Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Йогическая мудрость: Бхагавадгита и Библия



Библия и Бхагавадгита — самые авторитетные книги в христианстве и индуизме соответственно. Лахири Махасайя рекомендовал ежедневно читать священные тексты, ибо это помогает нам должным образом подготовить свой разум и способствует практике крийи. Крийябан, правильно понимающий крийя -йогу, непременно обнаружит, что ритуал дыхательной техники есть не более чем углубление принципа религиозного жертвоприношения и подчинения воли человека единому Богу, пребывающему внутри него. Кроме того, из обоих писаний мы узнаем, что без содействия вечного и вездесущего Гуру или Мессии невозможно обрести Божественное сознание.

В любой священной книге мы найдем притчи и предписания, суть которых сводится к тому, что жертвоприношение приближает верующего к Богу. Приносить жертву — значит отдавать нечто драгоценное. В Ветхом Завете встречаются упоминания о сожжении даров:

Сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя (Исх. 20: 24).

В Новом Завете описывается уже иная практика: Господь призывает не приносить Ему в жертву животных, но отказаться от того, что стоит между нами и Им.

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мар. 8: 34).

Некоторые формы жертвоприношения упоминаются и в Бхагавадгите (3: 9):

Этот мир скован кармой — за исключением деятельности, осуществляемой как жертва. Поэтому, Каунтея, совершай действия, будучи свободным от привязанностей (Здесь и далее перевод классической Гиты с санскрита — Дмитрия Бурбы.).

В Священном Писании не только описываются различные виды жертвоприношения, но говорится и о тонкой связи, существующей между духом и дыханием. Изучая Ветхий Завет, мы обнаружим, что дыхание часто приравнивается к самой жизни:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2: 7). Примечательно, что одно и то же

древнееврейское слово руах

означает и «дыхание», и «дух»:

Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь (Иов. 33: 4).

В индуистских писаниях говорится о жертвоприношении дыхания:

Иные, приверженцы пранаямы, сдерживая движение праны и апаны, жертвуют прану алане, а апану — пране. Другие, ограничивая себя в еде, жертвуют прану Пране. Все они — знатоки жертвоприношений, жертвой очищенные от грехов (Бхагавадгита, 4: 29-30).

Стих 29 в 4-й главе Бхагавадгиты говорит о крийя-йогах и доказывает древность этого жертвенною ритуала. Не удивительно, что Гита была одной из любимых книг Шьямы Чарана, которую он читал ежедневно. Он предложил много уникальных и глубоких толкований различных стихов Гиты, просто связывая каждое слово с телом, с чакрами, с практикой крийя-йоги.

Очень многие из принципов, сформулированных в работах Лахири, находят также четкое, пусть и не столь систематическое, выражение в Библии и Бхагавадгите. Из процитированных выше стихов ясно, что Иисус и Кришна приняли на себя роль Мессии, Спасителя, или Садгуру.

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Иоан. 14: 6).

И опять же, подобные слова мы находим и в Бхагавадгите (18: 55):

Преданностью [он] действительно познаёт Меня: кто Я есть и каков. Затем, действительно познав [Меня], он сразу входит [в Мою обитель] (18: 55).

Позднее к полному подчинения тела и разума Христу, Иисусу и Кришне во многих положениях своего учения призывал Лахири. Известно, что сам Иисус подчеркивал необходимость отвержения идолов и предостерегал последователей от ошибочного представления о Гуру как о человеке. Вот что об этом говорится в Новом Завете:

 Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мар. 13: 21-22).

Лахири неизменно делал все возможное, чтобы предотвратить поклонение учеников своей личности, ибо он знал, что в большинстве случаев его тело только отвлекает их от практики, являясь не Христом, но всего лишь игрой света и тени. С этим связана и первая из Десяти Заповедей:

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли (Исх. 20: 4).

То же самое, но современным языком говорил Лахири, когда кто-то из учеников выпрашивал у него его фотографию:

В фотографии нет необходимости. Каждый, кто использует фотографию в духовной практике, рано или поздно забрасывает Садхану и начинает поклоняться фотографии.

Другой принцип, неустанно повторяемый Лахири, заключался в том, что Бхагавадгиту можно осмыслить не иначе как соотнося ее с телом, поскольку вся полнота Вселенной отражена в человеческом существе. Очень похожую идею мы найдем и в Библии: «И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17: 21).

Многие события, воспринимаемые некоторыми христианами как происходящие во внешнем мире, скорее всего, разворачиваются внутри их тел. Вдумайтесь в снова Библии: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою* (Мар. 13: 26).

Образ облаков и ощущение силы и славы — довольно точное описание переживания внутренней встречи с Истинным Мессией, Садгуру, которой можно сподобиться во время концентрации на Кутастхе после сосредоточенного занятия крийей.

Опираясь на собственный внутренний поиск, Йогирадж постоянно подчеркивал, что одной из главных задач крийи является помещение человеческой сущности в Кутастху, так чтобы все действия индивида выполнялись самим Богом. Эти две важнейшие цели практики крийя-йоги убедительно выражены в двух не связанных друг с другом стихах Священного Писания: «Светильник тела есть око (Кутасгха); итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно» (Лук. 11: 34); и «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи! », войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного* (Матф. 7: 21).

Из приведенных выше слов евангелиста Матфея напрашивается вывод, что крайне важно осуществлять волю Бога, и многие приверженцы различных религий пытаются исполнять этот закон, слепо соблюдая церковные правила и предписания. Однако из следующих строк апостола становится ясно, насколько трудно обрести освобождение, действуя таким образом:

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Матф. 7: 22-23).

Так как же исполнить волю Господа и не ошибиться? Если мы сведем воедино высказывания Матфея и Луки и подобные им идеи Бхагавадгиты, ответ будет очевиден: нужно поместить свое существо в Кутастху, позволяя пране (энергии) вернуться к ее источнику в Сахасраре. И тогда Бог естественным образом начнет управлять действиями крийябана, тем самым давая ему возможность достичь совершенства и деятельного бескорыстия. В этом и состоит тайна, которую Лахири раскрыл и претворил на практике, разработав учение крийи. Занимаясь крийя-йогой, мы автоматически следуем всем предписаниям и запретам, изложенным в священных книгах любой религии: христианства, ислама, иудаизма, буддизма, индуизма.

В заключение стоит сказать, что и Бхагавадгита, и Библия от начала и до конца состоят из описания борьбы человека за свое тело, захваченное мятежными силами активной праны. Наши желания, лежащие в плоскости физического измерения, заставляют нас всецело сосредоточиваться на внешних образах (в том числе «священных» изображениях) этого мира. Жертвоприношение дыхания возносит нашу прану на алтарь Бога. И тогда активная прана становится неподвижной и исчезает иллюзия того, что мы являемся источником действия. Человеческое существо занимает принадлежащее ему по праву место в Кутастхе. Исторгнуть энергию праны не значит умереть, но обрести новое рождение в духе, ибо на смену мятежной праны приходит действие Бога. На самом деле Он один всегда руководил всеми нашими поступками, и когда прана покинет наши тела, мы впервые осознаем, в плену каких иллюзий пребывали все это время. Мы сбросим бремя управления человеческим телом, как только войдем в нирвикальпа-самадхи, и оно больше никогда не воплотится против нашей воли.

 

 

ПОСВЯЩЕНИЕ

В ТРЕТЬЮ КРИЙЮ

Урок 26

 

 

 

 

УРОК 26.

ТХОКАР-КРИЙЯ

 

Тхокар-крийя отворяет дверь храма внутри нас.

Шьяма Чаран Лахири

 

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ ЭТОЙ ПРАКТИКИ: третья крийя, вторая омкар-крийя, ОК-2.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ: первая омкар-крийя.

Техника, которую мы рассмотрим в этом разделе, преподавалась Йогираджем в ходе особой индивидуальной процедуры третьего посвящения, также известной под названием «третья глава». Она представляет собой усложненную форму первой омкар-крийи.

Современной науке почти неизвестно о том, что процесс дыхания способен протекать по «внутреннему кругу» и, следовательно, человеку больше не нужно совершать вдохи и выдохи. Благодаря широким раскачиваниям головы и сильным ударам по Анахате, которые выполняются в ходе тхокар-крийи, практикующий обретает возможность открыть дверь, ведущую в бездыханное состояние. Как известно, кхечари-мудра развязывает узел в языке, маха-мудра — в Муладхаре, нави-крийя — в Манипуре. Неразвязным до сих пор оставался лишь узел в Анахате, и мы пытались постепенно ослабить его через крийя- пранаяму. Тхокар-крийя позволит вам довести начатое до конца. Правильное выполнение этой техники приводит к полному успокоению разума и эмоций. Вы автоматически войдете в состояние глубокого самопогружения.

В этой главе приводится две основные формы тхокар-крийи. Поэкспериментируйте с обеими и выберите ту, которая в вашем случае окажется более эффективной. При выполнении первого варианта подбородок в исходном положении прижат к груди, и техника охватывает все основные чакры вплоть до Бинду. Во втором случае голову в исходном положении держат ровно и доходят только до Медуллы. Описанные варианты практикуются в двух разных школах крийи. В других школах также есть свои разновидности этого упражнения, однако подлинными считаются лишь две рассматриваемые формы.

Независимо от того, какой вариант техники вы изберете, не забывайте о необходимости удерживать спину прямо и дышать так же, как при выполнении обычной крийя-пранаямы. Вы просто совершаете движения головой, только и всего. На протяжении всего упражнения рот должен быть закрыт, язык — поднят, а внимание сфокусировано на Кутастхе. Мантры произносятся только про себя, и каждый слог «помещается» в соответствующую чакру. Тхокар-крийя подобна изысканному танцу — старайтесь выполнять эту технику как можно более плавно. И наберитесь терпения: для того, чтобы достичь должной координации и чувствительности, потребуется некоторое время.

Выполнение варианта бинду

1. Выполняйте тхокар-крийю только после нави-крийи и крийя-пранаямы.

2. На протяжении всего упражнения держите рот закрытым, а язык — поднятым в положение кхечари-мудры. При выполнении данной техники двигается только шея, остальные части тела неподвижны. Голова в исходном положении наклонена, подбородок касается груди. Пальцы переплетены, кисти рук лежат на коленях.

3. Как и в первой омкар-крийе, начинайте вдыхать, мысленно произнеся Ом в первой чакре, затем поднимайте подбородок, направляя внимание вверх. Почувствуйте, как вы перемещаетесь от одной чакры к другой по тонкой трубке сушумны.

4. Дойдя до второй чакры, мысленно произнесите в ней слог На, не переставая концентрироваться на Кутастхе. Голова должна подняться приблизительно на 20% всего пути к прямому положению; лицо по-прежнему смотрит вниз. Легкие наполняются на 20% своего объема.

5. Продолжайте поднимать голову до 40% пути к ровному положению; к этому моменту вы достигнете третьей чакры — произнесите в ней слог Мо. Легкие должны наполниться на 40% своего объема.

6. Плавно поднимайте голову дальше, до 60% пути к ровному положению, и, дойдя до четвертой чакры, мысленно произнесите в ней слог Бха. Легкие наполняются на 60% своего объема.

7. Продолжайте поднимать голову до 80% пути к ровному положению и, дойдя до пятой чакры, мысленно произнесите в ней слог Га. Легкие наполняются на 80% своего объема.

8. Когда голова примет ровное положение (не наклонена ни вперед, ни назад, подбородок параллелен полу), произнесите слог Ва в Бинду. Легкие к этому моменту должны наполниться полностью, так, чтобы вы при этом не испытывали дискомфорта и напряжения.

9. Задержав дыхание с полными легкими, плавно наклоните голову к левому плечу; в этом движении участвует только шея. Не крутите головой, просто наклоняйте. Когда голова опустится максимально низко к плечу, мысленно произнесите слог Те в Медулле.

10. Далее начинается следующий этап тхокар-крийи, связанный с вращением головой. Вращайте головой против часовой стрелки (если смотреть сверху), «перекатывая» ее через спину к правому плечу, описывая таким образом полукруг. Еще раз подчеркиваю, не следует крутить головой. При этом двигайтесь вниз по сушумне; когда голова достигнет правого плеча, вы должны дойти до пятой чакры — мысленно произнесите в ней слог Ва. Не выдыхайте.

11. Продолжайте выполнять круговое движение, пока голова не наклонится вперед (очертив дугу в 270° относительно положения, описанного в пункте 9). Не выдыхайте; внимание по-прежнему направлено в Кутастху.

12. Продолжайте выполнять круговое движение, пока голова не опишет полный круг относительно исходного положения (и будет снова наклонена к левому плечу).

13. Не останавливаясь, продолжайте круговое движение, пока голова не окажется запрокинутой назад (описав дугу в 450° относительно исходного положения), лицо же будет обращено вверх. Не выдыхайте. На этом этап, связанный с вращением, завершается.

14. Следующим действием будет своего рода постукивание но сердечной чакре, выполняемое одновременно посредством дыхания, движения и концентрации. Уделите некоторое время на то, чтобы почувствовать сердечную чакру, расположенную в центре грудной клетки. Начинайте выдыхать, наклоняя голову прямо вперед, так чтобы она упала на грудь подобно молоту. При этом с движением головы вы как будто с силой бросаете вниз и дыхание, и энергию, которую до этого поднимали по сушумне. Однако обратите внимание, что движение не должно быть резким. Это действие длится от одной до двух секунд, и по его окончании легкие остаются заполненными примерно наполовину. Самое важное в данной практике — мысленно поместить слог Су в сердечную чакру. Таким образом дыханием, мантрой, движением и праной наносится удар
по сердечному центру.

15. Теперь, когда голова опущена, продолжайте выдыхать, произнося оставшиеся слоги мантры. В третьей чакре мысленно произносится слог Де. Этот этап упражнения выполняется быстрее, чем первая фаза, связанная со вдохом и восхождением.

16. Дойдя до второй чакры, мысленно произнесите слог Ва. Продолжайте выдыхать. Не забывайте перемещаться от чакры к чакре по тонкому каналу сушумны.

17. И наконец, достигнув первой чакры, мысленно произнесите слог Йя. На этом выдох завершается.

18. Шаги 3—17 составляют одно повторение первого варианта второй омкар-крийи. Выполнив 12 повторений данной техники, проделайте столько же повторений первой омкар-крийи, а затем — крийя-пранаяму с коротким дыханием и ментальную крийю.


Рекомендации

Подбородок следует опускать плавно: резкое неконтролируемое движение может привести к травме.

Один цикл тхокар-крийи занимает около 25 секунд. Если вы выполняете более 50 циклов, во избежание травм уменьшите амплитуду вращения головы. Увеличивайте число повторений на одно в день, пока не дойдете до двухсот.

(Выполнение 200 повторений будет занимать около 1 часа и 20 минут.) Однако для того, чтобы двигаться дальше, вовсе не обязательно проделывать такое количество циклов: уже через шесть месяцев, дойдя до 36 повторений, вы будете готовы приступить к третьей омкар-крийе. Если техника требует слишком больших усилий (или причиняет вред здоровью), ее можно практиковать через день.

Выполнение варианта Медуллы

1. Выполняйте вторую омкар-крийю только после нави-крийи и крийя-пранаямы.

2. Перед началом упражнения поднимите язык в кхечари-мудру. Подбородок держите ровно. Сконцентрируйтесь на Кутастхе. Кисти рук лежат на коленях, пальцы переплетены.

3. Начинайте вдыхать, мысленно произнося слог Ом — «ударяя» звуком по первой чакре.

4. Продолжая медленно вдыхать, поднимайтесь ко второй чакре, мысленно произнесите в ней слог На. Легкие должны заполниться на 20% объема.

5. Двигайтесь дальше и, дойдя до третьей чакры, мысленно произнесите в ней слог Мо. Легкие должны заполниться на 40% объема.

6. В четвертой чакре мысленно произнесите стог Бха. Продолжайте вдыхать. Легкие должны заполниться на 60% объема.

7. В пятой чакре мысленно произнесите слог Га. Не переставайте вдыхать. К этому моменту легкие должны заполниться на 80% объема.

8. Дойдя до Медуллы, мысленно произнесите слог Ва. На этом вдох завершается; должен заполниться весь объем легких, так, чтобы при этом вы не испытывали дискомфорта.

9. По завершении вдоха задержите дыхание на все время выполнения последующих движений данного упражнения. Опустите подбородок к груди.

10. Не выдыхая, начинайте выполнять головой широкое круговое движение против часовой стрелки (если смотреть сверху). Для начала наклоните голову влево, одновременно поднимая подбородок к левому плечу.

11. Не выдыхая, продолжайте круговое движение, пока голова не окажется запрокинутой назад. В этом положении мысленно произнесите слог Те, помещая центр внимания в Анахату. Представьте, что звук мантры стучится в дверь сердца и пробуждает его.

12. Не выдыхайте и продолжайте вращение, наклоняя голову сначала к правому плечу, затем вперед.

11. Когда подбородок коснется груди, не останавливаясь, продолжайте вращение, пока голова не примет такое же положение, какое было описано в пункте 10. Продолжайте выполнять круговое движение, пока голова снова не окажется запрокинутой назад, мысленно помещая в сердечную чакру звук Ва. Важно произносить слог мантры, пока голова описывает эту дугу в 90°.

12. Далее наклоните голову вперед, так, чтобы подбородок коснулся груди, мысленно произнося в сердечном центре слог Су. Во время данного движения начинайте выдыхать, отчасти используя силу дыхания, чтобы медленно ударить по четвертой чакре, словно молотом. При этом освобождается примерно половина объема легких.

13. Теперь начинайте плавно поднимать голову и продолжайте выдыхать. Дойдя до третьей чакры, мысленно произнесите в ней слог Де. К этому моменту в легких должно оставаться примерно 40% воздуха, а голова — подняться на треть.

14. Продолжайте выдыхать и поднимать голову. Дойдя до второй чакры, мысленно произнесите в ней слог Ва. К этому моменту в легких должно оставаться примерно 20% воздуха, а голова поднимается еще на треть.

15. Продолжайте выдыхать и поднимать голову. Дойдя до первой чакры, мысленно произнесите в ней слог Йя. На этом выдох завершается, а голова достигает ровного положения.

16. Шаги 3—17 составляют одно повторение второго варианта тхокар-крийи.

Рекомендации

Первое время выполняйте 12 повторений данного упражнения; затем при желании это число можно увеличить еще на 12.

Старайтесь выполнять движения как можно более плавно. Не забывайте оказывать давление на чакры и следовать по каналу сушумны.

Примерное расписание занятий

В дополнение к предложенному расписанию, уделите время в течение дня, чтобы произносить мантру вслух 108 раз. Пойте Ом про себя в любую свободную минуту.

Техника Количество

Основное расписание

Нади-шодхана* 3 цикла
Талабья-крийя 50 циклов
Маха-мудра 3 цикла
Нави-крийя 4 цикла
КП-1 12-24 цикла
КП-2 12-24 цикла
КП-3 12-24 цикла
Тхокар-крийя 36-200
Первая омкар-крийя 12
Крийя с коротким дыханием 12
Ментальная крийя 24-36
Концентрация От 5 минут

Перед сном

Минимальная длительность 15 минут
Маха-мудра 3 цикла
Крийя поверхностного дыхания 12
Йони-мудра однократно

* Факультативно.

Что дальше?

Первая и вторая омкар-крийи представляют собой удивительно эффективное средство укрепления связи с внутренними звуками, что неуклонно проявляется в ходе практики крийя-йоги. Среди материализующихся звуков есть наивысший — звон колокольчика. Нет таких слов, которыми можно было бы передать звучание этой формы Ом. Но тем не менее его проявление — всего лишь один из шагов на пути к еще более возвышенным звукам, сила, красота и умиротворенность которых не поддаются никакому описанию.

Когда вы достаточно глубоко сконцентрируетесь на Аджне, вашему внутреннему взору откроется Кутастха, пятиконечная звезда правильной формы на синем поле, окруженном золотым сиянием. Именно этот свет и поведет вас все дальше и дальше — словно по туннелю, уходящему в саму бесконечность. Забытые воспоминания, неразрешенные конфликты и мучения рассеются, когда вы преодолеете и преобразите эти былые трудности. Вы увидите реальность такой, как она есть, в ее истинной славе и красоте. Пульсации Ом как будто приглашают вас пройти дальше в давно позабытый родной дом. Если данное описание в целом соответствует тому состоянию экстаза, которое вы испытали, узрев Кутастху, — тогда смело переходите к следующему уроку; вы можете быть довольны достигнутыми результатами. Если же в этом словесном изображении вы не узнаете пережитый вами опыт, нродо; 1жайте выполнять все три этапа крийя-пранаямы, затем первую и вторую омкар-крийи. Способность к восприятию Кутастхи обретается через длительную и усердную практику.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь