Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


V. Постановка спектаклей -



Спектакли показываются для узкого круга, а точнее «для себя»:

•        Именно для себя - для того что бы дать ход своей творческой, созидательной энергии, обрести уверенность в себе, осознать свой «талант» или «зону роста», получить моменты счастья от занятий с телом и голосом, от фантазирования, от общения с единомышленниками, обрести друзей;

•        Для студийцев – созерцая творчество своих товарищей, ребенок может анализировать свои способности, черпать вдохновение, находить для себя что-то новое, кроме того обсуждать вместе проделанную работу, укреплять дружеские отношения через общие темы разговора и поводы для радости и смеха - что, так же, имеет огромное значение в укреплении иммунитета, а так же влияет на продолжительность жизни и ее качество.

•        Для родителей и друзей предназначены наши выступления, так как выступление перед большим количеством посторонних людей, может вызвать стресс у ребенка и отбить дальнейшее желание к такому творчеству. Педагог не должен допустить, что бы по его вине у ребенка сформировалось такое отношение к творчеству.

Что такое культура?

У каждого ребенка, как и у и взрослого, в его сознании, как в шкафчике, имеется некоторый набор любимых фильмов, мультфильмов, музыки, книг. Всё стоит на разных «полочках». И мы обращаемся к этим «полочкам», когда нам нужна поддержка, общение, и ищем по настроению для себя что-то, что подбодрит нас, вдохновит на развитие, подтолкнет к действию.

У каждого этот «шкафчик» наполнен разными предметами. У кого-то больше книг, у кого-то больше музыки. У кого-то и вовсе это предметы рыбалки или гардероб, но это больше касается взрослых.

У художника этот «шкаф» наполнен набросками, кадрами из окружающего мира, работами любимых художников, музами, вдохновляющими моментами из жизни.

У актера этот шкаф наполнен наблюдениями за людьми, лицами прохожих, событиями, выражениями, эмоциями, и различными их проявлениями; играми разных животных, ощущения погоды: дождя, холода, жары, теплого или холодного ветра.

То, чем набит наш шкафчик – это наша культура. Если мы не начинаем послушно принимать то, чем нас «кормит» популярная «культура», а интересуемся умными книгами, добрыми фильмами, хорошей музыкой, ищем качественный продукт и не желаем засорять свой шкафчик, уровень нашей культуры и эрудиции поднимается (именно для этого в программе предусмотрен кроме списка литературы, так же и список фильмов для детей).

Чем больше культуры в нас, тем больше мы чувствуем уважения к себе, счастье более глубокое, чем временное счастье, полученное от компьютерной игры или малосодержательной музыки.

Театральный коллектив, как ячейка (или ячейка ячейки) культуры, должна активно участвовать в борьбе с недостойным образом жизни, навязываемым нам и нашим детям с телеэкранов, радиоканалов, баннеров…

Чего уж говорить, зачастую песни, играющие на радио, пропагандируют мат, нездоровый образ жизни, неуважения к женщине, да и вообще утерян образ женщины - созидательницы, нежной, доброй, гармонирующей с природой, и подменён образом порочной агрессивной мстительной самки, не способной вести хозяйство, рожать детей.

Дети – как идеалы искренности, непосредственности, радушия, доброты, доверия, целостности, которые не успели испортиться. Есть такие детские качества, которые мы должны развивать в себе. В этом нам помогает культура. Но уже, к сожалению, и не каждый спектакль в театре являет нам её.

Театральная студия включает в себя разнообразные занятия: сюда входит и танец, и недолгие лекции о происхождении театра и его истории.

Лекции нужны для того, что бы ребята осознавали, куда они пришли, для того, что бы показать, что здесь другой дух, здесь своя культура. Театральная студия теряет свой неповторимый флёр, если там нет особенной культуры.

В одном, знакомом мне, театральном институте каждый студент здоровается со всяким зашедшим человеком. «Что такого? » - скажете вы, но уже только это создает атмосферу культуры, осознание того, куда ты попал.

Этот флер легко сдуть, если вести себя грубо, неподобающе, некультурно. Даже если вы «не очень культурны» в автобусе, то, хотя бы, в театральной студии надо быть культурным обязательно. Никаких натянутых улыбок. Должна быть внутренняя культура, которая рождает внешнюю.

Проблемы экологии:

Например, сейчас экологи проявляют неравнодушие и организуют раздельный сбор мусора. Но это должно было возникнуть гораздо раньше, а не тогда, когда человечество погрязло в мусоре. Все это идет от недостаточной образованности и уровня культуры, в общем. Когда люди оставляют пакеты с мусором на природе, или прямо в подъездах, организовывают несанкционированные свалки в дачных поселках, бросают окурки на остановке, даже когда есть урна, и идут дышать на людей в автобусе. Все это говорит только о духовной и моральной деградации общества, которая более заразна, чем культура, которая требует усилий. Халатность, равнодушие, беспринципность, бессовестность диктует такое поведение. Такую форму жизни не назовешь ни зверем ни человеком, это что-то обособленное.. «Благодаря» таким взрослым дети тоже рано начинают быть похожими на них, теряют свою честность, непосредственность, порядочность.

Фильмы, как часть воспитания:

Детям (и взрослым) очень рекомендуется просмотр передач про животных. Такое зрелище оставляет незабываемый опыт.

Например, эпизод про то, как утка учит своих детей летать с первых минут жизни и т.д. Эпизод снят в замедленном действии. Каждый утенок совершает прыжок из гнезда, вращая лапами, летит вертикально вниз, ударяясь об листья, ветки, ствол дерева..... Не каждый выживает после такого урока. Но оставшись в живых, отряхнувшись, они тут же идут на следующий урок: плавание. Человеку есть чему поучиться у братьев меньших….

Наблюдение за жизнью животных развивает целостность человека, осознание его гармонии с природой, доброе отношение к «братьям нашим меньшим», оставляют незабываемые эмоции, дают понимание мира, окружающей природы, и того, насколько разумными и заботливыми могут быть животные.

Человек же, более высшая форма жизнедеятельности, следовательно, должен иметь более высокий уровень развития (а не менее, как пропагандируется).  Массовая культура диктует нам потребительский образ жизни, эротизм, поощряет эмоциональную и политическую тупость: «Не думай, - наслаждайся». Утерян святой образ матери, утеряны патриотические чувства, человеку навязывается животная форма жизни. А дети растут, дети впитывают...

Рекомендуемые фильмы:

         Русские (Советские) фильмы-сказки XX века: (репертуар больше актуален для девочек, мальчикам - просмотр по желанию и для более младшего возраста):

o        Морозко;

o        Как Иванушка за чудом ходил;

o        Черная курица;

o        Русалочка;

o        И т. д.,

         Зарубежные сказки XX века:

o        Мио мой мио (7-9 лет);

o        Mala morska vila (Русалочка);

o        Ронья, дочь разбойника;

o        И т. д.,

         Советское кино. О роли человека в обществе, о доброте, о настоящей дружбе (о том, как важно уметь дружить), как быть воспитанным человеком, и при этом искренним, об уважительном отношении к окружающим и к себе, что так же немаловажно.

o        «Сердца трёх» (хорошая актерская игра и интеллигентный юмор, воспитывает понимание о смелости, настоящей дружбе, а так же высоких отношениях с противоположным полом (рекомедован от 10-12 лет и старше, но нет ограничений и для более младшего возраста - так же будет полезен; одинаково для мальчиков и девочек);

o        «Неисправимый лгун» - драма человека, который никогда не лжет, человека доброго, честного, драма, но с «хеппи-эндом». Воспитывает понятие о том, как независимо от обстоятельств надо оставаться собой, в борьбе с несовершенным окружающим миром. О том, что «сила в правде»;

o        И т. д.

         Передачи:

o        Цикл передач о биографиях актеров и театральных деятелей на телеканале Культура;

o        Передачи про животных;

         Мультфильмы:

o        «Колыбельные мира» (от 7 лет);

o        «Моя любовь» (тема чистоты и порочности) - от 14 лет;

 

Содержание занятий:

История театра:

На первом занятии я немного расскажу ребятам, из чего возник театр, и какие театры и связанные с ними Великие имена, существуют. Мы не будем сильно углубляться на первых занятиях, так как тема театра, как части истории мировой культуры, – очень обширна в своем разнообразии жанров, направлений, течений, школ, имён. Лекция не будет утомительной и долгой, что бы не отбить интерес у ребят. Что бы не получилось так, что они просто продолжат школьные занятия театральными лекциями. Поэтому лекция будет длиться всего 15 минут, следом за которой, пойдет практика.

Танцы:

Хорошо бы для начала «растанцеваться». Но, зная, насколько стеснительными бывают ребята в подростковом возрасте и не только, мы не будем с этого начинать.

Можно было бы так же начать с этюдов на ПФД (память физических действий), но мы и этого делать не будем. Пока дети знакомятся, нужен аккуратный подход. Для этого НУЖНЫ УПРАЖНЕНИЯ на сплочение. Здесь нам нужны упражнения для работы в коллективе, что бы не было этой ужасной необходимости «выталкивать» ребят в одиночку на сцену. Как показала практика, чем больше народу на сцене – это интересно и зрителю, и юные артисты чувствуют себя «по-человечески» - комфортно. Они не боятся и могут ТВОРИТЬ, фантазировать, вживаться и почувствовать себя великим актером…

 Это не плохо на начальной стадии. Пусть чувствуют. Данное ощущение дает уверенность в себе, что очень важно для ребят, в этом возрасте, и соответственно исходящее из этого счастье. Не гордость. Для гордости пока рано. В состоянии счастья ребенок может так творить, как никакой взрослый не сотворит!

  Что дальше? Конечно ГОЛОС!

Словно сыр на масло, просится занятие голосом на размятом, освобожденном от зажимов, теле. Да-да, зажимов у нас очень много. Даже вокруг головы, где казалось бы нечему зажиматься. Вот прямо сейчас запустите руки в волосы на затылке. И поймете.

Встаньте прямо, распрямите плечи, сделав круговое движение плечами назад. Что называется поза «на колок»: плечи вверх – назад – вниз. Должно быть приятное ощущение. Постарайтесь сбросить напряжение.

В последний раз разомните кисти, стопы, что бы в теле было приятное ощущение расслабленности. Даже УШИ расслабьте.

Набираем воздуха и говорим ХАММАХ (итд как в упражнении) – несколько раз. Ловим вибрацию. Родником соединяемся с небом, от макушки тянется невидимая ниточка и соединяет нас с небом. Во рту должен образоваться «купол», «яблоко». А теперь попытайтесь воздух брать не плечами, а только животом. С НЕДВИЖМЫМИ плечами.

Далее развиваем А Р Т И К У Л Я Ц И Ю

ПТКУ СКУ ЗГУ ВРЛУ ЧПТУ ФНСУ ГРВЛУ ДРУВЛ (ЖДУН)) ГРУБ(-ГРОБ-ГРАБ-ГРЭБ-ГРЫБ-ГРИБ.)

- то же на О на А, Э, Ы, И.

Буквосочетания проговариваются, кидая друг другу мягкий небольшой МЯЧ, помещающийся в ладони. Это КЛАССИКА. И от этого не избавиться. Это задание очень хорошо подходит и для первого занятия. Оно помогает создать расслабленную (непринужденную) обстановку.

И так далее…

И д е и д л я л е т н и х м е р о п р и я т и й:

Летнее время.

Летом занятия не прекращаются, а продолжаются, но в несколько в другой форме. Посещение свободное, на добровольной основе. Лето - отличное время для монстраций, уличных спектаклей или «акций», фестивалей, викторин.

Летний уличный театр, в данном случае, более близок таким театральным направлениям, как театр Буто, Но, Кабуки, театр абсурда. Такие спектакли-акции призваны наталкивать зрителя на размышления, найти ответы на вопросы «Что? » и «Зачем? ». Ведь было бы все в мире ровно, то и театра не было б.

Участником является педагог, вместе с единомышленниками.

Следовательно, с 1 июня по 31 августа, т.е. 3 месяца проходят фестивали, акции, мастер-классы. В том числе Фестиваль «Дракон», спектакли уличного театра «Фонтан».

Фестиваль «Дракон» - Экологический проект.

Слоган: «Дай мусору вторую жизнь»

Фестиваль заключается в том, что общими усилиями, вместе с жителями Ярославля (и гостями города) мы изготавливаем чудище из мусора. Клеим, сушим, красим. Доказывая как из ничего можно сделать что-то интересное. Место проведения - парки, зеленые зоны. Во время изготовления чудища педагог (организатор сего действа) так же проводит викторины, и, по возможности, разыгрывает призы.

Мероприятие бесплатное, семейное. Предназначено для детей и взрослых любого возраста, в т.ч. для семей с маленькими детьми.

Когда чудище готово, добровольцам предлагается поучаствовать в шествии с драконом по улицам города.

Отличным завершением было бы – утилизация данного чудовища по правилам раздельного сбора мусора.

Цель мероприятия: Творческое самовыражение участников и культурно-духовное обогащение зрителей в области культуры, искусства и защиты природы.

Задача мероприятия:

Суперподелка из картона и бутылок - Огромный китайский дракон (! )

Аудитория: Мероприятие семейное:  

Время проведения: С 14: 00 до 16: 00 (18: 00)

(В солнечные дни рекомендуется быть в закрытой одежде и головном уборе)

Организационные задачи: создать макет, обеспечить людей материалами или заранее

Объявить сбор чистого картона и пластика для изготовления.

Место проведения:

1.       Сквер у библиотеки им. Некрасова,

2.       Первомайский бульвар,

3.       Набережная,

4.       И другие возможные варианты.

Что извлекают для себя участники:

Культурный отдых, творческая релаксация, яркое событие скучной будничной жизни, вдохновение на подобные дела, профориентация для детей, приятные эмоции от общения и творческого культурного досуга в совокупности.

Что извлекает для себя организатор: Креативная реклама театральной студии; «радость и счасть».


и УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  
I вариант

Каждое занятие будет включать в себя несколько (2-3) разделов:

 

1. Введение (Круглый стол)

2. История театра

3. Русская литература

4. Теория драмы
5. Актерское мастерство
6. Сценическое движение
7. Сценическая речь

8. Музыка
9. ИЗО
10. Показ (спектакль, чтецкий вечер, праздник)

 








Введение (Круглый стол)

Цель данного раздела – вопросы и ответы, укрепление отношений между детьми, и с педагогом, общее развитие детей, психология, настрой на занятие.
В данном разделе:
- освящается организационная часть, освящаются календарные события – дни исторических событий, дни рождения русских поэтов и писателей, театральных деятелей, и т. д.
- обсуждается с детьми программа постановки: что это будет – чтецкий ли вечер, пластический номер, или спектакль.
- с детьми проводятся игры на сплочение: «снежный ком», «допиши историю», «построй рифму»,
- каждый может поделиться своими предложениями, достижениями, интересами, и т.д.
- психологическая разгрузка детей, если нуждаются.
- участники коллектива получают поздравления с днём рождения;
- этика и этикет, по необходимости.

Длится не более 15 минут.

 

2. История театра.
Учащимся рассказывается и показывается (презентации на компьютере) всё то, что они должны знать о театре, если им увлекаются. Это лекции о театральных деятелях, театральные анекдоты из практики и интересные факты о них, жанры и разновидности мирового театра. Иногда, о кино.
Все подается не в виде скучных лекций, а скорее виде веселого путешествия.
Возможно посещение спектаклей города.
Длится около 25 минут.

 

3. Русская литература.
Здесь ребятам подается информация о русских потах и писателях, интересные факты из их жизни, правда о них, которую не расскажут в школе. Воспитывается любовь и уважение к великим личностям. Презентуются наиболее важные и интересные отрывки из фильмов о русских поэтах и писателях, слушаем записи стихотворений, начитанных лучшими актерами, читаем сами. Например: Сергей Есенин и Александр Сергеевич Пушкин в исполнении Сергея Безрукова; экранизация романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот», режиссера Владимира Бортко, с Евгеним Мироновым в роли князя Мышкина, и т. д. Ребята узнают сюжеты тех произведений, которые им еще предстоит изучать в школе, и сформируют интерес к ним.
Краеведение: ребята узнают какие города России хранят в себе историю русской литературы. Например, в моем родном крае, в Архангельской области, жили и творили такие великие личности, как Михаил Васильевич Ломоносов, Степан Григорьевич Писахов, Федор Александрович Абрамов, Борис Викторович Шергин, Николай Михайлович Рубцов, и другие.
Возможны прогулки по достопримечательностям Ярославля, в т. ч. и архитектурным памятникам.
Длится около 25 минут.

4. Теория драмы.
Занятие проводится для старшей группы. Здесь, студийцы могут прочитать по ролям, обсудить события произведения, выбранного для постановки, углубиться в психологию характеров действующих лиц.
Длится от 25 до 45 минут, по необходимости.

 

5 -7. Сценические искусства:
Актерское мастерство;
Сценическое движение;
Сценическая речь.

Изучение на практике Системы Константина Сергеевича Станиславского, Михаила Александровича Чехова, и других великих театральных деятелей (Ежи Гротовского и др.)

Постановка этюдов: актерских, пластических, чтецких номеров.
Развитие речи, а именно дикции, артикуляции, правильного дыхания и подачи голоса (резонирование) по известным системам театральных деятелей.

На актерском мастерстве учащиеся развивают воображение, наблюдательность (память и внимание), реакцию, сценическую непосредственность.

На уроках сценичекого движения ребята развивают пластическую выразительность, гибкость, чувство ритма.

 

8. Музыка.
Речь пойдет о музыкальном оформлении спектакля. Выбор музыки на спектакль, упражнения на музыкальное воображение – для понятие важности и силы воздействия музыки в спектакле и, попутно, для релаксации детей после учебного дня. Развитие музыкального вкуса. Презентации жанрового разнообразия музыки мира.

 

9. ИЗО
Речь пойдет о художественном оформлении спектакля.
Изготовление масок, декораций, при необходимости. В основном, декораций планируется не много, кроме того, даже пропагандируется отказ от декораций в пользу актерского мастерства и красоты образа на пустой сцене. Декорацией также являются некоторые сценические «штрихи». В новогоднем же спектакле, например, сложно отказаться от декорации, поэтому ребята будут создавать атмосферу вместе с педагогом. В данный раздел входит грим, и изготовление реквизита, при необходимости. А так же, идеи о театре теней и кукольном театре воплощаются здесь.

 

10. Показ.
Готовый плод. Будь то пластический номер с музыкальным сопровождением, рожденный на уроках по сценическому движению, будь то литературная композиция, рождённая на уроках по сценической речи, будь то спектакль – разный, авангардный, или классический, но обязательно с глубиной мысли! Сюда войдет музыка, которую ребята подобрали на уроке музыкального оформления спектакля, и декорации, которые ребята смастерили на уроке художественного оформления спектакля (ИЗО).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  
2 вариант

           Вводное занятие                                         

2.        История театра                                       


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь