Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 12. Организация и методика репетиционной работы на главном стадионе.
12.1. Организация репетиционной работы на арене главного стадиона 12.2. Основы разработки графика репетиций 12.3. Методика репетиционной работы на главном стадионе 12.3.1. Методика репетиционной работы с участниками отдельного эпизода на главном стадионе 12.3.2. Методика репетиционной работы по подготовке представления в целом 12.4. Подготовка главного стадиона к репетиционной работе и проведению праздничного представления. 12.4.1. Подготовка арены стадиона. 12.4.2. Подготовка и организация тыла представления Рекомендуемая литература
ОТ АВТОРА
Массовые спортивно-художественные представления - относительно молодой жанр зрелищного искусства, который окончательно сложился в конце 70-х - начале 80-х годов. Ключевую роль в его становлении сыграли регулярно проводимые в нашей стране Физкультурные парады и Спартакиады народов СССР (церемонии открытия и закрытия). Особый взлет популярности этого жанра произошел после проведения в Москве Игр XXII Олимпиады (1980 г.) и XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1985 г.). К Олимпиаде-80 в Москве было приковано внимание всего мира. Интерес подогревался бойкотом Игр со стороны ряда стран, включая США. По сути Олимпийское движение на данном этапе оказалось вовлеченным в идеологическую и политическую борьбу двух систем. Напряжение достигло пика накануне открытия Игр. Церемония открытия Игр XXII Олимпиады, которая транслировалась на весь мир, произвела ошеломляющее впечатление и развеяла все сомнения относительно возможностей Москвы провести Игры на высшем уровне. Победную точку поставила церемония закрытия Игр, где многотысячный стадион смеялся и плакал, провожая улетающего в звездное небо медвежонка Мишу - талисман Игр. По горячим следам событий пресса писала, что повторить колоссальный успех праздников открытия и закрытия Олимпиады-80 может быть и удастся, но превзойти - никогда. Массовые спортивно-художественные представления и праздники на стадионе имеют одну важную особенность: все, что видит зритель, всегда постановочно, т.е. исполняется впервые. В этом жанре не принято повторяться. Поэтому режиссерам-постановщикам каждый раз приходится придумывать что-то новое, оригинальное, способное в очередной раз поразить зрителей. И для нашей режиссерско-постановочной группы i юслс Олимпиады-80 очередным экзаменом стали праздники открытия и закрытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Не случайно, с кем бы мы ни встречались в ходе подготовки Фестиваля, всегда рождались воспоминания об Олимпиаде-80 и возникал вопрос, будут ли фестивальные праздники лучше олимпийских. Высочайшая планка, заданная Олимпиадой, постоянно стимулировала творческую активность и ответственность нашего постановочного коллектива. Праздники открытия и закрытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов стали новой замечательной вехой в истории массовых спортивно-художественных представлений. Они имели огромный успех у зрителей и прессы, получили высочайшую оценку Правительства страны, а 7 главная режиссерско-постановочная группа была удостоена Государственной премии СССР за 1985 г. После Фестиваля интерес к массовым спортивно-художественным представлениям на стадионе не просто возрос, но и изменился по содержанию. Многих стал интересовать не только конечный результат огромной творческой и организаторской деятельности большого коллектива, но и, так.сказать, «технология производства», сам процесс создания массового, спортивно-художественного представления. Однако до сих пор литература по данному жанру носит в основном описательный характер и предназначается скорее «для широкого читателя», а не для специалистов. Вместе с тем, серьезный анализ становления жанра массовых спортивно-художественных представлений, особенностей режиссуры, технологии, организации, методики подготовки и, наконец, основ теории жанра сегодня крайне необходим в связи с началом дом фализованной подготовки кадров в этом жанре режиссуры. Практика показала, что даже очень опытный режиссер, например, театра или кино не в состоянии поставить многотысячное представление на стадионе, если он не владеет спецификой режиссуры в этом совершенно особом жанре зрелищного искусства. Огромную роль в становлении жанра массовых спортивно-художественных представлений на стадионе сыграл Центральный институт физической культуры и спорта, ныне - Российская государственная Академия физической культуры. На протяжении многих лет замечательные педагоги кафедры гимнастики создали целый ряд массовых спортивных выступлений экстра-класса, а сегодня Академия совершила еще один важный шаг в развитии жанра, взяв на себя ответственность за подготовку профессиональных кадров режиссеров по спорту. В 1995 г. впервые в нашей стране здесь была создана кафедра спортивной режиссуры. Следуя этому примеру, it IW7 г. мри кафедре гимнастики Санкт-Петербургской государственной Лка. и-мнн физической культуры им. П.Ф.Лесгафта была открыта специа 1И и.....я «спортивная режиссура». Для студентов и преподавателей этих (н п" (обных им) кафедр, прежде всего, и предназначен данный учебник. Кроме гого, он может использоваться в вузах культуры страны на отделениях режж С) ры катрализованных представлений и праздников, а также быть поле ЮН ни режиссеров и других деятелей культуры и искусства, интересующихся жанром массовых спортивно-художественных представлении Учебник «Массовые спортивно-художественные представления (основы режиссуры, технологии, организации и методики)» - первый учебник в этом жанре зрелищного искусства. В нем впервые предпринята попытка фундаментально изложить вопросы теории и практики подготовки многотысячного стадионного представления. В учебнике обобщен многолетний опыт постановок массовых спортивно-художественных представлений, приведены многочисленные примеры из практики подготовки самых крупных, масштабных постановок последних десятилетий. Фактически в учебнике представлена отечественная школа спортивной режиссуры. Поэтому я считаю своим долгом и приятной привилегией вспомнить здесь моих учителей - Я.Б.Теверовского и В.А.Губанова, с которыми я начинал освоение данного жанра в далекие 50-е годы. Я благодарен очень многим людям, с которыми мне посчастливилось работать на протяжении моей долгой карьеры и при постановке многочисленных праздников, и на педагогическом поприще. Это режиссеры-постановщики В.А.Алексеев, Е.Ю.Афанасьева, А.Л.Дружков, М.А.Закута, Г.И.Золотарева, А.В.Коловангин, А.А.Кондратюк, Л.Н.Кондрашова, И.Ф.Косен-ко, И.М.Мазанова, В.М.Пашко, М.Р.Перельман, Г.Б.Рабиль, М.Д.Сегал, Н.П.Серый, балетмейстеры-постановщики К.Василенко, М.С.Годенко, И.Исмаилов, Л.Ф.Носихин, режиссеры фона Л.В.Немчик, Е.Б.Рабиль, режиссеры и балетмейстеры В.П.Бойков, В.К.Голубев, А.К.Грязное, А.А.Конович, В.В.Кохановская, Е.А.Мельников, О.Л.Орлов, И.С.Стелюк, Е.Г.Сулаев, художники Р.Л.Казачек, Ю.И.Наклонов, А.С.Пастернак, В.Соколов, А.В.Стрельников. Р.Б.Янек, композиторы В.М.Кулаков, П.Б.Овсянников, А.Н.Пахмутова, Е.А.Ширяев, П.Эльстер, звукорежиссеры Ю.На-уменков, В.Н.Тоболин, поэт Н.Н.Добронравов, сценарист Д.П.Генкин, начальники штаба А.К.Аветисян, В.А.Горьков, В.В.Петраков, Л.В.Родионова, руководители выступлений Л.В.Белоусова, В.Я.Мишулис, мастер спецэффектов В.А.Трапенюк и многие другие-всех просто невозможно перечислить. Особо хочу отметить сотрудничество с выдающимися деятелями культуры и искусства И.П.Владимировым, Ю.Н.Григоровичем, И.Я.Рах-линым Г.А.Товстоноговым, И.М.Тумановым. Неоценимую помощь в подготовке этой книги оказали В.А.Алексеев (соав юр главы 9), доцент А.Л-Дружков и С.Е.Константинова (авторы главы 7), доцент Е.В. Кузьмичева (соавтор главы 10), доцент Г.Б.Рабиль (соавтор главы 8 и автор раздела 11.6. в главе 11)- известные режиссеры, мои друзья и коллеги по постановкам многих крупных массовых спортивно-художественных представлений в нашей стране и за рубежом. И в заключение - о людях, без помощи и поддержки которых эта книга, возможно, никогда бы ни вышла к читателям. От имени авторского коллектива сердечно благодарю ректора Российской Академии физической культуры профессора В.В.Кузина, выступившего с инициативой создания данного учебника и открывшего в Академии кафедру спортивной режиссуры. Без сомнения, открытие этой кафедры - очень важный шаг, утверждающий, наконец, официально статус спортивного режиссера в масштабе страны. Желаю коллективу кафедры спортивной режиссуры огромных успехов в подготовке высококвалифицированных молодых режиссеров по спорту и искренне благодарю за помощь в издании учебника и подлинное сотрудничество. профессор Б.Н.Петров В.Н.ПЕТРОВ
Часть I |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы