Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Марксистская теория смены общественно-экономических формаций, концепция капитализма, теория классовой борьбы и социальной революции.
История социологии под редакцией Добренькова. Сущность капитализма – извлечение прибыли. В работе «Капитал» отражены основные экономические взгляды Маркса. Два типа обмена: товар на товар – присутствует равенство и не прибыли деньги – товар – деньги – в конце обмена мы получаем сумму денег больше чем была в начале. Источник получения прибыли- производство прибавочной стоимости. Трудовая стоимость – стоимость товара = количество вложенного в него среднего общего труда. Зарплата – количество общего труда, необходимого для производства товаров (для жизни рабочего и его семьи). Но фактически продолжительность рабочего дня больше, чем его оплата. Прибавочный труд, который создает прибавочная стоимость, отсюда, эксплуатация. Как следствие, общество, делится на классы: - те, кто владеет средствами производства, собственностью – капиталисты; - у кого нет собственности, кроме рабочей силы, они продают ее – пролетариат. Проблема отчуждения. Рабочий становится тем беднее, чем больше богатств он производит. Деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Отчуждение продукта труда рабочего от него самого, значит, его труд не добровольный, а принуждаемый + совокупность общественной силы + силы природы отделяются от рабочего и противостоят ему. Отделение деятельности рабочего - отчуждение друг от друга, т.е. деятельность принадлежит другому. Отчуждение родовой сущности человека – деятельность не ради красоты и т.д., а средство существования, как у животных. Отчуждение людей… Учение о классах. У Маркса нет определения класса, но в каждый формации существует два антагонистический класса (рабы – рабовладельцы, зависимые крестьяне и феодалы, пролетариат и буржуазия). Класс у Маркса (есть социологическое определение класса у Ленина) – группа, занимающая определенное место в процессе производства, необходимое созидание кассового единства; отличие и враждебность по отношению к другим классам. Важна идеология. Необходимо упразднение частной собственности и отчуждение труда. Теория отчуждения снимается в теории прибавочной стоимости зрелого Маркса. История существование общества – история борьбы классов. Маркс первым трактовал общество как конфликтную систему. Социально-классовая структура капиталистического общества. Главное – отношение к средствам производства. Два основных класса:
Разные слои: промышленники, капиталисты – получают прибавочную стоимость (предпринимательский доход); банкиры /рантье – проценты от капитала; торговые капиталисты – торговая прибыль; землевладельцы – земельная рента.
Слои: надсмотрщики, управляющие, безработные (увеличение капитала в обществе – увеличение этого слоя). Промежуточный слой – мелкие собственники, мелкие производители (сочетают функции непосредственно труда с капиталом – одновременно и капиталисты, и наемные рабочие для самих себя). Крестьяне, ремесленники и мелкие торговцы. Работники, оказывающие услуги (прислуга, парикмахеры, повара, портные). Особый слой – мелкая буржуазия. На дне общества – люмпен-пролетариат. Все сферы общественного производства (нищие, проститутки, преступники и т.д.) живут за счет труда пролетариев = паразиты. С возникновением капиталистических отношений начинается классовая борьба между капиталистом и наемным рабочим. Три формы:
Политическая борьба – диктатура – пролетариат проходит путь от класса-в-себе в класс-для-себя. Промежуточный слои могут вести себя по-разному в этой борьбе. Мелкая буржуазия либо за капиталистов, либо за пролетариат; люмпен-пролетариат «продается» капиталистам. Борьба пролетариата должна приобрести мировой характер, интернациональный – условия успеха. Диктатура пролетариата – общества без классов. Три формы борьбы должны присутствовать в социальной революцию. Смена общественного строя происходит путем революции. Как правило, они приобретают насильственные формы (особенно, при свержении буржуазии, хотя пролетариат должен использовать все возможные мирные средства). Цель революции – уничтожение эксплуатации человека человеком, построение бесклассового общества, ликвидация частной собственности, подъем производства, культуры и благосостояния масс. Все это приведет к свободной ассоциации людей., к коммунистическому обществу. Но до него должен быть переходный период – революционная диктатура пролетариата. Два типа революции:
В классовом обществе интересы господствующего класса защищает государство с помощью права – возведенной в закон воля буржуазии. Но в бесклассовом обществе происходит его отмирание, что приводит к диктатуре пролетариата. Проблема идеологии: она вводит в заблуждение подчиненный класс, создает мнимую реальность, чтобы скрыть эксплуатацию. Религия – «фактическое отражение в головах людей тех внешних сил, которое господствует над ними в их повседневной жизни». Над людьми господствует ими же созданные экономические отношения – средства производства. Для капиталистического способа производства наиболее адекватен протестантизм и деизм. Капиталистическая формация накапливает производительные силы общества. Происходит повышение его производительных мощностей. На основе этих достижений пролетариат одержит победу (ему ее подготовит буржуазия), капиталистический способ производства (возник в западной Европе 16-17 вв.) своим развитием снимает себя – возникает коммунистическое общество, восстанавливается изначальная целостность, гармоничность. В его развитии две стадии: Низшая – еще есть порабощающее разделение труда, относительный недостаток предметов потребления, «буржуазное право» (оплачен по труду), противоположность умственного и физического труда, отношение к труду как необходимому средству к жизни. Высшая – исчезнут все эти черты ограниченности; труд станет первой потребность. Жизни: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Труд как средство развития личности + свободное время +для всех членов общества (используется для всестороннего развития). Уничтожается антагонизм. Свободное развитие каждого является свободным развитием всех.
Социология М. Вебера. История социологии под редакцией Добренькова, с.339. Кал Эмиль Максимилиан Вебер (1864 – 1920). Один из основоположников социологического стиля мышления, нашедшего воплощение в «понимающей» социологии и социологической теории действия. Родился в семье, которая принадлежит к самым богатым слоям германских предпринимательской элиты 19 века. Отец был богатым, известным политиком, мать – богатая наследница. Вебер – член буржуазного класса. С 1903 года Вебер вместе с Зомбартом и Э. Яфере участвовал в издании первого в Германии социологического журнала «Архив социальной науки и социальной политики». В 1909 году вместе с Ф. Теннисом, Г. Зиммелем и другими создал Немецкое социологическое общество. Вебер не создал законченного целостного руда по социологии. При жизни вышли его статьи по методологии социологического познания и работы по социологии религии. После смерти жена издала рукописи по экономической социологии под названием «Хозяйство и общество» (1921 г - главный труд). Лейтмотив творчества Вебера – капитализм. Основные работы: «Хозяйство и общество», «Протестантская этика и дух капитализма», «Объективность социологической науки и социально-политического познания» (1904), «Хозяйственная этика мировых религий» (1916-до конца жизни), «Смысл «свободы от оценки», «Политика как призвание и профессия», «Наука как призвание и профессия», сборники статьей по социологии религии, власти и т.д. – посмертно (1921 – 1926). Вебер полемизировал с Марксом (против экономического детерминизма). Социологическая теория познания и методология (в статье «Объективность социологической науки и социально-политического познания»). Социология – эмпирическая наука о культуре и культурной жизни. Социальная реальность – культура. В ней есть смыслы, значения, идеи, ценности, которые нужно раскрыть в ходе научного анализа. Социология – наука, занимающаяся анализом и толкованием социальной действительности как совокупности явлений культуры. Наряду с этнологией, культурной антропологией и т.д. это культурно обусловленная взаимосвязь действий (которые Вебер осмысляет через понятия «цели» и «средства») большого числа людей индивидов, не обязательно находящихся в непосредственном индивидуальном контакте. Анализ действий – через метод «идеальных типов». Поведение можно объяснить, а действие еще и понять. Вебер исходил из того, что индивид действует целерационально. Концепция идеальных типов – это особые понятийные инструменты социологического анализа, мысленные образы. Усиливает одна/несколько точек зрения + соединение множества существующих единичных явлений, которые соответствуют этим точкам зрения. Это утопический образ (усиление определенных элементов действительности), но важно установить, насколько действительность близка +далека от него. Это теоретические конструкции, которые необходимо рассматривать в культурологическом ключе. Это «чистые типы» социологии. Это не изображение действительности. Идеальный тип – идеальное пограничное состояние, с которым действительность сопоставляется, сравнивается, чтобы сделать отчетливым определенные значимые компоненты ее эмпирического содержания. Генетический идеальный тип – средство выявления генетической связи, привязанное к конкретному месту и времени исторических явлений; Чистый идеальный тип – социологическая конструкция, нереальная форма действия/явления, независимо от условий, места и времени. Базисный идеальный тип в социологии – концепция социального действия. Социальное действие - действие, которое по предполагаемому действующим лицом/лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентацией на него. Действие – если индивиды связаны с ним субъективным смыслом. Действие имеет смысл, вкладывается сам индивид. Социальное действие – ориентация на действии других людей, «ожидание и признание». Типы рационального действия: § Целерациональное – в категория цели и средства, внешние объекты и действия других людей – ориентиры (экономическая деятельность); § Ценностно-рациональное – вера в само достаточную ценность самого действия и его смысла, независимо от его успеха (религиозные, культовые действия); § Аффективное – действие, направляемое аффектами и чувствовали, не подчиненное какой-либо внешней цели, служащее, скорее, удовлетворению непосредственных побуждений и желаний. И религиозные аффекты (созерцание, экстаз, восхищение) § Традиционное – ориентация на традицию, обычай, предание, обряд. Действующие ставят себя в положение продолжателей социокультурной традиции. Социология – научное познание социального действия должно быть свободно от оценок. Исследователь должен жестко разводить между собой констатацию факта и все отношение к нему. Это есть требование объективности. Но не существует абсолютно объективного анализа культурной жизни. Социолог имеет собственный индивидуальный взгляд, отсюда трудности. Современное общество, по Веберу, - плод христианской европейской культуры. Современный капитализм, бюрократическое управление, научно-технический прогресс участвуют в направленном процессе рационализации. Что находит свое окончательное развитие в современном капитализме (античная наука + рациональное римское право +рациональный способ хозяйствования – количественное измерение труда). Предпосылки их синтеза создал протестантизм (экономический успех возведен в религиозное призвание). Дух капитализма – пуританские добродетели. Рациональность проникает во все сферы жизни современных обществ = бюрократизация (поздний капитализм) = расколдование мира (ранний капитализм). В центре истории – экономические действия индивидов, а значит, экономические субъекты. Классы (в противовес Марксу).
Индивид может одновременно принадлежать ко всем классам. Классы – группы людей, в одинаковом (или похожем) типичном положении в отношении интересов. См. лекции Азата, Кудрявцева, по социологии политики. Социология власти Вебера. Власть – возможность навязывать свою волю. Государство – шанс встретить повиновение определенных лиц приказу определенного содержания. Три типа господства:
Социология религии. См. лекции по социологии религии. Связь религиозных принципов с формами экономической деятельности. Религиозные (сначала магия) действия носят экономический характер, что приводит к упорядочиванию отношений сверхъестественных сил, богов, демонов с людьми. Значение религии для различных социальных классов. Расколдование картины мира – утрачивается социальная власть религии. Принятие рациональной этики пророков и рационального учения старого завета + греческо-эллинской философии и науки. Теория общества. Социология – понимающая наука. Необходимо различать опытное знание (социологическая наука) и оценочные суждения (социологическая практика). Необходимо анализировать ценностные суждения действующих субъектов, чтобы способ понимания поставленных целей и лежащих в их основе идеалов + уметь критически судить о них. Наука должна показать людям, что всякое действие/бездействие приводит к решению занять определенную ценностную позицию (а какую – выбор делает сам человек, это не дело науки). Наука не определяет истинность целей и идеалов, не устанавливает их иерархию и не указывает на необходимость следовать тем или другим. => свобода от оценки (социология не равна идеологии). Социальная действительность для Вебера – сфера смыслов и ценностей, а не жесткой материалов необходимости. Социология – одна из наук о культуре (имеет дело со смыслами, значениями и ценностями, а не с природными объектами). Главный метод социологии - метод понимания. Вебер критикует «натурализм». Необходим принцип отнесения к ценности (основное средство познания). Те идеи культуры, которые мы в данный момент прилагаем к действительности. Что становится предметом исследования, а насколько глубокого это исследование проникает в бесконечное переплетение казуальных связей, определяет господствующие в данное время и в мышлении данного ученого ценности и идеи. Социологию интересует качественная окраска событий, духовный процессы понимаются в сопереживании. Цель исследования – не нахождение законов (как в естествознания и позитивизма), а понимание и объяснение индивидуального человеческого действия, соотнесенного с ценностными идеями. Индивидуальные человеческие действия (осмысленно ориентированные) - первичная единица социологии. Социологические законы – подвержены наблюдению типичной вероятности того, что при определенных условиях социальное поведение примет такой характер, который позволит понять него, исходя из типичных мотивов и субъективного смысла, которыми руководствуется действующий субъект. Общество – целевой союз людей, действующих в соответствующих с установленным соглашением (конвенциональная природа порядка) + рациональная ориентация поведения +на основе согласия, рациональной договоренности (условность) люди объединяются. Главный механизм социального развития – рационализация = расколдование мира, то есть процесс снижения магического, аффективного, традиционного содержаний социальных порядков и действия и рост их рационального содержания. Это и есть историческое развитие общества. Теория капиталистического общества. В работах «история хозяйства», «город», «Политика как призвание и профессия», «Протестантская этика». Дифференциация и рационализация сферы хозяйственной деятельности, государства и права, гражданского общества (+социальная стратификация и гражданское право), науки, техники и рациональной нравственности, заменяющей нравственность традиционную и религиозную. Все социальные явлениями являются экономически обусловленными. Необходим взгляд на общество с точки зрения хозяйственной деятельности индивидов. Капитализм существовал во все эпохи в нерациональном виде, но как способ удовлетворения повседневных потребностей – лишь во второй половине 19 века в Западной Европе. Появляются условия для существования свободного рынка, а также массовое производство и массовый сбыт). Современный капитализм связан с деятельностью фабрик + становление гражданского общества. Появляются и укрупняются города, в них развивается демократия. Города:
«Капиталистический дух» - рациональный образ мысли (римское право), рациональный образ жизни и рациональная хозяйственная этика. Только в христианстве, в протестантизме через аскетизм, который становится светским - призвание – капиталистическое предпринимательство – дело, угодное богу. Исчезает религиозное обоснование капитализма. Рост его противоречия.
Социология Э. Дюркгейма. См. конспект по Р. Арону (2 курс) и по Гофману. Эмиль Дюркгейм (1858 0 1917). Родился в семье потомственного раввина в 1882 г. Окончил высшую нормальную школу в Париже в 1882 г. В Бордо создал первую самостоятельную кафедру социологии во Франции. Основал и руководил изданием журнала «Социологический ежегодник» (1898 – 1913, 12 томов). Вокруг него объединились социологи => французская социологическая школа. Главная тема работ – тема социального согласия, солидарности, которую обеспечивают общие верования, обладающие абсолютным значением. Традиционная религиозная мораль – мораль, вдохновляемая научным духом. Основные работы: «О разделении общественного труда» 91893), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Как и Конт Дюркгейм считал, что социология – позитивная наука, она не должна быть частью философии. Она должна рассматривать явления общества как «социальные факты», из них складывается социальная реальность. Необходимо:
Социология не равно психологии. Мышление индивида не есть мышление группы. Социология – наука о коллективном сознании, о социальных фактах. Психология – наука о мыслящем индивиде и индивидуальном сознании. Общество как предмет социологии; реальность особого рода, не сводимая к реальностям биологической или психической, воплощенной в индивидах. Социальные явления как таковые являются внешними по отношению к индивидам. Социальные факты не только существуют вне индивида, но и диктуют ему способы поведения. Пример: человек выполняет роли брата, супруга, гражданина и т.д. в соответствии с уде существующими обрядами, правом, или если он верующий, то при рождении находит уже готовые верования + денежная система и т.д. эти способы мышления, деятельности, чувствования существуют вне индивидуального сознания. Они наделены принудительной силой. Навязываются ему независимо от его желания. Они являются социальными фактами, они и составляют предмет социологии. Явление считается социальным, если его опорой считается группа, а не индивид. Социальное – состояние группы, коллективный феномен. Коллективное чувство – действие, результат совместной жизни индивидов, продукт действий и противодействий, возникающих между ними. Оно не равно индивидуальным чувствам. Предмет социологии – социальная реальность – реальность особого рода, не сводимая ник биологической, ни к психологической реальности, воплощенной в индивидах. Задача социологии – установление объективно значимых законов общества. Социальная реальность надындивидуально. Примат социальной реальности над индивидуальной. Общество возникает как результат взаимодействия индивидов, но начианет жить по своим собственным законам. Оно источник всех внешних ценностей, особенно для индивида, объект всех культов (светских и религиозных). Социология – наука об институтах, их генезисе и функционировании. Три раздела:
Социология рассматривает социальные факты как «вещи», устанавливает устойчивые причинно-следственные связи и закономерности. Но социальные факты должны объясняться другими социальными фактами, а не биологическими и психологическими (отличие от других наук). Это социологическое мышление. Социология должна строиться на прочном эмпирическом и рациональном фундаменте. Отсюда зависимость общественной эволюции от объективных условий. Социология против революции, она состоит не из умственных комбинаций, а из социальных фактов, которые не могут произвольно подвергаться изменениям. Реальная власть человека над вещами начинается тогда, когда он признает, что они обладают собственной природой. Значит, он познает их. Человек не сможет произвольно направлять социальную жизнь. Необходимо приспосабливаться к существующим обстоятельствам. Но социология лежит в сфере ценностей – воздействие социальных фактов на индивидов, определяется не только их принудительной силой, но и ценностными ориентациями людей. Солидарность: люди объединены в общество из-за взаимной и глубокой потребности друг а друге, отсюда, между ними согласие. «О разделении общественного труда». Социальная солидарность обеспечивает разделение общественного труда. Рост специализации и дифференциации социальной структуры. Разделение труда выполняет нравственную функцию в обществе. Существует два типа солидарности:
В современном обществе – самостоятельность суждений, действий. Индивиды взаимодополняемые. Но индивидуализм – угроза обществу (необходим минимум коллективного сознания, иначе аномия) – это ценностно-нормативный вакуум. Прежние социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. В обществе должны существовать эффективные способы регуляции отношений между индивидом и группой. Иначе – социальная патология, аномия. Нет авторитетного коллективного образца, общепринятой, безусловной нормы поведения. Механическая солидарность = традиции и религия. Органическая солидарность – правосудие и мораль. Современное общество стремится быть промышленным, но там почти нет морального влияния, лишь личная выгода. Обществу необходим авторитет группы и система образцов. Тогда аномия исчезнет. Такой группой должна стать профессиональная группа (единая организация в той или иной отрасли промышленности – корпорация, профсоюз) – создает профессиональную этику и право. В ходе своего развития общество дифференцируется (стимул – борьба за существование за ресурсы). Снижение механической солидарности (необходимо найти альтернативные способы интеграции). При органической солидарности мораль требует уважать человеческую личность повсюду – долг по отношению к другим индивидам. Традиционная религия больше не отвечает требованиям времени, но на смену морали, основанной на религии, не пришло ничего нового, адекватного. Отсюда, кризис современного общества. Социология должна помочь осознать этот кризис +способствовать созданию морали, отвечающей требованиям научного духа. Социология религии. Религия – универсальный феномен, она выполняет в обществе необходимую для его существования функцию. Важный этап к этому выводу – изучение проблемы самоубийства («Самоубийство, 1897 г). Самоубийства детерминированы социологически. В обществах с более сильными связями между людьми процент самоубийств ниже, где религиозный индивидуализм выше - выше. У женатых – ниже, у неженатых и вдовцов – выше. Таким образом, в социально здоровом обществе, где высока степень общественной солидарности, число самоубийств ниже. Один из факторов социальной интеграции – религия. Общество – совокупность коллективных представлений и коллективных действий. Общество в той же мере творит религию, в какой религия творит общество. В «Элементарных формах религиозной жизни» Дюркгейм рассматривает религию как центральный институт общества, который удовлетворит самую важную социальную потребность – в солидарности. Все существующее делится на священное и профанное. Таким образом, религия – это внутренне упорядоченная и связанная система верований и обрядов, относящихся к священным, т.е. отделенным, запретным вещам, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью всех, кто является их сторонниками. Священное – область запретного, область вещей, с которыми нельзя обращаться так, как с обычными вещами (в их практических целях). Дюркгейм хочет понять, какую роль в жизни людей играют священные вещи, в чем смысл «производства святынь». Религии создают картины мира и контролируют социальную жизнь. Тотемизм – простейшая форма социальной интеграции и технологии, ориентирующие определенным образом жизнедеятельность группы. Религия – создание человека. Человек освящает общество в ней. Люди объединяются благодаря созданию эмблемы – это символ. Священный объект не обладает чем-то таким, что ему внутренне присуще. Он этим наделяется. Символы есть и в современном обществе (созданные в период Великой Французской революции 18 века – Родина, Свобода, Разум и т.д.). по Дюркгейму, современно общество становится секулярным. Мир рациональный, научный, существует мирская религия – идеология и квазирелигии. Дюркгейм сакрализовал общество как объект обожествления. Современному миру необходима религия общества, при одновременном развитии веры в будущее разума и науки. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы