Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ранняя американская социология: У.Г. Самнер, А. Смолл, Л. Уорд, Ф. Гиддингс.



История социологии под редакцией Добренькова, с.466.

Формирование ранней социологии в США 70-90 гг. 19 века – становление индустриальной цивилизации. Победа капиталистического севера над рабовладельческим югом. (1861 – 1864), отмена рабства, урбанизация, внутренняя и внешняя миграция, рост социальной мобильности и дифференциации, рост нищеты, алкоголизма, преступности и т.д. необходим пересмотр прежних представлений о социальном устройстве. Конец 19 века – в США возникают идеи реформистского пути развития – социологические движения (идея достижения социального прогресса с помощью разума и науки).

Уильм Грэм Самнер (1840 – 1912) – получил теологическое образование, служил в церкви, где познакомился с идеями Спенсера, стал эволюционистом. Читал первый в США ( ив мире) университетский курс социологии (1876), популяризовал социологию, президент Американского социологического общества (1908 – 1909).

Основные труды: «Народный обычай» (1906), «Наука об обществе» (издан в 20-е гг, остался незавершенным).

Сторонник социал-дарвинизма (синтезировал идеи протестантской этики и дарвинизма). Социология для Саммера – наука, призванная устанавливать законы и тенденции развития общества. Основной социологический закон – закон эволюции, но это естественный социальный отбор (важный нравы, народные обычаи). Определяющий фактор общественной жизни – собственность. Развитие цивилизации – накопление собственности, социальное неравенство, при этом, неизбежно. Необходима социально экономическая свобода.: преуспевают наиболее приспособленные, следовательно, в высший класс – лучше, так как вносит наибольший вклад в социальный прогресс. Социальные улучшения – экономические, т.е. государство не должно вмешиваться (реформы и государственный контроль бессмысленны).

Самнер сделал акцент на народных обычаях – это продукт фундаментальных биологических потребностей индивида - бессознательные способы борьбы людей друг с другом и окружающей средой. Имеют социальный характер (принадлежат к системе договорных отношений и институтов). Человеческое поведение определяется «тремя факторам» (интерес, боль и удовольствие) и четырьмя мотивами (голод, секс, тщеславие и страх). Из бессознательной сферы (потребностей) народные обычай переходят в сознательную, становятся нравами (этическими императивами, их цель – социальное благоденствие). Таким образом, осуществляется социальный отбор (оценивают поведение как правильное/неправильное).

Теория стратификации (по критерию социетальной ценности) – настоящий «класс» - элита (гении и таланты) контролируют власть. «На дне» находятся зависимые, дефективные, делинквентные, а также пролетариат (функция – поставлять детей). Выше находятся рабочие (неквалифицированные, неграмотные) далее идут медиакраты («масса» - сердцевина общества). «Масса» несет в себе народные обычай, зависима. «Класс» способен изменить общество, способы найти правильные решения. Обычай могут отмереть, тогда происходит революция, где не существует нравов, и общество деградирует. Вся социальная жизнь – следование обычаям.

Существуют четыре социальных института, соответствующие четырем мотивам: институты самоподдержания (собственность), самосохранения (основа – брак, любовь, семья), самоутверждения (тщеславие – мода, этикет, престиж), религиозные и регулятивные (страх перед духами). Институты – отдельные нравы, обычаи, системы правил действий людей. Осуществляют специфические функции по отношению к индивиду и обществу. Они продукт рационального изобретения и принадлежит к высшей цивилизации.

«Мы-группа» - внутри группы, дружеские отношения;

«Они –группа» - все остальное, враждебное отношение, борьба за существование.

История – борьба групп, как следствие, этноцентризм – «позиция, согласно которой собственная группа представляется человеку центром всего, а все остальные шкалируются и оцениваются по отношению. К ней. Этноцентризм способствует усиление народных обычаев. «Мы» презирает обычай «других».

Альбион Смолл (1854 – 1926). Тоже начинал карьеру теологом, был деканом социологического факультете в Чикагском университете, главным редактором «American journal of sociology» 91912-1913), президент Американского социологического общества (1912-1913). Заложенные им исследования традиций способствовали формированию Чикагской социологического школы.

Основные труды: «Общая социология» (1905), «Значение социальной науки», «50 лет социологии в США).

Социология – наука не об обществе, а о социальном процессе (процесс человеческой ассоциации).

Учение о социальном интересе. Интерес – простейшие формы побуждения, которые открыты в сознании, но легко прослеживаются в поведении. Люди пытаются реализовать свои интересы за счет других. Вся социальная жизнь – взаимодействие 6 классов интересов.

  1. Стремление к выживанию (пища, секс, физическая деятельность, интерес к здоровью)
  2. Стремление к благосостоянию (обладание вещами)
  3. Стремление к общению
  4. Стремление к познанию
  5. Стремление к красоте
  6. Стремление к справедливости (особое значение)

Индивид стремится удовлетворить каждый интерес, отсюда конфликт интересов, образование различных социальных групп, которые стремятся осуществить свои интересы и скрытые за ним потребности.

Конфликт интересов приводит к их переплетению на зрелых стадиях развития общества. Возникает возможность кооперации с помощью социализации личности. У Смолла социализация = цивилизация (индивиды позитивно воспринимают друг друга и вместе заботятся об общем благе). Развитие - это переход от эгоизма к альтруизму (отражает интересы всех и каждого) – это идеал. Только государство может согласовать индивидуальные и групповые интересы («чем более высокие типы интересов, тем более высокая их ценность). Государство устанавливает рамки борьбы за осуществление интересов, оно примиряет конфликты.

Должна разработать принципы усовершенствования общества на основе реформирования социальных институтов. Роль науки – научное знание должно быть руководством к социальным изменениям. Социология должна разработать принципы усовершенствования общества на основе реформирования социальных институтов. Идеал общества – контролируемый капитализм (государство устанавливает нормы ограничения доходов и их справедливое распределение). Задачи социологии – изучать процессы социальной интеграции дезинтеграции (конфликты интересов, их согласование). Наука должна обеспечить этическую философию жизни, создавать нормативные стандарты. Функции социального процесса должны служить удовлетворению всей суммы человеческих интересов. У Смолла присутствовало стремление к психологизации социального взаимодействия (нет ничего социального, что не являлось бы психологическим). Следовательно, достижение гармонии происходит за счет изменения психических процессов. Таким образом, Смолл переходит от социал-дарвинизма к психологическому эволюционизму (Л. Уорд, Ф. Гиддингс).

Лестер Франк Уорд (1841 – 19130) – основатель психологического эволюционизма. Занимался исследованием по теологии и палеоботанике. Изучал труды Конта и Спенсера. Его главный труд – «Динамическая социология «(1883) – первая американская социологическая теория. Другие работы: «Психические факторы цивилизаций» (1893), «Принципы социологии» (1898), «Чистая социология (1903), «Прикладная социология» (1906).

Уорд – первый президент Американского социологического общества (1905). Предмет социологии, по Уорду, - человеческое творчество, достижения. Следовательно, социология должна изучать социальную деятельность. Социология делится на чистую (социальная статика и динамика, устанавливает принципы науки) и прикладную (практическая наука, предлагает программу усовершенствования общества). Уорд не согласен с социал-дарвинизмом, так как в обществе осуществляется искусственные отбор с опорой на социальные институты. Социология должна изучать психологические силы => социальные силы – это человеческие мотивы. Источник всякого действия – желание человека (именно они ограничивают активность человека определенными рамками). Роль морали и религии менее значима. Уорд предложил классификацию социальных сил (см. в «Чистой социологии»), которые имеют психологический характер:

ü Онтогенетическая (охранительная): позитивная (поиск удовольствий) и негативная (избежать страданий);

ü Филогенетическая (репродуктивная): непосредственно сексуальная и косвенно аффективная. Аффективные силы (способности) играют главную роль, но у человека в отличие от животных, есть еще и интеллект, поэтому человека появилась и нравственность.

ü Социогенетические (духовные, моральные силы) – важны эстетическое чувство и интеллектуальная любознательность. Интеллект был направлен на удовлетворение эгоистических интересов индивидов, что привело к совершенствованию способности к изобретательству. Как следствие, человек стал творцом и «господином», он создает регулирующие системы – закон, государство, гражданское общество.

Психические факторы цивилизации. Три группы:

1. Субъективные (философия, психология, чувства, воля и т.д.)

2. Объективные (интуиция, изобретательность, интеллект и т.д.)

3. Синтез социальных факторов («экономия» природы и духа, мелиоризм, социальное сознание, воля, интеллект, социократия)

По Уорду социальная эволюция проходит стадии: космогенезис (появляется жизнь и возникает биогенез) – биогенез – антропогенез (разум) – социогенез (с образованием общества)

В основе этих этапов лежат три великих космических кризиса: зарождение жизни, зарождение чувств и зарождение интеллекта(разума – с появлением человека). После антропогенеза социальная эволюция может принять две формы

- генетическая (спонтанная)

- теологическая (предвидение, планирование, конструирование будущего.

Отсюда два этапа в развитии социального телезиса: индивидуальный (прошлое) и коллективный (современный мир)=> социальный контроль. По Уорду, социальный прогресс (счастье) может наступить только через всеобщее просвещение масс. Следовательно, образование – главный вид человеческой деятельности. Общественный раскол на образованных и необразованных приводит к появлению класса эксплуатируемых и эксплуататоров. Значит, необходимо достижение социального консенсуса. Отсюда социальный мелиоризм (интеллектуальное уравнивает всех классов – гении присутствуют во всех классах и социальных слоях) – устранение социального неравенства.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь