Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Исторические, научные и философские предпосылки возникновения социологии.



Термин «социология» ввел О. Конт в 1939 г. вместо им же предложенного понятия социальная физика.

  1. Кризис среднего общества, буржуазные революции 16-18 веков в Нидерландах и Англии.
  2. Наука (механика Ньютона, открытия Галилея, Кепплера, телескоп, микроскоп и т.д.).

Соотношение философии и естествознания. Коперниканский переворот (гелиоцентрическая модель мира), исследование природы, накопление фактического материала и его систематизация. Развитие естествознания, механики, методов эксперимента и наблюдения, оформление физики в качестве современной науки, а также биологии, химии. Задача философии – обобщение естественнонаучных открытий в единую картину мира и разработка теории познания.

Наука 17-18 века – абсолютная неизменность природы. + свободы, ее рациональное исследование.

Значение в становление социологии – философские теории (осмысление естествознания, социально-политической организации общества).

Ф.Бэкон (1561 – 1626). «Новый органон или истинные указания для истолкования природы (1620 г). Критика средневековой схоластики, философия не служанка религии, господство человека над природой, опытное познание + индукция. Влияние эмпиризма Бэкона на позитивизм.

Т.Гоббс: главное – гражданская философия, идея детерминизма и рационального познания, но религия и церковь полезны в качестве социальной узды.

Общество – механизм, человек – его часть. Человек – эгоист, живущий инстинктом самосохранения. Государство имеет естественное, а не божественное происхождение естественное состояние – беспредельный эгоизм, по своей природе люди такие, отсюда – конфликты, война всех против всех. Это приводит к взаимному согласию, т.е. общественному договору. Государство – левиафан (лучше – монархия).

Б. Спиноза (1632 – 1677) – сторонник теории общественного договора, государство существует для того, чтобы дать возможность человеку развить в себе способности и обрести свободу. Идеал – жесткая демократическая власть (соотносился с главной задачей позитивизма 19 века).

Дж. Локк (1832 – 1704) – позиция деизма. Бог создал мир и его законы, но дальше он не вмешивается. Человек – tabule rasa, у него нет врожденного различения добра и зла. Значит нуден опыт. Естественное состояние общества, общественный договор, важна частная собственность. Локк – идеолог капиталистических отношений, разделение властей.

Джованни Вико (1668 - 1744). Все народы проходят определенные стадии в развитии общественного уклада.

  1. Период богов – господство религии над умами людей;
  2. Период героев – аристократия
  3. Человеческий период – высшее развитие общества, капитализма.

Влияние на Конта (3 стадии), Дюркгейма (механическая солидарность – 1 и 2 стадии, органическая солидарность – 3 стадия).

Французские просветители 18 века. Франция – центр распространения материализма и ярого атеизма. Критика с точки зрения разума.

Вольтер (1694 – 1778) – глава французского Просвещения. Главное – свобода 9законы призваны к охранять и обеспечивать). Необходимо обуздание народных масс 9»Если Бога нет, его надо выдумать»).

Ш.Л. Монтескье – законы страны определяет климат, почва, экономика, государственная религия и политические институты определят законы данной страны. Три типа правления (монархия, республика, деспотия). У каждого своя природа и принципы. Миром правит жестокая закономерность. Главное – законы. + сенсуализм и эмпиризм.

Этьен Бонн де Кондильяк (1715 – 1780). Основа науки – опыт, отсюда сенсуализм. А значит, необходимо изучать не объективную реальность, а совокупность ощущений.

Ж.-Ж.Руссо (1712 – 1778). «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре». Критика феодализм и третьего сословия. Современное общество – «цивилизация неравенства». Сначала неравенства не было, но появилась частная собственность, отсюда социальное угнетение. Государство – узурпация богатыми естественного права. Следовательно, общественный договор не выгоден народу, что приведет к стремлению к справедливости и революционности.

Сен-Симон (1760 – 1825). Наука о человеке, позитивный характер (наблюдение и методы из физики), кроме того, нужно сделать ее главным предметом образования. Две основные идеи: закономерность, объективность развития природы; поступательное, прогрессивное развитие человечества и его разума. Необходим один универсальный закон («Новое христианство» и один орган в политике, который изменит все европейское общество). Революции разрушают общество, значит, нужны общественные преобразования. Религиозную систему видения общества необходимо согласовать с прогрессом науки, создать общество, выгодное наибольшему числу людей. Отсюда торжество принципов общей морали (это идея есть и у Конта, Спенсера, Дюркгейма). Кроме того, Сен-Симон на теоретическом уровне разделил понятия «гражданское общество» и «государство», ввел термин «индустриализация», «индустриальное (промышленное) общество».

Таким образом, европейская мысль дала социологии следующее:

  1. Натурализм, эмпиризм, сенсуализм,
  2. Стремление к открытию универсального закона общественного устройства, а значит, и к универсальной науке об обществе;
  3. Агностицизм в отношении «идеи Бога», а также религиозность, порой переходящая в антирелигиозность («религия Человека (позитивная этика)).

Мировоззрение классиков социологии и само появление социологии – объективный результат эпохи, научно-техническое и мировоззренческой революции 16-18 веков.

Периодизация по Культыгину. Классическая социология.

  1. Классический период:
    1. Ранняя социологическая классика (до 1 мировой войны, школы 1 фактора)
    2. Поздняя классика (до 2 мировой войны, плюралистический подход в в социологии)
  2. Современный период:
    1. Послевоенная социология (теории среднего уровня)
    2. Новейшая социология (с конца 60-х – методологический плюрализм).

Гофман. 7 лекций по истории социологии.

Предыстория социологии – это, прежде всего, процесс формирования онтологических предпосылок социологического знания. Следовательно, представления об обществе, о социальности, о социальной реальности. К середине 19 века эти предпосылки сформировались, была «открыта» социальная реальность.

Схема ответа:

Начало: у Гофмана, формирование представлений об обществе, периодизация по трехтомнику, сразу же сказать про периодизацию по Култыгину. И дальше рассказывать по трехтомнику. Очень кратко про донаучный период (Древний Восток, Греция, историческая пауза, Макиавелли). Затем предпосылки возникновения социологии как науки. Термин ввел Конт в 1939 г. два фактор: буржуазные революции, а также наука Нового времени. Повлияли два комплекса идей (идея прогресса и капиталистического, промышленного общества). Затем рассказывать про мыслителей, которые внесли вклад (от Бэкона до Сен-Симона).

Классический период: идеи объективности, капитализм, буржуазия, отсюда средний класс и утилитаризм. Первая французская социологическая школа: академическая и партийная социология. Марксизм (по Гоулднеру), немецкая школа (Зиммель, Теннис, Вебер), Американская школа. Вывод по классическому периоду.

Современный период (по «Истории социологии» под редакцией Добренькова). Отличие от классического периода, мыслят в парадигмах и перспективах. Две главные ориентации: сциентизм, гуманизм). Микросоциология и постмодерн


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь