Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные аспекты, в которых проявляется влияние конституционного права на социальную сферу:
1) Отношения между трудом и капиталом. Политическая борьба рабочего класса, привела к тому, что в конституциях отношения между работниками и работодателями получили демократическую конституционную базу. В качестве характерного примера конституционного регулирования межклассовых отношений можно привести положения Испанской конституции: закрепляется «право на коллективные переговоры по вопросам труда между представителями трудящихся и предпринимателями, а также обязательную силу соглашений между ними + право трудящихся и предпринимателей принимать меры коллективного конфликта (включая забастовку и локаут – массовое увольнение). 2) Межнациональные отношения - отношения между этническими (национальными), религиозными, языковыми, племенными общностями. Конституционно-правовое регулирование межнациональных отношений сводится к следующим формам. a) национально-территориальную автономию. В некоторых странах, где среди населения имеются инонациональные вкрапления, на соответствующих территориях создаются государственные единицы с дополнительными автономными правами, призванными удовлетворить специфические интересы их населения. В Финляндии широкой автономией обладают Аландские острова, населенные шведами. Своеобразную форму национально-территориальной автономии представляют собой резервации. b) равноправие независимо от расы, национальности, языка, религии и других подобных признаков. c) признание и гарантирование коллективных прав национальных (и иных)меньшинств. Иногда меньшинствам предоставляются преимущества и льготы, призванные компенсировать ущерб, нанесенный им раньше дискриминацией или угнетением, либо обеспечить выживание соответствующей общности - позитивнаядискриминация (Индия). В тех случаях, когда та или иная общность самостоятельно создает структуры, призванные обеспечить реальное пользование ее коллективными правами, мы можем говорить о национально-культурной автономии. Однако осуществление прав национальными меньшинствами не должно угрожать суверенитету и территориальной целостности всего государства и приводить к дискриминации остального ее населения. d) Право на самоопределение народов (нации) - право народа (нации) самостоятельно определять форму своего государственного существования, будь то в составе некоторого государства или в виде отдельного государства.
3) Поощрение и охрана брака и семьи. Семья – это та общественная структура, в которой происходит воспроизводство человека как члена общества. Все вопросы брака и семьи должны регулироваться законом, исходя из принципа личного достоинства иравенства полов. Греция: «семья как основа сохранения и развития нации, а также брак, материнство и детство находятся под защитой государства». Существуют особые гарантии для семей, чье материальное положение осложнено (Польша: семьи, находящиеся в трудном материальном и социальном положении, имеют право на особую помощь со стороны публичных властей). В некоторых конституциях особо гарантируются права и интересы детей (Мексика: долг родителей – соблюдать право детей на удовлетворение своих потребностей, на умственное и физическое развитие). Возможно создание должности уполномоченного по правам ребенка. КНР: «Родителиобязаны содержать и воспитывать несовершеннолетних детей, совершеннолетние детиобязаны содержать и поддерживать родителей».
4) Государственная политика в области экологии, здравоохранения и социального обеспечения. Конституционные положения возлагают на государство обязанностьобеспечивать сохранность и улучшение окружающей среды, а на физических и юридических лиц – обязанность соблюдать требования экологии в своей производственной и иной деятельности. Саксония: обязанность населения заключается в защите окружающей среды как основы жизни, исходя из ответственности передбудущими поколениями. К проблеме сохранения окружающей среды примыкает и проблема рационального природопользования. Обязанность государства охранять памятники истории и культуры, которые порой рассматриваются как элемент окружающей среды. Охрана жизни и здоровья человека многими современными конституциями рассматривается как одна из важнейших социальных задач общества и государства. Проявляется в создании единой системы здравоохранения, финансируемой из средств государственного бюджета; создании системы социальной поддержки в случае инвалидности, старости; проведении мероприятий, повышающих спортивную и медицинскую культуру (сборы, соревнования). Многими конституциями на государство возлагается такая задача, как защита социально слабых общественных групп. Социальное страхование осуществляется, как правило, работодателем и самим работником, которые платят в соответствующие фонды обязательные взносы. Что же касается социальной помощи, то она оказывается государством или местным территориальным коллективом. Франция: всякое человеческое существо, лишенное возможности трудиться по своему возрасту, физическому или умственному состоянию, или экономическому положению, имеет право получать от коллектива средства, необходимые для существования.
5) Государственная защита потребителя. Сегодня лишь в отдельных странах данная проблема поднята на конституционный уровень. Нарушения требований к качеству, особенно товаров массового спроса, могут повлечь чрезвычайно опасные последствия. Потребитель не должен оставаться беззащитным перед недобросовестнымпроизводителем или продавцом, а обычный судебный путь защиты права порой оказывается слишком длительным и сложным. Испания: публичные властигарантируют защиту потребителей и пользователей, охраняя действенными средствамиих безопасность, здоровье и законные экономические интересы.
№ 27. Конституционно-правовое регулирование духовной сферы общественной жизни. Духовная сфера жизни общества – взаимоотношения людей между собой, с различными сообществами, государством по поводу обеспечения духовной свободы человека и его возможностей пользоваться духовными благами. Это сфера жизни общества должна, с одной стороны, защищаться государством, а с другой – не может быть подвержена чрезмерному вмешательству с его стороны. Государство может закреплять принцип идеологическогоплюрализма и свободу человека в духовной сфере; может закреплять единственнуюгосударственную идеологию, осуществление прав граждан возможно в этом случае лишь в рамках поддержки этой идеологии. Аспекты регулирования конституционным правом духовной сферы: 1) Образование. Право на образование подвержено подробному конституционному регулированию. Испания: образование имеет целью полное развитие человеческой личности в уважении к демократическим принципам общежития и основным правам и свободам. Публичные власти должны гарантировать родителям возможность даватьсвоим детям религиозное и моральное воспитание в соответствии с собственнымиубеждениями. Основное обучение обязательно и бесплатно. За физическими и юридическими лицами признается свобода создавать учебные заведения в рамках соблюдения конституционных принципов. Преподаватели, родители и в соответствующих случаях учащиеся будут участвовать в контроле и управлении вовсех учебных заведениях, которые содержатся администрацией за счет публичныхфондов. На публичные власти возлагаются инспектирование и освидетельствованиесистемы образования, чтобы гарантировать соблюдение законов. 2) Наука и культура. В этой сфере государство также может обеспечить лишь материальную сторону дела. Однако это достаточно сильный инструмент, позволяющий целенаправленно воздействовать на развитие данной сферы в определенных направлениях. Примеры конституционного установления обязанностей государства и государственной политики в данной сфере – Италия: «Республика содействует развитию культуры и научных и технических исследований». Куба: государство защищает самобытность кубинской культуры и заботится о сохранениикультурного наследия и художественного и исторического богатства нации; охраняет национальные памятники и места, отличающиеся своей природной красотой либо признанной художественной или исторической ценностью. 3) Религия – система мировоззренческих представлений и верований религия служит объединяющим людей фактором и, как отмечалось, даже фактором государствообразующим. Религия обычно тесно связана с церковью. Конституционное право гарантирует, как правило, равноправие вероисповеданий и особо защищаетрелигиозные меньшинства. Взаимодействие религии и конституционного права чаще всего осуществляется в виде конституционно-правового гарантирования свободысовести. При этом обычно в той или иной форме провозглашается отделение церкви отгосударства. Однако могут провозглашаться предпочтения в отношении какой-либорелигии.
№ 28. Конституционно-правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений. Религиозная община - совокупность жителей определенной страны или определенной территории, придерживающихся одного и того же вероисповедания (конфессии, религии). Церковь – это структурированная организация священнослужителей определенного вероисповедания, отправляющих данный культ, как правило, профессионально и удовлетворяющих религиозные запросы остальных верующих. Религиозные общины и церкви представляют сегодня крупнейшие мировые религии – христианство, ислам, буддизм, и менее распространенные – иудаизм, синтоизм, существуют различные направления, секты. Многоконфессиональность одного народа не только порождает внутри него культурно-бытовые различия, но и также приводит к формированию этноконфессиональных групп и порой к возникновению межконфессиональных конфликтов. В демократических государствах, как правило, признаются равноправие религий ицерквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, а школа – отцеркви, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены. Церковь выступает главным образом как хранитель нравственных, культурных, исторических традиций народа. В ряде стран с традиционно сильным влиянием церкви заметную роль играют христианско-демократические партии, сочетающие в своих политических платформах принципы демократии с основными постулатами христианства (Германия, Италия, Бельгия, Польша, Венгрия и др.). В условиях авторитарных и тоталитарных режимов активно проявляются три основные тенденции в отношениях религиозных общин и церквей с властью: a) религия и церковь преследуются властями либо полностью подчиняются им; b) религия и церковь приобретают государственный характер; c) религия и церковь выступают в активной оппозиции к власти. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы