Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Богиня-пчела и яблочный миф



 

Зевс-Пикус и Помона (яблоко)

У меня есть большие сомнения в том, что Зевс – это непременно дождь. Местами он производит гром и молнии. Но первая проблема. Если имя от слова «день» дзеус от диас и день.

, зила. А четверг – жой. Ночь – ноапте. Утро – дименяца. В латыни – матутинум.

Мифологическая авиация.

Складывается впечатление, что архаический Зевс должен быть другим, а потом в нём усилили чисто аграрный аспект. Даже в классической Греции, в Греции Сократа, Платона, Аристотеля, он ещё не был настолько земледельцем, а потом греки разбежались по эллинизированным царствам и из всех функций Зевса им стал необходим именно бог земледелия. Что ещё нужно крестьянину. Есть ещё разные аспекты типа Зевса Пикуса (дятла), которые восходят к доиндоевропейскому времени. Ассирийского Бела (Баала или Мардука) сравнивают с Зевсом Пикусом. Диодор рассказывает о римском боге Пикусе, которого называют сыном Сатурна (на этом мотиве пошли греко-римские отождествления Крон/Сатурн и Зевс/Юпитер), короле Италии, а Бела называет его братом. У римлян Сатурн был прежде всего первым царём Лация и первым земледельцем. Мотив спуска богов в человеческое тело. Это не греческий Крон, пожирающий своих детей, а один из древнейших царей-жрецов Италии. Известен своим мастерством предсказания по полёту птиц. Авгур! По Фесту он получил имя потому, что использовал дятла для гадания. Он был красив и его любили нимфы (женские духи природных объектов) и наяды (русалки, речные девы). Кирка пыталась соблазнить его чарами и травами в то время, когда он был на охоте, но Пикус отверг её любовь. Показательно, что охота – это одно из немногих занятий достойных истинного короля. Ведьма на охоте – это ещё и баллада о погибшем охотнике, но в волшебном варианте, а не в историческом, как в Лорде Рендалле. Она превратила его в дятла, а жена Пикуса привела подданных Пикуса к Кирке и они обвинили Кирку в колдовстве и потребовали освободить Пикуса из этого тела и тогда она превратила их в различных зверей. Жена Пикуса бродила в отчаянии 6 дней по лесам, пока наконец не вышла на берег Тибра где и умерла. Опять таки берег реки. Её сын – Фавн.

Была распространена и легенда о том, что Пикус любил Помону. Богиня плодов, богиня яблок. Одни авторы говорят, что она его отвергла, а другие, что Помона согласилась на брак, но Цирцея превратила его в пикуса (дятла), а её – в пику (сорока или сова). Всплывает образ совы, как ночной птицы, совершенно не свойственный для богини яблок. Италики верили, что Пикус был сыном бога Марса и, что именно ему приписывали открытие гадания по полётам птиц. Есть легенда, что греческую письменность изобрёл Пеласг, который изобрёл её как раз смотря на полёт птиц. Птицы в полёте образовывали различные фигуры, напоминающие те или иные буквы.

 

Если бы речь шла только о визуальном сходстве, то под природный аналог подкурганного погребения подошли бы муравейники и термитники, но тут речь идёт именно о глубокой внутренней семантике, расходящемся пучке смыслов.

12-8 тлн в Средиземноморье люди не только жили в пещерах, но и использовали их для погребений и лишь позднее стали возводить мегалитические гробницы. В небольших скальных полостях устраивали свои естественные ульи и дикие пчёлы. Древнейшее изображение бортницы происходит с Иберийского полуострова (Куэва Аранья, пещера пауков). Скорее всего это изображение не бортницы, сколько жрицы-пчелы или испытания, которое проходит желающая стать такой жрицей. Смысл такого испытания состоит в вере в то, что пчёлы своего не укусят и для того, чтобы залезть в улей нужно обладать исключительными магическими способностями. Любопытно, почему эта пещера в позднейшее время была названа паучьей. Могли ли быть здесь и какие-то ритуалы связанные с пауками, во всяком случае вспоминается ткачиха Арахна, дочь красильщика пурпура, бросившая вызов Афине в ткачестве и победившая её. После чего Афина довела её до самоубийства (повешения). Ассоциативно Арахна близка мойрам, а через них - Трёхтелой Богине.

Видимо связь между пещерными погребениями людей и ульями диких пчёл и послужили одной из ассоциаций, которые сформировали образ пчелы. Именно ассоциативной связью между ульем и гробницей объясняется тот факт, что мёд и пчёлы посвящались хтонической богине Гекате (Геката - богиня лунная, а пчёлы - солнечные). В целом ряде сказочных мотивов пчёлы напрямую названы реинкарнацией (метепсихозом) души умершего, а о смерти пчёл говорят “умерла”, а не “сдохла”, как положено говорить о домашнем скоте.

Ульи в Египте и других странах Средиземноморья и Европы делались в виде круглых конусообразных корзин, которые затем обмазывали глиной и навозом. В Восточной Европе делали более простые деревянные колоды (https://en.wikipedia.org/wiki/Beehive, http://reshafim.org.il/ad/egypt/timelines/topics/beekeeping.htm).

По библейской легенде солярный герой Шимшон убил льва и нашёл во внутренностях убитого льва пчёл и наполненные мёдом соты. Это можно понимать и как древний мотив инкарнации одного солярного существа (льва) в другое (пчелу). Однако можно рассматривать и так, что убийство своего личного тотема (лев, как солярное существо) и предопределило последующую месть богини охоты Дали / Далилы и гибель Шимшона. Здесь мы входим область "баллады о погибшем охотнике", к котором золотоволосая богиня охоты Дали убивает изменившего ему с земной женщине любовника, завлекая его на труднодоступную скалу. Строго говоря и сама Звезда Давида представляет собой стилизованную пчелиную соту.

https://beelore.com/2016/04/03/samsons-riddle/

В хеттском мифе бог плодородия Телепинус исчезает и умирает/засыпает в укромном месте, отчего на земле начинается глобальный мор. Тогда мать богов Ханнаханна посылает на поиски Телепинуса пчелу, которая найдя бога ужалила его, отчего тот проснулся и на землю вернулась весна. Сон/смерть Телепинуса также указывают на роль пчелы как пограничного существа и фактически она выступает в роли пограничного существа (Малах hа-Мавет или Вестника Богов). Мёдом был выкормлен и сам Вестник Богов Гермес, который также имеет характерики ангела смерти, а его идол (герма) - длинный менгир напоминает отдельно стоящий идол Ягве Шомронского. Миф о Телепинусе вызывает и следующий вопрос: а не могла ли хеттская Ханнаханна (отметим ещё и геминацию корня характерную для афразийских языков) превратиться в Ханну-Анну, бабушку Иисуса и двоюродную бабку Иоанна со всеми вытекающими мотивами соития Иоанна-Хуана с доньей Анной на Летнее Солнцестояние?

Пчела (16-я сура Корана, http://musulmanin.com/suri-016-nahl.html) полностью посвящена воскресению из мёртвых, хотя сама пчела упоминается там только в одном месте, а домашний скот упоминается даже чаще, чем пчела. В тексте пчела уподоблена человеку, она описана в тех же выражениях, что и человек:

(68) Твой Господь внушил пчеле: «Воздвигай жилища в горах, на деревьях и в строениях.

(81) "Аллах (...) устроил для вас убежища в горах"

Любопытно и то, что в этой суре написано «Не поклоняйтесь двум богам, ибо есть только один Бог. Меня одного бойтесь. Ему принадлежит то, что на небесах и на земле. Ему одному надлежит поклоняться. Неужели вы станете бояться кого-либо помимо Аллаха?» (51-52), что подразумевает отрицание поклонения именно паре божеств Ягве и Ашере (в южносемитском варианте - Аллаху и Аллат), что довольно показательно, автор спорит не с христианами, а с местным язычеством, восходящем к общесемитскому культу махцебот. В паре махцебот каменных менгиров, символизировавших Ягве и Ашеру более длинный и тонкий из камней символизировал Ягве, а более низкий и широкий - Ашеру и такая форма махцевы Ашеры подобно форме улья.

Отдельно отмечу, что забавно, что в этой суре Аллах говорит о себе "Мы", что указывает, что текст мог быть переделкой языческого текста. Судя по тому, что в тексте этой суры говорится (101) "Когда Мы заменяем один аят другим, они говорят: «Воистину, ты - лжец»", похоже, что эта сура действительно претерпела значительные правки в монотеистическом ключе. Хотя мы не знаем, что именно говорилось в оригинальном тексте, можно предполагать, что в ней Аллат/Ашера отождествлялась с пчелой. Такое предположение исходит из общего контекста образов пчелы. Далее автор продолжает спор с язычниками не верящими в "последнюю жизнь", а верящих в реинкарнацию и Аллат (57-60):

"Они приписывают Аллаху дочерей. Пречист Он! Себе же они оставляют тех, кого хотят. Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. (...) Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину, скверны их решения! Скверно описание тех, кто не верует в последнюю жизнь".

Согласно древнеегипетскому мифу пчёлы появились из слёз солнечного бога Ра в тот момент, когда Тефнут (влага) ушла из Египта, а её возвращение - разлив Нила начинается после летнего солнцестояния. Таким образом пчела является символом Уаджет. По другой версии эти слёзы проливает Ра каждый день прежде чем уйти в египетский Заокраинный Запад, в Дуат, страну смерти. Потеря глаза даёт прямую аналогию на Одина получившего мёд поэзии в обмен на свой глаз, а в другом древнеегипетском мифологическом цикле новый царь Египта Гор теряет свой левый глаз в борьбе с Сетом. Глаз Уаджет для египтян выполнял роль целебной иконы (https://beelore.com/2007/08/24/tears-of-ra-the-sun-god/). Полной аналогией этому мифу является бретонская сказка в которой пчёлы рождаются от падения на камни слёз распинаемого (на дереве!) Иисуса. Для египтян пчела символизировала богиню миропорядка Маат и красную корону Нижнего Египта, который находился на границе с Ханааном. Именно Маат имела решающее значение на суде над умершим. Маат была женой бога Луны Джехути (греческий Гермес), чьим зооморфным символом была обезьяна. В Европе функции лунного животного с обезьяны перешли на медведя. Второе после фараона лицо в Египте - джати или чати (в вольном русском переводе - “великий визир”) - носило титул “великий жрец Маат”. Само слово “пчела” в русском и других ИЕ языках могло произойти от яфетического корня родственного египетскому четырёхсогласному корню BITI.

Один получил мёд поэзии провисев девять дней на ясене Иггдрасиле, причём исследователи отмечают (http://www.musaios.com/ash.htm), что ряд ясеневых деревьев выделяют сладкий сок, сопоставимый по вкусу с мёдом. Из ясеня же было сделано и тело скандинавского первочеловека Аска. Парой Аска была Эмбла (ива). Любопытно, что в Украине именно ясень, а не дуб считается мировым деревом, произрастающим в сказочном царстве, а Ева после своей смерти превратилась в иву. Правда, в обоих этих случаях возможно прямое готское заимствование. Согласно Гесихию, люди произошли от семени ясеня.

В античности мелисами (пчёлами) называли жрецов богини Кибелы, которая сама представлялась в виде камня, родившего бога Аттиса. К числу жрецов Кибелы античные авторы относят и гала (скопцов служивших Сирийской богине), хотя в данном случае по-видимому произошло характерное для эллинизма наложение двух довольно близких ритуальных практик. Мелисами называли и жриц других греческих богинь - Артемиды, Деметры, Персефоны, Реи и Геи, а также жён кронидов. Отдельно следует отметить Артемиду, которую и саму называли пчелой, а другой её ипостасью была медведица.

Корень mel- помимо мелисы (пчелы) и мелоса (мёда) в греческом даёт весомые для мифологии значения: Мелита - Мальта, остров мёртвых, известный как остров Блаженных (макариос, с возможным перебоем MLK/MRK?); Мелика - музыка; Мелон - яблоко, которое в других языках даёт полную форму APL.

Богоматерь в одних средневековых текстах уподобляли пчелиному улью, а Иисуса - вытекающему из неё мёду, а в других - пчеле-матке. Последний образ - чистая калька с греческого образа Деметры (https://beelore.com/2012/05/15/the-secret-life-of-bees/). В житии Бригитты Мария говорит святой о себе так: «Я воистину была ульем, когда самая священная пчела - сын божий - поселилась в моём чреве». В этом случае уже произошла переполюсовка половых функций божеств и пчела из женского образа становится мужских, причём такая, позднейшая трактовка открывает широкие возможности связи Иисуса с меровингскими королями, чьим символом была пчела. Эта ассоциация с истинными королями и представления об истинном короле как о пчеле и об Иисусе как об истинном короле оказали значительное влияние на философию истории Приората Сиона. Хотя древнейшее отождествление пчелы с царской властью встречается ещё в раннединастическом Египте, где она олицетворяла магическую силу фараона (ману), его витальность. В этом смысле использование Наполеоном пчелы в качестве личного геральдического символа было не столько попыткой возродить традицию истинных меровингских королей и тонким намёком на то, что Бурбоны не имеют никакого права на французский трон, но и использованием древнего корсиканского мегалитического символа царской власти.

Современное английское слово beer (пиво, англо-саксонское beor) происходит от bee - пчела и представляло собой не солодовый напиток, а медовуху (http://www.honey-health.com/honey-in-ancient-britain/). Даже в египетском пиве мёд был важнейшим компонентом. В уже упоминавшемся мифе о бегстве Тефнут, Джехути возвращает Тефнут домой к отцу Ра, упоив её красным пивом, символизировавшим человеческую кровь. Амброзия, которую пили люди Золотого века и избранные бессмертные на Макарейских островах по всей видимости и является воспоминанием о таком медовом пиве. Также следует упомянуть и заглавного героя англо-саксонского эпоса “Беовульф”, имя которого переводится как “пчелиный волк” ( = медведь), что также выводит нас в плоскость солнечно-лунных оппозиций: солнечная пчела противопоставлена лунным обезьяне (Африка) и медведю (Европа). Такая перемена возможна только в районе Гибралтарского пролива, поскольку там обитают европейские обезьяны (английский Гибралтар) и африканские медведи (Атлас).

Пчелиное божество у восточных славян заменили соловецкие святые Зосима и Савватий, но также почитается в этом качестве и Илья-пророк, который связан с месяцем августом/авом и отбытием русалок на прародину. Любопытно, что в народном приглашении пчёл Бог посылает Зосиму и Савватия ( 17/30 апреля и 8/21 августа) принести пчёл на Русь из горной пещеры, что в земле Египетской, причём Египет назван в этих заговорах назван то “страной идольской” (т.е. страной менгиров), то “страной райской”. Райские черты и атрибуцию Ирия как Африки подчёркивает и то, что в другой версии заговоров-приглашений пчёл за ними отправляется сама Богоматерь (= пчело-матке или улью), а зимуют пчёлы на Алатыре-камне. Отождествление “рай = прародина” любопытно и подтверждает и образ Ханаана в легендах Исхода: в них метафора “земля текущая молоком и мёдом” является аналогом понятия “земля предков”.

На начало апреля приходится и самое первое приглашение русалок. В ритуале приглашения пчёл, как и в русальных ритуалах важную роль играет вода и огонь (http://myfhology.info/myth-animals/bee.html). И в античных мифах и в фольклоре пчёлы рождаются из воды.

Недавние исследования показали, что в неолите-палеометалле на Британских островах и в Средиземноморье был обычай мумификации при помощи мёда, в результате чего тело мумифицировалось до состояния жировоска. Последним историческим примером такой мумификации была мумификация адмирала Нельсона, но в этом случае она уже имела не ритуальные, а практические цели: тело адмирала необходимо было доставить на родину. Согласно Геродоту мумификация в меду была распространена и у семитов Вавилона. Возможно, что воспоминанием о такой практике служит и распространённый в Восточной Европе мотив варки старого царя в целях омоложения, в других же сказках для той же цели применяется бочка с мёдом без варки омолаживаемого. Прямым указанием на существование мумификации у греков служит история Главка, утонувшего в кувшине с мёдом. Кувшин в Восточном Средиземноморье служит мифоритуальной заменой матки и указывает на реинкарнацию (в Западном же эту же функцию выполняет камень, но со временем эти мотивы могут прорастать один в другой, как например в случае каменной выкладки урновых захоронений).

В польской геральдике известен герб Мелиса, на котором изображены пчёлы, шестиконечная звезда и бычья голова. Голова быка может восходить к древней легенде о бугонии происхождении пчёл из внутренностей мёртвого быка (чудо получения мёда из чрева убитого льва было доступно только солярному герою Шимшону, а простым людям приходилось довольствоваться более распространённым способом - бугонией).

Ссылки

https://www.facebook.com/arteume.corsunn/posts/1034740003235027

http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%9F%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%B0

И внутри звезды Давида такая себе сота

https://en.wikipedia.org/wiki/Bee_(mythology)

https://en.wikipedia.org/wiki/Thriae

http://www.jstor.org/stable/311093?seq=1#fndtn-page_scan_tab_contents

https://romancingthebee.com/tag/homeric-hymn/

http://myfhology.info/myth-animals/bee.html

мёд и воск использовались в мегалитическом обряде мумификации, отсюда связь пчелы с трёхтелой богиней. Кого-то из королей уже исторического времени перевозили к месту захоронения в большой бочке с мёдом. Бочка с мёдом для омоложения кажется фигурировала в русских сказках.

Пчела - богиня Маат, Мелисса, Дебора

Пчела - символ Нижнего Египта, тесно связанного с Ханааном ещё в доисторическое время. Это контактная зона между афразийским и ближневосточным культурными кругами

Маат - жена лунного бога Джхути (Тота)

Мёд как-то связан с мумификацией. Он пища богов. Дорогая пища.

У греков мало что растёт. Но мёд находили в пещерах.

Жили в пещерах, в пещерах хоронили и там же и находили мёд. Связка мёртвые (бывшие люди, боги) и мёд. Отсюда и перевоплощение в пчёл.

Осы питаются трупами.

Беовульф – пчелиный волк, это ещё и вид осы.

На изображении с мёдом (Куэва Аранья) чётко видно, что человек лезет в пещеру, в расселину в скале. Это скорее скала, чем дерево. И это может быть испытанием царя-жреца или жрицы, которая хочет стать жрицей-пчелой. Пчёлы своего не укусят. Она запустила туда руку и добывает. Почему это пещера называется паучьей? Могли быть ритуалы с пауками?

Пещера намоленная ещё со времён палеолита.

Герб Мелисса – пчёлы, шестиконечная звезда и бычья голова.

Могли ли эти звёзды использовать выкресты или это не связанные вещи. Пчела – это донаполеоновский герб. И бычья голова – Молдова?

Бычья голова + пчела может быть отсылкой к ритуалу бугонии, когда из мёртвого быка рождаются пчёлы.

 

Пчёлы и дикая охота

 

Дикую Охоту. Но она на лошадях, поэтому она может относиться к индоевропейскому времени, а мотив королевской власти доиндоевропейский. Поэтому нам надо представить как она могла бы выглядеть в доиндоевропейское время. Дикая Охота - это туча. Где ещё есть туча? И вот тут возникает ассоциация с добыванием мёда диких пчёл. Герой отправляется в иномирье добыть мёд пчёл живущих в расселине скалы. За ним гонится туча пчёл. Отсюда понятно почему на обратном пути героя сказки догоняют, но он не даёт бой, а вынужден прятаться, причём прячется под яблоней (яблоки в Испании уже поспели к Сан-Хуану), пчёл отвлекает яблочный нектар. И вот тут неожиданным образом играет образ короля как медведя в поединке медведя и вепря.

Второй ход. Пчёлы, как и люди, в то время жили в пещерах и в пещерах же люди хоронили покойников. Поэтому при переселении с места на место важно было перенести свой улей пчёл (очень вкусная ассоциация на предосторожности при работе со Шхиной). Его устанавливали на новом месте. Символически это проигрывалось и как строительная жертва. Пчела-матка = строительной жертве, поэтому в балканских балладах о закладке городов аналогичных Мастеру Маноле строительная жертва всегда - кормящая мать. С выходом на Раав и Рахель, которые хорошо укладываются в матрицу рахманов и рефаимов.

Третий ход. Легенда о самозарождении пчёл из трупа быка. Похоже, что в шкуре быка переносили улей. И тут монтируется история про Дидону, которая попросила себе столько земли, на сколько хватит шкуры быка. Ей дали, она нарезала шкуру на тонкие ремни и опоясала территорию, на которой разместился Карфаген. Крепостная стена, шкура быка, заточённая в башне / замурованная в кладке принцесса.

Есть ещё и четвёртый ход. Бурдюк, мешок, улей. В литовских сказках рассказывается, что все напасти люди собрали в один мешок и послали утопить его (мешок с напастями) в воде. Но он развязал мешок и они оттуда выпрыгнули. Этого человека превратили за это в аиста. Сюда очень хорошо монтируется и наш любимый лаг-боймер, как праздник переправы.

 

Рогатый Моше

 

Керен. Это одно слово. Свечение, лучик и рога одним словом. Рогатое существо. Месяц. Рога Тельца. Рога жертвенника. Рогатым изображали Александра Македонского Зулкарнайн. Хочется проассоциировать с египетским богом Мином Коптосским. Итифаллический бог. В нём проявились мотивы, которые будут активны не хамитов, а у семитов. Его называли «телец крепкий, сын матери своей» Ка-мут-эф. Сын Мут душа Мут и её воплощение. Он фаллический как герма. Мин – антропоморфный менгир с эрегированным членом. Сын матери своей – подразумевает наличие мотива цикличности, который выводит и на балладу о погибшем охотнике и на гибель Таммуза. Он становится любовником богини и отцом самому же себе. Опять таки ход на царскую власть. Это всё имело значение в раннединастическом Египте и в числе стандартных титулов фараона как божества формула Мина коптосского «телец крепкий …» была использована. Его изображали с бычьей головой. Рогатая голова. Он бык. Но при этом ассоциация с Менесом, первым фараоном.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь