Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КРИЙЯ-ПРАНАЯМА С КОРОТКИМ ДЫХАНИЕМ



 

Я всегда рядом с тем, кто практикует крийю.

Шьяма Чаран Лахири

 

 

ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ ЭТОЙ ПРАКТИКИ: крийя-пранаяма короткого дыхания.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ: первый этап крийя-пранаямы.

Крийя-пранаяма с коротким дыханием — это способ естественным образом перемещать прану вверх и вниз по позвоночнику с ее собственной скоростью, при этом взаимодействуя с ней, в противоположность методу «грубой силы» крийя-пранаямы. Если, практикуя последнюю, йог в определенном смысле «прожигает путь» в сушумне, то, выполняя вариант техники с коротким дыханием, мы ждем, пока энергия не придет в движение, и только после этого продолжаем работу; крийя-пранаяма не может гарантировать такого эффекта. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что сочетание этих двух методов — важное условие достижения серьезного прогресса.

Наибольшую пользу крийя-пранаяма с коротким дыханием приносит в тех случаях, когда требуется точность и завершенность перемещения праны, каким бы коротким ни было расстояние, на которое мы ее перемещаем. Кроме того, данная техника, действуя подобно массажу, тренирует энергетический канал на органическом уровне. Она представляет собой превосходный способ подготовки к йони-мудре. Если перед началом данной техники выполнить маха-мудру, то в результате крийя-пранаямы с коротким дыханием энергия пройдет весь путь от Муладхары до Кутастхи.

Выполнение

1.   Сфокусируйте внимание на первой чакре (Муладхаре).

2.   Подождите, пока не ощутите потребность сделать вдох.

3. Сразу, как только потребуется, делайте вдох длительностью около одной секунды, затем задержитесь во второй чакре (Свадхиштхане).

4. Когда возникнет необходимость, снова вдыхайте на протяжении одной секунды, после чего сделайте паузу в третьей чакре (Манипуре).

5. Теперь выдыхайте — с естественной длительностью выдоха — и верните энергию назад в первую чакру, затем задержите дыхание, пока снова не понадобится сделать вдох.

6. Снова вдохните и быстро подтяните энергию к четвертой чакре (Анахате), задержитесь в ней, пока не потребуется выдохнуть. На выдохе верните энергию в первую чакру (Муладхару) и сделайте паузу.

7. Снова вдохните и быстро подтяните энергию к пятой чакре (Вишуддхе), задержитесь в ней, пока не потребуется выдохнуть. На выдохе верните энергию в первую чакру (Муладхару) и сделайте паузу.

8. Снова вдохните и быстро подтяните энергию к Бинду, задержитесь в ней, пока не потребуется выдохнуть. На выдохе верните энергию в первую чакру (Муладхару) и сделайте паузу.

9. Снова вдохните и быстро подтяните энергию к Медулле, задержитесь в ней, пока не потребуется выдохнуть. На выдохе верните энергию в первую чакру (Муладхару) и сделайте паузу.

10. Снова вдохните и быстро подтяните энергию к пятой чакре (Вишуддхе), задержитесь в ней, пока не потребуется выдохнуть. На выдохе верните энергию в первую чакру (Муладхару) и сделайте паузу.

11. Еще раз повторите описанное действие, останавливаясь в четвертой, третьей и второй чакрах.

12. Повторяйте шаги 1 — 11 до тех пор, пока ваше дыхание не станет очень спокойным, почти неощутимым.

Рекомендации

При правильном выполнении один цикл занимает десять вдохов. Обратите внимание, насколько спокойным будет ваше дыхание до и после выполнения данного упражнения.

Примерное расписание занятий

В дополнение к предложенному расписанию, уделите время в течение дня, чтобы произносить мантру вслух 108 раз. Пойте Ом про себя в любую свободную минуту.

Техника Количество

Основное расписание

Нади-шодхана* 3 цикла
Уджайи-пранаяма* 3 цикла
Талабья-крийя 50 циклов
Маха-мудра 3 цикла
Нави-крийя 4 цикла
КП-1 12-24 цикла
КП-2 (один раз в неделю.) 12-24 цикла
Ментальная крийя 6 циклов

Перед сном

Маха-мудра 3 цикла
Крийя поверхностного дыхания 12 циклов
Йони-мудра (только поздно вечером) 1-3 цикла

* Факультативно.

Иогическая мудрость: Кундалини

Если у вас ранее был опыт занятий йогой, значит, вы, несомненно, слышали о Кундалини. Но что же она представляет собой на самом деле? Теперь вы уже немного знакомы с пранической энергией. В сущности, Кундалини — это свернутый кольцами резервуар пранической энергии (иногда изображается в виде змея). Как правило, Кундалини заперта в Муладхаре. Дать этой энергии возможность вернуться в Сахасрару, откуда она берет начало, — важная цель крийя-йоги.

Поскольку тонкое тело наслаивается на физическое, оно также существует в пространстве и принадлежит этому измерению. Главное различие между физическим и тонким телами заключается в том, что последнее состоит из астральной материи. Вторая отличительная особенность тонкого тела: в нем вместо крови циркулирует прана. Это осуществляется посредством системы каналов, именуемых нади. Среди нади выделяются три главных канала: ида, пингала и сушумна. Они проходят вдоль позвоночника. Ида расположена слева, а пингала — справа, и кроме того, они пересекаются в определенных точках позвоночного столба, которые называются «узлами» (или грантхами). Прана и апана в большинстве случаев текут по этим двум каналам, но в течение дня каждый из потоков движется то по иде, то по пингале поочередно. Узнать, какая из этих двух нади активна в данный момент, можно, выяснив, какая из ноздрей преобладает (то есть дыхание через нее более свободное). Познание нади не требует веры, но лишь восприимчивости, которую вы приобретете, практикуя крийю.

Сушумна — наименее активный канал, проходящий через внутреннюю часть позвоночного столба от Сахасрары до Муладхары. Сушумна — не единственная нади: считается, что в человеческом теле их насчитывается свыше 72000.

В результате неправильного использования их сбалансированная работа нарушается, и они начинают пропускать либо слишком мало, либо слишком много пранической анергии. Прана является необходимой составляющей обмена веществ в организме человека, без нее невозможно осуществление ни одной из его функций и в результате наступает смерть (Существует дна типа праны — подвижная (активная, динамичная) и неподвижная (статичная). В самадхи активизируется неподвижная прана, которая поддерживает жизнь в клетках организма, хотя сам человек пребывает в бездыханном состоянии.).

Крийя-йога есть практика очищения и восстановления этих каналов. Их оздоровление автоматически ведет к освобождению человека от ненормальных состояний и укреплению его здоровья. Но что более важно, плененная Кундалини обретает возможность вернуться к своему источнику — в Сахасрару.

Чтобы понять, как это происходит, представьте себе, как каналы, засоренные и/или завязанные в узлы, очищаются, позволяя энергии по вашему желанию возвращаться к духу или нисходить в материю. В сущности, вы обретаете контроль над жизнью и смертью.

В естественном состоянии при вдохе прана опускается по пересекающимся в основных узлах каналам ида и пингала, пока не достигнет Муладхары. При выдохе прана, двигаясь в обратном, восходящем направлении, преобразуется в апану; по пути она проходит через все чакры, которые посредством своих «лепестков» направляют энергию в остальные нади. При выполнении крийя-пранаямы прана, напротив, поднимается на вдохе, а апана опускается на выдохе. Этот процесс противоположен тому, что обычно происходит в иде и пингале, и его осуществление является изначальной функцией сушумны (Точнее, эту функцию выполняет брахма нади, но на Западе термином сушумна принято обозначать все нади, расположенные внутри нее и идущие из Муладхары в Брахмарандхру.). Только по сушумне прана может вернуться к своему источнику в Сахасраре. Соответственно, несложное действие по обращению дыхания вспять приводит к пробуждению центрального канала и позволяет пране миновать активизирующие метаболизм иду и пингалу, в результате чего дыхание и сердцебиение замедляются или останавливаются вовсе.

Для того чтобы раскрыть сушумну, достаточно одной крийя-пранаямы. Однако это не самый быстрый способ, и в отдельных случаях он может не подействовать. Существуют специальные упражнения, которым Лахири обучал последователей для преодоления заторов в канале. Эти заторы называются «узлами» (грантхами) и представляют собой точки пересечения иды, пингалы и сушумны. Пересечение происходит, как правило, в Муладхаре, Манипуре, Анахате и Аджне (в языке). Маха-мудра позволяет развязать узел в Муладхаре, нави-крийя — в области пупка, а кхечари-мудра — в Аджне. Обычная крийя-пранаяма освобождает Анахату. Как только все преграды будут устранены, энергия сможет двигаться по прямому пути сушумны. Устранению узла в Анахате и ингериоризации праны по сушумне способствуют также первые три омкар- крийи (крийи 1, 2 и 4). Кроме того, на поднятие Кундалини направлена шестая крийя, а на ее стабилизацию — седьмая, которые вам еще предстоит освоить.

Углубить эффект практики крийи также можно, упорядочив выполнение техник. Продвигаясь снизу вверх, вы сможете поднять энергию всего за одно занятие медитацией. Например, если вы начнете с маха-мудры, затем перейдете к нави-крийе, затем — к крийя-пранаяме, а в завершение проделаете маха-мудру, вам будет легче поднять энергию в Аджню, и таким образом вы получите неплохой шанс увидеть Кутастху. Четыре базовые техники первой крийи направлены как раз на то, чтобы устранить узлы.

Многие из нас слышали, что «преждевременное пробуждение» Кундалини таит в себе опасность. Я думаю, что это не вполне соответствует действительности. Дело в том, что при пробуждении Кундалини все наши слабости выходят на передний план, чтобы мы могли определить для себя, бороться с ними или нет. Сопротивляясь им, мы как будто посылаем своему «я» противоречивые послания: с одной стороны, мы жаждем очищения и освобождения, с другой отвергаем. Путь к преодолению этого явления — усиленная практика пранаямы.

Чувство тепла, связанное с пробуждением Кундалини, объясняется восхождением энергии, в настоящее время запертой в Муладхаре, по позвоночнику. Когда она встречает на своем пути узел и упирается в него, это ощущение нередко становится неприятным. Решением данной проблемы служит опять же практика крийи. Например, если тепло локализуется в области пупка, выполняйте нави-крийю. Но бывает и так, что сама преграда находится выше того места, где ощущается. Таким образом, она может находиться в Анахате. Столкнувшись с этим, выполняйте крийя-пранаяму, бхастрику-пранаяму, сушумна-шодхану или любые омкар-крийи.

Когда энергия в иде и пингале приходит в равновесие, прана перемещается по сушумне более свободно. Поэтому нади-шодхана-пранаяма является еще одним действенным средством против «застревания» энергии Кундалини.

К счастью, техники крийя-йоги позволяют пробудить Кундалини более щадящим и естественным способом, чем практики тантры и Кундалини-йоги.

 

 

УРОК 17.

ШАМБХАВИ-МУДРА

 

Вглядываться в центр лба,

в точку над носом и бровями,

весьма непросто.

Но тот, кто укрепится в этом,

достигнет состояния самадхи.

Шьяма Чаран Лахири

 

ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ ЭТОЙ ПРАКТИКИ: пристальное вглядывание в межбровный центр.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ: умение концентрироваться.

Шамбхави — одна из рекомендуемых мудр, которые, как сказано в «Гхеранда-самхите» (книге XVII века), «приносят успех йогам». Это движение не является обязательной частью стандартной практики крийи, но его крайне желательно выполнять в ходе третьего этапа крийя-пранаямы. На первых порах оно может показаться трудным, но в дальнейшем, когда вы к нему привыкнете, оно принесет неоценимую пользу. Приступая к выполнению данного упражнения, как и к любой другой технике крийи, принимайте во внимание особенности вашего организма, которые могут послужить ограничением.

Выполнение

1. Сядьте в обычную позу для медитации; кисти рук лежат на коленях, пальцы переплетены.

2. С открытыми глазами сконцентрируйтесь на Бхрумадхье, точке между бровей. Только на этот раз нужно слегка наморщить область между бровей.

Рекомендации

Выше приведена полная инструкция по выполнению шамбхави-мудры. Существует усложненный вариант техники, при котором глаза закрыты или полузакрыты, что мы видим на единственном дошедшем до нас изображении Лахири, представленном на рис. 3. По мере практики легкое напряжение в глазах постепенно исчезнет и сохранять такое положение будет все легче.

Во время выполнения шамбхави-мудры йоги удерживают концентрацию на Бхрумадхье, тем самым оказывая давление на поднимающуюся энергию Кундалини, что само по себе является мощной техникой медитации. Позже вы узнаете, как шамбхави-мудра сочетается с третьим этаном крийя-пранаямы.

Что дальше?

Поупражняйтесь в данной мудре в течение некоторого времени, затем переходите к следующему уроку.

Йогическая мудрость: втягивание праны

Пранические каналы тонкого тела зарождаются уже на ранних этапах внутриутробного развития. Поначалу они небольшие и тонкие — и, по сути, остаются таковыми, даже когда их функции распространяются на близлежащие физические органы. Сами чакры тоже весьма невелики. Действительно, они расположены внутри читрини-нади, которая в свою очередь находится в ваджра-нади, покрытой оболочкой сушумны. Бинду, центр чакры, лежит в брахма-нади, а лепестки простираются в читрини и соединяются с другими чакрами.

Для нас, крийя-йогов, задние кшетрамы чакры представляют больший интерес, чем передние, поскольку играют роль «дверей». Через точки на задней стороне тела легче обрести доступ к брахма-нади — каналу, который мы стремимся активировать. Его активация дает нам возможность восстановить связь между Брахмарандхрой и Муладхарой. Впрочем, надо сказать, что брахма-нади проходит через внутреннюю часть позвоночника и добраться до нее довольно сложно. (Хотя существует много техник, позволяющих нам это сделать.)

Трудность перемещения по брахма-нади объясняется в первую очередь магнитным притяжением других над и, особенно иды и пингалы. Эти два канала проходят в непосредственной близости от сушумны на протяжении всего пути от Аджни до Муладхары. В точках, где ида и пингала соединяются с лепестками чакр, этим каналам свойственно вытягивать энергию из брахма-нади. Пингала — раджасический канал, а ида — тамасический. Их соединение с лепестками чакр происходит в Аджне, Анахате, Манипуре и Муладхаре.

Таким образом, одна из главных целей крийябана — устремить поток праны через центр чакры. Именно на ее достижение и направлено большинство техник крийя-йоги. Практика маха-мудры позволяет нам обойти точку соединения иды и пингалы с нижними лепестками Муладхары и вместо этого соединиться с брахма-нади и подняться к Манипуре. В Манипуре мы аналогичным образом обходим соединение чакры с идой и пингалой, прибегая к помощи нави-крийи. В Анахате, пока йог не освоил вторую, третью и четвертую крийи, выполняется крийя-пранаяма. Узел в Аджне преодолевается кхечари-мудрой, а также шестой крийей. До некоторой степени крийя-нранаяма способна устранить любой из этих узлов.

 

 

Когда брахма-нади очищена и активирована, йог всякий раз во время медитации без труда входит в бездыханное состояние или состояние безмятежного дыхания.

Это объясняется, разумеется, тем, что прана исходит из Духа, а не втягивается с дыханием. Большинство простых людей обходятся лишь малой толикой праны, заключенной в теле. Освобождая сушумну, человек получает доступ к неисчерпаемому источнику духа, поступающего из Сахасрары. В этом состоянии для него нет ничего невозможного.

Концентрацию на меридианах я назвал «втягиванием праны» потому, что это действие позволяет нам сбалансировать энергию, втянуть ее в центральный канал и устремить к верхним центрам. Вся хитрость заключается в том, чтобы научиться направлять Прану по брахма-нади и не позволять ей уходить по иде и пингале — эту ошибку совершают многие йоги.

 

УРОК 18.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь