Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Типы взаимоотношения государства и церкви:



1) Светское государство – государство, в котором никакая религия не может устанавливаться как государственная и обязательная, религиозные объединения отделены от государства и равны перед ним. Типы светских государств:

a) Секулярное светское государство – церковь отделена от государства, государство отделено от церкви, государство освобождено от церковного влияния (Франция, Бельгия). Провозглашается, что религия - частное дело граждан; государство не выявляет религиозную принадлежность граждан, не контролирует отношение к религии; государство не вмешивается во внутреннее устройство религиозных организаций; государство устанавливает статус религиозных организаций какструктуры общества с целью гарантировать права религиозных организаций иустановить пределы этих прав; исключается материальная и финансовая поддержка религиозных организаций; недопущение официального присутствия религиозныхорганизаций в сфере государственного образования, здравоохранения, социальногообеспечения, неофициальное сотрудничество возможно при принципиальном согласии того, кому оказывается услуга; запрет выполнения религиозными организациями государственных функций.

b) Светское государство, в котором государство выдерживает нейтралитет (ФРГ). Государственной церкви нет, и принцип отделения не заявляется; взаимоотношения государственных органов и религиозных организаций основываются на автономии и сотрудничестве.

2) Государства, в которых признана государственная церковь. Взаимопроникновение государственных органов и церкви (Великобритания); во многом государство регулирует вопросы внутреннего устройства церкви; государственное финансирование церкви; религиозное образование; церковь формально и функционально входит в систему государственных структур.

3) Религиозные государства – доминирование религиозных начал в государственной, общественной, личной жизни. Определенная религия объявлена официальной; нет различия между религиозной и государственной жизнью – единство церкви и государства; создаются государственные органы, комплектующиеся из духовных лиц; создание коллегиальных консультативно-согласительных комиссий при главе государства.

 

 

№ 29. Конституционно-правовой статус политических партий и иных общественных организаций.

Политическая партия – это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление. 

Политические партии в современном понимании этого термина впервые возникли в Европе в непосредственной связи с буржуазными революциями, в ходе которых создавалось народное представительство – система власти народа, осуществляемой через выборных представителей. Стали появляться партии, отстаивающие интересы отдельных социальных и региональных групп общества. От других общественных объединений, действующих на политической арене (групп давления, профессиональных и предпринимательских союзов и т.п.), партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него – всем обществом

Политические партии играют важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни, будучи одним из центральных компонентов политической системы. С борьбой между ними связано решение вопроса о политической власти – ее принадлежности, использовании, способах и формах осуществления. Партии активно участвуют в политической жизни на всех стадиях политического процесса: в выборах, формировании органов государства, принятии политических и государственных решений, их реализации. 

Функции политических партий - основные стороны или направления их деятельности, обусловленные стоящими перед ними целями и задачами:  

1) разработка политического курса, направленного на решение существующих в обществе проблем. 

2) рекрутирования новых членов, воспитания активистов, мобилизации избирателей на поддержку партийных кандидатов, подбор лидеров и продвижение их на руководящие должности в органах государства и массовых общественных организациях. 

3) участие партии в формировании и контроле за деятельностью органов власти. 

4) мирно разрешать социальные конфликты. Выступая представителями своихсоциальных баз, партии способствуют заключению того «общественного договора»(Ж.-Ж. Руссо), на котором зиждется стабильность цивилизованного общества, – того, что мы именуем конституционным строем. Это одна из важнейших социальных ценностей для человека. 

5) функция национальной интеграции. 

6) коммуникативная функция. Она состоит в установлении и поддержании эффективной обратной связи между правящими верхами и обществом в целом в интересах контроля за развитием политической ситуации и своевременного реагирования на ее изменения. Здесь большое значение имеют контролируемые партиями средства массовой информации. 

Усложнение форм и методов деятельности политических партий, возрастание их роли в обществе закономерно приводят к их юридической институционализации.

Институционализация политических партий проявляется в двух взаимосвязанных процессах: конституционализации, то есть включении в конституции основных принципов их статуса и законодательной институционализации (правовое положение партий определяется законом более детально). Законодательная институционализация обычно включает правовое регулирование следующих элементов статуса политических партий:

1) понятия политической партии, определения места и роли партий в политической системе и государственном механизме;

2) условий и порядка создания и прекращения политических партий;

3) требований к идеологии и программным положениям партий;

4) требований к их организационному строению и порядку деятельности;

5) финансово-экономической базы партий;

6) взаимоотношений с публичной властью, прежде всего участия в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления.

7) порядок использования политическими партиями средств массовой информации, прежде всего электронных – радио и телевидения.

Деятельность политических общественных объединений должна быть прозрачна и для государства, и для общества в целом. Этим целям служит институт регистрации политическихпартий и иных общественных объединений

Первоначально финансирование политических партий было только их собственным делом, то с течением времени перешли к правовому регулированию финансирования этой деятельности. Профессор В.Н. Даниленко указывает три направления, в которых осуществляется законодательное регулирование финансирования политических партий:

• регулирование размеров и порядка предоставления партиям частных пожертвований и взносов;

• ограничение предвыборных расходов и контроль над ними;  прямое бюджетное финансирование партий государством.

Законодательство, как правило, регламентирует источники финансовых поступлений партиям. Для представления отчетов об использовании партиями финансовых средств законы обычно устанавливают сроки и определяют форму отчетных документов. 

Разнообразные интересы населения реализуются не только через государственные органы и политические партии. Большую и все возрастающую роль в политических системах зарубежных стран играют социально-экономические и социально-культурные общественныеобъединения некоммерческого характера. Они чрезвычайно разнообразны: это – профсоюзы, «гражданские инициативы». В конституциях деятельность таких организаций обеспечивается путем провозглашения:

1) права на объединение в союзы (ассоциации).  

2) нормы о правовом статусе отдельных видов общественных организаций;  

3) условия образования общественных объединений и предъявляемые к ним требования. 

К общественным объединениям применяется также требование обязательной систематической финансовой отчетности перед государственными органами. Принудительный роспуск общественных объединений в условиях демократии возможен только при нарушении ими условий, указанных в Конституции и законе, и, как правило, на основании судебного решения.

Важно, что основной целью деятельности политической партии является участие в борьбеза осуществление власти. Общественные объединения создаются для оказания влияния на власть. 

 

 

 

№ 30. Конституционно-правовое регулирование взаимоотношений государства и личности.

Главный смысл создания конституций заключался в обеспечении свободы и безопасностичеловека, от произвола государственной власти. Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных) прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе Английской, Американской, Французской революций XVII– XVIII веков. Индустриальный строй характеризуется дуализмом гражданского и политического общества. Как член гражданскогообщества человек равноправен со всеми другими, но как член политического, то естьгосударственно организованного, общества он равноправен лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству; у него больше прав и обязанностей в своей стране, чем утех, кто к данному государству не принадлежит.

С помощью установления основ правового положения личности определяется месточеловека в системе правового общения, вид и мера его возможного и необходимого поведения, обязанности государства по отношению к личности.

Основы правового положения личности – мера ограничения государственной власти в пользу гражданских свобод и установление пределов свободы личности:

1) Человек не будет стеснен в достижении своих интересов, реализации их, если он не нарушит законов

2) Свобода личности – человеку будет обеспечено свободное достижение целей в экономической деятельности – принцип экономической свободы

3) В идеологической сфере – свобода мысли, свобода совести, свобода веры, свобода жизни – он может реализовать свои интересы

4) Свобода объединения с другими, соучастие с ними в реализации собственных интересов

5) Сфера осуществления гражданами власти, участие во власти

Свобода личности – проявление ее автономии, самоопределения по отношению к публичной власти, к обществу или его объединениям и другим индивидами.

Институт свободы личности – совокупность конституционно-правовых норм, определенные юридические условия и гарантии самоопределения человека, личности, условия гарантии его самоопределения. Принцип демократического государства: «разрешено всѐ, что не запрещено».

Конституционно-правовой статус личности отражает взаимоотношения государства ичеловека, которые проявляются в правах и обязанностях конкретного лица и всего общества вцелом. Под правовым статусом понимается система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. В основе правового статуса личности лежит конституционно-правовой статус - положение личности в обществе и государстве, определенное конституцией и иными актами конституционного законодательства. Поскольку конституционно – правовые нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, то конституционно-правовой статус личности можно рассматривать как категорию, предопределяющую объем, содержание прав, свобод и обязанностей, а также правовые возможности их приобретения, реализации и защиты. Отсюда конституционно-правовой статус личности составляет ядро ее правового статуса. Личность в конституционном праве является с убъектом права - лицом, обладающим возможностью иметь права и обязанности и участвовать в правовых отношениях. Указанная возможность выражается в таких важных свойствах субъекта права как правоспособность, деликтоспособность и дееспособность. Взятые в едино право- и дееспособность именуются правосубъектностью.

Круг субъектов в разных отраслях права имеет свои особенности. В отраслях частногоправа можно выделить две категории субъектов – физические лица и юридические. В отраслях публичного права также выделяются две категории субъектов. Первую группу составляют субъекты права, наделенные властными полномочиями. Вторую группу субъектов составляют те, кто не обладает властными полномочиями. Кроме того, по количественному признаку все субъекты права могут быть поделены на индивидуальные и коллективные. Конституционно-правовой статус личности включает в себя:

 

 

№ 31. Конституционно-правовой статус СМИ.

СМИ в политической сфере обеспечивают связь между властью и обществом. Поэтому государство заинтересовано в конституционно-правовом регулировании СМИ и в рамках обеспечения права граждан на информацию. Здесь важно не ущемлять свободу информации, содной стороны, а с другой – предоставить обществу и личности гарантии защиты отзлоупотреблений СМИ (исключение негативного воздействия на психику, здоровье и мораль). Государство напрямую контролирует деятельность государственных СМИ. Способывоздействия на частные СМИ: законодательные, контроль за их деятельностью с помощью судов, административных и иных специальных органов и общественных организаций, различные экономические рычаги (выдача лицензий, налогообложение). 

Особо важна деятельность СМИ во время агитационных предвыборных кампаний.

Законодательство многих стран предусматривает ответственность за злоупотребление свободой печати и за диффамацию, то есть распространение порочащих сведений. Злоупотребление правами и нарушение обязанностей со стороны журналиста влечет применение различных санкций, в том числе и запрещение заниматься журналистской деятельностью. Во многих странах журналисты основывают свою деятельность на соблюдении кодекса профессиональной этики, который, в частности, требует распространять только точные и сбалансированные сообщения, исправлять неправильную информацию. Возможно регулирование публикации рекламы (запрет рекламирования алкогольной и табачной продукции и др.); ограничение свободы СМИ в чрезвычайных условиях. 

К общим принципам статуса средств массовой информации, которые закрепляет конституция, относятся:

1) право на информацию,  

2) свобода печати,  

3) запрещение цензуры,  

4) недопущение монополизма. Например, в Конституции Португалии регулируется свобода слова, печати и выступления в СМИ, право на вывод в эфир, свобода творчества журналиста.

5) Возможно запрещение конфискации газет и других изданий. Конституция Греции устанавливает случаи, когда такая конфискация допускается при наличии ордера прокурора. К таким случаям относятся: оскорбление личности президента, помещение публикаций, раскрывающих информацию о вооруженных силах либо имеющих целью насильственное свержение государственного строя, помещение неприличных публикаций, оскорбляющих общественную мораль.

 

 

 

 

№ 32. Основные модели прав человека (цивилизационный подход) и их отражение в конституциях.

В рамках цивилизационного подхода к правам человека они рассматриваются как идеологическое наполнение его конституционно-правового статуса в обществе. Права человека восприняты абсолютным большинством стран, но из-за специфик исторического мировоззрения в национальных правовых системах у этой категории разное содержание. Разница и в том, насколько открыта национальная правовая система в реальности. А не в тексте конституции. В цивилизационном подходе выделяют следующие модели прав человека:

1) Западная (евроатлантическая, классическая) модель – система юридической защиты человека от государства, власти. Здесь провозглашается концепция естественного права (прирожденность и неотчуждаемость прав человека). a) серьезная индивидуальная единица – личность

b) обособление индивида от общества

c) идея абсолютных прав (сегодня является пережитком и модифицирована)

d) сложные процедуры реализации и изъятия прав

e) независимость судебной власти

Пример (Германия): «Человеческое достоинство неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти. Немецкий народ в силу этого признает нерушимые инеотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого сообщества, мира и справедливости в мире. Нижеследующие основные права обязательны для законодательной, исполнительной власти и правосудия как непосредственно действующее право». 2) Исламская модель:

a) основана на шариате – религиозная концепция прав и свобод человека

b) источник прав – Божественный закон

c) власть – главный исполнитель воли Аллаха, власть способствует реализации прав человека, власти надо подчиняться, а защита от нее не нужна, так как она реализует волю Бога

d) обязанности занимают лидирующее положение

e) права формулируются через обязанность – конструкция правообязанности

f) коллективные начала – солидарность правоверных, отрицание индивидуализма.

Пример (Иран): «Все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны наисламских нормах». «В Исламской Республике Иран призыв к добру, проповедь одобряемого и запрещение неодобряемого является всеобщей обязанностью, которую люди несут по отношению друг к другу, государство — по отношению к народу и народ — по отношению к государству»

3) Конфуцианская китайская и японская модели:

a) права человека - система этических ценностей (нравственно-воспитательная система)

b) культ этической нормы, принципы высокой морали, стремление к социальной гармонии, которая достигается под руководством мудрых правителей, культ власти

c) не принимается индивидуализм, статус общества выше статуса человека, однако за каждым признается право на саморазвитие

d) право воспринимается как этические ценности, связанные с уважением – «права в оболочке долга»

e) права      человека   связаны     с     групповым мышлением,     клановая   верность, самопожертвование

f) Японская концепция близка к китайской, но есть и отличая – групповое мышление, клановая верность, самопожертвование, права в японской концепции сопровождаются ответственностью и обязанностями, права реализуются в интересах общественного благосостояния. 

4) Индо-буддийская модель:

a) в нормативном отражении в значительной мере воспринимает западные формулы

b) индуизм как философское течение придает действиям человека религиозный смысл

c) совершенствование строя – совершенствование отдельного человека. Человека должен приобрести власть над собой, и только тогда общественное благосостояние станет возможным. 

d) духовные блага выше материальных, главное – духовное совершенствование

e) идея дхармы - этическое требование долга перед богом, природой, людьми – человек обязан всем вокруг, существует долг перед собой. Ответственность каждого за себя. Центр дхармы – строгие обязанности (не права).

f) карма – сумма добродетелей и пороков в прошлом, которая диктует сегодняшнее положение человека в обществе, закон кармы – идейная основа традиционной Индии. Поэтому социальное положение человека предопределено его прошлой жизнью – нет особого смысла стараться изменить что-то в жизни. Кастовое деление сохраняется, не смотря на законодательный запрет.

5) Африканская модель:

a) коллективная модель: права народов, племен и т.д.

b) место человека определяется принадлежностью к той или иной группе

c) коллективная ответственность

d) Право народа на сопротивление незаконной власти. Это продиктовано опытом первых десятилетий их независимого развития, отмеченного многочисленными военными переворотами. Конституция Нигера 1992 г. предусматривает право иобязанность народа оказывать сопротивление и гражданское неповиновение любомурепрессивному режиму, защищать демократический режим от государственного переворота.

e) Принцип африканского единства. Конституции Мали (ст. 117), «республика может заключать с любым африканским государством соглашения об ассоциации или сообществе, включающие полный или частичный отказ от суверенитета в целях реализации африканского единства». 

f) Стремлением к обеспечению завоеванной независимости, упрочению государственного суверенитета. 

g) Провозглашается равенство всех граждан. Особое внимание уделяется достоинствучеловека, его свободе, неприкосновенности (последствия рабства). (Конституция Демократической республики Конго «Человек – священен. Государство должно уважать и защищать его. Никого не могут содержать в рабстве или в подобных к ним условиях. Никого не могут подвергнуть жестокому, бесчеловечному обращению, унижающему достоинство. Никого не могут вынудить к трудовой повинности или отправить на принудительные работ»).

h) Как правило, в конституционных нормах установлено, что женщины пользуются равными политическими, гражданскими и социально-экономическими правами наравне с мужчинами, хотя в действительности это положение не всегда соблюдается.

 

 

 

№ 33. Конституционный статус человека и гражданина: понятие, структура, принципы.

Конституционный статус личности – это целостная всесторонняя характеристика положения человека в государстве и обществе, закрепленная в нормах конституционного права. Как правило, он является общим, однотипным, равнозначным, стабильным для гражданконкретного государства и составляет основу правового статуса личности, формализуемого в различных отраслях права.

Конституционное право фиксирует основы статуса: они одинаковы для всех. Поэтому статус личности стабилен для всех в государстве. Однако возможны отступления от общейструктуры статуса, связанные с типом правовой связи личности с конкретным государством

Элементы статуса:

1) Тип правовой связи лица с государством (иностранцы, граждане, лица без гражданства) – это предпосылки возникновения прав и обязанностей.

2) Общая правоспособность – основание для включения в конституционно-правовые отношения. Здесь уточняется тип правовой связи и объем возможности реализации прав и исполнения обязанностей. Здесь соединяются права, свободы, обязанности и ответственность. 

3) Основные права и свободы + обязанности – ядро статуса.

4) Гарантии основных прав и свобод – условия их реализации.

5) Принципы взаимоотношения государств аи личности:

a) Принцип равноправия (юридического и социального);

b) Принцип недискриминации;

c) Принцип всеобщности прав и непреложности обязанностей;

d) Принцип уважения прав и свобод;

e) Принцип неотчуждаемости (неотъемлемости) прав и свобод;

f) Принцип гарантированности прав (т.е. у государства есть обязанность гарантировать и обеспечить реализацию закрепленных прав);

g) Принцип основополагающего характера конституционных прав.

Элементы конституционного статуса личности в их нормативном выражении образуют соответствующие институты конституционного права. Центральное место в структуре рассматриваемого статуса занимают основные права и свободы человека и гражданина. К ним примыкают основные обязанности. Роль предпосылки обладания правами и свободами, несения обязанностей в конституционном статусе личности отводится институтам, закрепляющим тот или иной тип правовой связи человека с государством. Основанием для включения человека в конституционно-правовые отношения, возникающие по поводу реального обладания правами и несения обязанностей, выступает общая правоспособность. Условия реализации прав и свобод объективируются в институте гарантий, обеспечивающих реальность закрепленного в правовых нормах положения человека. Принципы, определяющие правовое положение человека и гражданина, имеют более широкое правовое предназначение, выходят за рамки конституционного статуса личности, воздействуя на него в качестве основ конституционного строя. 

 

 

 

№ 34. Понятие и принципы гражданства. Субъективное право человека на гражданство.

Правовая связь человека с государством может быть различной. Существует три основных типа такой связи: национальное гражданство, иностранное гражданство, безгражданство. Объем прав и свобод, а также объем возлагаемых государством обязанностей находятся в прямой зависимости от наличия или отсутствия гражданства данного государства. 

Гражданство (Н.А. Богданова) – правовое состояние, отличающееся устойчивостью и длящимся характером отношений государств аи человека и заключающееся в наделении гражданина всем комплексом прав, свобод и обязанностей. Нормы о гражданстве содержатся не только в конституциях, но и в других законах и составляют институт конституционного права. Гражданство (Страшун) – это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства..

Признаки гражданства:

1) Устойчивость (постоянность, неизменность при перемещении гражданина за границу).

2) Личный характер (иностранец связан с государством пребывания территориально, покидая его он, прекращает свою правовую связь с ним).

3) Правовая связь (отношения гражданства регулируются конституцией и законами).

4) Двусторонность связи (гражданин находится под суверенитетом государства, ипоследнее может требовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребываетза границей. Государство со своей стороны должно защищать граждан на своейтерритории и оказывать им покровительство, когда они находятся за ее пределами).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь