Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Выполнение в сочетании с йони-мудрой



Совмещая мула-бандху, джаландхара-бандху и уддияна-бандху, можно получить альтернативный вариант йони-мудры, при котором мы делаем вдох и затем концентрируемся на Бхрумадхье на выдохе. Поскольку выдыхаем мы больше, чем вдыхаем, эту позу не получится удерживать так же долго, как обычную йони-мудру, но тем не менее данная техника способна привести практикующего к гораздо более быстрым результатам.

1. По завершении занятия крийей оставайтесь в позе для медитации. Руки, не соприкасаясь, свободно лежат на коленях. По возможности проделайте кхечари-мудру, в противном случае поднимите кончик языка к нёбу.

2. Закройте глаза. Без напряжения направьте взгляд в Бхрумадхью, концентрируясь при этом в брегме в теменной области.

3. Теперь постарайтесь почувствовать резервуар энергии, запертый в Муладхаре. Выполните мула-бандху, мысленно произнося Лам. Начинайте вдыхать, представляя себе, как энергия из Муладхары всасывается в позвоночник. Поднимайте ее вверх по позвоночному столбу к третьей чакре (Манипуре).

4. Когда заполнится 30-40% объема легких, мысленно пропойте Рам; убедитесь, что вы проследовали по сушумне до третьей чакры. Почувствуйте, как она, подобно магниту, притягивает энергию, покоящуюся в Муладхаре. При желании можно освободить мула-бандху и применить джаландхара-бандху.

5. Далее, продолжая вдыхать, сфокусируйтесь на бинду-висарге и пропойте в ней мантру Ом. Используйте бинду-висаргу как магнит, чтобы притянуть Прану к центру головы, где расположена Аджня. Почувствуйте, что вся энергия, которая была в Манипуре, переместилась в центр головы, и та озарилась светом, подобно лампочке. Легкие к этому моменту должны заполниться на 99% своего объема. Освободите джаландхара-бандху.

6. Поднимите руки так, чтобы предплечья были параллельны полу, а локти — направлены в стороны. Кисти рук поднесите к лицу.

7. Большим пальцем левой руки прижмите козелок левого уха, перекрывая ушной проход. Аналогичным образом прижмите большим пальцем правой руки козелок правого уха. Указательные пальцы поместите в уголки глаз. Надавливать следует не на сами глазные яблоки, а на края глазницы.

8. Сделайте резкий выдох и при желании выполните джаландхара-бандху. Следите за тем, чтобы при наклоне головы пальцы оставались на своих местах.

9. Когда вы выдохнете и выполните три бандхи, энергия, находящаяся в центре головы, «осветит» область между бровей (Бхрумадхья — Кутастха). По мере практики, это движение приобретет автоматизм и уже не будет отвлекать ваше внимание от Бхрумадхьи.

10. По завершении выдоха зажмите ноздри средними пальцами. Поместите безымянные пальцы над верхней губой, а мизинцы — под нижней. Пальцы должны касаться кожи и слегка надавливать на нее, как будто перекрывая потоки энергии, поступающие в лицо. Задержите дыхание и мысленно произносите слог Ом в Бхрумадхье столько раз, сколько сможете.

11. Постарайтесь увидеть два лепестка Аджни (слева и справа). Концентрируйтесь на них до тех пор, пока свет Кутастхи не явится в образе золотого кольца. Если вам удастся разглядеть Звезду в центре, направьте в

нее энергию — так вы достигнете «одухотворения». Эта Звезда — место Брахмана, Абсолютного Духа.

12. Задерживайте дыхание столь долго, сколько можете, пока вам не понадобится вдохнуть.

13. Сделайте естественный вдох, сохраняя при этом концентрацию на Бхрумадхье или Кутастхе. На вдохе освободите все бандхи.

14. Завершив полный вдох, выдыхайте, направляя теплый поток энергии из Кутастхи вниз по задней стороне чакр.

15. Расслабьтесь. Обычно выполняется всего один цикл йони-мудры.

Что дальше?

Поупражняйтесь в предложенной технике в течение некоторого времени, затем переходите к следующему уроку.

Йогическая мудрость: самьяма

В «Йога-сутрах» Патанджали (глава 3, стихи 1-6) самьяма определяется как сочетание дхараны, дхьяны и самадхи или как концентрация на каком-либо предмете до тех пор, пока духовное знание не раскроется само собой.

• Рассказав о пяти внешних аспектах садханы, Патанджали переходит к рассмотрению предмета дхараны. Если читта всецело сфокусирована на одном из перечисленных ниже предметов, дыхание замирает, и это называется дхараной — в Манипуре, в голове, в сердце, в Свете Кутастхи, в основании носа, на кончике языка или в любой другой части тела.

• Непрерывное удержание ума в одном из вышеперечисленных мест, где читта достигает дхараны, называется дхьяной. Во время дхьяны, все вещи приходят в гармонию друг с другом и их действия становятся согласованными.

• Самадхи есть познание «Я» как Пустоты, переживание слияния разума медитирующего с объектом медитации (Брахман), также сам процесс медитации.

• Самьяма есть соединение трех садхан - дхьяны, дхараны и самадхи.

• Через овладение самьямой обретается Свет Внутреннего Восприятия (праджня).

• Самьяму можно с пользой применять в различных областях жизни.

В крийя-йоге, особенно в высших крийях, практикующий использует самьяму, чтобы непосредственно познавать Реальность Омкар, тем самым сливаясь с ней. Интеллектуальное понимание не считается истинным — истина открывается исключительно через самьяму. Патанджали в общих чертах описал мно-

жество различных способов самьямы. По мере продвижения в практике крийи вы можете смело поупражняться в некоторых из приведенных ниже техник концентрации.

• Посредством самьямы над тремя родами изменений обретается знание прошлого и будущего.

• Посредством самьямы над звучанием слова, его значением и реакцией на него — трех аспектах, которые часто путают, — обретается понимание всех звуков, издаваемых живыми существами.

• Посредством самьямы над впечатлениями обретается знание прошлых воплощений.

• Посредством самьямы над отличительными признаками тела другого человека познаются особенности его разума, но не его содержание, ибо оно не является предметом самьямы.

• Когда йог выполняет самьяму над формой тела другого человека, при устранении способности его восприятия и отделения силы проявления от глаз наблюдателя, оно становится невидимым. Также перестают быть слышны и звуки, им издаваемые.

• Посредством самьямы над двумя родами кармы — приносящей плоды рано и поздно — или различения предзнаменований смерти йог может познать точное время расставания с телом.

• Посредством самьямы над дружелюбием, состраданием и т. п. развивается сила этих качеств.

• Посредством самьямы над какой-либо силой — например, силой слона — обретается соответствующая сила.

• Посредством самьямы над Внутренним Светом обретается знание тонкого, потаенного и удаленного.

• Посредством самьямы над солнцем обретается знание космических пространств.

• Посредством самьямы над луной обретается знание созвездий.

• Посредством самьямы над Полярной звездой обретается знание движений звезд.

• Посредством самьямы над пупком обретается знание строения тела.

• Посредством самьямы над полостью глотки укрощаются голод и жажда.

• Посредством самьямы над каналом курма-нади достигается абсолютная неподвижность.

• Посредством самьямы над сиянием в затылке обретается способность лицезреть небожителей.

• Посредством самьямы над сердцем обретается знание содержимого разума.

• Посредством самьямы над связью между ухом и эфиром обретается способность к яснослышанию.

• Посредством самьямы над связью между телом и эфиром или достижения в ходе медитации легкости хлопкового волокна йог обретает способность летать по воздуху.

• Посредством самьямы над грубыми и тонкими формами элементов, над их основными свойствами и присущими им Гунами (качествами) и над восприятием этих форм достигается господство над элементами. Отсюда возникает и способность уменьшаться до размера атома и другие способности такого рода, в том числе обретение совершенного тела, для которого элементы перестают быть преградой.

• Посредством самьямы над различением саттва-гуны (духовное качество) и Атмана (духом) обретается всемогущество и всеведение.

Большую часть сведений, изложенных в данной книге, я получил практикуя самьяму — либо медитируя над прочитанным, либо формулируя вопрос и соединяясь с его предметом. Но хотя самьяма и является отличным способом получения информации и силы, существует средство, значительно ее превосходящее, — Космическое сознание. Информация и сила, обретаемые в этом состоянии, безграничны и совершенно подлинны. Единственная загвоздка в том, что в состоянии, Космического сознания у человека не возникает желания спрашивать о чем бы то ни было, именно поэтому я по-прежнему выполняю самьяму, когда хочу о чем-то узнать.

Следует также отметить, что Патанджали приводит примеры применения самьямы для достижения определенных целей. На самом деле вера, с которой мы приступаем к медитации, — это все, что нужно для получения ответа на наш вопрос. Бог свободно владеет всей информацией. И Он ограждает нас лишь от того знания, что способно причинить нам вред.

 

УРОК 22.

БХАСТРИКА-ПРАНАЯМА

 

 

Не будь праздным, практикуй крийю.

И не жди,

что кто-то даст тебе советы по практике.

Шьяма Чаран Лахири

 

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: Нави-крийя.

Санскритское слово бхастрика означает «кузнечный мех».

В крийя-йоге техника бхастрика-пранаямы используется для «постукивания» по Анахате, аналогично тому, как нави-крийю применяют для постукивания по Манипуре. Она способствует очищению Анахаты и сушумны на расстоянии нескольких сантиметров выше и ниже чакры.

Помимо крийя-йоги, бхастрика-пранаяма практикуется в хатха-йоге и считается, что данная техника оказывает на организм следующее благотворное воздействие:

• массирует область вокруг диафрагмы, тем самым способствуя выведению токсинов из легких и других органов;

• повышает снабжение клеток кислородом;

• при занятии техникой всего по нескольку минут в день она помогает избежать болезней.

Бхастрика-пранаяму не следует практиковать во время беременности и при нарушениях кровообращения.

Выполнение

1.  Техника выполняется после маха-мудры и нави-крийи и до крийя-пранаямы. Примите обычную позу для медитации; ладони лежат на коленях, пальцы переплетены. При желании поднимите язык в кхечари-мудру или частичную кхечари-мудру.

2.  Закройте глаза и без напряжения направьте взгляд в Бхрумадхью, точку между бровей.

3.  Сделайте резкий вдох через обе ноздри, полностью заполнив легкие. Вдох выполняется за счет расширения грудной клетки, а не живота. Во время вдоха сконцентрируйтесь на переднем кшетраме Анахаты и мысленно

пропойте Ом в этой точке. Представьте, что вы помещаете Ом в центр чакры.

4. Сделайте резкий выдох, издавая примерно тот же звук, как при выполнении уджайи -пранаямы. Следите за тем, чтобы глотка была сжатой, тогда получится характерный шипящий звук. Мысленно пойте Ом в заднем кшетраме Анахаты.

5. Повторите шаги 1 —4 от трех до пяти раз.

Рекомендации

Бхастрика-пранаяму можно варьировать следующим образом. Попробуйте выполнять описанную выше процедуру с очень поверхностными и быстрыми вдохами, повторяя описанное выше действие десятки раз. На вдохе произносите Ом спереди чакры, на выдохе — позади нее.

Еще больше можно видоизменить данную технику, произнося Ом только спереди или только сзади Анахаты. Как утверждает большинство практикующих, упражнение приносит лучшие результаты при концентрации на заднем кшетраме чакры.

Постарайтесь пропустить поток энергии по сушумне в Анахату. Почувствуйте, как устраняются заторы в тонкой центральной трубке.

Также следует порекомендовать добавить к данной практике «технику экстаза». Для этого несколько раз откройте и закройте глаза и оставьте веки полузакрытыми. Представьте, как радость распирает сердце.

Если техника выполняется правильно, вы испытаете чудесное ощущение, зарождающееся в области грудины. Однако не унывайте, если вы не добьетесь результатов с первых нескольких попыток. На раскрытие сушумны вокруг Анахаты может потребоваться некоторое время. Успешность данного процесса зависит и оттого, насколько свободен канал вблизи остальных чакр.

Иогическая мудрость: техники «Сайт Мат»

Хотя я решил не присоединяться к пути «Сайт Мат», я по-прежнему интересуюсь техниками этого учения. И действительно, некоторые из них показались мне весьма полезными, и время от времени я практикую техники «Сант Мат». Ниже приводится список техник, которые вам, возможно, захочется испробовать.

Асана

Поскольку приверженцы «Сант Мат» выполняют большинство медитаций в астральном мире, асана в их практике не играет важной роли. Первое настав

ление пути «Радхасоами» гласит, что медитировать можно сидя в кресле или на коврике. Допустимо сидеть скрестив ноги или в естественной позе, поставив ступни на пол. Спину держите в вертикальном положении, шею и голову — прямо. При этом нет необходимости удерживать спину прямой и избегать соприкосновения спины с какой-либо поверхностью (чего строго придерживаются крийя-йоги).

Поза Кутастхи

Первый шаг в практике «Сайт Мат» — восприятие света в Кутастхе. Но техника его достижения описывается немного иначе, чем в крийе.

1. Закройте глаза и, слегка приподнимая взгляд, сконцентрируйтесь на Бхрумадхье.

2. С закрытыми глазами постарайтесь сфокусироваться на точке, расположенной перед лбом на расстоянии 20-25 см.

3. Следите за тем, чтобы не возникало напряжения. Вглядывайтесь в указанную точку так, как будто смотрите на экран, установленный во тьме перед вами. В конечном итоге у вас появится ощущение, словно вы вплываете в некое бескрайнее пространство.

Симран аль-Кутастха

В какой-то момент практикующему сообщают мантры Панч Нам, которые представляют собой пять имен Бога:

• Йониранджан,

• Оангкар,

• Раранкар,

• Соханг,

• Сат Нам.

Панч Нам означает «пять имен». Помимо использования во время медитации, эти мантры можно мысленно петь в любое время, когда практикующий испытывает нужду. Как учат в некоторых школах «Сайт Мат», важно точно произносить слова мантры, но еще более важную роль играет намерение: вы взываете к истинным именам Бога, желая соединиться с ними. Техника Симраналь-Кутастха состоит в пении этих пяти имен в Кутастхе (Симран, и означает «повторение мантры». См. подробнее об этом и вообще о традиции «Сайт Мат» в книге Санта Кирпала Сингха «Венец жизни». — Прим. ред.):

1. Примите обычную позу для медитации. Не обращайте внимания на дыхание.

2. Выполните позу Кутастхи и, если вам виден Внутренний свет, сконцентрируйтесь на нем. Если же вы увидите одну лишь темноту, то сфокусируйте внимание на ней.

3. Медленно повторяйте про себя пять имен Бога до бесконечности.

4. В конечном итоге вы увидите свет, и ваше тело и разум сольются с ним воедино.

Нада-йога

Санскритское слово нада означает «звук». Для того чтобы расслышать звучание Ом, используют опору для рук или ушные вкладыши.

1. Сядьте в позу Кутастхи. Не обращайте внимания на дыхание.

2. Поднимите кончик языка к нёбу.

3. При помощи опоры для рук закройте уши большими пальцами. Убедитесь в том, что опора позволяет вам держать спину прямой и расслабленной. Следите также за тем, чтобы пальцы не давили на уши слишком сильно — в этом случае звуки, издаваемые телом, станут слишком отчетливыми. Наша задача — свести к минимуму все шумы, дабы расслышать тонкие духовные звучания. (Мой знакомый приверженец «Сайт Мат» пользуется ушными вкладышами.)

4. Вслушайтесь в звуки, исходящие сначала из правой стороны вашего тела, затем из темени. Это звучание подобно звону колокольчика, но отличается от звука, испускаемого сердечной чакрой: оно гораздо более чистое и завораживающее. Вы испытаете духовный подъем и ощутите такое умиротворение, которого невозможно достичь, просто слушая Анахату.

5. Ограниченная кхечари-мудра

В «Сайт Мат» кхечари-мудра не такая глубокая, как в крийя-йоге: для ее выполнения достаточно просто поднять язык так, чтобы его кончик касался нёба, словно указывая в направлении Аджни. Это самостоятельная техника и ее можно практиковать отдельно от всех остальных. Выполняя данное упражнение, йог стремится ощутить вкус амриты, божественного нектара.

6. Месторасположение шести нижних чакр

Хотя учение «Сайт Мат» признает существование шести нижних чакр, практикующему ни в коем случае не следует их стимулировать: их надлежит преодолевать, а не укреплять. Крийя-йоги, напротив, убеждены, что через чакры лежит путь восхождения к духу, следовательно, они заслуживают того, чтобы быть активированными в первую очередь. Цель, ради которой приверженцы

«Сайт Мат» устанавливают месторасположение нижних чакр, — выйти за пределы физического тела и начать медитировать в астрале. Для этого практикующий просто отыскивает их посредством собственной воли и намерения.

1. Примите позу Кутастхи.

2. Поднимите язык в ограниченную кхечари-мудру.

3. Фокусируйте внимание на установленном перед вами воображаемом экране, пока не увидите свет Кутастхи.

4. Затем, разделив внимание, отыщите шесть чакр, расположенных в позвоночнике.

5. После этого при помощи интуиции, обретенной в ходе созерцания Кутастхи, просто высвободите астральное тело из физического, вводя последнее в состояние анабиоза.

6. Цель данной техники — приступить к медитации в астрале, что необходимо для достижения дальнейшего прогресса.

7. Месторасположение двенадцати высших чакр

Перемещая прану по эллиптической траектории вокруг мозга и вслушиваясь в звук, который при этом будет доступен восприятию, мы придем к интуитивному познанию месторасположения двенадцати высших чакр. Эти чакры представляются запертыми в области между Кутастхой и Сахасрарой.

1. Примите позу Кутастхи.

2. Направляйте прану и внимание из Медуллы в правый висок, следя за тем, чтобы они огибали серое вещество головного мозга по дуге. Проходя через висок, концентрируйтесь на любых звуках, какие при этом услышите.

3. Далее направляйте прану, огибая переднюю верхнюю часть мозга, к левому виску, также концентрируясь на звуках, исходящих из левой стороны
головы.

4. Продолжайте двигаться по описанной дуге, концентрируясь на двух звуках, исходящих из левой и правой стороны головы.

5. Постарайтесь уравновесить интенсивность этих звуков так, чтобы слышать их одновременно. В результате образуется некое подобие силового поля, имеющего форму круга.

6. После того как вы достигнете такого ощущения, направьте оба звука в центр черепной коробки, где, встретившись, они создадут новый звук — низкий звон колокола.

7. Концентрируйтесь на этом звучании до тех пор, пока не войдете в состояние самадхи.

 


УРОК23.

СУШУМНА-ШОДХАНА

 

Когда ида и питала безмятежны,

а движение происходит в сушумне,

тогда достигается виджняна –

состояние за пределами возможного знания.

(«Бхагавадгита для крийя йогов», 8: 18.)

Шьяма Чаран Лахири

 

 

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ ЭТОЙ ПРАКТИКИ: сосредоточенная визуализация сушумны; антар-кумбхака.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: первый этап крийя-пранаямы.

Известно, что техника, изложенная в данном уроке, обладает рядом чрезвычайно полезных эффектов, а именно:

помогает сформировать представление о местоположении сушумны
внутри позвоночного столба;

устраняет заторы в сушумне подобно тому, как водопроводчик прочищает трубу;

помогает перенаправить прану из других нади в сушумну, тем самым способствуя достижению бездыханного состояния.

Попробуйте практиковать это упражнение перед йони-мудрой. С каждым разом повышайте интенсивность его выполнения, и тогда вам станет легче удерживать бездыханное состояние (антар-кумбхаку) на протяжении все более долгих промежутков времени. Данную практику не следует недооценивать. С ее помощью можно достаточно быстро пробудить сушумну и встать на путь, ведущий в «пещеру Брахмы», или в астральный мир.


Выполнение

1. Выполните как минимум 12 дыханий первого этапа крийя-пранаямы, перед этим в качестве подготовительных упражнений проделав маха-мудру, нави-крийю и талабья-крийю.

2. Без напряжения поднимите взгляд в Бхрумадхью, сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

3. Пристально сосредоточьте внимание на основании сушумны, в том месте, где она исходит из Муладхары.

4. Представьте, как полчище муравьев крохотными шажками восходит по внутренней поверхности сушумны, двигаясь по спирали против часовой стрелки. При каждом их шаге мысленно пойте слог Ом. Не забывайте, что мантру следует произносить как можно большее количество раз.

5. К тому моменту, когда вы произнесете Ом 10 раз, нужно достичь Свадхиштханы; при этом продолжайте удерживать дыхание.

6. К тому моменту, когда вы произнесете Ом 20 раз, нужно достичь Манипуры. Если вам трудно удерживать дыхание дольше, сразу переходите к 11 -му шагу.

7. К тому моменту, когда вы произнесете Ом 30 раз, нужно достичь Анахаты. Если вам трудно удерживать дыхание дольше, сразу переходите к 11-му шагу.

8. К тому моменту, когда вы произнесете Ом 40 раз, нужно достичь Вишуддхи. Если вам трудно удерживать дыхание дольше, сразу переходите к 11 -му шагу.

9. К тому моменту, когда вы произнесете ОМ 50 раз, нужно достичь Медуллы. Если вам трудно удерживать дыхание дольше, сразу переходите к шагу 11.

10. И наконец, когда вы произнесете Ом 60 раз, вы должны достичь Бинду.

11. Если после этого вы можете без труда удерживать дыхание, продолжайте это делать, в противном случае медленно выдыхайте и спускайтесь по сушумне вертикально вниз, без спирального движения, произнося Ом, затем переходите к следующему шаху.

12. Повторите шаги 2— 11 от трех до шести раз.

Рекомендации

Продолжайте выполнять упражнение лишь до тех пор, пока вы можете легко удерживать дыхание. Возможно, поначалу вам удастся подняться только до Манипуры; но со временем не составит труда удерживать дыхание в течение долгого времени после достижения Бинду.

Для того чтобы лучше понять, где расположена сушумна, можно прибегнуть к следующему приему: удерживая спину прямо, а голову ровно, совершите круговое движение корпусом по часовой или против часовой стрелки, как будто описываете теменем небольшой круг. Следите за тем, чтобы Муладхара оставалась неподвижной. Это движение повысит эффективность данной техники. Попробуйте чередовать направление движения: то по часовой стрелке, то против.

Для того чтобы успокоить дыхание, глубоко дышите между циклами, а перед каждым циклом выполняйте по нескольку крийя-пранаям.

Поэкспериментируйте с данной техникой, включая в нее различные бандхи: мула-, уддияна- и джаландхара-бандху.

Попытайтесь управлять процессом на более тонком уровне, представляя, что муравьи движутся по каналу брахма-нади, пробиваясь через узлы, расположенные в центре каждой чакры. Диаметр трубки, по которой они шагают, составляет всего 1 мм.

Помимо сказанного выше, в каждой чакре можно произносить соответствующую семенную мантру, чтобы магнетическим образом подтягивать муравьев к чакре, а затем мантру Ом, чтобы выйти из чакры и продолжить путь к следующей. Вот эти семенные мантры: (1) Лам, (2) Вам, (3) Рам, (4) Ям, (5) Хам и (6) Ом.

Что дальше?

Поупражняйтесь в предложенной технике в течение некоторого времени, затем переходите к следующему уроку.

Йогическая мудрость: кумбхака

Кумбхака определяется как «сознательная остановка дыхания». Она представляет собой достигаемое через практику крийи йогическое состояние, находясь в котором йог обретает контроль над дыханием. Бездыханное состояние называется кевали-кумбхака, что означает «совершенно без дыхания». Такая «бездыханность» является одной из целей крийя-йоги, а именно первой и второй омкар-крий, и необходимым условием достижения более высоких состояний.

Если понаблюдать за процессом дыхания, то легко заметить, что в дыхательном цикле за каждым вдохом и выдохом следует короткая пауза. Задача кумбхаки — продлить паузу либо после вдоха, либо после выдоха.

• Антар-кумбхака — это остановка дыхания по завершении вдоха.

• Бахья-кумбхака — остановка дыхания по завершении выдоха.

Лично я впервые вошел в бездыханное состояние — в моем случае это была антар-кумбхака — во время выполнения крийя-пранаямы. Я просто забыл сделать выдох и не дышал на протяжении нескольких минут. Когда же я наконец осознал, что уже долго не дышу, я перепугался и выдохнул. В тот момент я был настолько погружен в состояние покоя, что попросту забыл о дыхании. В дальнейшем я уже без труда задерживал дыхание на все более и более длительные промежутки времени, значительно превышающие человеческие возможности сточки зрения медицинской науки. Бахья-кумбхака происходит непроизвольно во время переживания состояния самадхи, когда джива, вознесенная некой таинственной силой, предстает пред лицом Бога. Однако бахья-кумбхаку можно выполнять и после крийя-пранаямы — если выдохнуть и не вдыхать.

Самый полезный совет, что я могу дать желающим войти в бездыханное состояние, — сделать упор на техники, ведущие к интериоризации сушумны, такие как сушумна-шодхана. Не пренебрегайте также и основными этапами крийи, ибо они направленны главным образом на то, чтобы заставить прану струиться по сушумне, не задействуя иду и пингалу. Именно способность направлять поток праны внутрь центрального канала делает процесс дыхания необязательным.

 

УРОК 24.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь