Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Йогическая мудрость: яма и нияма.
Первыми двумя этапами Восьмеричного Пути Патанджали являются яма и нияма («предписания» и «запреты»). Яма буквально означает «то, что нужно ограничивать», а нияма — «то, что ограничивать не нужно». Ниже приводится список ям и ниям из Упанишад, немного видоизмененный в соответствии с принципами крийи. Правильная практика крийи естественным образом приводит приверженца к автоматическому неукоснительному соблюдению этих правил. Лахири рекомендовал заниматься крийя-йогой для того, чтобы преодолеть соблазны. Но не думайте, что практика крийи заменит соблюдение ямы и ниямы: она является лишь дополнением к соблюдению этих непреложных и вечных правил поведения.
Начнем с принципов ямы: 1. Ахимса — ненасилие. 2. Сатья — правдивость. 3. Астейя — воздержание от кражи. 4. Брахмачарья — целомудрие. 5. Апариграха — нестяжательство, отсутствие жадности.
А вот принципы ниямы: 6. Шауча — чистота. 7. Сантоша — удовлетворение. 8. Тапас — духовный труд, аскеза. 9. Свадхьяя — духовная учеба. 10. Ишвара-пранидхана — покорность [Творцу].
Когда ваша практика начнет давать результаты, вы испытаете удивительное чувство счастья. Радостные и благотворные плоды ваших усилий не покинут вас в течение всего дня. Однако имейте в виду, что, если вы станете поступать наперекор предписаниям ямы и ниямы, весь полезный эффект практики может испариться. Причина этого связана с чувствительной природой нашего духовного пробуждения. Более детальное объяснение его механизма вы найдете в последующих уроках, после того как мы подробно рассмотрим нади (каналы тонкой энергии). Можно сказать, что у йогов, практикующих крийю, почти нет воли к двойственности; мы демонстрируем отсутствие желаний, соблюдая яму и нияму. Ниже приводятся выдержки из комментариев Йогираджа к «Йога-сутрам» Патанджали с моими пояснениями.
ЯМА Яма 1. Ахимса — ненасилие Люди, отвергшие агрессию, не испытывают злобы. Йог, практикующий крийю, никогда не совершит насильственного действия. В конечном итоге любой его поступок автоматически исходит от самого Бога и свободен от эгоистичных побуждений. Бог, зная обо всех переживаниях всех живых существ, не питает ничего, кроме участия к нуждам других. Чтобы настроиться на это состояние сознания, мы гоже должны действовать бескорыстно и милосердно. Яма 2. Сатья — правдивость Утвердившись в правдивости, человек обретает утешение в результатах крийи. Часто люди лгут, чтобы получить что-либо нечестным путем или чтобы избежать ответственности за свои поступки. Йог, практикующий крийю, должен быть совершенно честным в приобретении необходимых для существования благ. В этом заключается еще одна причина, почему Лахири рекомендовал крийябанам вести жизнь добропорядочных горожан и не прибегать к сомнительным источникам дохода. Быть честным нужно всегда, даже в ущерб собственным интересам. В конце концов, если Бог равным образом присутствует во всех без исключения существах, почему бы нам не стать воплощением его невозмутимости и понимания. Всегда говорите правду с добротой и готовностью прийти на помощь. Признавайте свои ошибки. Не участвуйте в распространении сплетен, клевете и злословии. Яма 3. Астейя — воздержание от кражи Отказываясь от воровства, человек снискивает богатство. В современном мире компьютерных технологий возможности наживаться за счет других и похищать то, что принадлежит им, но праву, стали широкими как никогда. Однако йог так не поступает ни при каких обстоятельствах. Он уважает право собственности тех, кто владеет какими-либо благами или несет за них ответственность. Нарушением данной ямы являются вымогательство, невыплата долга, азартные игры, использование заемной вещи ненадлежащим образом, несоблюдение обещаний и неуважение к авторскому праву и интеллектуальной собственности других людей. Яма 4. Брахмачарья — целомудрие Тот, кто утвердился в Брахмачарье, обретает доблесть. Йог водит знакомство только с добрыми хорошими людьми, а его мысли неизменно чисты и возвышенны. Им не движут эгоистичные побуждения, и он хранит целомудрие, вступая в половой контакт исключительно после свадьбы. Таким образом, четвертая яма подкрепляет призыв Лахири вступать в брак и совершать коитус дважды в месяц (это число может варьироваться для каждой супружеской пары). Йог, не состоящий в браке, чтобы перенаправить сексуальную энергию из нижней чакры по позвоночнику в мозг и тем самым соблюсти яму 4, по мере необходимости может практиковать сильную Кутастха-пранаяму. Яма 5. Апариграха — нестяжательство Тот, кто отказывается от обладания излишней собственностью, обретает знание, кем он был, кем стал и кем будет. Апариграха есть отсутствие жадности, однако это вовсе не значит, что нужно быть нищим. Быть богатым — значит обладать нужной вещью в нужное время, таково истинное определение богатства. Чтобы продвигаться в практике, укрепитесь в вере, что Бог даст вам все необходимое, не делайте запасов на черный день, не стремитесь получить больше, чем тратите. Богатство следует рассматривать не как свою собственность, но как собственность Бога, которой Он распоряжается, чтобы помочь нам, нашим семьям и нашим ближним.
НИЯМА Нияма 1. Шауча — чистота Тот, кто хранит чистоту и понимает, что есть скверна в его теле, разрывает связь с материальным миром и прекращает общение с другими. Йог есть воплощение чистоты тела и разума. Поддерживайте порядок дома и на рабочем месте. Откажитесь от порнографии, прекратите общение с людьми, ведущими аморальный образ жизни. Не употребляйте грубых и неприличных выражений: произнесение таких слов есть акт насилия, направленный на подчинение окружающих своей воле. Сохраняйте возвышенное позитивное умонастроение. Нияма 2. Сантоша — удовлетворение Через удовлетворение обретается бесконечное счастье. Глядя на истинного йога, можно заметить, что он всем доволен. Мы приходим в такое состояние через осознание, что Бог всегда с нами. Вести себя следует так, как будто мы уже достигли желаемой цели, даже если еще предстоит большая работа. Для этого нужно быть радостным, улыбаться и ободрять окружающих в течение всего дня. Будьте всегда благодарны за то, что имеете, в том числе за здоровье, друзей, семью и собственность. Верьте, что у вас есть все нужное и что Бог заботится о вас. Старайтесь находить радость и удовлетворение в текущем моменте. Не питайте надежду на некие перемены в будущем, которые принесут вам счастье. Будьте счастливы сейчас. Нияма 3. Тапас — аскеза Через усердную духовную практику в тело и чувства приходит сила и уничтожается скверна. Познанием учения Гуру и непрестанным пребыванием в Кутастхе очищается разум. И тогда такие способности, как анима (способность уменьшаться), а также дар видеть и слышать то, что происходит на большом расстоянии, обретается автоматически. Практикуйте самоотречение, сводя затраты к минимуму. Йог очень внимательно относится к рациональному расходу своей энергии и энергии ближних. Практикуйте покаяние и жертвенность, если испытываете к этому склонность. Нияма 4. Свадхьяя — духовная учеба Тот, кто занимается духовным обучением, приходит в единство с Господом, внимая звуку Ом. Он видит божеств, мудрецов и существ, достигших совершенства, и при желании может извлекать из этого пользу. Изучайте вероучение своей религии. Ищите истину в священных текстах. Даже после того, как вы испытали достаточно высокие состояния в практике крийи, постижение отдельных текстов и размышление над духовными вопросами по-прежнему будут приносить вам пользу. Лахири призывал изучать темы, имеющие отношение к крийя-йоге. Нияма 5. Ишвара-пранидхана — покорность [Творцу] Удерживая ум сосредоточенным на Кутастхе (Ишваре, Творце), человек обретает самадхи, все силы совершенства наряду с познанием мира за пределами пространства и времени. Каждый из нас может пытаться добиться всего своими силами; но лишь очень немногие достигли успеха без посторонней помощи. Как правило, деловые люди непременно передают значительную долю своего предприятия в руки специалистов. И действительно, чем большими полномочиями человек наделяет своих помощников, тем больше вероятность, что он преуспеет. Аналогичным образом дела обстоят и с поиском Бога — нам следует довериться силам, пребывающим внутри нас, — силам, чьи способности превосходят человеческий разум. Необходимо поверить, что очевидная мощь бессознательного — всего лишь одна из множества этих скрытых сил. Покорность и вера — вот главный путь к освобождению. Верьте, и все гак и будет.
УРОК 10. НАВИ-КРИЙЯ Практикующий крийю обретает покой, разум и благородство. Увеличивается срок его жизни, и он достигает самадхи. Шьяма Чаран Лахири (Законы Ману для крийя-йогов», 1: 106.)
ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ ЭТОЙ ПРАКТИКИ: пупочная крийя. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: первый этап крийя-пранаямы.
Нави (правильнее набхи) в переводе е санскрита означает «пупок». В тонком теле находится множество энергетических блоков, которые могут препятствовать подъему Кундалини. Цель нави-крийи — помочь практикующему преодолеть так называемый пупочный узел (набхи-грантхи). В этой точке человеческого тела пересекаются потоки праны и апаны, образуя некое подобие узла. Нави является одним из нескольких узлов, которые необходимо развязать, чтобы дать Кундалини возможность полностью подняться. Это упражнение начинается почти как Ом-джапа: здесь также не следует стремиться контролировать дыхание по мере того, как осознание циркулирует вверх и вниз по позвоночнику. Данную технику можно выполнять как до крийя-пранаямы, так и после нее. Я рекомендую делать это упражнение на начальном этапе вашей ежедневной практики, так чтобы техники, требующие физических движений, следовали в начале, а далее вы могли бы спокойно сидеть, не двигаясь. Обычно, когда в занятия включается нави-крийя, уже нет необходимости выполнять Ом -джапу в начале основной практики. Некоторые школы вовсе отказались от нави-крийи, невзирая даже на то, что Лахири считал практику раскрытия пупочного узла необходимой. Возможно, одной из причин пренебрежения этой техникой является невозможность быстро достичь заметных результатов. Но то же самое можно сказать обо всех техниках крийи. В любом случае, я глубоко убежден в важности нави-крийи. Многие крийябаны, кто не занимается нави-крийей, в итоге могут оказаться неспособными успокоить энергию в области пупка и, следовательно, не смогут поднять Кундалини, даже если все остальные их действия идеальны. И действительно, эти практикующие порой достигают удивительных результатов в других техниках. Если вы один из тех, кто еще не включил нави-крийю в свою практику, я настоятельно рекомендую сделать это. Возможно, это единственное, что вам потребуется для обретения еще более высоких состояний сознания. Примечание. Вы обнаружите, что идея «постукивания» по чакре с целью ее раскрытия встречается в крийя-йоге довольно часто. Выполнение 1. Сядьте в асану для медитации, закройте глаза и сконцентрируйтесь на Бхрумадхье. Забудьте о дыхании. 2. Фокусируйтесь поочередно на каждой чакре, поднимаясь от 1 -й до 5-й, затем к Бинду, и наконец, к Бхрумадхье, произнося Ом (с носовым призвуком) мысленно или вслух по одному разу в каждой чакре, так же как при выполнении Ом-джапы. 3. Когда центр внимания достигнет Бхрумадхьи, наклоните подбородок к горлу. 4. Далее соедините руки, переплетя пальцы, ладонями вниз; подушечки больших пальцев соприкасаются. 5. Начинайте слегка постукивать большими пальцами по пупку. При этом амплитуда движения пальцев должна быть не более 3-5 сантиметров. При каждом ударе важно мысленно или вслух петь мантру Ом. Движение повторяется от 50 до 100 раз. (Первые несколько циклов пение Ом можно заменить счетом, чтобы понять, сколько времени требуется для совершения такого количества движений.) В результате в нижней и средней части брюшной полости соберется спокойная энергия, называемая «самана». Постарайтесь почувствовать ее. Убедитесь также, что вы ощущаете, как устанавливается связь между Бхрумадхьей и пупком. 6. Теперь, слегка напрягая мышцы задней поверхности шеи, поднимите подбородок в прямое положение. После этого переместите центр концентрации в Бинду, а затем — сразу вниз в задний кшетрам Манипуры, третьей чакры, не задерживаясь на промежуточных чакрах. Ом при этом не поется. 7. Далее следует расцепить руки и снова соединить их, переплетя пальцы, за спиной ладонями вверх; большие пальцы соприкасаются. 8. Мягко постукивайте большими пальцами по поясничным позвонкам, так же как по области пупка в шаге 5. При каждом ударе в третьей чакре поется Ом, вслух либо про себя, приблизительно 25-75 раз. (Как и прежде, выполняя это упражнение в первый раз, можно считать количество повторений, чтобы понять, сколько времени это занимает.) Не забывайте вкладывать звучание мантры Ом в Манипуру, как и в практике Ом-джапы. 9. Закончив, расслабьте руки и снова положите их на колени. 10. Теперь мысленно пропойте Ом один раз в Бхрумадхье, затем двигайтесь вниз и повторите то же самое в Медулле. Спускайтесь далее к 5-й, 4-й, 3-й, 2-й и 1-й чакрам. Не забывайте вкладывать Ом в каждую из них. 11. Шаги 2—10 составляют один цикл. Выполните четыре цикла. Рекомендации Помните, что на протяжении всего упражнения дыхание не следует синхронизировать с пением Ом. Один цикл нави-крийи занимает примерно полторы минуты. На выполнение четырех циклов уходит от пяти до семи минут. Также вам следует знать, что существует несколько вариантов данной техники, и возможно, с помощью каких-либо из них вы добьетесь лучших результатов. В разных школах могут быть различные вариации этой практики: 1. Разное соотношение числа повторений спереди и сзади. В некоторых случаях упражнение не выполняется спереди, но только сзади. Тогда соотношение будет 0 и 75 повторений соответственно. В других вариантах может быть 25 повторений на животе и 75 — за спиной, и т. д. 2. Используются или не используются руки. В некоторых вариантах практика производится исключительно в уме, в других прибегают к постукиванию пальцами. 3. В качестве конечной точки может выступать любая из пяти бинду. 4. Выполняются не все четыре цикла нави-крийи в начале занятия, но по одному перед каждым уровнем крийя-пранаямы. Лично я достигал наилучших результатов, занимаясь следующим образом: 1) 50 повторений спереди и 50 сзади; 2) используя руки и 3) используя в качестве конечной точки бинду-висаргу.
Примерное расписание занятий В дополнение к предложенному расписанию, уделите время в течение дня, чтобы произносить мантру вслух 108 раз. Пойте Ом про себя в любую свободную минуту.
* Факультативно. Что дальше? После того как вы освоили нави-крийю, переходите к следующему уроку. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы