Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ



I. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Глава 3. Содержание педагогической технологии

 

Пользуясь бытовой аналогией, можно представить педагоги­ческую технологию на примере того, как садовник выращивает розу. В соответствии со своим желанием, со своей целью он от­бирает посадочный материал — черенки определенного сорта. Учитывая физиологию растения, специфические особенности данного вида, т.е. закономерности развития растения, цветовод подбирает почву, режим полива, дополнительное минеральное питание, искусственно устанавливает длину светового дня, температурный режим и многое другое, что в своей совокупнос­ти может быть названо воздействием, состоящим из множества операций. Реализация каждой операции зависит от умения са­довника поливать так, чтобы капли воды не попадали на листья и под лучами солнца, действуя как линзы, не сжигали их; чтобы после полива почва не затвердевала, препятствуя естественной аэрации и т. д. С одной стороны, эти умения характеризуют уро­вень профессионализма, а с другой — обеспечивают оптималь­ность и эффективность усилий.

Посмотрим пристальнее на действия садовника, чтобы, ана­лизируя его " прикосновение" к цветку, выявить слагаемые про­изводимого воздействия. Он постоянно соприкасается с цветком, взаимодействует с ним, общается. Направленность этого обще­ния заключается в содействии развитию и расцвету растения. В процессе вегетации через проявления внешних признаков хозя­ин получает информацию о темпах и характере роста цветка. Эта информация оценивается, и требования, предъявляемые к розе, пересматриваются. Ухаживая день за днем за растением, садовник время от времени попадает в конфликт (ожидая полу­чить один результат, он наблюдает нечто иное), разрешение ко­торого осуществляется созданием наиболее " благоприятных ус­ловий для развития цветка.

С технологической точки зрения, при всей условности исполь­зуемой аналогии воздействие садовника на розу слагается из сле­дующих компонентов: общение, оценка, требование, информа­тивное воздействие (прочтение и демонстрация), конфликт.

Но каково же содержание педагогической технологии как ком­понента профессионализма? Из чего складывается совокупность профессиональных педагогических умений, комбинирование ко­торых и создает творческое воздействие?

Чтобы определить слагаемые педагогической технологии, не­обходимо ответить на ряд основополагающих вопросов:

— какие элементы составляют педагогическую технологию?

— каково их необходимое и достаточное количественное присут­ствие?

— в какой взаимосвязи они находятся?

— каковы общие и специфические функции каждого элемента?

В качестве исходной позиции в решении поставленных вопросов изберем системный подход, а логическое движение будем осуществ­лять от результата, выражающегося в формировании школьника как субъекта, и произведем рассмотрение данной теоретической задачи методом теоретической аналогии (" капля" содержит в себе все сла­гаемые " моря", хотя и не обладает всеми его характеристиками).

Теперь для выявления слагаемых педагогической технологии рассмотрим сугубо педагогический пример и проанализируем его с позиции функционально-операционного подхода.

Учитель просит ученика: " Сергей, помоги Наташе! " Но мальчик не предпринимает никаких действий. И второй вариант: " Сережа, если тебе не трудно, пожалуйста, помоги Наташе... Протяни ей руку". На что ребенок тут же откликается, и помощь девочке оказана.

Такое простое обращение как момент воздействия содержит в себе ряд необходимых и достаточных элементов, поскольку в этой короткой фразе и сопровождающем ее мимико-пластичес-ком выражении реализуются сразу три функции педагогичес­кого воздействия: инициируется активность субъекта, осуществ­ляется оснащение его способами деятельности и стимулируется самостоятельный выбор[44].

Анализ момента воздействия при детальном рассмотрении по­казывает, что педагог устанавливает субъект-субъектное общение с учеником, выводя его на уровень социально ценностной позиции. При этом учитель обращается к нему по имени, что способствует открытию ребенка в общении. Побудительная форма предложения активизирует субъекта, вежливость обращения привносит элемент соучастия, а пластически передаваемая информация сообщает скрытым образом способ действия. Общий тон фразы исключает всякое сомнение относительно желания одного субъекта помочь другому, что способствует внутренней оценке поступка, совершае­мого на достаточно высоком уровне культуры.

Педагогическое общение, функционально имеющее направ­ленность на " открытие ученика в общении" через создание пси­хологически комфортных условий для раскрытия его как лич­ности, проявление к школьнику " соучастия в организуемом общении" как на уроке, так и вне его, и инструментуемое в ходе этого общения " возвышение ученика" на уровень, которого он ре­ально может достигнуть в ближайшее время, не возможны без реализации ключевой операции — " положительного подкрепле­ния в адрес ученика", когда публично оглашаются какие-либо его достоинства.

Педагогическая оценка в анализируемом примере " высказы­вается" эмоционально и пробуждает активность в соответствии с культурной нормой отношений между мужчиной и женщиной. Стимулирование, производимое путем скрытой оценки (когда учитель мимически выражает одобрение или неодобрение дея­тельности ученика), оснащает его способами деятельности, а скрытая коррекция инструментует эту деятельность как само­стоятельно найденную и совершаемую.

Педагогическая оценка, обеспечивающая функции " внесения образа" на уровне социальной нормы, " стимулирования деятель­ности" и " коррекции отклонений", возможна на фоне операци­онного воплощения оценки, не воспринимаемой учеником как оценка, а осуществляемой скрытым порядком. Для этого могут быть использованы разнообразные приемы, такие как " Я — со­общение", " Ты — сообщение" и другие.

Еще один технологический элемент, присутствующий в обра­щении учителя, — педагогическое требование. Посредством требо­вания осуществляется восхождение субъекта на уровень современ­ной культуры и конкретной социальной нормы. Реализация педагогического требования стимулирует активность, привлекая к деятельности, а момент включения в нее учит способам ее совер­шения. Получаемое в итоге приучение к социальной норме харак­теризует субъекта как индивидуальность в демонстрируемом им поведении.

Педагогическое требование, выполняющее функции " привле­чения" ребенка к деятельности, " включения" его в разнообразные виды деятельности и " приучения" к проявлению себя на уровне со­временной культуры, возможно при обязательной реализации операции — безусловности предъявляемой нормы.

Еще один технологический элемент, получивший свое вопло­щения в этом коротком моменте общения, — конфликт. Акти­визируя ребенка, педагог стремится снять возможную неловкость (" Я помогаю девочке, а в это время на меня смотрят другие ребя­та, и они могут подумать, что я за ней ухаживаю, но мне не хоте­лось, чтобы все узнали о сокровенном" ) и психическое напря­жение. В состоянии психического зажима сложно проявить активность, обычно предпринимаются лишь защитные или от­ветные меры на внешние раздражители.

Конфликт как всякого рода противоречие между субъекта­ми требует обозначения этих противоположных взглядов, и учи­тель, раскрывая свое видение этой проблемы (мужчина по эти­кету — сильный, женщина — слабая) производит оснащение способом взаимодействия. Но вместе с этим педагог не настаива­ет, а только лишь предлагает вариант отношения и поведения, что ставит субъекта перед выбором того, как ему поступить в этой ситуации. Выбор же он производит самостоятельно, реализуя свою индивидуальность.

По существу, создаваемый таким образом конфликт направ­лен на преодоление противоречия в общении двух субъектных миров, что в итоге приводит к саморегуляции каждого из них.

Педагогический конфликт разрешается при реализации фун­кций " снятия психического напряжения", т.к. при накале страс­тей невозможно найти выход из кризисных отношений, " обозна­чения позиций" всех сторон, участвующих в конфликте, и " постановке этих сторон перед выбором" с последующей проек­цией взаимоотношений. Ведущей операцией педагогического конфликта выступает компромисс как обоюдная уступка субъек^ тов друг другу. В конкретной ситуации, когда, скажем, школь­ники отказываются писать контрольную работу, учитель, вла­деющий компромиссом, не станет во что бы то ни стало настаивать на ее проведении, а предложит сам или найдет вместе с учени­ками вариант, когда их взаимная уступка окажется оптималь­ным выходом из сложившейся ситуации. Мера же этой уступки определяется тем, что может дать с точки зрения развития лич­ности ребят ее реализация: или они пасуют перед трудностями, или считают, что ко всякой работе следует приступать, когда го­тов выполнить ее хорошо, а не надеяться на случай или везение.

Передача социального опыта человечества производится пу­тем организации такого элемента технологии, как информатив­ное речевое и демонстрационное воздействие. Этот элемент фун­кционально обеспечивается расширением понятийного знания, что, в свою очередь, активизирует субъекта (человек нуждается в твоей помощи), наполняет общение отношенческими позиция­ми, иллюстрирующими варианты поведения (" оказывая помощь, не требуй наград! " ), побуждает к индивидуальному проявлению в поступках (" только к тебе я и могу обратиться за помощью" ). Реализация информативного элемента воздействия приводит к сопоставлению своего " Я" и " Человечества", стимулирует сво­бодное и творческое отношение к просьбе.

Информативное речевое и демонстрационное воздействие осуществляется через функции: " внесение понятийных и образ-но-представленческих знаний", " демонстрация отношения", " вовлечение в деятельность". Каждая из этих функций может быть оформлена вербально и невербально. Операционно здесь в первую очередь воплощается логическая триада: тезис, аргу­мент, иллюстрация. Ее реализация позволяет каждому ребенку вникнуть в содержание предлагаемой преподавателем фразы или на уровне лаконичного суждения, или в процессе оглашения причин данного тезиса, или в процессе представления образной " картинки". Например, давая задание на каникулы, учитель го­ворит: " Впереди у вас три месяца увлекательной, активной и са­мостоятельной жизни. Вы сможете отправиться в путешествия, заняться спортом, прочитать много книг. Ваша активность будет определяться вашими желаниями и интересами. А когда мы встретимся осенью и поделимся своими впечатлениями, то нам будет так же весело, как и в прошлом году".

В обозначенной системе слагаемых педагогической техноло­гии особое место занимает такой элемент, как педагогическая техника. Реализация этого элемента обеспечивает подготовку инструмента воздействия, которым является организм педагога. Трудно себе представить профессионального музыканта, выхо­дящего на сцену с неподготовленным, расстроенным инструмен­том. Настройка этого инструмента заключается в подготовке пси­хофизического аппарата: отрабатывается дыхание, ставится голос, тренируется пластическая и мимическая выразительность, специальными упражнениями достигается чувство темпоритма, управление экспрессией и много другое.

Педагогическая техника как кристалл преломляет реализа­цию всех остальных элементов, искажая или выпрямляя, уси­ливая или ослабляя их влияние.

Каждый элемент системы в той или иной форме содержит три функции педагогического воздействия: инициирование актив­ности субъекта, оснащение его способами деятельности и стиму­лирование индивидуального выбора. Если на практике учитель пользуется каким-либо одним элементом, подобная профессио­нальная ограниченность не приводит к субъектности ученика, а оставляет его на позиции объекта, в адрес которого учитель со­вершает воздействие, следит за выполнением предписаний и оце­нивает получаемые результаты.

Овладение педагогической технологией заключается в интег­рации всех элементов системы в коротком (или продолжитель­ном) акте воздействия и во владении ими. Причем это владение должно быть доведено до навыка, чтобы педагог не раздумывал, что ему предпринять в данный момент (т.к. времени на это может не быть), а производил технологически грамотное влияние как комплексное решение возникшей ситуации, осуществляемое в контексте культуры. При этом нет надобности вычленять каж­дый элемент в отдельности и выстраивать их строгую последо­вательность, так как операционно наличие этих элементов мо­жет выражаться в повороте головы, улыбке, в одном слове или в его экспрессивной окраске.

Теперь попробуем выразить все сказанное в схеме, чтобы на­глядно представить связи между слагаемыми педагогической технологии.

 

 


Для реализации каждого из этих элементов педагогического воз­действия, имеющего свои специфические функции, на практике ис­пользуется не весь возможный операционный набор, а избираются отдельные операции, характерные именно для этого преподавателя и соответствующие, в его понимании, цели и природе воздействия.

Таким образом, формирование ребенка как субъекта происхо­дит при положительном подкреплении в его адрес; высказывании скрытой оценки относительно проявляемого им в это время качест­ва, но не личности в целом; при безусловности требуемой нормы, ее мотивированности в процессе представления социально и личнос-тно-значимых доводов в пользу требования; применения для раз­решения конфликта преимущественно способа компромисса, обес­печивающего обоюдное желание нормализации отношений; информирования, оформляемого логической последовательностью тезиса, аргумента и иллюстрации.

Через этот операционный блок высвечивается блок функцио­нальный, образующий в сумме систему технологического влияния, которая включает: педагогическое общение, педагогическую оцен­ку, педагогическое требование, педагогический конфликт, инфор­мативное воздействие.

Степень проявления этих элементов находится в прямой зави­симости от психофизической подготовки организма педагога как ин­струмента воздействия (элемент — педагогическая техника).

В итоге, развернутое технологическое решение обеспечивает ре­ализацию общих функций педагогического воздействия — иници­ирования активности, оснащения способами деятельности, стиму­лирования развития и проявления индивидуальной позиции ребенка в осуществляемом им выборе.

Выявленные элементы, с обозначенными функциями и опре­деленными ключевыми операциями, составляют сущность педаго­гической технологии, обеспечивают педагогу необходимую и дос­таточную систему его профессионально значимых умений по организации воздействия на воспитанника, в процессе и результа­те которого ребенок выступает как субъект. Однако этим содержа­ние педагогической технологии не исчерпывается: дополнительные (комплектующие) элементы, такие как психологический климат, групповая деятельность, педагогическая реакция на поступок, орга­низация среды и другие, носят обобщающий или частный харак­тер. То же относится и к операционному вариативному ряду, по­зволяющему разнообразить формы воздействия и сохранять индивидуальность каждого учителя.

 

Глава 5 Этическая защита

 

1. Операция " вопрос на воспроизведение" ставит обидчика в по­ложение, когда, ссылаясь на то, что недослышали или были чем-то очень увлечены, его любезно просят повторить еще раз фра­зу, с которой он обращался, и тем самым нарушают логику его действий и подталкивают к поиску иных, более культурных форм обращения и поведения. Выглядит это так: " Простите, я не расслышал...", " Простите, я был так увлечен...", " Вы, кажет­ся, что-то сказали...", " Не могли бы вы еще раз повторить, я ув­лекся работой. Пожалуйста! ". Здесь важно, чтобы интонацион­но не было никакой иронии, подтекста. Просьба должна быть искренней, выражающей острое желание услышать человека. В случае повторного произнесения грубости парадигма сохра­няется, но интонационно высказывается уже более жестко, вы­ражая подтекстом, что подобного обращения к себе человек не услышит никогда.

2. " Наивное удивление" тоже помогает сохранить достоинство, не допустить грубости в свой адрес. Пострадавший как бы недо­умевает относительно формы обращения, содержания фразы, ее эмоциональной окраски и т.д. Наивность, присутствующая в такой реакции, специально инструментуется: " Это вы мне? ", " Разве так бывает? ", " Разве так можно? " Большое значение для реализации этой операции имеет пластико-мимическое выра­жение. Оно должно соответствовать произносимой реплике и го­ворить о невозможности подобного характера общения между людьми, а возможно, даже о сожалении и разочаровании в че­ловеке, который проявляет себя таким образом.

Вторая функция — корректировка поведения партнера — осу­ществляется как продолжение и развитие первой функции. С нее нельзя начинать, это может вызвать агрессию и еще больший по­ток оскорблений. Особенно важна эта функция для педагога, взаи­модействующего с ребенком, которому необходимо предложить иной способ поведения и общения. В этих целях могут быть исполь­зованы следующие операции.

1. " Ссылка на свои слабости", позволяющая инструментовать внешнее принятие вины на себя, что заставляет партнера ме­нять свою точку зрения и вслед за оскорблением извиняться или говорить комплимент. Парадигма такой операции строится при­мерно так: " Я, наверное...", " У меня, наверное..." — и далее сле­дует фраза, инструментующая принятие вины на себя. Напри­мер, ученик проявил нетактичность, отзываясь о внешнем виде учительницы, она говорит: " Я, наверное, выгляжу больной и усталой, и вы беспокоитесь о моем здоровье? Спасибо, что вы столь чутки ко мне. Но, может быть, женщине не следует говорить о ее внешности?.." или: " Я сегодня очень спешила и, наверное, что-то не так сделала в своем макияже и этим разочаровала вас?.." 2. " Окультуренное воспроизведение" — это произнесение фразы, повторяющей смысл, но оформленной культурно. Эта операция дает конкретный наглядный образец обращения в контексте воз­никшей ситуации. В качестве парадигмы здесь используется фраза " Если я вас правильно понял...". Проиллюстрируем это школьной ситуацией. Ученик, не успевая записать за учителем предложение, буквально выкрикивает: " Помедленнее! ". Педа­гог отвечает: " Если я вас правильно понял, уважаемый Сергей, то вы хотели сказать: " Уважаемая Марина Николаевна, не мог­ли бы вы еще раз повторить это предложение, а то я никак не успеваю?! " Разве я могу отказать вам в такой просьбе?.."

Реализация третьей функции — сохранение достоинства парт­нера — развивает и углубляет взаимоотношения с ним, предостав­ляет ему возможность проявить себя иначе, на более высоком куль­турном уровне, реабилитироваться. Не сохранив достоинства партнера, перейдя на нравоучение или ответное оскорбление, учи­тель теряет собственное достоинство и провоцирует ребенка на дальнейшую грубость. Назовем и для этой функции две операции.

1. " Подстановка мотива ", осуществляемая путем оглашения доб­рого, вероятно, намерения ребенка, которое внешне приобрело иную форму. Фраза строится как утверждение позитивной на­правленности, с которым трудно не согласиться: " Ты (вы), на­верное, хотел...", " Ты (вы), скорее всего, хотел..." Например, маль­чик, увидев огромный перстень учительницы, восклицает: " Вот это да!.." На что следует реакция: " Ты, наверное, хотел сделать мне комплимент и обратить внимание всех ребят на мой пер­стень?.. Спасибо! Я тронута твоим вниманием".

2. " Оправдание поведения" выглядит как расценивание поступка ребенка в доброжелательном смысле. Для этого используется следующие речевые формулы: " Конечно, всякий...", " На твоем месте...", " И я (мы) бы, наверное...". В приведенном выше приме­ре с перстнем реакция учителя выглядела бы так: " Конечно, вся­кий на твоем месте обратил бы внимание на такой перстень", " Конечно, всякий, кто имеет такой тонкий вкус, как у тебя, не остался бы равнодушным к такой красоте", " И я бы, наверное, не удержалась от восхищения, увидев такую красоту",

Кроме перечисленных операций, для этической защиты могут быть использованы и более жесткие формы, применение которых требует больших психических затрат и одной, и другой стороной. Не использовав возможности легких и изящных операций этичес­кой защиты, педагог не имеет морального и профессионального пра­ва переходить к ним.

1. " Оставить человека наедине с собственным поступком" оз­начает демонстративно прекратить (на какое-то время) отно­шения с ним, предварительно озадачив его оценкой собствен­ного поступка или слов: " Вы, наверное, и сами не осознаете...", " Если вы когда-нибудь сумеете понять... то вам, наверное, будет неловко (стыдно)". Важной деталью этой операции является фи­зическое самоустранение от дальнейшего разговора, в против­ном случае придется отвечать на вопрос: " А что я такого сде­лал? "

2. " Противопоставление достоинств партнера его поведению" осуществляется как сравнение " Вы такой... а..." Кажущаяся лег­кость этой операции порой оборачивается сложностью отыска­ния достоинства, особенно в момент напряженных отношений, поэтому фраза может иметь варианты: " Я считал вас...", " Вы производили впечатление..." и т.д.

3. " Великодушное прощение", или " царский подарок", выглядит как позволение подобного обращения с собой, но на самом деле жестко пресекает такую практику: " Если уж тебе так хочется,..", " Если только этого тебе и не хватает для счастья..." С одной сто­роны, фраза действительно содержит в себе разрешение, а с другой — ее подтекст категоричным образом накладывает табу, обозначая перспективу развития отношений.

Перечисленные операции не исчерпывают всего многообразия способов этической защиты. Какие-то из них носят индивидуаль­ный характер, какие-то более общий. Внимательное отношение к жизни, литературе, кино позволит педагогу обнаружить бесконеч­ное множество этических форм защиты своего достоинства. Напри­мер, в период написания данной книги по телевидению демонстри­ровался художественный фильм " Гараж", в котором два действующих лица защищали свое достоинство, используя такие парадигмы; " Я и не думал, что должен отчитываться перед... за...", " Вы хотели оскорбить меня, а..."

 


IV. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дальнейшее развитие педагогической технологии связано с рас­ширением дополнительных (комплектующих) слагаемых, с одной стороны, и с углублением изучения уже выявленных — с другой. К числу перспективных направлений относятся такие разделы, как технология создания проблемной ситуации, технология педагогичес­кого средства, специфика педагогического общения с девочками, специфика педагогического общения с мальчиками, технология пе­дагогической импровизации. Остановимся на каждом из них, чтобы обозначить исследовательскую тенденцию поставленных вопросов.

Технология создания проблемной ситуации изучается сегод­ня, как правило, в дидактическом аспекте, и надо признать, здесь накоплен довольно обширный материал. Рассматривая обучение как составную часть, как средство воспитания, можно было бы удовлетвориться этими разработками, однако в контексте воспи­тательного воздействия проблемная ситуация используется еще слабо, хотя ее эффект в развитии личности огромен. Функциональ­ный взгляд на это явление обнаруживает три направления педа­гогической деятельности: активизация мышления и духовных пе­реживаний, стимулирование самостоятельной работы детей по преодолению возникающих затруднений, формирование потреб­ности и навыка саморазвития.

Опираясь на функциональный блок, возможно назвать и отдель­ные операции, с помощью которых эти направления реализуются практически: использование проблемных вопросов; незавершен­ность изложения; игровое, соревновательное изложение; создание творческих микрогрупп для решения поставленной проблемы; твор­ческие задания и т.д.

Технология педагогического средства призвана избавить педа­гога от постоянной зависимости от разнообразных методических разработок, на основе которых якобы только и осуществляется вос­питание. Рассматривая воспитание как процесс вхождения ребен­ка в контекст человеческой культуры, нельзя умалять роли педагога в раскрытии перед ним палитры культурных ценностей. Од­нако это не означает, что мероприятия, проводимые одним воспи­тателем с одними детьми, будут столь же эффективны в работе другого воспитателя с другими детьми. Подбор воспитательных средств производится в строгом соответствии с потребностями дан­ного коллектива, воспитательной целью, которая определяет необ­ходимость рассмотрения той или иной ценности, а в зависимости от этого выстраивается и воспитательная работа педагога.

В качестве воспитательного средства может быть использован практически любой объект действительности, за исключением са­мого человека, являющего собой наивысшую ценность. Транслируя ребенку мир и культуру, педагог не просто сообщает ему знания, а раскрывает и передает ценностное отношение к предметам и явле­ниям, окружающим человека в жизни. Разнообразие объектов дей­ствительности порождает разнообразие средств, что, в свою очередь, вызывает появление новых, оригинальных форм работы с детьми. Используя эти средства, педагог помогает ребенку познать окружа­ющий мир в его социальном и личностном значении, научиться вза­имодействовать с ним и определить свое место в этом мире.

Механизм превращения объекта в средство воспитания дово­льно прост и по существу заключается в привнесении ценности че­ловека. Любой предмет, от самой обычной и невзрачной вещицы до яркого и дорогого украшения, может быть предъявлен с позиции человека, его переживаний, значимости для его жизни. Раскрытие ценности — это не обозначение цены, а как раз наоборот — ее раз­венчание. Какова, скажем, цена пожелтевшей от времени фотогра­фии или старой, случайно обнаруженной где-то на чердаке, детс­кой игрушки? А какова ценность? Она заключается в тех переживаниях радости и грусти, удовлетворения и печали, кото­рые испытывает человек, погружаясь в воспоминания при виде этих обычных предметов.

Движение педагога в процессе создания форм воспитательной работы с детьми может осуществляться в двух направлениях: от идеи к средству и от средства к идее. Поясним эту мысль приме­ром. Взяв в руки обычный конверт, мы начинаем анализировать и думать, для чего используется этот предмет. В конверт вкладыва­ется письмо, являющееся средством общения между людьми. В письмах они сообщают друг другу новости, делятся впечатления­ми, интересуются жизнью друзей, поздравляют их. Значит, в конверт можно вложить пожелание другу, а это уже форма работы с детьми. Осталось только продумать методику: как предъявить кон­верт, как его украсить, как передавать от одного ученика к другому и т.д. Поиск этой формы мог осуществляться и иным порядком — от идеи дружеского общения. Тогда пришлось бы искать средство общения, по обнаружении которого родилась бы и форма.

Одной из актуальных проблем педагогической технологии яв­ляется проблема создания предметно-пространственной среды. Понятие " среда" довольно обширно и многогранно. Она может рас­сматриваться с разных точек зрения, и ее описание будет опреде­ляться ракурсом рассмотрения: химическим, физическим, фило­софским, социальным, психологическим, педагогическим и т.д. Широкое толкование среды связано с ее пониманием как всего того, что окружает нас, оказывает на нас какое-либо воздействие и на что мы реагируем. Социально-педагогический взгляд на среду су­жает это понятие до среды человека, которая, как пишет Л.И. Но­викова, представляет собой " не просто его окружение, а то окру­жение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует''[72]. В соответствии с этим оп­ределением, становится понятным, что одно и то же окружение для разных людей будет иметь разное значение, а следовательно, сре­да одного будет отличаться от среды другого.

Среда, в которой находится человек, во многом определяет тем­пы и характер его развития, не случайно поэтому среда издавна рассматривается педагогами как фактор развития личности. Доста­точно вспомнить идеи Я.А. Коменского, Т. Кампанеллы, К.Д. Ушин-ского, Л.С. Выготского, М.М. Бахтина, С.Т. Шацкого, чтобы увидеть, как усиливалось внимание к этой проблеме. В исследованиях этих и других ученых прослеживается движение от понимания среды как естественного окружения ребенка к рассмотрению среды как средства воспитания.

Предметно-пространственная среда, в которой осуществляет­ся деятельность ребенка, является частью социальной среды и мо­жет быть определена как совокупность естественного и вещного ок­ружения, создаваемого или подчиняемого человеком. Предметы, входящие в эту среду, помимо своего утилитарного значения явля­ются для ребенка источником знаний и эмоций, отображают отно­шение других людей и самого школьника. Процесс создания какой-либо вещи (стула, книги, авторучки, указки и т.д.) ставит людей в определенные трудовые отношения, которые и запечатляются в ней в некой застывшей форме. При взаимодействии с этим предметом ребенок реализует свое отношение и преобразует его. Однако надо заметить, что отношение, заложенное в предмете, не всегда про­читывается ребенком: отдельные вещи оказываются уже настоль­ко привычными для детского глаза, что он не в состоянии самостоя­тельно " распредметить" их, увидеть за утилитарным значением отношение. Педагог может и должен помочь ученику справиться с этой задачей, показав в процессе общения с детьми ценность обыч­ного предмета в его проекции на человека. Этот процесс может идти и обратным порядком, когда в результате их совместной деятель­ности создается какая-то вещь, посредством которой отношение пе­редается другим людям.

Предметно-пространственная среда, окружающая ребенка, только тогда приобретает статус воспитывающей, когда она прони­зана отношенческим влиянием на него. Из этого следует важное пра­вило организации предметно-пространственной среды: ничего лиш­него! Это приводит к удобству (минимум усилий и максимум результата) и порядку, то есть функционированию каждой вещи. Порядок определяет и ряд других условий: гигиенических, сани­тарных, эстетических и связанных с ними этических, экономичес­ких, правовых.

С психологической точки зрения, предметно-пространственная среда должна доставлять ребенку удовлетворение, не раздражать и не отвлекать, а создавать комфортные условия для работы и лич­ностного развития. Отсюда проистекает требование к цвету: сине-зеленые тона успокаивают и в теплое время года смотрятся при­влекательнее, чем зимой; красно-желтые, наоборот, возбуждают и в зимнюю стужу как бы согревают.

Педагогический взгляд на эту проблему высвечивает взаимное влияние среды и личности друг на друга: под воздействием среды изменяется человек, который по-новому воспринимает ее и преоб­разует в соответствии с новыми потребностями. Усиление воспита­тельного влияния среды осуществляется за счет активного вовле­чения детей в ее преобразование. Для этого используются как индивидуальные, так и групповые формы работы, определяющие­ся потребностями школы и класса.

Технология педагогической импровизации как бы завершает рассмотрение педагогической технологии, но не ставит точку в даль­нейшем ее изучении.

В переводе с латинского импровизация означает непредвиден­ное. Педагогическая импровизация может быть определена как мгновенная педагогическая реакция учителя на непредвиденное по­ведение ученика, осуществляемая на уровне культуры и воспита­тельной цели. Непрофессионал импровизирует всегда, так как для него все, с чем бы он ни встретился, — непредвиденное. Импрови­зация требует большого психического напряжения, которое в силу физических возможностей человека не может быть длительным, а тем более постоянным. В итоге это приводит малопрофессиональ­ного педагога к психическим срывам или к выработке шаблонов, на основе которых он и осуществляет свою деятельность. К импрови­зации следует готовиться, ибо известно, что самой хорошей импро­визацией является та, которая подготовлена заранее.

Такое утверждение вовсе не означает, что можно предусмот­реть все ситуации, которые возникают в работе педагога с детьми. Подготовка к встрече с непредвиденным означает в данном случае развитие профессионального мастерства, отработку и освоение профессионально значимых умений, обогащение своего индивиду­ального опыта и личностное становление.

С технологической точки зрения, импровизированная реакция учителя осуществляется через следующие шаги.

1. Профессиональная оценка ситуативного состояния ученика. Вы­явление этого параметра определяет стиль, характер и направ­ленность педагогического воздействия, его дозу и интенсив­ность, степень вмешательства в естественный ход события.

2. " Принятие позиции" учеников, обеспечивающее пристройку и вхождение педагога в контекст возникшей ситуации как равно­правного участника.

3. Публичное признание достоинства ученика, проявленного в этом поступке. Данная операция позволяет перевести, поднять си­туацию на более высокий культурный уровень и изменить ра­курс рассмотрения проблемы.

4. Анализ собственных возможностей и ресурсов педагога, то есть определение того, что он может сделать, реагируя на ситуацию. Например, на уроке биологии на слова школьника о том, что " пища из ротовой полости падает в желудок", стажирующийся студент отреагировал так: он встал вверх ногами и на глазах у всего класса стал есть печенье, доказывая, что пища не пада­ет, а продвигается по пищеводу.

5. Перехват инициативы и перевод деятельности в позитивное русло. Ярким примером здесь может служить стихотворение А. Барто о том, как дети играли в стадо. Приведем лишь отрывок,

иллюстрирующий, как Анна Николаевна перехватывает ини­циативу детей:

... А она в ответ: — Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда — пастух!
И прошу иметь в виду:
-Я коров домой веду!

 

Обозначенные перспективы отражают стремление показать пути и направления дальнейшего развития педагогической тех­нологии и не претендуют на окончательное решение. В процессе исследования этих элементов их содержание может существенно измениться, и, вероятно, будут открыты новые грани этой увле­кательной, имеющей огромную практическую значимость науки.

 


V. ПРОГРАММА И МЕТОДИКА КУРСА " ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ"

 

Объяснительная записка

 

Проблема гуманизации воспитания личности, которая сегодня в связи с изменением социально-экономической обстановки в об­ществе выявилась особенно четко, приводит к новому пониманию воспитательного процесса в целом и предъявляет особые требова­ния к педагогу с позиции его профессиональной компетентности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь