные естествознания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь