Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Йогическая мудрость: Аджня и Кутастха
Передний кшетрам Аджни находится между бровей. Эта анатомическая точка называется Бхрумадхья. По обе стороны данной чакры расположены два лепестка, а в ее центре — треугольник, обращенный вершиной вниз, который Лахири называл Йони. Аджня представляет собой образование тонкого тела и существует в пространстве и во времени. Душа пребывает вне пространственных и временных рамок, Аджня же является ее отображением внутри тонкого тела. В Аджне можно узреть множество различных форм, ибо данная точка связана с духовным зрением и, таким образом, служит проявлением этой силы в нашем измерении. Душа обладает способностью видеть или интуитивно воспринимать все сущее. Среди прочих форм, которые открываются нашему взору в данной точке, главной, как правило, является Кутаетха — базовая форма творения. Кутастху иногда называют Духовным Оком, но нередко этот же термин используют для обозначения чакры, расположенной в Бхрумадхье (Аджне). Я буду использовать этот термин лишь в тех случаях, когда возможно только однозначное толкование. Слово кут в переводе с санскрита означает «наковальня» или «железная плита». Более глубокое значение данного термина состоит в том, что Кутастха никогда не меняется. На нее не действуют никакие силы. Как и душа, она неуничтожима, ибо является отражением в творении области неизменного и непреходящего. Кутастха — духовная форма, способная существовать в астрале или переходить из одного измерения в другое. Ее астральная форма представляет собой звезду безупречно белого цвета, окруженную синим полем, и кольцо золотого свечения. Это то, что мы «видим», когда заглядываем в собственное сознание. В большинстве случаев это относится к обращению взгляда в источник Медуллы. Так, например, возводя энергию в Аджню, мы затем направляем взор в Бхрумадхью и видим отражение точки-источника данной чакры (Медуллу). Кутастха не присуща одной лишь Аджне; обращая взор на любой другой источник энергии сознания (праны), мы в той или иной степени увидим эту же форму. Кутастха появляется в поле зрения и при взгляде в Сахасрару. Глядя в центр тяжести своего сознания (например, в сердце), мы опять же узрим ее свет.
Форма Кутастхи состоит из трех элементов: 1) внешнего золотого диска, 2) внутреннего синего диска и 3) белой звезды в центре. Лахири часто называл эту звезду «Бинду». Она представляет собой манифестацию Абсолюта в сознании. Я называю данную точку просто «Звездой». Внутренний синий диск есть проникновение сознания в тварный мир, а золотое кольцо отображает само творение. Широко известна индийская мантра Ом Тат Сат, где, применительно к Кутастхе, Ом - золотой диск, Тат - синий диск, а Сат - Звезда. Если же обратиться к западной символике, Звезда — Бог Отец, синий диск — Бог Сын, золотое кольцо — Святой Дух. Считается, что всякое существо содержит в себе центр сознания, который генерирует поле. Это поле — Ану, или духовный атом. Кутастха — лучистая аура Ану сознания. Когда йог соединяется с золотым свечением Кутастхи, уничтожаются грехи, совершенные в прошлом. Черный или синий круг, окруженный этим сиянием, символизирует черного или синего Кришну. Точка или звезда в центре — символ Сат, единой истинной субстанции. Концентрируясь на этих трех элементах, человек обретает способность пребывать в Брахмане (Абсолюте, Высшем Духе). Поэтому Йогирадж нередко называл Звезду Кутастхой Брахмана. Звезда есть источник всех качеств и знаний. Всего лишь направив взгляд в Кутастху, человек искореняет все негативные чувства и порочные пристрастия. Среди самих чакр описанные отделы сознания представлены следующим образом. Аджня также называется центром Христа или Кришны, ибо место души также является местом высшей души. В ней выражается Бог Сын. Сахасрара — представительство Бога Отца* Концентрируясь на Аджне (Сыне), практикующий постепенно соединяет прану с Отцом (Сахасрарой) при содействии Гуру (Спасителя), что пребывает между ними. Пять низлежащих чакр отображают Святой Дух, так как они - не что иное, как пять первоэлементов творения. Лахири воспевал Кутастху так: Сострадай скорбящим, сострадай тем, чья прана подвижна. Когда достигается место Кутастхи, является лучистая Луна души, сияние которой равно свету миллионов Лун души, и человек возвышается. Всеми силами пытайтесь войти в Кутастху и не сходите с этого пути. В месте Кутастхи обретается Высшая Божественная природа, ибо разум в нем исполняется блаженством. Стремитесь к бессмертному состоянию Кутастхи, неукоснительно следуя наставлениям Садгуру. Лахири отмечал, что при медитации на Аджне возникают самые разные видения, и белая звезда на темно-синем фоне — лишь одно из них. Опыт Аджни пережил во время крещения сам Иисус (во всяком случае, символически): И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Евангелие от Матфея, 3: 16). Человеческое тело состоит по большей части из воды, и восходящий канал сушумны из нашего измерения переходит непосредственно в божественную часть головы, где внутреннему взору доступно сияние единого ока. Два лепестка, или полумесяца, подобны крыльям сотканного из света голубя. Эти крылья - лепестки Аджни. Аджня означает «руководство», поскольку именно в этой чакре мы управляем тремя божествами: Брахмой-Творцом, Вишну-Спасителем и Махешварой - Разрушителем — или, иначе говоря, тремя гунами (фундаментальными качества ми природы): саттвой (чистотой), раджасом (активностью) и тамасом (невежеством и инертностью). Эти три божества и качества многократно упоминаются в ведической литературе. Они представляют собой три важных принципа, но знайте, что, когда вы наконец достигнете освобождения, вы будете действовать уже вне этих качеств. Вы станете выше них и возьмете их под контроль. Считается, что в человеческом теле саттве соответствует сушумна, раджасу — пингала, а тамасу — ида. Таким образом, левая сторона тела — тамасическая сторона иды, а правая — раджасическая сторона пингалы. С точки зрения анатомии этим объясняется и наличие у Аджни двух лепестков. Эта чакра находится там, где сходятся ида и пингала. Аджня подобна обители, и каждый входящий в нее воистину исполняется знанием. Ее также иногда называют Йони или «пещерой единения с Абсолютной Пустотой». Форму чакры описывают как темный треугольник, обращенный вершиной вниз. Вам следует приблизиться к этому треугольнику и проникнуть сквозь него прежде, чем вы перейдете к непосредственному переживанию Кутастхи. Бог, или Брахман, существует в форме неподвижной праны над Аджней и подвижной — под ней. Одна из главных целей крийи — войти в Кутастху, а это значит пребывать в состоянии сосредоточения всего своего существа на душе непрерывно, и днем, и ночью, — а это то же самое, что прийти к единству с Высшим «Я».
УРОК 9. МАХА-МУДРА
Ваши достижения зависят от усердия в практике крийи. Шьяма Чаран Лахири ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ: Первый этап крийя-пранаямы.
В большинстве школ йоги маха-мудре обучают одновременно с крийя-пранаямой. Поэтому в данной книге эта техника вводится параллельно крийя-пранаяме, которая наряду с талабья-крийей является важнейшей подготовительной техникой. Маха-мудра означает «великое движение». Это очень важная часть практики крийи. Обычно она выполняется в начале каждого занятия для того, чтобы распрямить позвоночник и подготовить его к крийя-пранаяме. Маха-мудрой можно заниматься и как самостоятельной практикой, и более того, рекомендуется практиковать ее ежедневно, даже когда не упражняетесь в других техниках крийи. Еще одна цель маха-мудры — развязать энергетический узел в Муладхаре, который удерживает энергию в этой точке внутри иды и пингалы. Если ослабить этот узел, прана сможет свободнее перемещаться по су шум не между Муладхарой, Свадхиштханой и Манипурой. Кроме того, маха-мудра, как правило, помогает практикующим йогам познать каналы ида, пингала и сушумна. Некоторые крийябаны практикуют одну только маха-мудру, считая ее наиболее важной техникой в своей практике. Они обычно выполняют 144 полных движения, или 48 циклов, в день (что занимает приблизительно 90 минут). Один цикл маха-мудры равен трем крийям. Насколько мне известно, во всех школах крийи маха-мудра выполняется почти одинаково.
Выполнение 1. Сядьте на коврик или одеяло, расстеленное на полу, подтянув колени к груди; пятки касаются ягодиц. Это исходное положение, вы будете возвращаться в него после каждого движения. Каждый подход включает вытягивание сначала левой, затем правой, и наконец, обеих ног в общей сложности за три дыхательных цикла (вдох и выдох) крийя-пранаямы. 2. Позвольте левой пятке свободно лежать как можно ближе к промежности (область между задним проходом и мошонкой у мужчин и задним проходом и влагалищем у женщин). В таком положении пятка оказывает давление на первую чакру, Муладхару тем самым повышая осознанность в этой точке.
3. Обхватите руками правую голень и подтяните правое колено как можно ближе к правой стороне груди. Спину и голову держите ровно, как будто вас тянут вверх за невидимую нить, прикрепленную к центру головы. 4. Далее сделайте глубокий вдох, поднимая энергию из Муладхары по спинномозговому каналу (сушумне) через пять последующих чакр до самого центра головы — чакры Аджня. Вдох занимает 10-15 секунд. 5. Совершив вдох, вытяните правую ногу перед собой, после чего наклонитесь вперед, стараясь обеими руками захватить пальцы на правой ступне. При наклоне сгибайтесь в области таза, удерживая спину, шею и голову прямо, насколько это возможно. Если у вас не получается дотянуться до пальцев ноги, можно немного согнуть ногу в колене. 6. После того как вы задержали дыхание в таком положении, опустите голову, прижав подбородок к груди. Далее напрягите мышцы заднего прохода и брюшного пресса и мысленно пропойте мантру Ом 6-12 раз в Бхрумадхье. Почувствуйте, как с каждой мантрой налаживается связь между Муладхарой и Бхрумадхьей. 7. Пропев мантры, поднимите голову, распрямите спину и верните ногу в прежнее положение, прижав колено к груди. 8. Вернувшись в исходное положение, выдыхайте в течение 10-15 секунд, позволяя теплой энергии дыхания спускаться по спине из Аджни до конечной точки в Муладхаре. 9. Повторите шаги 1-8, но теперь уже вытягивая левую ногу, прижав к промежности правую пятку. 10. Повторите шаги 1 -8, но на этот раз к груди прижаты оба колена в начале, затем вытягиваются обе ноги одновременно. Концентрируйтесь на любом звуке, исходящем из Анахаты, который услышите, когда соедините ноги. 11. Шаги 1-10 составляют один цикл маха-мудры. Выполните хотя бы три цикла.
Рекомендации Мне известны лишь два способа варьировать данную технику: • менять ногу, с которой начинается упражнение (разница невелика); • менять число выпеваний мантры Ом в Бхрумадхье. Лично я сгибаю сначала правую ногу и пою Ом столько раз, сколько удается в Бхрумадхье, — в среднем около 20.
Примерное расписание занятий
* Факультативно.
Что дальше? Для лучшего запоминания перечитайте инструкцию по выполнению техники в течение трех дней как минимум три раза. Когда почувствуете, что маха-мудра дается вам без труда, переходите к следующему уроку.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 1491; Нарушение авторского права страницы