Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И для грядущих поколений Святой, бесхитростный урок.
Как известно, в то время многие «теряли себя». И теперь происходит это с людьми, только устремления в наше время у большинства изменились. С Алешей этого не произошло. Он не сломался, не побоялся открыть миру свой богатейший внутренний мир, не побоялся рассказать о своих переживаниях и раздумьях... В «барачной» среде, где подрастал Алеша, употребление так называемой бражки было неизбежным, потому обычным явлением. Позже Нина Вадимовна сокрушалась: тогда еще был жив Бетал, во время застолий Алеша заражал всех остроумным весельем. Гибель любимого брата изменила судьбу его и привычки. Но Алеша оказался не таким слабаком, как о нем некоторые думали, до последнего мига своей жизни он оставался в ясном уме и рассудке, а совесть никогда не терял. Нина Вадимовна умерла 12 мая в больнице. Алеша сообщил мне об этом по телефону, попросил приехать в Березники, где 14 мая должны были похоронить Нину Вадимовну рядом с Беталом и бабушкой Ольгой Александровной. После этого звонка я на какое-то время от волнения даже потеряла зрение — так испугалась за Алешу и Олесю. Мама велела мне ехать, поддержать его. Отпросилась на неделю с работы и выехала в Березники. Встретила меня подруга Таня Лопатина, давний друг и семьи Алеши, чтобы отвезти на кладбище. Похороны уже начались, я не знала места, где похоронены Бетал и баба Оля. Среди хоронивших было много хорошо знавших Нину Вадимовну друзей Алеши из Перми. Ни на похоронах, ни на поминках к Алеше меня не допустили Оля и ее мать. Я, переночевав у Тани, пошла на вокзал, купила билет в Екатеринбург, вернулась, чтобы дождаться ее с работы, отдать ключ. Только зашла в квартиру, зазвонил телефон. Это был Алеша. Он негодовал из-за того, что я исчезла, не подошла к нему на похоронах и на поминках. Возмущался, что от него скрывали, где я, пока он не учинил скандал... Выслушав его, я смогла лишь сказать, что меня к нему не подпускают, я сейчас уезжаю домой. Тогда и потом, он все допытывался у меня: кто это проделал с нами? Я ему так ничего и не сказала... Приехать к нему в Пермь я смогла лишь летом, в отпуск. В тот год умерла долго жившая у них собачка Бланка. Оля купила на рынке щеночка, которому мы долго придумывали имя и назвали в честь ранее бывшего у них пса Милордом. С ним мы нянчились, носили везде с собой в моей маленькой сумочке, даже в лес. Потом он вырос в огромного, очень самостоятельного и любимого всеми нами пса. А теперь о нашей официальной женитьбе, которая произошла в Перми в феврале 1994 года. Дело в том, что Оля возобновила тогда отношения с будущим своим мужем, хотела устроить свою жизнь, потому «позволила» и нам узаконить наши отношения, сказав, хватит, мол, нам жить как нехристям. Предполагалось, что Алеша переедет жить со мной и моей мамой в Екатеринбург. Оля же со своим мужем останется в Перми. До этого вопрос об узаконивании наших отношений мы никогда не обсуждали, сам факт совместной жизни казался нам несбыточным. Спустя месяц после подачи заявления в загс я приехала, отпросившись с работы, в Пермь — предстояла регистрация. Зарегистрировать брак мы должны были 11 февраля, в пятницу, а венчаться — 13 февраля, в воскресенье в Пермском Петропавловском соборе. Февраль в 1994 году был необычно холодным. В 30-градусный мороз мы мужественно дошли до загса Кировского района, где нас быстро, без всяких церемоний и свидетелей, зарегистрировали, выдали уже готовые свидетельства. Весь следующий день готовились к обручению. Постились, приготавливались к исповеди. Вечером Оля приготовила три одинаковые Священные книги, и мы втроем — Алеша, Оля и я — в Алешиной комнате перед иконой Тихвинской Божьей Матери долго стояли каждый со своей книгой и свечой. Оля читала вслух перед иконой то, что положено — мы следили за текстом и, где надо, молились. Эту икону, а также выданные нам после венчания две иконки и остатки зеленых венчальных свечей мы позднее привезли в Екатеринбург. Алеша все беспрекословно выполнял. Труднее всего для него было то, что нельзя было курить с вечера и до конца церемонии венчания — почти двое суток. Свои грехи он записал. Где он только их «накопал»? Я не читала эти записи, но видела, что список велик. Он был в тот период очень тих, сосредоточен, серьезен... С таким же аскетически выдержанным выражением лица он был и в последние три месяца своей жизни... В день венчания было холодно — за тридцать градусов мороза. Мне пришлось вместо приготовленного для такого случая довольно легкого костюма надеть поверх еще и теплый костюм. Алеша был в огромных черных валенках и в тулупе, который я ему когда-то перешила из сторожевого тулупа Владимира Михайлюка. Мы пришли втроем в Петропавловский храм к утренней службе. Оля тогда работала там, писала иконы, нас служители — отец Николай и его сын, отец Василий — знали хорошо, особенно Алешу. Мы и раньше не раз были в этом храме. После утренней службы началась исповедь. Алеша исповедовался очень доброму и милому отцу Николаю, который на каждый следующий озвученный Алешей грех удивленно восклицал: «Алексей Леонидович, как же так, неужели и это? Ничего, Бог простит; и это, и это? Не может быть — наговариваете на себя? Ну, ничего, ничего — все это простится». А Алеша все продолжал печально, с мрачным и решительным видом зачитывать свои, как он считал, страшные грехи. Я-то знаю, что, скорее всего, это были незначительные, мало от него зависящие, проступки, раздутые им до размеров грехов. Он всегда судил себя строже, чем следовало бы. Но во время исповеди батюшке даже неловко было за него. Он поспешно накрыл ему голову и пообещал прощение, сказав, что будет молиться за него. В это время я исповедовалась сыну отца Николая, отцу Василию. Алеша всегда восхищался его проповедями, трепетно к ним обоим относился и всегда с теплотой о них говорил. Я тоже рассказала о своих грехах и покаялась. Самым же большим грехом отец Василий признал тоску. Он строго сказал, что супруги не должны жить врозь и нужно сделать все возможное, чтобы жить вместе. Никогда не забуду как после исповеди, когда я отошла от отца Василия, у меня долго безостановочно текли слезы. Несмотря на все мои старания скрыть их, женщина, стоявшая рядом, заметила мое состояние. Она стала успокаивать меня шепотом, говоря, что это хорошо и что это слезы очищения.
Исповедовались мы с Алешей в разных концах храма, по бокам от алтаря. После службы мы нашли друг друга, и, когда народ стал покидать храм, к нам подошел отец Николай и сказал: «Потерпите, дорогие, сейчас вот обвенчаем две богатенькие пары и потом спокойно займемся вами». Наконец мы дождались своей очереди. Почти все, кроме нескольких любопытных, покинули храм. Мы окоченели и от холода, и от ожидания. Естественно у нас не было, как у предыдущих пар, ни свидетелей, ни друзей, ни близких (кроме Оли), ни людей с камерами, которые могли бы запечатлеть это событие — никому о нашем венчании мы не говорили. Венчали нас оба батюшки, и Оля что-то вслух читала вблизи по церковной книге. Все было прекрасно и таинственно. Колец своих у нас не было, поэтому пришлось воспользоваться кольцами моих родителей. Кольца эти, вспомнив о том, что при венчании должно обменяться кольцами, дала мне перед отъездом моя мама. Они были нам обоим велики, сразу после венчания мы их сняли и больше не надевали. Своих колец мы так и не приобрели. Когда мы с Алешей в коронах обходили вокруг алтаря, на меня вдруг нашел какой-то нервный смех — я с трудом сдерживала себя, душила в себе всхлипы. То ли это был смех сквозь слезы, то ли наоборот; то ли смешная ситуация во время этого обхода вокруг алтаря. Возможно, это была невольная реакция на напряжение, которое как нарыв прорвалось, когда я увидела Алешу в валенках, тулупе, серьезного, оглядывавшегося на меня, в соскальзывавшей с головы короне. В общем, ситуация для смеха была крайне неподходящая. Потом Алеша спрашивал, что это на меня нашло? И добавлял, что и сам едва сдержался. Объяснил же он эти оглядывания на меня тем, что очень хотел увидеть меня в короне. Видок, конечно, у нас был еще тот! Так мы с ним и венчались — одетые во все теплое, храм восстанавливался, Алеша, как и положено в церкви, был без шапки. Мы поблагодарили Отца Николая, отдали ему кагор, гостинцы для внуков — апельсины и яблоки, и он пригласил нас посидеть в трапезной, но мы, поблагодарив его еще и за это, пошли домой. Вечером к нам пришли Владимир Михайлюк с Ритой — принесли яблоки и две кружки, спели поздравление, пожурили, что никого не оповестили. Мы их попросили и дальше не распространяться о нашем венчании. Потом пришла подруга Оли Марина — поздравила нас и подарила старинную кулинарную книгу. Эту книгу Алеша потом читал как произведение искусства. В общем, все прошло, как мы и хотели, инкогнито. Да и они-то узнали о нас лишь потому, что и Марина, и Рита тоже были тесно связаны с церковью... Когда мы приехали домой, в Екатеринбург, мама встретила нас хлебом с солью и благословила иконой Казанской Божьей Матери, сохранившейся после ее с папой венчания. Венчались они, естественно, в советское время тайком. Потом приехали из Тюмени сестра Вера с дочерью Лерой, и было все довольно радостно и весело. Несколько дней спустя дочери моего старшего племянника Андрея, Майя и Женя, устроили для нас дома концерт: Майя играла на скрипке, Женя на виолончели. Обе пели, играли на пианино. Вскоре Алеша опять уехал в Пермь. В целом же, 1994 год был для нас тяжелым. Правда, летом был мой отпуск, состоялась незабываемая наша поездка по северу Пермской области (через Соликамск в Чердынь и Ны- роб) с Федором Востриковым, его женой Ритой и фотохудожниками Владиславом Бороздиным и Станиславом Черниковым. Но, вернувшись, мы узнали, что Виктор Болотов при смерти, дни его сочтены. Алеша так переживал, что, когда мы подошли к его дому, не сразу решился войти, послал меня вперед. Это была последняя — тяжелая, но одновременно и светлая его встреча с другом. Виктор был рад нашему приходу, тому, что мы поженились, был как-то непередаваемо светел, старался держаться бодро. Даже встал с постели, попросив Веру дать ему висевший на стуле, приготовленный Верой, чтобы одеть его на Виктора после смерти, костюм. Несколько минут посидел, поговорил с нами на кухне. Потом, из-за сильной боли, вернулся в свою комнату на кровать, попил воды из Ныробского святого источника, которую мы привезли ему. Ушли мы от него с тяжелым сердцем. На следующий день Вера нам сообщила по телефону, что ночью Витя скончался. Произошло это 20 июня. Потом были отпевание, похороны и поминки у Веры. После узаконивания наших отношений мы еще какое-то время продолжали жить в разлуках, хотя они были уже не так часты, и закончились совсем после окончательного приезда Алеши ко мне в 1995 году. Но и тогда, случалось, Алеша ездил по разным служебным и семейным делам в Пермь. А прописаться в Екатеринбурге он смог лишь в 1999 году, уже послесмерти моей мамы. Тогда он окончательно распростился с Пермью и пермской квартирой, разделив ее с Ольгой. Алеша избегал разговоров о себе, старался не обременять никого своими проблемами и не отнимать тем самым время у собеседника. Лишь очень немногим он мог обмолвиться о личных своих проблемах, мыслях и чувствах, да и то вскользь. Порой он нуждался в доверительном, откровенном общении, в литературных советах. Он находил одобрение и поддержку у своих друзей, к которым всегда очень тепло относился. Перечислю здесь лишь часть этих людей, связанных с писательством. В Березниках и Перми это Виктор Болотов, Павел Петухов, Юрий Марков, Вячеслав Божков, Лев Давыдычев, Алексей Домнин, Владимир Радкевич, Надежда Гашева, Роберт Белов, Ирина Христолюбова, Дмитрий Ризов, Семен Ваксман, Валерий Виноградов, Федор Востриков, Анатолий Гребнев, Виктор Соснин, Николай Вагнер, Николай Кинев, Александр Старовойтов; свердловчане Яков Андреев, Майя Никулина, Александр Кердан, Андрей Комлев, Сергей Кабаков, Владимир Чижов и многие-многие другие, близкие ему по духу и творчеству люди. Многих из них ныне тоже нет с нами. Сокровенное, высказанное так емко в стихах и прозе Алексея, не может не задевать души внимательных и чутких читателей. Он ценил таких читателей выше авторов, верил, что они способны простить его заблуждения, понять и разделить сомнения, быть собеседниками авторского сердца... Именно таким читателем был он сам. Подобное сейчас происходит и со мной: через его литературное наследие, не отпускающие меня думы о нем и о нас, мною явственно ощущается некая связь с ним — правда, на новом теперь для меня уровне, не материальном. Как когда-то во время наших временных разлук, я продолжаю мысленно общаться с ним, жду и нахожу его поддержку. Порой это похоже на некое наваждение. Как-то однажды он явственно спросил по телефону, что я сейчас делаю, чем занимаюсь? Я ответила, что читаю (не помню сейчас что именно). На это он мне сказал в обычной своей шутливой манере что-то вроде: «А ты читай только меня». Сначала я этому не придала особого значения, восприняв как шутку. Но сейчас, перечитывая некоторые, в том числе и его любимые книги, я вижу: мне действительно важнее перечитывать то, что им написано или что связано с ним. Алеша давно почувствовал трагизм происходивших в нашей стране перемен, ощутил наметившуюся духовную деградацию людей. Несмотря на кажущиеся после перестройки внешние признаки постепенного материального улучшения жизни, действия большинства людей стали направляться на удовлетворение эгоистических, сиюминутных интересов, на улучшение любыми средствами своего личного благосостояния. Видел он и то, что есть у нас еще и другие мыслящие люди, озабоченные будущим, сохранением духовных качеств. Но их все меньше, они пребывают в одиночестве, от них мало что зависит. Причисляя и себя к таким, он написал однажды: |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы