Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социологическая теория В. Парето.
Вильфредо Федерико Парето (1848 – 19230). Отец (изначально из род маркизов) эмигрировал во Францию, женился на француженке, а после амнистии вернулся на родину в Италию. Парето изучал математику и инженерное дело. 1874 г. – активный участник «Общества А. Смита» во Флоренции. Парето был приверженцем либерализма, в том числе экономического – невмешательство государства. Парето под влиянием школы математической политэкономии Леона Вальраса. После него Парето возглавлял кафедру в Лозанском университете, преподавал в Болонье (политэкономию и социологию). Парето поздно начал академическую карьеру (в 45 лет), но быстро завоевал известность в научном мире. Славу ему принес «Курс политической экономии» (есть главы по социологической проблематике) (1896 – 1897), «Социологические системы (1902 – 1903), «Учебник политической экономии» - основной экономический труд. Парето заложил основы экономико-математического моделирования. + Все участники экономического процесса – рациональные субъекты, преследующие свои интересы, стремящиеся к максимизации прибыли. «Оптиум» Парето – критерий оптимального распределения ресурсов. Наиболее приемлемый уровень благосостояния общества достигнут, если нельзя повысить положение ни одного субъекта хозяйственной жизни, но снизить в тоже время благосостояние хотя бы одного другого. Закон Парето – решение проблемы распределения доходов. Темп производства экономических благ больше, чем темп роста населения. (+20%/80%). Труды по социологической теории: «Трактат по общей социологии» (1916 г) – сложное для восприятия. «Компендиум по общей социологии» (1920) – уменьшенный вариант теории Парето. Парето симпатизировал Муссолини и его фашистским идеям. Источники мысли Парето: Макиавелли, Маркс, знаком с трудами Тенниса и Вебера. Два этапа творчества:
Парето – приверженец позитивизма. Создает концепцию «логико-экспериментальной» науки. Основа науки – факты «опыта и наблюдения». Главное –хорошее представление фактов, логически верные выводы. Наука должна исследовать единообразия явления, установление между ними функциональной взаимозависимости. Ложные теории исходят из априорно принятых положений (нет опыта => религиозных, метафизических). Естественные науки – эталон научного знания, особенно экономика. У социологии главный враг – чувство. Социологическая система Парето состоит из трех основных частей: Аналитическая социология – рассматривает основные элементы социологической системы обособленно; Синтетическая социология – рассматривает социальное целое; Историческая социология - применение полученных результатов к исследованию реального исторического процесса. Теория действия Парето. Человек как экономический субъект действует рационально, но в целом в обществе доминируют нерациональные поступки. Экономика – лишь одна из сфер общества. Социология – наука об обществе в целом. Синтезирует данные других наук. Исходное отношении – оппозиция логичных и нелогичных действий. Логические (в естественных науках, экономике, часть политических и военных действий) - действия, которые логично соединяют средства с целью и по отношению к субъекту действия, и объективно. Субъективно – как сам действующий человек оценивает свое поведение. Объективно – оценка производится как бы со стороны, в соответствии с действительностью. Нелогические – нет совпадения субъективных целей и средств с объективными. Пример – принесение жертв древнегреческими моряками. В обществе преобладает нелогичные действия – обрядовые, символические, религиозные и т.д. Четыре рода действий:
Политэкономия – о логических действиях. Существует параллель между теориями действий и Парето и Вебера. Но для Парето природа человека в значительной мере была иррациональна и неизменна, Вебер исходил из рациональности временного человека и истории. Теория осадков: Логические действия обусловлены рациональностью, в основе нелогичности – психические явления (чувства, инстинкты и подсознание). Они непосредственно недоступны для постижения, от них можно судить только по их проявлениям в поступках человека – осадкам – непосредственная причина нелогичных действий. Но Парето объединил в них иррациональные и рациональные явления сознания. Люди не склонны признавать иррациональность своих поступков, придумывают им рациональные обоснования. Осадки – проявляются базовые человеческие чувства и инстинкты. Существуют шесть классов:
Осадки разных классов воздействуют друг на друга и попеременно вытесняют друг друга. Во всяком индивиде, социальной группе, обществе, ест осадки всех шести классов в разных пропорциях. Первый и второй классы – основные. Близость теории осадков Парето и теории личности З. Фрейда («оно» - осадки в целом в широком смысле, в узком –шестой класс) Теория деривации. Воздействие «инстинкта комбинаций» - люди стремятся представить свои нелогичные действия как логичные, рационализировать их. С помощью дериваций – логичные и особенно псевдологичных построения, маскирующую деятельность осадков (и интересов). Действительность духовной жизни общества. Существуют четыре вида дериваций
Результат взаимодействия осадков и деривации – дериваты – идеологические образования (теории»). Ядро – один/несколько осадков, вокруг – второстепенные осадки. Деривации – способы рационализации осадков. Парето – за разоблачение всех идеологий. Осадки – постоянная часть нелогичных действий, деривации – изменчивая. Циркуляция элит: Циркуляция осадков и дериваций среди различных слоев определяет социальную структур и ее динамику. Фундаментальный атрибут любого общества – гетерогенность. У людей – разные способности к осуществлению разных родов деятельности. Парето предложил измерять способности по 10-бальной шкале (миллионер – нищий - 10-0). Главный принцип – успехи. Индивиды с наиболее высшим индексом способностей к тому или иному виду деятельности – элита общества. Существуют негативные (преступники, воры) и позитивные (поэты, предприниматели) элиты. Г. Моски обвинил Парето в плагиате (идея существующего правящего класса принадлежит Моски, но теория элит Парето стала более популярной). Типология социальных субъектов:
Спекулянты и раньте лишь отчасти соответствуют «лисам и львам» Макиавелли. У Макиавелли – только типы элит, у Парето – еще и характеристики общества в целом. Спекулянты – динамично развивается, но не стабильно высокая социальная мобильность. Рантье – стабильно, но в стагнации и жесткая социальная структура. Для поддерживания своего господства правящая элита должна качественно и количественно воспроизводиться из низов. Смена элит (хоть предыдущая элита и пытается удержаться у власти). Если нет циркуляции элит – революции – приходит новая элита из низов (контрэлита). Пример, во время Реформации, Французской революции. Свергнутые элиты исчезают бесследно. История – кладбище аристократии. Общество как динамическая система четырех динамичных равновесных сил. Парето рассматривает общество как целостность («общая форма» общества). Выделяет факторы детерминации общественной жизни.
Основные элементы социальной системы:
А также вышеперечисленные три неосновных фактора общественной детерминации. Все элементы системы – взаимозависимость и во взаимодействии. Но осадки (особенно первого и второго класса) детерминируют оставшиеся три основных элемента. Отношение Парето к Марксу: Высоко ценил его концепцию, но критиковал абсолютизацию роли сферы экономики в развитии общества. Необходимо научно преобразовать теорию Маркса, освободив ее рациональное ядро от идеологий. Отбросить социалистические проекты переустройства мира +классовая борьба. По Парето – это не диктатура пролетариата, а селекция лучших представителей из низших слоев = циркуляция элит. По Парето все общества и история характеризуются соотношением осадков первого и второго класса. Парето называли «Марксом средних классов», «воскресшим Макиавелли», «Ницще социологии». Парето повлиял на Парсонса и Сорокина. 9. Психологическое направление в европейской социологии 19 века. Концепция общества Г.Тарда. Психологическое направление оказало значительное влияние а развитие социологии. Как следствие, распространение психологизма – методологический подход, утверждающий возможность построения различных наук на основе психологии и целесообразность полного /частичного сведения к психологической реальности различных фрагментов/ всей социальной действительности. Три периода в развитии психологической социологии.
Основный идей и ориентации психологической социологии разработаны в первый период. История социологии в Западной Европе и США, Осипов. Кризис биолого-натуралистских теорий в конце 19 века. Рост психологических тенденций в социологии. Психология индивидуальных процессов переходит к проблемам мотивации и психологическим механизмам социального поведения. Направления в психологической социологии: психологический эволюционизм (Л.Уорд, Ф. Гиддингс), инстинктивизм (У, Ман-Дуггал), «Психология народов» (М. Лацарус, Г.Штейн, В.Вундт), групповая психология и теория подражания (Г.Лебон, Г. Тард, интеракционизм (Джеймс Марк Болдуин, Ч.Кули). В. Вундт (1832 – 1920) – основал экспериментальную психологию, внес вклад в развитие социальной психологии. работа «Психология народов (10 томов). Показал связь культуры (язык, мифы, мораль) и индивидуального сознания. Народное сознание – творческий синтез индивидуальных сознаний – сверхличностная реальность. Таким образом, в центре внимания психологичсекого направления в социологии было общественное (групповое, коллективное) сознание, его природа, строение и функции. Ключевые фигуры – Г.Тард, Г.Лебон. История социологии под редакцией Добренькова. Густав Лебон (1841 - 1931) Основные работы: «Психологические законы эволюции народов» (1894), «Психология толпы» (1895 – в русском переводе «Психология народов и масс») и др. «Психология масс» - одна из первых версий социальной психологии и психологической социологии. Необходимо исследовать неосознаваемые аспекты поведения (предвосхитил идеи Фрейда – бессознательная жизнь важнее, чем сознательная, преобладает в обществе). Психология народов и рас формируется под влиянием нравственных факторов, воспитания, среды, подражания и общественного мнения. Самый существенный момент в жизни народов и их истории – религиозные верования. В жизни европейского общества 19-20 века началась «эра толпы». Лебон уделяет особое внимание проблемам «толпы» и «расы». «Замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы». Толпа – группа людей, обладающая специфическими свойствами и охваченная общими чувствами, настроениями, стремлениями. Ее черты: зараженность общей идеей, утрата чувства ответственности, сознание непреодолимости собственной силы, нетерпимость, раздражительность, догматизм, отсутствие рассуждений и критики, восприимчивость к внушению, безумное следование за лидерами. Происходит деперсонализация (деиндивидуализация) – в толпе у людей появляется коллективная душа. «Психологический закон единства толпы» - в толпе исчезают сознательность личности – индивид превращается в безвольный автомат – иррациональное, импульсивное поведение. Два типа поведения: Разнородная – уличные группы, парламентские собрания и т.д. Однородная – секты, касты, классы. Расы: существуют большие анатомические и психологические различия рас. Их слияние невозможно. Между ними неравенство и пол мере развития цивилизации оно будет расти. Борьба Лебона против социализма. Социализм – общество, состоящее из толп. Ими надо грамотно управлять, а не давать волю их бессознательным чувствам. Габриль Тард (1843 – 1904) Криминалист, работал следователем, изучал Чезаро Ламброзо. Работа «Сравнительная криминология» (1886). Был против теории Ламброзо. Причины преступности не врожденные, а имеют социальный характер (образование, подражание и т.д.) «Философия уголовного права» (1890) – первая книга Тарда по социологии. Заложил основы современной социологии права (слава соонователя и лидера психологического направления). «Социальная логика» (1893) Другие работы: «Социальные законы (1896), «Этюды по социальной психологии» (1898), «Общественно мнение и толпа» (1901), «Экономическая психология» (1902), «Фрагмент грядущей истории» (1904). Общество, по Тарду, - продукт взаимодействия индивидов. Задача социологии – познать «интериндивидуальные» отношения людей. (полемика с Дюркгеймом). Социология должна изучать личные особенности, исходить из отношения между двумя сознаниями. У Тарда социология – интерпсихология. Психология должна использоваться в качестве базиса социологии. Главные процессы, обеспечивающие существование и развитие общества, – повторение (подражание), противопоставление (оппозиция) и приспособление (адаптация). Универсальный закон социологии – закон подражания. Основной движущей силой исторического процесса является неодолимое психологическое стремление людей к подражанию. Первичный социальный факт состоит в подражании. Эти законы присущи человеческому обществу на всех этапах его существования. Это естественная основа, предпосылка и основной механизм взаимодействия людей и социальной жизни. Прогресс общества – новые знания, ведущие к открытиями и изобретениям оригинальных личностей. Но глубинная причина общественного прогресса – подражание (ориентация на пример). Закон подражания низших слоев общества высшим - основной закон. Так распространяются все нововведения. Отношения людей, по Тарду, происходят по схеме учитель – ученик. В основе подражания – верования и хотения, кроме того, у общества есть юридическая основа (распределение прав и обязанностей). Оппозиция – частная форма социального конфликта. Взаимодействия сторонников противоположных социальных изобретений (конкурирующие модели подражания). Преодоление таких ситуаций – адаптация (доминирующий момент социального взаимодействия). Тард одним из первых использовал понятие «класс», чтобы избежать классовой борьбы низший класс должен абсолютно подражать высшему (очень важно «вежливое обращение»). Тард занимался проблемами «психологии толпы» и механизмов формирования общественного мнения. Толпа – собрание разнородных, незнакомых друг с другом элементов. У них в толпе появляется общие черты (копии с одного и того же образца подражания). Вера, отрасль, цель, «коллективное самолюбие», эгоизм и односторонняя иррациональная подражательность. Классификация толпы: выжидающие, внимающие, заявляющие о себе, действующие. В деревенских обществах – семейное начало, в городских – толпа. В зрелых общества – публика – социальное объединение, формирующееся под воздействием различных средств массовой коммуникации. Рассеянные в пространстве индивиды, + духовные и идейные внушения, заражение без соприкосновения, общность мнений. Отличие от толпы: не происходит нивелирование людей, в каждого есть возможность для самовыражения (а умственный уровень толпы ниже, чем интеллект большей части ее членов). Особенно быстро публика растет в революционные эпохи (но необходима постепенная замена толпы публикой). Законы подражания Тард распространяет и на криминалистику. Преступниками не рождаются, а становятся в силу социальных обстоятельств. Интерпсихологическая социология Тарда повлияла на русскую социологию, но особенно на американскую (Кули, Росс).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 1511; Нарушение авторского права страницы