Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 4. Ключевые операции педагогической технологии
Какими же профессиональными операциями должен овладеть учитель, чтобы его воздействие на ученика стало действительно творческим актом? Прежде всего он должен освоить ряд ключевых умений (операций). Ключевыми они называются потому, что открывают возможность овладения элементарным уровнем педагогической технологии. По аналогии это сравнимо с ключом, которым открывают дверь, или ключом, дающим начало ручью. Ключевые операции — это начало педагогической технологии, не овладев ими, невозможно двигаться дальше, невозможно постичь более сложные элементы научного технологического арсенала. Действия педагога, спонтанно и хаотично осваивающего разрозненные технологические умения, уподобляются весеннему жизнерадостному биению отдельных ключиков из-под земли, которые не могут соединиться в одно общее русло и подпитывать друг друга и поэтому обречены на пересыхание с наступлением летней жары. Овладевая системой ключевых умений, педагог осваивает не только сами операции, но вскрывает тонкий механизм их взаимосвязи и взаимозависимости, одномоментность их реализации в каждом воздействии на ребенка, перед ним раскрывается палитра творческого разнообразия одной и той же операции в зависимости от субъективных и объективных обстоятельств. Рассмотрение ключевых'операций в логике всего содержания педагогической технологии сводит на нет упование на педагогические фокусы, давая взамен четкое и последовательное научное обоснование моменту воздействия учителя на ученика в контексте их совместного взаимодействия и взаимодействия с миром как таковым. Однако прежде чем говорить о конкретных ключевых операциях, необходимо отметить, что отбор способов воздействия должен быть строгим и педагогически оправданным. Еще Э.Ш. На-танзон, классифицируя приемы педагогического воздействия, выделила среди них три группы: 1) созидающие, способствующие развитию новых положительных качеств; 2) тормозящие, способствующие преодолению отрицательных качеств; 3) прием взрыва, который нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группам, но проявляющийся и как созидающий, и как тормозящий. Несомненной заслугой Э.Ш. Натанзон является попытка определить принципы педагогического воздействия: 1) педагогический оптимизм; 2) уважение к воспитаннику; 3) понимание душевного состояния ученика; 4) раскрытие мотивов и внешних обстоятельств совершаемых поступков; 5) заинтересованность в судьбе ученика[45]. Недостатком такой классификации является то, что в нее не включены воздействия, которые могут возбуждать, позволять, направлять, инициировать, расслаблять, активизировать, одухотворять, внушать и т.д. Спектр этих последствий разнообразен и широк. Мы рассмотрим лишь воздействия такого рода, которые в итоге содействуют максимальному на данный момент развитию ребенка. Нужно признать, что проблема воздействия давно интересует различных ученых и, безусловно, уже была поставлена в педагогике и психологии. Однако изучение воздействия традиционно было направлено на исследование характера взаимоотношений двух партнеров (педагог — воспитанник). Таким образом, вопрос педагогического воздействия сводился к проблеме установления благостных взаимоотношений, а чаще всего — к пресловутой любви учителя к ученику. Педагога же должен волновать не характер взаимоотношений в этой системе, хотя это немаловажное условие, а степень активного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Именно в этом состоит высокое педагогическое предназначение категории " воздействие". Целью воздействия является субъектность ребенка; достижение максимально возможного результата воздействия зависит от конкретного случая и конкретного педагога, транслирующего ребенку мир на уровне собственных духовных достижений. Повысить ценностно-отраженное влияние мира на ребенка можно путем повышения уровня духовности самого педагога, личность которого выступает опосредующим звеном в этом процессе. Духовная неразвитость педагога оказывается тормозом в духовном развитии ребенка, ограничивая его в свободе выбора, а следовательно, и в реализации себя как субъекта собственной жизни. Поясним эту мысль примерами. Студент-практикант на уроке истории произносит следующую фразу: "...Устроили они засаду. Выследили и сцапали всех разом, засунули в каталажку и упекли в Бутырку..." Тут же вопрос детей: " И много они схлопотали? " Таким образом, будущий учитель сам спровоцировал низкий, в культурном смысле, стиль общения, но сделал он это не преднамеренно, а естественным образом выражая и транслируя свое " Я". Дети были лишены выбора между культурным и бытовым уровнем, а значит, оказались несвободными. Другой пример — из жизни детского оздоровительного лагеря. В начале смены воспитателей и вожатых, среди которых было много студентов, дети называли по имени и отчеству, в конце — в лучшем случае по имени. Что же произошло? На протяжении трех недель в лагере проводились разнообразные мероприятия. Вот всего лишь две зарисовки. Первая. На сцене четыре мальчика десяти-одиннадцати лет. Ведущая, называет их " юношами" и, обращаясь ко всем присутствующим, просит подняться к ней " девушек". " Девушек" рассаживают на стулья, а " юношам", завязав глаза, предлагают выполнить задание конкурса: " Ощупывая коленки, отыскать свою девушку". Зарисовка вторая. В лагере проводится День самоуправления. Комната вожатых переоборудована под ЗАГС, в котором еще работает и " священник". Большая половина лагеря прошла через эту процедуру, а затем, выходя из ЗАГСа, " молодожены", вместе с " гостями", попадали а буфет. Здесь предлагались не только конфеты и пирожные, фрукты и соки, но и огромный ряд подделок под горячительные напитки; расплачивались символическими деньгами, имеющими хождение только в этот день и только в этом лагере, которые были заработаны детьми на протяжении всей смены участием в разнообразных конкурсах и соревнованиях. Эти оба эпизода, взятые из реальной практики сегодняшнего воспитания, являются яркими и страшными примерами того, как отсутствие цели и низкий уровень духовной культуры педагога развращают ребенка, смещают его ценностные приоритеты в сторону пошлости и безнравственности. Добавив к этому влиянию педагогов влияние социальной среды и семейного уклада, можно увидеть полную картину жизни ребенка, в которой все или почти все подталкивает его к черте, переступив которую, он превратится в преступника или в зомби. Единственный вывод, возникающий в результате анализа природы педагогического воздействия, заключается в том, что педагог должен транслировать мир на уровне высочайших культурных достижений. Только в этом случае ребенок будет получать возможность сравнения различных образов жизни, различных вариантов поведения и отношения и, реализуя свою субъектность, произведет достойный себя как Человека выбор. С точки зрения реализации педагогического воздействия, воспитателю необходимо учитывать природу ребенка, уровень его индивидуального развития и в зависимости от этой обобщенной характеристики доступно транслировать ему человеческую культуру. Именно по этой причине так существенно отличаются, например, воздействия педагога на опоздание ученика первого и одиннадцатого классов: если в первом случае допускается ориентация на норму поведения, то во втором учитель, как правило, апеллирует к отношению выпускника (отношению к школе, товарищам, учителю, самому себе). Субъектность ребенка может быть сохранена, если педагог избирает объектом своего воздействия не его поведение, а субъективно-свободное отношение воспитанника к социальной ценности, предстающей перед ним в момент их взаимодействия. Рассмотрим самое простое воздействие — учитель сообщает тематику предстоящих учебных занятий. В этот короткий момент должен быть совершен выход на такие социально ценностные отношения, как отношение к науке, человеку, учителю как представителю науки, к истине как ценности, уроку как способу постижения истины и др. И все это прозвучит в одной, очень короткой фразе сообщения темы, в интонации, пластике, взгляде, лексике, экспрессии учителя — то есть благодаря всему тому, что называется технологическим арсеналом. Однако, воздействуя на отношение воспитанника, учитель обязан ориентироваться на имеющийся у ученика опыт, сфор-мированность отношений, историю развития ребенка, особенности характера, то есть признавать уникальность его личности, и, корректируя отношение, не посягать на специфические черты личности. Восприятие мира совершается через призму индивидуальности, а это означает, что одно и то же воздействие может привести к такому количеству результатов, сколько учеников находится перед учителем в момент общения. Один и тот же жест, одно и то же слово для ученика Максима и для ученицы Ольги выступают как два различных фактора. Сколько учеников — столько вариантов восприятия воздействия. Обычная просьба, никак не посягающая на достоинство ученика, у одного может вызвать сопротивление (" Не хочу! " ), а для другого станет импульсом к деятельности. Подчеркнем еще раз: педагогическое воздействие — это этап взаимодействия. Взаимодействие двух субъектов возможно только, если каждый из субъектов транслирует свое " Я". Опыт общения позволяет педагогу приобрести эту способность (хотя и не всегда). Ребенку же следует помочь в приобретении этого опыта, так как человек от рождения не обладает способностью транслирования своего духовного " Я". Педагогическое воздействие осуществляется как раскрытие, демонстрация и передача личностного ценностного отношения педагога. От того, насколько ярко ему удастся выразить себя, зависит ответная реакция воспитанника, внутренне переживающего это отношение. Кому из нас не знакомо чувство сопереживания человеку, попавшему в беду, или ощущение радости от успеха другого. В состоянии горя, гнева, счастья люди открыто выражают себя, раскрывают свой внутренний мир. Глядя на них, мы испытываем душевные переживания и затем проявляем ответно свое отношение к случившемуся, используя для этого слова, мимику, совершая поступки. Принципиальные позиции педагога на первом элементарном уровне находят практическое выражение в трех ключевых операциях. Первая ключевая операция — " Я — сообщение" [46]. Ее реализация связана с оглашением субъектом своего состояния и отношения к поступку и действию другого субъекта, как к явлению. Для этого учителю, в первую очередь, необходимо научиться видеть за рядовым событием жизненное явление и обозначить его для себя и для детей. Такая возможность появляется при наличии философского взгляда на обычный предмет. Например, с философской позиции роза ассоциируется с любовью, красотой, жизнью, беззащитностью, гармонией, страстью, признательностью и т. д. Простой карандаш с этой точки зрения предстает как средство познания, учения, общения, как человеческое открытие. Кусочек мыла — опрятность и гигиена, чистота и здоровье и т. д. Рассмотрев с философской точки зрения поступок ребенка, педагог заявляет о своем состоянии или о своем отношении в связи с явлением, которое предстало перед ним. Таким образом, оценочное суждение приобретает опосредованный характер, и педагогическая оценка превращается из открытой в скрытую. Она не указывает, не предписывает детям, как они должны поступить, но корректирует их отношение и поведение, предоставляя свободу выбора. Парадигмы " Я — сообщения" выглядят следующим образом: " Я всегда...", " Мне всегда...", " Меня всегда..." Использование этих речевых формул облегчает воспитателю практическую реализацию данного приема. Вот как это выглядит: — мальчик уронил с подоконника горшок с цветком — " Я всегда внутренне сжимаюсь, когда вижу, как погибает жизнь...", или " Я всегда расстраиваюсь, если гибнет красота...", или " Я всегда тяжело переживаю утрату, даже самую незначительную..."; — все юноши одиннадцатого класса накануне 8-го Марта пришли в белых рубашках и галстуках — " Я всегда восхищаюсь людьми, одетыми со вкусом и нарядно...", " Мне всегда приятно видеть аккуратных людей...", " Меня всегда радуют опрятные люди..."; — одноклассник продает своим товарищам фотографии, которые он сделал на праздничном вечере — " Мне всегда становится больно, когда вижу, как дружба подменяется товарно-денежными отношениями...", " Я всегда ценю в людях предпринимательскую жилку...", " Меня всегда радуют щедрость и бескорыстие...". Следует также сказать, что " Я — сообщение" кроме вербального варианта может иметь и пластико-мимическое выражение. В этом случае педагог демонстрирует свое отношение позой, выражением лица, своим присутствием или стремительным уходом и т. д. Индивидуальных вариантов " Я — сообщения" в этих ситуациях может быть бесконечное множество, и это обусловлено тем, какое явление в том или ином поступке увидит учитель. От него же зависит, и какой вариант " порицания" или " одобрения" будет реализован, т.к. только педагог, работающий с детьми, знает динамику и тенденции их воспитательного движения, поэтому только он решает, какое содержание следует транслировать в данный момент с точки зрения развития личности его учеников. Дальнейшее конструирование воздействия связано с ориентацией на уникальные особенности ребенка и сохранение в нем его неповторимости, не означающее, однако, подкрепление асоциальных проявлений личности. Всякий человек наряду с достоинствами имеет некоторые недостатки, причем связь между ними настолько тесная, что их нельзя рассматривать изолированно, в отрыве друг от друга. Можно сказать, что любому достоинству, как одной стороне медали, соответствует другая сторона — недостаток. Степень развития и проявления их у разных людей различна, но двуединый характер этой системы обнаруживается всегда. Учитывая эту закономерность, педагог в своем воздействии делает акцент на достоинстве ученика, обеспечивая ему тем самым положительную репутацию и создавая благоприятную психологическую атмосферу, в которой ребенок без особых усилий преодолевает и исправляет изъян. Приведем пример такого воздействия. Видя грязные руки девочек, учительница говорит на уроке: " Глядя на ваши руки, я сразу могу понять, что в выходной день вы трудились в саду". Подчеркивая достоинство, педагог вместе с тем транслирует требование гигиенических норм, но делает это не прямым указанием на недостаток, чем может оскорбить и унизить, а опосредованно, создавая условия для выполнения нормы. Вторая ключевая операция — " положительное подкрепление" — не разводит субъектов общения по разные стороны " баррикады", а, наоборот, способствует развитию их взаимоотношений. " Положительное подкрепление" заключается в публичном оглашении достоинств партнера, не выдуманных, а реально существующих. Достоинства эти могут носить характерологический оттенок, отражая личностные качества человека, такие, как трудолюбие, внимание, усидчивость и усердие, честность и бескомпромиссность, ответственность и т.д. Иногда педагоги сетуют, что у отдельных учеников трудно, практически невозможно найти достойные качества, и если применить прием " положительного подкрепления", то им придется лицемерить и притворяться. В случае подобного затруднения можно апеллировать к внешним, физическим особенностям ребенка: высокий или маленький рост, прямые или волнистые волосы, смуглая или белоснежная кожа, хрупкое или атлетическое телосложение, быстрота, подвижность или размеренность, мелодичность и плавность движений и т.д. В качестве парадигмы данной операции можно использовать фразы: " Ты такой...", " Вы такой...", " Вы такие...". Поясним сказанное примерами: — ученик опоздал на урок, учитель — " У тебя такие быстрые ноги,..", — дети преподносят учительнице цветы — " Вы такие внимательные. Спасибо! ", " Вы так добры...", — ребенок жалуется на одноклассника, педагог — " Ты так остро переживаешь несправедливость...", " У тебя такое чувство ответственности...". Наряду с вербальной формулой, реализующей операцию, необходимо помнить о своем мимико-пластическом портрете в этот момент, чтобы образ и слово дополняли друг друга, усиливая влияние на ребенка, а не приводили его душу в смятение: чему поверить — словам или двусмысленной улыбке. Воздействие, в котором сочетаются две операции — " Я — сообщение" и " Положительное подкрепление", выявляет логику поступательного движения педагога: он сообщает о своем состоянии в связи с нарушением или воплощением общечеловеческих норм; он развивает и углубляет взаимоотношения с ребенком, чтобы в процессе общения с ним закрепить проживаемую сейчас ценность. Ценность же эта должна быть представлена ему в доступной и пленительной форме, чтобы школьник переживал удовлетворение и от общения с учителем, и от соприкосновения с этой ценностью. Только в этом случае педагогу удастся осуществить выход на отношение воспитанника и исключить " хождение по кругу" коррекции поведенческих проявлений. Завершая логику педагогического воздействия, необходимо сориентировать его на отношение ребенка через третью ключевую операцию — " безусловность нормы". Наблюдая за детьми, учитель постоянно соотносит их поведение, как внешнюю форму выражения отношения к ценности (норме), с уровнем своего отношения к тем же самым ценностям (нормам) и наивысшим образцам, закрепленным в общечеловеческой культуре. Результатом такого сопоставления становится транслирование требования выполнения нормы как культурного идеала, безусловного, отработанного и отобранного в веках. Процессуально этот момент с технологической точки зрения имеет некоторую специфику. Находясь в роли объекта педагогического воздействия, ребенок лишь до определенной поры (пока не почувствует уверенности в собственных силах) подчиняется или приспосабливается к учительским требованиям, но эти правила не становятся нормами его жизни, поскольку навязываются ему извне. Ориентация педагога на норму ради нормы обрекает его на постоянную муштру своих подопечных. Вот, к примеру, как это выглядит. Директор школы ведет группу гостей в актовый зал, расположенный на втором этаже. Навстречу по лестнице сбегают дети, торопясь в столовую. Директор " прокладывает" дорогу и, обращаясь к школьникам, без умолку повторяет одну и ту же фразу: " У нас правостороннее движение!.. У нас правостороннее движение!.." — что в сущности не дает никакого результата. Технологическая ключевая операция " безусловность нормы" в корне отличается от подобного воздействия, когда норма возводится в ранг наивысшей ценности. Наивысшей ценностью является человек, а те правила, которые выработали люди, помогают им жить в этом мире. Следовательно, " безусловность нормы" — это, в первую очередь, безусловность человека, интерес к его самочувствию и состоянию в момент соблюдения и в момент нарушения нормы. Потребность в этических клише, правилах этикета и других норм как бы отодвигается на второй план, если есть ориентация на человека. " Безусловность нормы" — это раскрытие перед школьником социально и личностно значимых доводов в пользу требования, иначе говоря, раскрытие того, что дает его соблюдение людям, стране, городу, школе, классу и отдельному человеку, ученику как человеку. Парадигмы здесь могут быть такие: " Это нужно и для тебя тоже, потому что...", " Это нужно нам, потому что... но это нужно и тебе, потому, что...". Проиллюстрируем и эту операцию примерами: — учитель обращается к дежурным с просьбой стереть с доски, на что слышит: " Мы не рисовали! " Учитель: " Нам всем будет сложно разобраться в новом материале без поясняющих рисунков и схем, и вам в том числе...", — учитель сообщает о самостоятельной работе, дети возражают, не хотят писать, и учитель говорит: " Если бы люди всякий раз пасовали перед трудностями, то все человечество уже давно бы погибло. Для вас эта проверочная работа — преодоление самих себя...", — ученик на уроке сделал блестящее сообщение — " Теперь мы все хорошо освоим эту тему, а тебе эти знания пригодятся при поступлении в ВУЗ...". В практике работы учителя с детьми эти три операции сливаются воедино, образуя в своей совокупности целостное влияние, интегрирующее в себе на элементарном уровне такие слагаемые педагогической технологии, как педагогическое общение (" положительное подкрепление" ), педагогическую оценку (" Я — сообщение" ), педагогическое требование (" безусловность нормы" ). Присутствие этих компонентов в одном акте педагогического воздействия обеспечивает перевод ребенка на позицию субъекта: отношение, скрываемое за его действиями, обнаружено, он вовлечен в более глубокие взаимоотношения с педагогом и поставлен перед необходимостью самостоятельного выбора. Приведем еще несколько иллюстраций на основе комплексного воздействия. Ученики, встретив свою учительницу в коридоре, удивляются: " А нам сказали, что вы заболели и урока не будет! " Учитель: " Мне всегда нравились люди, проявляющие заботу о другом человеке, и мне приятно ваше внимание. Однако спросить женщину о здоровье — все равно что подчеркнуть ее неважный внешний вид...". Во время урока мальчик слушает плейер. Педагог: " Я всегда восхищаюсь увлеченными людьми, особенно если их увлечение — музыка. И у тебя отменный вкус. Но материал сегодняшнего занятия определяет основные позиции для рассмотрения всей темы, и тебе это так же необходимо, как и всем остальным". Возможные возражения, что подобные длинные тирады не очень эффектны, снимаются еще одним примером. Идущий по коридору учитель видит двух целующихся старшеклассников. Что он делает? Проходит мимо, стараясь остаться незамеченным. Проанализируем эту ситуацию с точки зрения ключевых операций: он видит их особые отношения (они симпатизируют друг другу, влюблены! ); он признает их индивидуальность (" Если не влюбляться в этом возрасте, то когда же? " ); он транслирует свое отношение (" Ни в коем случае нельзя вторгаться в сокровенное других людей" ). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 1793; Нарушение авторского права страницы