Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мая 2002 года моя жена и дочь навестили Решетова в Екатеринбурге.
Жена мне рассказала, Алексей был счастлив, очень счастлив со своей женой Тамарой. Наконец-то сбылось, хотя и наполовину, то, о чем он мечтал всю свою жизнь: теперь он имел свой теплый уютный дом, души не чаявшую в нем жену и вдохновение, как в юности — он писал с утра до поздней ночи. Иногда даже ночью вскакивал с постели и с трудом (он тогда уже ходил неуверенно) добирался до стола, чтобы на клочке какой-нибудь бумаги записать прущие из него строки... Мне много раз приходилось от него слышать в Перми из пушкинских «Египетских ночей»: «Зло самое горькое, самое нестерпимое для стихотворца есть его звание и прозвище, которым он заклеймен и которое никогда от него не отпадает. Публика смотрит на него как на свою собственность; по ее мнению, он рожден для ее пользы и удовольствия. Возвратится ли он откуда-нибудь, первый встречный спрашивает его: не привезли ли вы что-нибудь новенького? Задумается ли он о расстроенных своих делах, о болезни дорогого для него человека, тотчас же пошлая улыбка сопровождает пошлое восклицание: верно, что-нибудь сочиняете? Влюбится ли он — красавица его покупает себе альбом и ждет уж элегии. Приедет ли он к человеку, почти с ним незнакомому, поговорить о важном деле, тот уж кличет своего сына или дочку и заставляет читать стихи такого-то, и стихотворца угощают его же изуродованными стихами. И это еще цветы ремесла! Ягодки горше...* В Перми все друзья и знакомые, а их у него была тьма, считали Решетова своей собственностью, существующей для их пользы и удовольствия. Это его бесило: «Я ничья собственность. Даже не божья. Бог не собственник». Но только лишь в конце жизни своей в Екатеринбурге освободился он от притязаний всех друзей, знакомых на него. И стал по-настоящему свободен. А ныне Алексей не воспоминаний достоин — больших раздумий, и не только о нем самом и о людях его окружавших, но прежде всего о том, что государство натворило со всеми нами в XX веке. Перед отъездом моей жены и дочки из Екатеринбурга Реглетов подарил нам свою последнюю книгу стихов «Темные свети» с надписью: «Валерию и Надежде Виноградовым, близким, дорогим людям, от всего сердца. А. Решетов. 25.5.2002 года». Было это всего лишь за два месяца до его внезапной кончины. Думаю, уходя из жизни, Алексей вполне мог бы оставить на своем письменном столе точно такую же записку, как Виктор Петрович Астафьев, его старый друг. «Я пришел в мир добрый, родной и любил его бесконечно. А ухожу я из мира чужого, злобного и порочного. Мне нечего вам сказать на прощанье». Да, мог бы, вполне мог. Но не оставил подобной записки, потому что никогда не осуждал тот мир, в котором жил, каким бы этот мир ни был, он любил его. Вот, пожалуй, и все. ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Валерий Виноградов закончил работу над своими воспоминаниями об Алексее Решетове за три дня до собственной мучительной кончины. Исключительно честный талантливый человек, он обладал одним свойством, помешавшим ему в полной мере реализоваться как литератору — его требовательность к самому себе переходила все мыслимые границы. Свои сценарии, рассказы, повести он уточнял, шлифовал, переделывал десятки раз, стремясь к абсолютному совершенству и, не умея вовремя остановить этот процесс, бросал почти все, над чем работал... Воспоминания об Алексее Решетове он писал, находясь в полном смысле слова на смертном одре, превозмогая чудовищную слабость и боли в уничтожаемом раком теле. Однако и физические страдания не отменили его требовательности к себе. Оставались считанные дни его жизни, а он все переделывал и переделывал, не поднимаясь с постели, уже написанное. За три дня до кончины, не в силах уже держать в ослабевших пальцах карандаш, он надиктовал мне еще несколько страничек уточненного текста. Так что воспоминания эти — не только словесный памятник Алексею Решетову, но и самому Валерию Виноградову. Он остался верным своей натуре до конца — в полном смысле этого слова.
Дмитрий РИЗОВ О, МАТЕРЬ ПОЭТА — ГАЗЕТА НА СТАНЦИИ ЖИЗНЬ 1 ни, среди люда барачного, тертого и битого, клейменого и бесправного, обойденного почти всеми плодами культуры, знавшими от нее самый край: кино, гармонистов «под шафе», да еще радио с патефонами. Многие из этих людей искали забвения на дне винного стакана, буйствовали во хмелю. Но в то же время они имели в себе нечто очень важное для детей, живущих среди них; в этом нечто заключались крупицы участливости, доброты, жалости к слабым — остаточки от разгромленного христианства в среде повального атеизма... На них-то, на нравственных «мощах» этих, выживало наше поколение — детей, обожженных ГУЛАГОМ, войной, послевоенной безотцовщиной... |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы