Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Высшие крийи (омкар-крийи)



После двух-трех лет практики низших крий вы, возможно, будете готовы приступить к высшим крийям, которые Лахири называл преимущественно омкар-крийями. Подготовиться к этим практикам в более короткий срок можно лишь в том случае, если вы преуспели в предшествующих техниках или от природы наделены необычайными духовными способностями. Ниже приводятся признаки готовности к высшим крийям:

1. Вы в состоянии выполнять первый, второй и третий этап крийя-пранаямы плавно и непрерывно и способны удерживать внимание внутри сушумны на протяжении по меньшей мере 24 циклов пранаямы кряду.

2. Вы ежедневно практикуете все основные техники крийи: маха-мудру, кхечари-мудру, нави-крийю, крийя-пранаяму (первый, второй или третий этап) и йони-мудру.

3. Вы в состоянии правильно выполнять кхечари-мудру (кончик языка должен войти в носоглотку).

4. Вы уверенно воспринимаете звук Ом (не обязательно, но желательно).

5. Вы пребываете в состоянии спокойствия и умиротворения круглые сутки.

Лахири обучал высшим крийям не всех учеников, а только тех, кто продемонстрировал достаточное духовное развитие, а также располагал временем и имел потребность в этих техниках. В любом случае, интуиция обычно подсказывает йогу, когда лучше всего начать работу над высшими крийями. Верный способ проверить свою готовность — попробовать поупражняться в первой омкар-крийе. Если в результате вы внезапно почувствуете снижение энтузиазма и не заметите никаких результатов, значит, приступать к этим техникам вам пока рано. Но не сюит совершенно от них отказываться — просто спустя какое-то время повторите попытку.

Крийи со второй по шестую помогают йогу преодолеть определенные трудности в практике; ниже изложены некоторые эффекты этих техник:

1. Первая омкар-крийя: углубление крийя-пранаямы, успокоение дыхания.

2. Тхокар-крийя: успокоение сердца, вход в бездыханное состояние.

3. Длительная тхокар-крийя: устойчивое восприятие Кутастхи.

4. Гаятри-крийя: восприятие Вселенной через чакры.

5. Трибханга-крийя: поднятие Кундалини.

6. Микро-трибханга-крийя: стабилизация Кундалини.

Даже если у вас уже был опыт восприятия Кутастхи, до сих пор вы не могли произвольно возвращаться в то состояние. Техники высших крий направлены как раз на закрепление результатов, а вместе с тем на углубление понимания тонких принципов, лежащих в основе любых достижений.

 

 

ПОСВЯЩЕНИЕ

ВО ВТОРУЮ КРИЙЮ

Урок 25

 

 

УРОК 25.

ПЕРВАЯ ОМКАР-КРИЙЯ

 

Принесение праны в жертву пране есть тхокар-крийя.

(«Бхагавадгита для крийя-йогов», 4: 29.)

Шьяма Чаран Лахири

 

 

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ ЭТОЙ ПРАКТИКИ: вторая крийя, простая тхокар- крийя, ОК-1.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ: маха-мудра, нави-крийя и крийя-прана- яма (все три этапа).

Во многих комментариях Лахири говорит о читте — потоке энергии, что берет начало в сердечной чакре, проходит через язык и впадает в мозг. Читта содержит впечатления (самскары), которые вы проносите через множество земных воплощений. Если вы обладаете достаточной восприимчивостью, вы ощутите присутствие читты. Если до сих пор вы не чувствовали в себе этой энергии, значит, вы просто привыкли к ней, будучи уверенными, что ваши эмоциональные и мыслительные паттерны вполне нормальны. Крийя-йоги, способные успокаивать ее течение, входят в особые состояния ума, через которые достигают глубокого умиротворения. Такое успокаивающее осознание является необходимым условием погружения в бездыханное состояние и восприятия Кутастхи.

Вторая крийя имеет некоторые сходства со вторым этапом крийя-пранаямы. Однако теперь поется не мантра Ом, а мукти-мантра Ом Намо Бхагавате Васудевайя, каждый из двенадцати слогов которой произносится при прохождении через соответствующую чакру.

Отличается рассматриваемая техника от второго этапа крийя-пранаямы не только использованием другой мантры, но и особыми движениями головой. Подбородок поднимается на вдохе и опускается на выдохе. Дыхание можно задерживать в каждой чакре, создавая тем самым своего рода давление, что-то вроде постукивания, — отсюда и название техники (тхокар в переводе с хинди означает «стук»). Помимо этого, требуется напрягать спину в области чакры. Сочетание перечисленных элементов техники (мантра, дыхание, движение головой и напряжение спины) направлено на то, чтобы нанести удар по чакре и тем самым пробудить ее. Таким образом, связывая поднятие подбородка с восходящим движением праны, вы сможете с большей силой направлять энергию по сушумне. По сути, данная практика является разновидностью второго этапа крийя-пранаямы с усиленной концентрацией, только теперь вы сосредоточиваетесь на восприятии не звука Ом, а Кутастхи.

Вот как записывается и произносится мукти-мантра:

Выполнение

1. Любую технику повышенной сложности следует выполнять после нави-крийи и крийя-пранаямы.

2. Ладони с переплетенными пальцами лежат на животе (как у Лахири на рис. 3). Поднимите язык. Возведите взгляд к точке между бровей.

3. Мягко опустите подбородок на грудь.

4. Сфокусируйте внимание на первой чакре (Муладхаре) и, делая вдох, мысленно пропойте ОМ. При желании можно напрячь мышцы у основания позвоночника.

5. Начинайте медленно поднимать подбородок, одновременно направляя внимание вверх ко второй чакре. Достигнув ее, произнесите слог На и сделайте небольшую паузу. Связывайте поднятие подбородка с восходящим перемещением энергии по позвоночному столбу, как будто движением головы вы подтягиваете прану вверх.

6. Далее переходите к третьей чакре (Манипуре) и произнесите слог Мо. После небольшой паузы поднимите подбородок еще немного выше и продолжайте вдох.

7. Далее переходите к четвертой чакре (Анахате) и произнесите слог Бха. После небольшой паузы поднимите подбородок еще немного выше и продолжайте вдох.

8. Далее переходите к пятой чакре (Вишуддхе) и произнесите слог Га. После небольшой паузы поднимите подбородок еще немного выше, так, чтобы голова приняла практически ровное положение. Продолжайте вдыхать.

9. Переходите к Бинду и произнесите слог Ва, поднимая голову в ровное положение. Длительность полного вдоха должна составлять 10—15 секунд.

10. Задержитесь на 2-3 секунды и во время этой паузы направьте внимание по круговому пути против часовой стрелки (если смотреть на голову сверху) так, чтобы из Бинду вы пришли в Медуллу.

11. Сконцентрировавшись на Медулле, мысленно произнесите слог Те. Начинайте выдыхать, направляя энергию вниз по позвоночному столбу. Одновременно начинайте опускать подбородок. Также ослабьте напряжение мышц у основания позвоночника.

12. Переместите внимание к пятой чакре и мысленно произнесите слог Ва и после короткой паузы продолжайте медленно опускать подбородок.

13. Переместите внимание к четвертой чакре и мысленно произнесите слог Су. Сделайте короткую паузу. Не переставайте представлять, будто вы направляете энергию вниз, подталкивая ее подбородком.

14. Переместите внимание к третьей чакре и мысленно произнесите слог Де. Продолжайте опускать подбородок, не забыв сделать короткую паузу.

15. Сфокусируйтесь на второй чакре и мысленно произнесите слог Ва. Далее завершайте выдох, опуская подбородок к груди.

16. Наконец снова сфокусируйтесь на первой чакре, завершая полный цикл, и мысленно произнесите слог Йя. При желании можно представить, как энергия внутри Муладхары поворачивается против часовой стрелки.

17. Остановитесь на 2-3 секунды, затем повторите шаги 3—16. Каждый цикл занимает в среднем от 20 до 30 секунд.

Рекомендации

Поскольку данная техника способствует устранению заторов и развитию восприятия Кутастхи, на протяжении всего упражнения удерживайте внимание в Бхрумадхье. Спустя некоторое время вы увидите свет, цвет которого будет меняться в зависимости оттого, по какой чакре вы ударяете в данный момент. Это будет означать, что вы достигли более высокого уровня интериоризации, тогда вас охватит могучее чувство покоя, дыхание станет едва различимым. По завершении полного цикла продолжайте сосредоточиваться на Бхрумадхье.

По мере прогресса в первой омкар-крийе можно поэкспериментировать, варьируя силу потока праны и длительность остановок в чакре. Дыхание может быть, как плавным, так и более прерывистым. Так вы будете балансировать между «работой крийи» и достижением более глубокого умиротворения. Крийя — это танец. Осваивать новую технику всегда трудно, но со временем вы непременно достигнете мастерства в ее исполнении.

Также следует упомянуть о том, что не стоит уделять слишком много времени работе над правильным произношением мантры: поскольку она пользуется широкой популярностью, вы сможете ее прослушивать в режиме онлайн на множестве интернет-сайтов.

Примерное расписание занятий

В дополнение к предложенному расписанию, уделите время в течение дня, чтобы произносить мантру вслух 108 раз. Пойте Ом про себя в любую свободную минуту.

Техника Количество

Основной распорядок

Нади-шодхана* 3 цикла
Уджайи-пранаяма* 3 цикла
Талабья-крийя 50 циклов
Маха-мудра 3 цикла
Нави-крийя 4 цикла
КП-1 12-24 цикла
КП-2 12-24 цикла
КП-3 12-24 цикла
Первая омкар-крийя От 12 циклов
Ментальная крийя 12 минут
Йони-мудра (вечером) однократно

Перед сном

Маха-мудра 3 цикла (5 минут)
Крийя с коротким дыханием 12 циклов
Йони-мудра однократно

* Факультативно.

Что дальше?

В связи со сложностью и многоступенчатостью данного упражнения наибольшую трудность в его освоении составляет необходимость непрерывно удерживать внутренний взор направленным в Бхрумадхью. Однако по мере практики вы научитесь без труда выполнять все необходимые шаги, а это будет значить, что вам пора двигаться дальше. Подготовка к следующей технике занимает, как правило, от нескольких недель до нескольких месяцев.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 1144; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь