Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иогическая мудрость: узлы



«Узлами» называются точки, расположенные вдоль сушумны (Центральным каналом является брахма-нади. Анатомически это центральный канал спинного мозга.) и затрудняющие движение праны. В то же время каждая чакра действует подобно магниту, «выталкивая» энергию из сушумны в тело. Поэтому сознанию (как пране, проходящей по сушумне) очень трудно достичь вершины позвоночного столба, где обретается опыт духовного восприятия. Наиболее труднопреодолимые узлы находятся в Муладхаре, Медулле, Анахате и Манипуре. Ида и пингала закреплены на вершине и в основании позвоночника и проходят по его внешней поверхности. Эти каналы могут идти вверх и вниз параллельно оси позвоночника, однако они имеют обыкновение спирально завиваться вокруг позвоночного столба.

По существу, вся эта система чакр и каналов ида и пингала есть препятствие, которое необходимо преодолеть. После этого йог должен вывести энергию из Муладхары в основании спины и направить ее вверх по узкому центральному каналу сушумны. Сушумна является «путем пустоты», ведущим к другой пустоте и в конечном итоге к Сахасраре. Все основные чакры расположены вдоль этого центрального канала.

Лахири Махасайя ссылается на четыре узла, упомянутых в «Законах Ману» (древнеиндийский священный текст, ок. 150 г. до н. э.): «В век Крита Дхарма — четвероногая и полная, как и Истина; никакой выгоды нет людям от неправедности» (Законы Ману, 1: 81).

Йогирадж истолковывал эту цитату следующим образом:

Дхарма, или религия, разделена на четыре этапа:

1. Поднятие языка.

2. Преодоление узла в грудном отделе позвоночника.

3. Преодоление узла в области пупка.

4. Преодоление узла в копчике.

Таковы четыре этапа религии.

 

Поэтому и важно должным образом выполнять все техники крийи: кхечари-мудру, нави-крийю, крийя-пранаяму и маха-мудру.

Маха-мудра помогает открыть брахма-нади в основании позвоночника, позволяя нам с меньшим трудом направлять энергию в основание позвоночника, откуда начинается путь восхождения по сушумне.

Нави-крийя помогает умиротворить расположенный в области пупка пучок нади, выталкивающий энергию вовне, произнесением мантры Ом и переносом центра внимания на заднюю поверхность позвоночника.

Крийя-пранаяма помогает нам пересечь узел в грудном отделе позвоночника, перенаправляя ощущение тяги, вызванное дыханием, к центральному каналу позвоночника.

Кхечари-мудра помогает перенаправить выносимую вовне энергию нёба и ноздрей вверх и назад, к высшим центрам на пути брахма-нади.

Кундалини очень похожа на энергию в батарейке: два ее полюса воссоединятся только после того, как будут преодолены узлы; заряд, хранящийся в Муладхаре, ждет, когда мы очистим всю сушумну, и тогда он сможет вернуться в Сахасрару, вознося наше сознание из мира назад к Богу.

 

УРОК 11.

ЙОНИ-МУДРА

 

В глубине Великого Света

сокрыто знание Источника Силы Света,

как Великая Колесница.

Чудесные виды открываются взору в Кутастхе:

человек созерцает полноту всего сущего

и обретает истинное понимание.

Шьяма Чаран Лахири

(«Бхагавадгита для крийя-йогов», 1: 17.

— Прим, автора. Здесь и далее

упоминается новый перевод комментариев

Лахири к Гите, над которым автор работает

в настоящее время. Прим. ред.)

 

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ: Первый этап крийя-пранаямы.

 

В некоторых школах крийи йони-мудру нередко называют джьоти-мудра; эти два понятия взаимосвязаны, но не тождественны. Поскольку Лахири, насколько мне известно, упоминал лишь название йони, мы будем пользоваться именно им и рассматривать именно эту технику. Слово йони означает обитель», ибо как раз здесь пребывают йоги, когда направляют сознание в Обитель Брахмана (Брахман — не то же самое, что Брахма: Брахман есть Абсолют, тогда как Брахма - Бог Творец.), чтобы узреть Кутастху внутри Аджни. Кроме того, это слово указывает на сходство внешнего вида Аджни с женским детородным органом, поскольку на астральном уровне данная чакра выглядит как перевернутый темный треугольник. Но, несмотря на такое описание, рассматриваемая техника не имеет никакого отношения к сексуальности; дело обстоит в точности наоборот. Лахири утверждал, что йони-мудрой следует заниматься исключительно в вечернее время. Поэтому рекомендуется разделить ежедневную практику так, чтобы основную часть упражнений выполнять по утрам, а йони-мудру — непосредственно перед отходом ко сну. Если обстоятельства позволяют вам заниматься только по вечерам, тогда просто включите эту технику в завершающий этап вашего занятия.

Не унывайте, если на начальном этапе практики вам не удастся разглядеть форму Кутастхи. Для преображения энергетических связей, достаточного для того, чтобы ее свет стал доступным человеческому восприятию, могут потребоваться многие годы. Способность видеть Кутастху зависит главным образом от уровня спокойствия и лишь во вторую очередь от нашего умения направлять энергию в Аджню.

Вначале, пока вы только учитесь фокусировать внимание, в магическом зеркале Аджни вы увидите темноту. В дальнейшем, после достаточной и правильной практики крийи и, возможно, многих часов концентрации на звуке Омкар, вы сможете разглядеть некое свечение, поначалу лишенное четких очертаний. Практикуясь в концентрации на этом свечении, вам в конечном итоге откроется местонахождение Аджни, чакра постепенно появится перед вашим внутренним взором в образе двух «полумесяцев», «лепестков» или «крыльев», расположенных друг напротив друга. По мере дальнейшей практики световые лепестки сольются воедино и образуют сияющий золотой диск. Если вы приложите еще усилие, то увидите в его центре небольшой темный круг, а в нем — точку или белую пятиконечную звезду правильной формы. Другие чакры и стороны реальности раскрываются аналогичным образом — через перенос на них доли вашего внимания.

Белая точка (или звезда) являет собой Абсолют, или Сат, — источник универсального сознания. Пять концов звезды суть паньча-таттва — пять первоэлементов — в их идеальном состоянии, которые тянутся все дальше в синее поле. Синий — цвет бесконечности, заключенной в конечном творении, он отображает Тат (то есть сознание), перенесенное в конечное бытие. Золотой диск — отражение всего тварного мира. Такая визуализация приносит осознание того, что Вселенная во всей ее полноте отражается внутри человеческого тела. Каждый из нас — микрокосм, образ макрокосма.

В данное символическое объяснение можно не углубляться; ваша задача — мирным усилием воли привести свое сознание в единство со Звездой, слиться с ней. Концентрируйтесь на Кутастхе как можно чаще, и это поможет не только пробудить ваше забытое истинное «Я», но и получить ответ на любой вопрос. Позвольте ей вести вас. Будьте терпеливы и послушны, погружайтесь в Звезду, независимо от того, сколько месяцев и лет придется этому посвятить.

Сам Лахири учит, что в практике йони-мудры освобождение достигается через слияние со Звездой, олицетворяющей Абсолютный Брахман.

Выполнение

1. Если можете, сначала выполните кхечари-мудру, в противном случае язык остается в расслабленном положении.

2. Поднимите энергию, так же как при выполнении крийя-пранаямы, посредством относительно глубокого вдоха (примерно 90% объема легких), в центральную часть головы (в Аджня-чакру). Если вы испытываете трудности с установлением месторасположения Аджни, направляйте энергию в Медуллу.

3. Поднимите согнутые руки так, чтобы предплечья были параллельны полу и локти смотрели в стороны. Пальцы поместите на лицо.

4. Далее нужно пальцами закрыть все отверстия головы: уши — большими пальцами, веки — указательными, губы — безымянными и мизинцами. Это действие выполняется следующим образом: большой палец левой руки поместите на козелок левого уха и надавите на него, перекрывая таким образом слуховой проход. То же самое проделайте с правым ухом. Указательные пальцы наложите на внешние уголки глаз. Средними пальцами слегка зажмите ноздри. Безымянные пальцы поместите над верхней губой, мизинцы — под нижней. Каждый палец касается кожи и легко давит на нее, как будто преграждая путь потокам энергии, поступающим в лицо.

5. Непосредственно перед тем, как закрыть ноздри, завершите вдох, заполнив весь объем легких.

6. Из озаренной Аджни (или Медуллы) направьте взгляд в Бхрумадхью. Представьте, что направленным потоком энергии вы хотите осветить эту точку и раскрыть духовную форму Кутастхи. Оставайтесь в этом положении как можно дольше.

7. Удерживая дыхание, мысленно повторяйте Ом в Бхрумадхье, стремясь к максимальному числу повторений.

8. Когда станет трудно удерживать дыхание, выдыхайте, направляя поток теплой энергии вниз по позвоночнику.

Рекомендации

Избегайте лишних усилий и чрезмерного давления на кожу. Число повторений мантры Ом можно увеличивать на одно в день, пока оно не достигнет двухсот.

Обычно вечернее занятие начинают с маха-мудры, затем переходят к крийе поверхностного дыхания, а после, перед отходом ко сну, выполняют йони-мудру. Сон станет более глубоким, если вы пересечете подсознание и по возможности достигнете сверхсознания.

В одной из школ крийи рекомендуется выполнять маха-мудру не только перед йони-мудрой, но и после нее. По словам Лахири, окончательное Освобождение достигается через йони-мудру, а следовательно, эта техника должна выполняться в конце занятия, когда практикующий входит в самадхи. Но после выхода из этого состояния у йога нередко возникает естественное желание потянуться, а маха-мудра идеально подходит для этой цели.

Хотя Йогирадж рекомендовал практиковать йони-мудру перед сном, многие крийябаны извлекают из этой техники пользу, занимаясь в любое время дня.

Примерное расписание занятий

В дополнение к предложенному расписанию уделите время в течение дня, чтобы произносить мантру вслух 108 раз. Пойте Ом про себя в любую свободную минуту.

Техника Количество

Основное расписание

Минимальная длительность 50 минут
Нади-шодхана* 3 цикла
Уджайи-пранаяма* 3 цикла
Талабья-крийя 50 циклов
Маха-мудра 3 цикла
Нави-крийя 4 цикла
Крийя-пранаяма1 12-24 цикла
Концентрация От 5 минут

Перед сном

Маха-мудра 3 цикла — 5 минут
Йони-мудра 1-3 цикла

* Факультативно.

Практикуется раз в неделю.

 

Иогическая мудрость: пять оболочек души

Считается, что джива — это душа, покрытая одной или несколькими оболочками. Живой человек — это джива с пятью оболочками. Они позволяют нам взаимодействовать с тремя планами бытия — физическим, астральным и причинным измерениями.

1. Аннамайя-коша — это физическое тело, всем нам хорошо знакомое. Анна означает «еда»: этот слой формируется из того, что человек употребляет в пищу.

2. Пранамайя-коша: через это тело, формируемое одновременно с физическим, человек (душа, обитающая на всех трех планах) связан с физическим телом. Об этом тонком теле мы узнаем, работая с праной. Пребывая в достаточно спокойном состоянии, мы легко ощутим его присутствие. Взаимодействию с пранамайя-кошей в техниках крийи уделяется основ ное внимание, поскольку именно работа с ее энергией позволяет преодолеть материальное. Через это тело осуществляется двусторонняя связь между физическим и астральным уровнями, оно состоит из астральной материи, принадлежащей более высокому плану, но связанной с физическим измерением.

3. Маномайя-коша содержит в себе чувства и иллюзорные мысли. В теле она представлена двумя чакрами, расположенными над Аджней (Читтой (Не путать с читтой — потоком энергии, идущим от сердца к голове, хотя эти два понятия взаимосвязаны.) и Манасом). Является частью астрального тела.

4. Виджнянамайя-коша - часть буддхи (высшего ума) и ахамкары (эго). Также представлена двумя чакрами тонкого тела, которые находятся над чакрами Читта и Манас.

5. Анандамайя-коша — причинное тело. Его главная функция — хранение кармы от одного земного воплощения к другому.

После физической смерти материальное тело (аннамайя-коша) и тонкое тело (У существ, наделенных сознанием, тонкое тело может сохраняться.) (пранамайя-коша) постепенно разрушается. После астральной смерти та же участь ждет маномайя- и виджнянамайя-кошу, после чего сохраняется лишь причинное тело (анандамайя-коша). Когда на астральном плане зарождается новое тело, происходит формирование оболочек маномайи и виджнянамайи. Затем, когда джива появляется в материальном космосе, в материнской утробе восстанавливаются слои аннамайи и пранамайи.

Смерть причинного тела происходит после окончательного освобождения, при котором нейтрализуется вся карма. Лишенная тела, джива больше ничем не отделена от остального бытия, ни в пространстве, ни во времени. Если же после этого она воплощается в новом причинном теле, то человек возьмет на себя карму других людей, а значит, станет аватарой (Слово аватара буквально означает «нисхождение»: существо нисходит на Землю из состояния свободы от кармы, чтобы вобрать в себя карму тех, кто рожден на Земле. Обычные земные создания, напротив, восходят, ибо родились на Земле и на протяжении всего своего существования неизменно подчиняются законам кармы.).

Недавно мне открылось, что аватары больше не являются из ряда вон выходящим явлением, поскольку играют важную роль в духовном развитии человечества. Многие из них остаются незамеченными широкой общественностью, и даже сами они порой не знают о своей истинной природе. Аватара может производить впечатление как доброго, так и злого человека, или представлять собой нечто среднее. Но какими бы они не казались со стороны, в целом они оказывают неизменно нейтрализующее влияние. Это значит, что в конечном итоге аватары помогают душам освободиться от кармы (взяв ее на себя). Такой переход кармы происходит даже независимо оттого, осведомлен ли аватара об этом духовном пути, не говоря уже о своей подлинной идентичности.

Пример аватары еще раз подтверждает, что тело существует вокруг души, чтобы отделить ее от других тел и для выполнения определенных функций, необходимых для взаимодействия с обстоятельствами текущего существования. Джива, лишенная тела, уже ничем не ограничена и представляет собой освобожденную душу. Нашим естественным состоянием является непреходящее единство со всем сущим — состояние отсутствия тела.

 

 

УРОК 12.

МАНТРЫ И ДЖАПА-ЙОГА

То, что избавляет нас от ума,

или манаса, называется мантрой.

Шьяма Чаран Лахири

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ НЕТ.

Хотя Шьяма Чаран Лахири никогда не обучал мантрам и никогда не рекомендовал их, я все-таки включаю этот урок в качестве дополнительной инструкции, которая может принести крийябану огромную пользу, а может и, напротив, отвлечь от практики. Я предоставляю вам самим взвесить все преимущества и недостатки этой техники и принять решение, стоит ли вам заниматься этой техникой. Даже если вы уже практикуете какую-либо мантру, все равно будет нелишним просмотреть этот раздел, в том числе рекомендуемое расписание, чтобы убедиться, что вы используете мантру эффективно.

Практика повторения выбранной вами мантры или молитвы называется джапа-йогой. По словам некоторых учеников, кому поначалу не удавалось достичь в крийе заметного результата, стоило им включить в занятия мантры, как их практика за очень короткий промежуток времени перешла на качественно новый уровень.

Джапа являет свою силу, когда человек практикует ее на протяжении всей жизни; она помогает постепенно преобразить наше мышление. Сознательный и бессознательный разум не только освобождается от бремени блуждания вслепую, но становится более спокойным, чего требует практика крийи. Безмятежное состояние, достигаемое благодаря мантрам, чрезвычайно полезно в занятиях. Вы сразу заметите, что практика становится все более глубокой и трудные задачи решаются без усилий.

Джапа-йогу обычно связывают с тем или иным именем Бога и определенной религиозной системой. Однако это вовсе не обязательно. Повторения таких слов, как «любовь» или «покой», будет достаточно, чтобы эта практика называлась джапа-йогой. В данном уроке в качестве примеров приводится несколько подходящих мантр; полный же их перечень занял бы не одну сотню страниц.

Кроме того, вы можете смело использовать любую мантру на ваш выбор. Периодически мантры можно менять и даже варьировать их в зависимости от ситуации. Попробуйте произносить различные мантры, пока не найдете ту, которая отзывается в вашем сердце. Если вы все время неосознанно возвращаетесь к одной и той же мантре, то, скорее всего, именно ее и стоит практиковать. И наконец, возможно, ваше внутреннее «Я» в определенный момент жизни укажет вам мантру, которую следует использовать.

Человек, произносящий мантру, должен отчетливо понимать, что она означает. Механическое повторение неизвестных слов, даже на таком могучем языке-прародителе, как санскрит, гораздо менее эффективно, чем повторение звуков, значение которых находит отклик в вашем сердце. Покой, достигаемый многократным повторением одной и той же фразы, приносит немалую пользу, но если эта фраза исполнена смысла, ее эффект становится поистине поразительным.

Это любимая мантра Лахири, однако вам ни в коем случае не стоит считать ее необходимой или лучшей. Это «мантра освобождения», или мукти-мантра, или Васудева-мантра. Ом Намо — типичные слова приветствия, обращенные к божественному звуку Ом; Бхагавате и Васудевайя суть имена Бога как Кришны. Эта классическая двенадцатислоговая мантра гарантирует помощь в достижении освобождения каждому, кто ее практикует. В силу количества слогов мантру полезно использовать в практике высших крий, где один полный цикл состоит из двенадцати шагов.

Христианская мантра

В переводе с арамейского марана тха означает «приди, Господь», а маран атха — «Господь пришел».

Мантры «Радхасоами»

Панч Нам - это «пять имен» (Бога). Эти мантры используют приверженцы религиозного движения «Сайт Мат» («Путь Святых»).

1. Йониранджан. Слово ниранджан значит «непорочный», а йони - «обитель». В некоторых ответвлениях «Радхасоами» вместо этой мантры используют Джьотиранджан.

2. Оангкар. Это вариант названия звука Ом — «космического гула*, «звука Вселенной*.

3. Раранкар. Это имя владыки Дасван-Двара (Десятых Ворот (Согласно учению йот. Десятые Ворота тела — это Брахмарандхра. Остальные ворота суть два глаза, два уха, две ноздри, рот, уретра, задний проход. Дасван Двар - единственные ворота, закрытые в естественном состоянии; пройти через них означает обрести освобождение.)). По сути, Дасван-Двар — это то, что отделяет преходящую форму от мира вечности. Когда человек обращается к Раранкару, перед ним открывается возможность освобождения.

4. Соханг. Это означает «я есмь Он» или «я есмь Дух».

5. Сат Нам. Это означает «имя Ему — Истина».

 

Гаятри-мантра

Говорят, что до того, как Лахири познал учение крийи, он практиковал гаятри-мантру. Эта мантра существует в длинной и краткой формах. Текст ее гласит, что Вселенная связана с личностью каждого из нас и разделена на семь уровней — семь лок. В краткой форме мантры названы три нижних мира, или сферы, или существования: физический, астральный и причинный планы. В этом случае мантра состоит из слов Ом Бхур (физический план), Бхувах (астральный план) и Сваха (причинный план). В длинной форме мантры добавляются четыре высшие сферы существования: Маха (ментальный мир, дверь между духовным и проявленным), Джана (обиталище душ, мир чистого знания), Тапа (область, где все души едины) и Сатьям (план истинной реальности). Звучание этих слов используется для активации чакр, и их применение описано в разделе, посвященном технике гаятри-омкар-крийи. Вот краткая форма гаятри-мантры:

Ом Гуру

Эта простая мантра переводится как «от тьмы к свету». Гу буквально означает «тьма», а ру — «разгоняющий». Следовательно, Гуру — это тот, кто разгоняет тьму (духовного невежества). Повторяя эту мантру, некоторые практикующие думают о своем духовном Гуру. Кто-то выбирает ее лишь для размышления о духовном свете, который переживается, в частности, в Кутастхе.

Гуру-стотра

В традиции Бхаттачарьи (Бхаттачарья-сампрадайе) до и после занятия крийей рекомендуется петь следующую мантру:

Дословно этот текст переводится следующим образом: Акханда — неразделенное, Мандалакарам — бесконечно целое, Вьяптам — исполнено, Чарачарам — подвижное и неподвижное, Тат Падам — такое состояние, Даршитам — явлено, Йена - которым, Тасмаи - тому, Шри - славный, Гураве - гуру, учитель, Намах — мое приветствие.

Вот менее буквальный перевод: «Приветствую того Гуру, кто явил мне Истину — неразделенную, вечную, бесконечную Божественность, Истину, заполняющую всю Вселенную, подвижную и неподвижную».

Цель данной мантры (Гуру-стотры) — пригласить Бога себе в Учителя, чтобы Он был с нами на протяжении всей практики крийи. Гуру-стотра не является исключительным достоянием крийя-йоги или Бхаттачарья-сампрадайи и широко практикуется по всей Индии.

 

Харе Кришна

Эта популярная мантра существует в нескольких вариантах. Многие последователи ошибочно считают Кришну человеком. Те же, кто поистине достиг духовных высот, понимают: Он — Подлинная Высшая Душа каждого из нас. Христос — синоним Кришны, поскольку именно этим духом был исполнен Иисус. Быть может, вам приходилось видеть распространенные в Индии картины, на которых в голове у каждого персонажа изображен миниатюрный Кришна. Это значит, что он пребывает в каждом человеке без исключения. Кришна — наше Высшее «Я», единое Существо, творящее иллюзию множества. Мы иллюзорны: наш разум, наша история, наша индивидуальность — все является иллюзией. Сознание Сына едино, но воплощается во множестве. Мы (все существа, населяющие творение) суть Кришна.

Итак, мантра состоит из трех простых слов: Харе, Кришна и Рама. Здесь Харе может означать как супругу Кришны, так и проявление Вишну, устраняющего иллюзию. Рама — еще одно из имен Бога.

Выбор мантры

О мантрах можно написать целую книгу, и много таких книг уже существует. Вам или вашему духовному наставнику нужно определиться, какая из мантр подходит именно вам.

Выполнение.

1. Для начала повторяйте выбранную мантру 108 раз вслух, затем столько же раз про себя. Выполняйте это упражнение в течение недели.

2. Через неделю (при желании можно и раньше) начинайте произносить мантру мысленно во время ходьбы. Не забывайте при этом выполнять 108 повторений мантры один раз в течение дня.

3. Еще через неделю старайтесь произносить мантру всякий раз, когда разум ничем не занят. Не нужно повторять мантру, если вы находитесь за рулем или управляете тяжелой техникой; это небезопасно. В джапа-йоге главное концентрироваться на чем бы то ни было. Пусть текущая задача становится для вас предметом концентрации лишь в тех случаях, когда это целесообразно.

Занятие по вышеприведенному расписанию начинается с произнесения мантры сначала вслух, затем про себя. Как видите, далее предлагается повторять мантру на протяжении суток 75% всего времени. Дело в том, что, практикуя мантру в течение определенного периода времени, вы достигнете некоего порога, за которым ее повторение становится автоматическим. Если вы еще не полностью контролируете свой разум, а это умение приобретается только через овладение крийей, вы заметите, что ваше сознание бывает полностью поглощено текущими заботами, и чтобы освободить его, нужно сконцентрироваться на мантре. Когда во время повседневных занятий или медитации вас начинают мучить сомнения, просто расслабьтесь и повторяйте слова мантры. Если вы восприимчивы и целенаправленно повторяете мантру, ваши проблемы будут решены, а ваши потребности удовлетворены: либо вам откроется способ справиться с трудностями самостоятельно, либо помощь придет откуда-либо извне.

Примерное расписание занятий

Техника Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3

Основное расписание

Мантра вслух 5 минут 5 минут 5 минут
Мантра про себя 5 минут 10 минут +
Мантра 24 часа 5% 50% От 75%
Нади-шодхана* 3 цикла 3 цикла 3 цикла
Уджайи-пранаяма 3 цикла 3 цикла 3 цикла
Талабья-крийя 30 циклов 30 циклов 30 циклов
Маха-мудра 3 цикла 3 цикла 3 цикла
Нави-крийя 4 цикла 4 цикла 4 цикла
Ом-джапа* 6 циклов 6 циклов 6 циклов
Крийя-пранаяма 12-24 цикла 12-24 цикла 12-24 цикла
Концентрация От 5 минут От 5 минут От 5 минут

Перед сном*

Маха-мудра 3 цикла    
Йони-мудра 1-3 цикла    

* Факультативно.

Что дальше?

Если вы научились повторять мантру автоматически, а в свободное время произносите ее осознанно, переходите к следующему уроку.

Йогическая мудрость: Высшее «Я»

Мне посчастливилось пережить ряд событий, которые послужили для меня доказательством, что за пределами моего ограниченного линейного разума существует некая сила, действующая по собственному разумению. Одно из них произошло в пору моего обучения в колледже. Как-то раз я сидел над учебником физики и вдруг получил отчетливое сообщение. Я сразу понял» что оно исходит из божественного источника. Правда, содержание его может показаться даже забавным. В общем, было ясно сказано: «Бросай тетрадки, поднимайся и ступай в магазин на углу. Купи лотерейный билет — и выиграешь десять долларов».

Весьма странное послание! Как йог, я был против любых азартных игр. Как человек, изучающий физику, а потому сведущий в математике, я тем более был убежден, что игра никогда не принесет ничего, кроме убытка, в выигрыше в любом случае останется игорное заведение. И наконец, каждый, кто углублялся в теорию игр, знаком с некоторыми нехитрыми вычислениями. Но, несмотря на все это, я знал, что слышал голос истины, и мое существо преисполнилось покоя и уверенности. Я подчинился приказу, заложил закладкой место в учебнике и вышел из хижины, где в то время проживал. С долларом в кармане я отправился в магазин и приобрел один лотерейный билет. Когда я соскоблил защитный слой, оказалось, что я выиграл 10 долларов. Хозяин магазина был несколько удивлен — вероятно, моим равнодушным выражением лица, когда я обратился к нему за вознаграждением. Взяв у него десятидолларовую купюру, я без промедления вернулся домой и снова сел за учебу.

И тогда до меня дошел весь смысл этого, казалось бы, незначительного случая. Я много думал о нем, прежде чем завершить обучение. В шутку я рассуждал, что наконец-то мной получены хоть какие-то деньги из той суммы, которую государственная лотерейная программа обещала выделить на обучение! И ведь действительно, я вложил эти 10 долларов в свое образование.

После этого происшествия в моей жизни было немало подобных событий. И всякий раз я ясно понимал, что всем сущим — включая лотерею! — неизменно руководит некая высшая сущность.

Даже такие незначительные примеры свидетельствуют в пользу того, что практика крийя-йоги поднимает наше мышление к Высшему «Я» и оно начинает проявляться как таинственная скрытая сила, как будто существующая отдельно от нас. И чем глубже будет становиться наше понимание этого факта, тем больше мы станем себя идентифицировать с этой Высшей Сущностью, а малое «я» (естественный человек) станет для нас ограниченным существом, или ложным «я».

Действительно, низшее «я» не обладает совершенной интуицией Высшего «Я». Но оно может учиться через обращение к Высшему «Я». Случай с лотерейным билетом — пример этой способности, которую каждый из нас приобретает, практикуя крийя-йогу. И лучшим уроком, полученным мной в тот день, был не урок математики, но урок о божественной природе человека.

 

 

УРОК 13.

МЕНТАЛЬНАЯ КРИЙЯ

 

Неведение есть внешнее состояние ума.

Знание — результат крийи.

Шьяма Чаран Лахири

 

ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ ЭТОЙ ПРАКТИКИ: ментальная крийя-пранаяма. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ: первый этап крийя-пранаямы.

 

Ментальная крийя во многом похожа на технику Ом-джапы, но выполнять ее следует не до крийя-пранаямы, а после нее. Целью Ом-джапы является стимуляция чакр, тогда как ментальная крийя направлена на их восприятие. При выполнении обеих техник практикующий поочередно концентрируется на каждой чакре и поет мантру Ом, однако в ментальной крийе каждой чакре мы уделяем намного больше времени (от 10 до 20 секунд), стараясь ее интуитивно ощутить и расслабить. Чакры работают непрерывно, принимая прану и распределяя ее по телу. В результате спокойного сосредоточения на каждой из них по завершении крийя-пранаямы чакры естественным образом приходят в безмятежное состояние. Дыхание при этом тоже замедляется. Однако не пытайтесь даже заметить момент, когда это произойдет, не говоря о том, чтобы контролировать данный процесс. В ходе практики ментальной крийи вы с наибольшей вероятностью войдете в бездыханное состояние, что является одной из важнейших задач крийя-йоги. Поскольку рассматриваемая техника задействует разум, она представляет собой технику более высокого порядка, чем дхарана, которую в ряде школ практикуют вместо ментальной крийи. Ментальная крийя освобождает от необходимости как в Ом-джапе, так и в дхаране.

 

Выполнение

1. Завершив выполнение крийя-пранаямы, оставайтесь в асане со взглядом, направленным в Бхрумадхью. Дышите свободно, не обращайте внимания на дыхание.

2. Сконцентрируйтесь на первой чакре и задержитесь в ней на 10-20 секунд. Мысленно можно петь мантру Ом, хотя это не обязательно. Не забывайте сохранять концентрацию, пока не ощутите освобождение - оно воспринимается как некое сладостное чувство или цветное сияние в Кутастхе.

3. Повторите шаг 2 во 2-й, 3-й, 4-й и 5-й чакрах. То же самое выполните в Бинду.

4. После того как вы поднялись к Бинду, начинайте спускаться, останавливаясь в Медулле, 5-й, 4-й, 3-й, 2-й и 1-й чакрах. В каждой чакре можно петь Ом, можно просто задерживаться на 10-20 секунд, однако ни в коем случае не ускоряйте выполнение упражнения и не позволяйте концентрации ослабнуть.

5. Один полный цикл длится от 2 до 4 минут. Продолжайте поднимать и опускать энергию до тех пор, пока чувствуете себя при этом комфортно. Чтобы ничто не мешало полностью расслабиться, не считайте количество выполненных повторений. Просто повторяйте шаги 2—4 столько, сколько вам удобно.

 

Рекомендации

Иногда в верхней части головы можно увидеть свечение. Если это случилось, спокойно сфокусируйте на нем свое внимание. В седьмой чакре переживается статичная прана — состояние, которое наступает после выполнения крийи и называется крийя-паравастха ((бенгальск. «состояние вне*) — трансцендентное состояние.). Вспоминайте об этом опыте в повседневной жизни как можно чаще. Если во время практики вас охватит блаженство или вы испытаете эйфорию или другое переживание, имеющее божественное происхождение, можно прервать занятие и всем своим существом погрузиться в эти ощущения. Когда чувство утихнет, продолжайте выполнять упражнение с того места, где остановились. Помните, что крийябану не пристало гнаться за результатами: он просто принимает их, когда они приходят, и не держится ни за один из них. Только так достигаются еще более высокие состояния, какие сегодня мы не можем себе и представить.

Данную технику можно варьировать, концентрируясь то на одной стороне чакры, то на другой. Многие люди входят в состояние умиротворения, фокусируя внимание на задней стороне, и, напротив, переживают прилив энергии при сосредоточении на передней. Традиционно направление концентрации чередуется: при подъеме мы фокусируемся на передней стороне, а при спуске — на задней.

 

Примерное расписание занятий

В дополнение к предложенному расписанию, уделите время в течение дня, чтобы произносить мантру вслух 108 раз. Пойте Ом про себя в любую свободную минуту.

Техника Количество

Основное расписание

Нади-шодхана* 3 цикла
Уджайи-пранаяма* 3 цикла
Талабья-крийя 50 циклов
Маха-мудра 3 цикла
Нави-крийя 4 цикла
КП-1 12-24 цикла
Ментальная крийя 6 циклов

Перед сном

Маха-мудра 3 цикла
Йони-мудра 1-3 цикла

* Факультативно.

 

Что дальше?

Практикуйте ментальную крийю на протяжении недели, после чего переходите к следующему уроку.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь