Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЕПИСКОПЫ И ЕПАРХТАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ




335


онъ отдалъ его въ удблъ старшему сыну отъ РогнЬды и второму по старшинству между всеми своими сыновьями (после Святополка) Изя-славу: по всему этому есть вся вероятность усвоять открьте епархш Полоцкой именно Владимиру. Вероятность эта усиливается еще более тЬмъ, что въ противномъ случае мы должны будемъ допустить, что 1гЬлый край, несомненно крещенный при Владимире (область Полоц­кая) былъ оставленъ безъ собственнаго епископа и вверенъ былъ тому или другому епископу отдаленному. Туровъ, въ настоящее время даже и не городъ, а местечко '), былъ главнымъ городомъ племени Дряговичей и хотя после Владимира въ пер1одъ уделовъ не игралъ значительной роли, но при немъ самомъ несомненно, хотя и не со-всемъ понятно, занималъ между городами одно изъ самыхъ первыхъ месть, чтб видно изъ того, что Владимиръ отдалъ его въ уделъ са­мому старшему сыну Святополку (равно какъ и после него Ярославъ старшему сыну Изяславу): следовательно, и въ немъ такъ же совер­шенно вероятно усвоять основаше епархш Владимиру, какъ и въ Полоцке. Что касается до Тмутаракани, этой отдаленной и загадоч­ной колоти Русскихъ, находившейся на пынепшемъ полуострове Тамани, то въ ея недолговременное существовате после Владимира настоящимъ удельнымъ княземъ ея, —каковые князья после Владимира заботились о дальнейшемъ открыли епархш, —былъ и всего одинъ— сынъ его Мстиславъ, такъ что открьте епархш Тмутараканской мо-жетъ быть усвояемо только или ему или сему Мстиславу. Намъ пред­ставляется более вероятнымъ усвоять ея открыпе ему, чемъ Мсти­славу: этотъ последтй, какъ показываегь его поведете, вовсе не смотрелъ на Тмутаракань какъ на такое место, въ которомъ бы онъ желалъ остаться навсегда 1), а поэтому не могъ онъ иметь охоты за­ботиться и объ открыли въ ней епархш э). Такимъ образомъ, кроме

') Минской губернш, Мозырскаго увзда, на р. Припяти, на половине раз-стояшя между Мозырью и Пннскомъ.

=) Въ 1024 г., посл'Ь неудачной попытки занять престолъ великокняжесый, онъ отнялъ у Ярослава заднйировскую Русь и сЬлъ въ Чернигов*.

8) Собственно мы думаемъ, хотя и сносимъ свои мысли подъ черту, что enapxia Тмутараканская существовала еще до Владимира. Тмутаракань, какъ это со всею в^роятностш сл'Ьдуетъ думать, составляла часть той Руси Азовско-Таври-ческой, о которой мы говорили выше, по каковой именно причинЬ Шевсые Рус-cKie, завоевавъ ее, и удержали ее за собой въ видЬ колоти. Таврическимъ Рус-скпмъ далъ епископа патр. ФотШ, и этотъ-то епископъ, какъ у насъ есть решительная наклонность полагать, и есть нашъ позднМшШ Тмутараканстй епископъ. Усвояя открьте епархш Тмутараканской Владимиру, мы будемъ им4ть передъ собою во-


336


Т. I. ГЛ. III. УПРАВЛЕШЕ.


пяти enapxifl, объ открытщ которыхъ Владимиромъ лътопиСи говорягь положительно, со всею вероятностно должно усвоять ему открытие еще трехъ епархш. Три епархш, конечно, не составляюсь многихъ епархш, о которыхъ говорить Никоновская летопись кроме пяти прямо ею названныхъ; тутъ одно изъ двухъ—или вскоре после Владимира, нйкоторня изъ enapxifl имъ открытыхъ были закрыты или выражеше Никоновской лътописи fno ннымъ многимъ градомъ> есть просто пре-увеличеи1е; такъ какъ первое почти совсЬмъ невероятно, то следуетъ думать последнее ').

Восемь enapxifl, а не считая Тмутараканской, семь enapxifl на всю Русь, —это, конечно, весьма немного. Но такъ какъ усерде Вла­димира къ хрнспанству и церкви не можетъ подлежать сомнвшю, то следуете думать, что открытие ббльшаго числа enapxifl не представля­лось возможнымъ и удобнымъ *). Сравнивая произведенное церковное делеше Poccin на епархш съ ея гражданскимъ разделешемъ при Вла­димире, находимъ, что шесть enapxifl были открыты въ городахъ, кото­рые были при Владимире удельными, одна—въ городе, который почему-то не былъ при немъ удельнымъ, но который былъ самымъ старшимъ после Шева, и одна—въ городе, который не имелъ никакого граждан-скаго значешя и учреждеше каеедры въ которомъ должно быть объ­ясняемо причинами церковно-административными и еще, такъ сказать, личными. Города, бывппе при Владимире удельными, суть: Владимиръ Волынскш, Туровъ, Полоцкъ, Новгородъ, Ростовъ и Тмутаракань; го-родъ, не бывшш удельнымъ при немъ, но самый старшш после Шева— Чернитовъ; городъ, не имевппй никакого гражданскаго аначешя—-Белгородъ. Изъ городовъ, бывшихъ при Владимире удельными, не

просъ, на который нельзя ответить совершенно ничего сколько нибудь удовдетво-рительнаго, именно—зач$мъ Владимиръ открылъ эту епархш?

') О митр. Михаиле Никоновская лЬтопись говорить, что онъ привелъ съ собою отъ натр. Фотхя шесть епископовъ (1, 103). Если принимать, что эти слова» должны быть перенесены съ Михаила на Леона, то это будетъ значить, что при самомъ лервомъ учрежденш каеедръ ихъ было учреждено шесть и что остальныя дв4, которыя съ вероятностно должны быть относимы ко времени Владимира, были открыты при немъ, но не при первомъ учрежденш каеедръ, а впосл4дствш времени.

г) Пихлеръ въ своей Geschichte der kirchlichen Trennung, —II, 502, ссылаясь на Ренодота, котораго мы не им4емъ подъ руками, говорить, будто у Египетскихъ Коптовъ въ XII в4к$ принималось, что 10 епископовъ могутъ сами поставить себй naipiapxa. Если бы думать, что это принималось и у Грековъ въ X BiKi, то можно было бы подозревать, что сами они сначала не хотъчш открывать у насъ ббльшаго количества епархШ, нежели какое было открыто.


ЕПИСКОПЫ И ЕПАРХ1АЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.


337


были открыты епархш: въ неизв'встномъ по имени главномъ городе области Древлянской и въ Муроме. Древшй Б'Ьлгородъ въ настоящее время есть мвстечко Бъмгородка, находящееся въ 23'/, верстахъ къ юго-западу отъ Kieea и составляющее первую станщю на почтовой дороги къ Житомиру: или онъ самъ составлялъ или въ немъ находи­лось одно изъ главныхъ имвтй Владимира, ибо до приняпя христиан­ства, по словамъ лътописца, у него помещена была зд^сь значитель­ная часть его многочисленныхъ будто бы наложницъ (300 изъ 800); на трети! годъ послй похода на Корсунь (991), вероятно, одновременно съ гЬмъ, какъ водворять епископа, Владимиръ заложилъ въ Б^лгородЬ настоящей городъ или крепость и значительно умяожилъ его населе-ше посредствомъ вывода изъ другихъ м^сть, < бъ" бо, говорить л$то-писецъ, —любя градъ сь>. Впосл'Ьдствш, однако, онъ называется < гра-домъ малымъ> '). Въ этомъ, неим'Ьвшемъ въ гражданскомъ отношеши совершенно никакого значетя, городе Владимиръ учредилъ apxiepefi-скую каеедру, какъ стЬдуеть думать, во-первыхъ—за гЬмъ, что, на-значивъ престольнымъ городомъ митрополита не Шевъ, а Переяславль, онъ хотблъ имъ" гь въ епискоиб Б'Ьлгородскомъ такохч) apxiepefl, кото­рый бы въ потребныя времена могъ совершать въ Kieei арх1ерейсшя служенк и вообще былъ для него—великаго князя арх1ереемъ такъ сказать придворнымъ, episcopus curialis, каковые бывали у другихъ госу­дарей; во-вторыхъ—за тЬмъ, чтобы дать въ немъ митрополиту какъ бы викар! я и помощника. Въ неизв'встномъ главномъ городЬ области Древлянской Владимиръ не учредилъ арх1ерейской каеедры, какъ не­обходимо думать, потому, что небольшая область эта была близка къ другимъ епарх1ямъ и въ частности, какъ можно предполагать, потому, что она назначена была въ епархш епископу Белгородскому. Учредивъ епархш въ инородческомъ Ростовб, Владимиръ не учредилъ ея въ инородческомъ Муроме, вероятно, потому, что въ первомъ и его об­ласти была болйе или менйе значительная кодовая настоящихъ Рус-скихъ и что самые инородцы его уже показывали большую или меньшую наклонность къ обрусЬтю, а Муромъ напротивъ еще представлялъ изъ себя совсЬмъ глухую и совсЬмъ ц'Ьльную инородческую украйну, въ которой учреждеше архиерейской каеедры было бы совершенно без-полезнымъ и оказывалось совершенно неудобнымъ.

Послй Владимира до нашествш Монголовъ было открыто въ Рос-cin еще ровно столько же enapxifl, сколько было открыто имъ, т. е.

') Лаврент. л$т. подъ 1097 г.: „Б'Ьлгородъ градъ малъ у Шева, яко 10 верстъ вдали" (въ Ипатск. литой. ошибочно—Звенигородъ).


338


Т. I. ГЛ. III. УПРАВЛЕШЕ.


восемь, именно: Переяславская и Юрьевская при Ярославе, Смолен­ская въ 1137-мъ году, Галичская до 1165-го года, Рязанская до 1207-го года, Владимиро-Кляземская въ 1214-мъ году, Перемышльская въ 1220-мъ году или прежде сего года и Угровская не задолго до нашеств1я Монголовъ. Всехъ епархШ къ нашествго послЬднихъ должно было бы такимъ образомъ быть 16; но такъ какъ одна изъ нихъ— Тмутараканская, вместе съ самымъ своимъ княжествомъ, прекратила существовате или въ конце XI или въ начале XII века, то ихъ было 15. Само собою разумеется, что новыя enapxiH после Владимира были открываемы въ городахъ значительнМшихъ, какъ это было при немъ самомъ и какъ это долженствовало быть по самому существу дела. Значительнейшими городами въ перюдъ домонгольсшй были у насъ стольные города удЬльныхъ княжешй, которыя разделялись на два разряда, такъ сказать—на первичныя и вторичныя, именно: вся Poccifl разделилась на известное количество уделовъ, которые, пред­ставляя изъ себя въ свою очередь новыя особыя 1гблыя, разделялись на уделы частнейпне и боковые или такъ сказать подъуделы. После Владимира учреждены были епископсгая каеедры во всехъ стольныхъ городахъ главныхъ явившихся уделовъ и только въ весьма немногихъ стольныхъ городахъ уделовъ частнейшихъ, а именно и всего въ од-номъ—Перемышле, который былъ частнейшимъ уделомъ Галича '). Изъ enapxifl, открытыхъ Владимиромъ, одна представляла собою исклю-чеше противъ гражданскаго порядка (Белгородская); изъ enapxifl, от­крытыхъ после Владимира, такое исключете представляли две—Юрь­евская и Угровская. Что касается до всехъ вообще enapxifi пер1ода до-монгольскаго, то въ отношенш къ епарх1ямъ, открытымъ при Вла­димире, произошло после него некоторое изменеше въ гражданскомъ порядке, а именно: Черниговъ, который не былъ при немъ уделомъ, сталъ таковымъ съ Ярослава, и наоборотъ — Ростовъ бывшШ при немъ уделомъ, после негр пересталъ быть таковымъ на долгое время. Такимъ образомъ, отношеше всехъ вообще ецархШ першда до-мон­гольскаго къ гражданскому или государственному порядку будете: 10 епископскихъ каеедръ существовали въ стольныхъ городахъ глав­ныхъ или первичныхъ уделовъ, именно: Черниговская, Переяславская, Владимиро-Волынская, Туровская, Полоцкая, Новгородская. Смолен­ская, Галичская, Рязанская и Владимиро-Кляземская; одна каеедра

*) Перемыпш. собственно былъ старше Галича, но въ половин-Ь XII Bf.ua роли переменились.


ЕПИСКОПЫ И ЕПАРХ1АЛЬНОЕ УЛРАВЛЕН1Е.


339


существовала въ стольномъ городе частиМшаго удЬла—Перемышль-ская, одна—въ город* бывшемъ уд*льномъ—Ростовская и трп пред­ставляли собою исключеше противъ гражданскаго порядка: Белгород­ская", Юрьевская и Угровская. Особыхъ н*которыхъ р*чей требуютъ enapxia Переяславская и дв* сейчасъ названныя посл*дтя. Епископ­ская каеедра въ Переяславл'Ь была открыта или была оставлена на место каеедры митрополичьей, которая после 1037-го года переведена была Ярославомъ въ Шевъ къ построенной имъ св. Софш '); въ вос-поминате того, что епиекошя Переяславская наследовала митрополш, первые Переяславсше епископы или, по крайней мере, некоторые изъ нихъ носили титулъ митрополитовъ 2). Епиекошя Юрьевская учре­ждена была Ярославомъ въ построенномъ имъ город* Юрьев*, кото­рый въ настоящее время есть местечко Белая Церковь, находящееся на р. Роси въ 81 верст* къ юго-западу отъ Шева. Въ этомъ город* или городк*, построенномъ въ великомъ княжеши, гд* при Ярослав* < шли два епископа (самъ митрополитъ и епископъ Б*лгородскШ), и которому не было придано Ярославомъ никакого политическаго зна-чешя, епископская каеедра, н*тъ сомн*вия, учреждена была имъ по одной изъ т*хъ причинь, по которымъ была учреждена Владимиромъ каеедра Белгородская, именно—чтобы дать митрополиту втораго вика-pia или помощника, при чемъ частн*йше, какъ думаемъ, нужно разу­меть то, что, давая митрополиту втораго викар1я, Ярославъ хот*лъ доставить ему возможность безъ призыва другихъ арх1ереевъ произ­водить посвящешя епископовъ. Городъ Угровскъ или Угровескъ нахо-

•) Заложенной въ семь 1037 г., но неизвестно когда оконченной.

г) Называется митрополнтомъ епископъ ПереяславскШ Ефремъ. Что этотъ Ефремъ не былъ митрополнтомъ Шевскимъ или настоящммъ Русскимъ, какъ то ду-маютъ некоторые, а былъ епископомъ Переяславскимъ и носилъ имя митрополита только тнтулярно, это не можетъ подлежать сомн-втю. Лъ-гописецъ, во-первыхъ, прямо и ясно называетъ Ефрема митрополнтомъ именно Переяславскимъ (подъ 1089 г.), во-вторыхъ, —называетъ его митрополнтомъ подъ такимъ годомъ (гЬмъ же 1089), когда въ KieB-fe былъ настоящШ митрополитъ (Тоаннъ 3-й), въ-треть-ихъ, —назвавъ сначала митрополнтомъ, послй называетъ (подъ 1091 и 1123 гг.) просто епископомъ. Преп. Несторъ въ житш преп. веодоыя говорить объ Ефреме, который былъ постриженникомъ Печерскаго монастыря, что онъ „поставленъ ми­трополнтомъ въ городъ- Переяславли" (митрополиты посвящались въ Константино­поле, а объ Ефрем-в, жившемъ предъ возведешемъ на каведру въ семъ поствднемъ городе, Несторъ ясно даетъ знать, что онъ былъ призванъ домой и потомъ по-священъ). Наконецъ, и Симонъ въ Патерике, не думая причислять Ефрема къ мнтрополитамъ Бйевскимъ, называетъ его епископомъ Переяславскимъ. О тнтуляр-ннхъ митрополитахъ въ Грецш см. 4-го вселенскаго соб. пр. 12.


340


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь