Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Урок 20. Джаландхара-бандха



Эта практика описывается как удержание энергии, уходящей через шею, внутри тела.

Урок 21. Уддияна-бандха

Дополнительная техника предполагает втягивание живота с целью удержать энергию в пупочной области.

Урок 22. Бхастрика-пранаяма

Техника в определенном смысле аналогична нави-крийе, но выполняется не в Манипуре, а в Анахате.

Урок 23. Сушумна-шодхана

Здесь речь пойдет о технике, которая способствует концентрации на сушумне, а также достижению бездыханного состояния.

Урок 24. Медитация при ходьбе

Эту технику иногда можно практиковать наряду с обычной медитацией в положении сидя.

 

УРОК 19.

МУЛА-БАНДХА

 

 

Тот, кто обитает внутри сердца,

и те чистые, что пребывают

вокруг него и над ним,

— все зарождаются в Муладхаре.

(Бхагавадгита для крийя-йогов», 1: 18)

Шьяма Чаран Лахири

 

 

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ ЭТОЙ ПРАКТИКИ: корневой замок; сокращение промежности.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: овладение уроком 1 («Найдите свою позу для медитации»).

Мула в переводе с санскрита означает «корень», «основание». Бандха — «сжатие», «связывание».

Мула-бандха — первый из трех замков, налагаемых на тело с целью удержания праны и отражения ее вовнутрь. При использовании во время выполнения йони-мудры или тхокар-крийи (урок 26) мула-бандха в значительной мере помогает развитию способности воспринимать Кутастху в Аджне.

Сама по себе техника очень проста, поскольку включает главным образом сокращение и удержание мышц промежности — области, расположенной между задним проходом и гениталиями.

Эффект мула-бандхи описан в таких текстах, как *Шива-самхита» (4: 41-44) и «Хатха-йога-прадипика»(3: 60-67):

Сжиманием промежности движущийся вниз апана-вайю заставляют двигаться вверх. Йоги называют это мула-бандхой. Плотно зажми пяткой промежность и сокращай ее с силой снова и снова, чтобы жизненная энергия поднималась. Нет сомнений в том, что практикой мула-бандхи объединяются прана и апана, нада (В крийя-Йоге надой называют звуки в теле, в том числе звук Ом.) и бинду и достигается полное совершенство. Спящая Кундалини пробуждается от жара, подобно змее, ударенной палкой, шипя и выпрямляясь.

Раньше это упражнение выполняли сидя на корточках, но мы модифицируем мула-бандху так, чтобы ее можно было практиковать в любой сидячей позе.

Выполнение

1.    Сядьте в обычную позу для медитации; спина прямая, пальцы переплетены, ладони лежат на коленях.

2.    Сконцентрируйтесь на промежности, области, которая также является кшетрамом Муладхары. Сделайте выдох.

3.    Напрягите мышцу промежности, как бы подтягивая ее вверх. Первое время бывает трудно найти нужную мышцу, в этом случае напрягайте прилегающие мышцы, пока не научитесь изолировать промежность.

4.    Сделайте вдох и расслабьтесь.

Рекомендации

Это движение можно включать в различные техники крийя-йоги, в том числе в йони-мудру, нави-крийю и тхокар-крийю. Однако выполнять ее нужно только в определенный момент.

Что дальше?

Поупражняйтесь в мула-бандхе в течение некоторого времени, затем переходите к следующему уроку.

Йогическая мудрость: эволюция

Согласно распространенному на Востоке поверью, триллионы лет назад Бог (непроявленный Абсолют) пожелал испытать проявление в бессчетном множестве двойственных сущностей. Его желание породило иллюзорные принципы, необходимые для поддержания структуры двойственности. Первым из них был Сын, или сознание Бога, который нашел свое отражение в творении и взял на себя роль чувствующего начала. Следующим был принцип атома (то есть обособленных единиц, непосредственно связанных с материей). Во исполнение этого принципа были введены категории времени, пространства, микрокосма и макрокосма. Изначально материя представляла собой бесформенную однородную массу, или «первичные воды творения», затем вибрирующие атомы, из которых она состояла, начали складываться в формы.

Так Универсальная Воля проявилась в сотворении форм, планет, звезд и, наконец, живых существ. Следовательно, появление жизни стало результатом эволюции, а именно: когда одна форма желала окончить свое существование, она приобретала другую форму и таким образом постепенно изменялась. Этот процесс проходил естественным путем и явился следствием взаимодействия с окружающей средой, то есть определялся противостоянием изначального желания испытать двойственный опыт и противоположного желания вернуться в состояние бесконечности.

Таким образом на Земле зародилось 84 000 000 видов растений и животных и наконец появился человек. Причем в ходе эволюционного процесса сформировалось не только физическое тело, но и связанное с ним тонкое тело. Без тонкого тела эволюция человека была бы невозможна: материя существует от начала творения — материя, способная к видоизменению. Причинное тело в свою очередь является первичной сущностью, которая обеспечивает потенциальное существование тонкого и физического тел. Эти три тела зачастую ошибочно рассматривают как истинное «Я». Однако лишь когда все три оболочки всецело нейтрализованы, мы достигаем полного освобождения.

Считается, что после окончательного формирования человеческой формы должно пройти еще 10 000 000 лет, прежде чем человек сможет освободиться от материального существования. Эта цифра способна ввергнуть в уныние, но крийябан предположительно находится уже на завершающем этапе пути, ему осталось не более миллиона лет. (Точное знание, какой временной промежуток еще предстоит преодолеть, практикующий получает исключительно из личного откровения.) В любом случае такой ошеломляющий срок — не смертный приговор: нельзя недооценивать силу Садгуру или вибраций Ом, способных сократить это время. То, как скоро вы достигнете освобождения, определяется вашим желанием вернуться к Богу, глубиной смирения и верой в Его могущество.

В рекомендациях по практике крийи Йогирадж придерживался научного подхода. Всего лишь восьми часов занятий крийябану достаточно для того, чтобы продвинуться на тысячу лет. В связи с этим Лахири многие месяцы упорно искал способ заменить крийей сон. В итоге он нашел путь к достижению такого состояния, при котором во время сна он способен пребывать в сознании, выполняя превосходную крийя-пранаяму или ментальную крийю. Обретение этого «бессонного сна» — важная веха в садхане крийя-йога. Такое состояние есть сочетание сна и крийи.

Не падайте духом, нет никаких предустановленных сроков, есть только изменения, которые нам предстоит совершить посредством различных инструментов крийи. Изучайте данное пособие и следуйте предложенным рекомендациям, пока не дойдете хотя бы до первой омкар-крийи, и тогда в вашем распоряжении будет достаточный набор техник, чтобы следовать путем крийи — путем, ведущим к преображению.

 

 

УРОК 20.

ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА

 

Если удана-вайю захватить в горле,

тогда остановится течение вайю

в верхней части тела,

что приведет к остановке всех вайю

и в нижней части, и тогда

человек станет чрезвычайно легким.

Ни вода, ни грязь,

ни колючки не коснутся его:

он без труда перепрыгивает через них.

(«Крийя-йога-сутры», 3: 39.)

Шьяма Чаран Лахири

 

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ ЭТОЙ ПРАКТИКИ: подбородочный замок; сжатие горла.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: овладение уроком 1 («Найдите свою позу для медитации»).

Джаландхара переводится как «несущий сеть».

Джаландхара-бандха — упражнение хатха-йоги, в крийе его выполняют с целью удержать энергию, выходящую через шею, так чтобы она оставалась внутри и могла быть направлена к таким точкам, как Бхрумадхья. Джаландхара-бандху можно сочетать с йони-мудрой и с высшими крийями, в частности с тхокар-крийями. Практиковать эту технику не обязательно, тем не менее она считается чрезвычайно полезной.

Согласно учению хатха-йоги, при правильном выполнении джаландхара-бандха оказывает благотворное воздействие на организм, а именно:

•    улучшается кровообращение в шейном отделе позвоночника;

•    вследствие давления на каротидный нерв и сонную артерию временно снижается кровоснабжение мозга, что приводит к успокоению мыслей;

•    происходит массаж щитовидной железы.

Данное упражнение не следует практиковать при беременности, нарушениях кровообращения и патологиях шейного отдела позвоночника. Как обычно в таких случаях, прежде чем приступить к занятиям потенциально опасной техникой, необходимо проконсультироваться с медицинским специалистом.

Выполнение

1.    Примите обычную позу для медитации; ладони лежат па коленях, пальцы переплетены.

2.    Тяните голову вверх, представляя себе, что к макушке привязана нить, за которую вас пытаются приподнять; сведите лопатки гак, чтобы выпирала грудина. Не прилагайте чрезмерных усилий, тело в этой позе должно оставаться расслабленным.

3.    Приведите язык в положение частичной или полной кхечари-мудры (поднимание языка). (Обычная техника Джаландхара-бандхи предполагает только касание языком нёба, но в крийя-йоге применяется ее модифицированный вариант.)

4.    Сделайте глубокий вдох примерно на 95% объема легких.

5.    Наклоните голову вперед. Наилучшим образом это движение выполняется, если тянуть область Медуллы вверх, при этом ощущается натяжение в мышцах шеи, а подбородок касается грудной клетки. Пусть движение будет естественным, не стремитесь во что бы то ни стало опустить шею к грудной клетке — цель данной техники не в этом, а в том, чтобы удержать энергию, которая в нормальном положении выходит через шею.

Что дальше?

Поупражняйтесь в предложенной технике в течение некоторого времени, затем переходите к следующему уроку.

Йогическая мудрость: Святой Дух

Я убежден, что Гуру-принцип начинает работать в тот самый момент, когда вы приступаете к практике крийя-йоги, независимо оттого, взываете вы к нему или нет. Однако это не единственный механизм, действие которого помогает нам направлять праническую энергию внутрь и вверх. Перемещению праны содействует еще одна сила или, вернее, аспект Гуру — вибрация Ом. Вибрация Ом сложна и насыщенна, ее трудно описать — она познается на опыте. Ом — звучание самого творения. По распространенной аналогии, Вселенная — мотор, а Ом — гудение, которое он издает. Некоторым людям трудно вообразить, что Ом является незримой вибрацией, поскольку мы все проникнуты верой в первичность материи и вторичность сознания.

Согласно материалистическому взгляду на мир, в первую очередь возникает материя, которая затем порождает сознание. Приверженцы идеалистической концепции считают, что сначала в высших измерениях существовало сознание, а материя явилась проявлением его воли. Мы, как крийя-йоги, придерживаемся второй точки зрения.

Не менее показательной я нахожу аналогию с духовым музыкальным инструментом. Чакры расположены подобно вибрирующим язычкам в корпусе инструмента, и когда по ним проходит дуновение праны, рождается звучание Ом. Этот звук нетрудно расслышать даже начинающим йогам. Если после нескольких месяцев занятий вы еще не слышите его, не беспокойтесь, способность к его восприятию придет с практикой. Когда же звук Ом достигнет вашего слуха, сфокусируйте на нем свое внимание — это действие обладает скрытым освобождающим эффектом, истинная сущность которого раскроется со временем.

Звук Ом описан во многих религиозных и мистических текстах. Многие воспевали его — например, Кабир. Его часто называют словом Бога, гулом творения, звуковым потоком, который «напомнит нам все». Некоторые именуют звук Ом Святым Духом. Когда я только начинав вслушиваться в его звучание, я не ощутил значительных изменений в своем существовании. И действительно, при взгляде с позиций рассудочного разума может показаться, что ничего не происходит. Лишь потом, спустя какое-то время я начал замечать, как меняется мое отношение к повседневной жизни. Эту перемену заметите и вы. Вы почувствуете, как возрастает интуиция. В конечном итоге вы научитесь находить удовольствие в этом звуке. Он и сам будет преображаться: жужжание пчелы перейдет в пение флейты, затем — в мелодию арфы, гул гонга, рокот океана и наконец — в перезвон множества колокольчиков, пение ветра либо журчание ручья, доносящееся из разных частей головы. По мере углубления практики звучание будет исходить из более и более высоких участков тела. И не стоит беспокоиться, если вы услышите более «высокие» звуки прежде более «низких», — в этом случае концентрируйтесь на «высоких» звуках.

 

 

УРОК21.

УДДИЯНА-БАНДХА

 

Когда расширяется самана-вайю,

видна Высшая Личность;

при выполнении крийи с прана-вайю

в горле можно ощутить

вкус золотого меда и топленого масла.

(«Законы Маму для крийя йогов», 2: 29.)

Шьяма Чаран Лахири

 

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ ЭТОЙ ПРАКТИКИ: брюшной замок; втягивание живота.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: овладение уроком 1 («Найдите свою позу для медитации»).

Уддияна означает «восхождение».

В хатха-йоге полный вариант уддияна-вайю выполняется стоя, но я привожу также инструкцию по выполнению этого упражнения в положении сидя. Оба способа излагаются из тех соображений, что для правильного понимания этой бандхи нужно проделать ее в том виде, в каком ее принято практиковать. Второй же вариант больше подходит для крийя-йоги.

Данная техника выполняется исключительно натощак.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь