Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Канон Преподобному Сергию Радонежскому. Если ты, мой милый друг, хочешь быть счастливым, хочешь быть мирным и благополучным



 

Если ты, мой милый друг, хочешь быть счастливым, хочешь быть мирным и благополучным, то я открою тебе одно условие, без которого ты не можешь быть ни счаст­ливым, ни мирным, ни радостным, ни благополучным.

Какое же это условие, спросишь ты? Но я прошу тебя на­браться терпения, а потом рассуждения.

Вот больная магометанка (а магометане — это не хри­стиане, они вместо Христа почитают Магомета). Приходит врач и видит страшную картину: сидит на кровати жен­щина и в ее сверкающих огнем глазах — страшная мука и отчаяние, в руках она держит ножницы и хочет ими проколоть себе живот. Подоспевшие муж и врач спасли несчастную и уложили в постель. Ее шестнадцатилетняя дочь спрашивает: «Доктор, это бесы мучают ее? » — «Да, это они». — «Мать мне говорила, — продолжала девуш­ка, — что к ней ночью приходят какие-то черные люди и истязают ее». — «Ах, так, — спохватился доктор, кото­рый был христианином, — тогда вот что сделаешь. Когда ее будут мучить бесы, то ты положи ей на грудь это Святое Евангелие». Ночью у женщины случился страшный при­ступ боли. Она горит, как в огне, и рвется к ножу, чтобы зарезать себя. Девочка подбежала и, как велел ей доктор, положила на грудь больной матери Святое Евангелие. Больная сильно вздрогнула и... утихла. С той поры бесы оставили ее. Она крестилась и стала жить христианкой.

Вот теперь понимаешь ты, моя милая душа, что за усло­вие твоей счастливой и мирной жизни? Для того чтобы жизнь твоя текла, как тихая полноводная река, чтобы она была правильной и спасительной, тебе надо жить посто­янно — и день, и ночь, и час, и минуту — под Благодатью Божией.

О, какое это счастье, какое богатство! Какое обрете­ние — постоянно жить и спасаться под благодатью! А зна­ешь ли ты, что такое благодать? Вот и это понятие надо тебе растолковать. Благодать — это сила Божия, которая спасает человека от всех грехов, опасностей, несчастий. Идешь ли ты куда или едешь, днем или ночью, в бурю или непогоду, одна или с людьми, в лесу или в пустыне, на опасном пути, где змеи и скорпионы, звери и хищные птицы, — где бы ты ни была, благодать Божия — сила

Божия — тебя хранит, оберегает, покрывает, а при напа­дении врагов видимых и невидимых — защищает.

Когда ты была совсем еще малюткой, как берегла тебя твоя родная мать! Как она хранила тебя от всего опасного, страшного, болезненного! И когда ты заболевала или ка­кие обидчики оскорбляли тебя, то как родная мама о тебе хлопотала, как она заботилась и защищала тебя от этих обидчиков! А когда ты скорбела и унывала, то мамочка брала тебя на ручки или сажала на коленочки, прижимала тебя к своей материнской груди, и тебе становилось хоро­шо-хорошо, и отрадно, и весело, и радостно.

О детство, о святое невинное детство, кто о тебе теперь не пожалеет! Кто не вспомнит с умилением и радостью!

Правда, бывает и детство безотрадное, сиротское, му­чительное, когда дитя или не любимо своей родной ма­мой, или совсем осталось одиноким, без матери: умерла она, оставив свою детку страдать на белом свете. Это не­счастное детство, сиротское. Не дай, Господь, никому та­кого детства! Несчастное детство кладет печать уныния на всю жизнь человека.

Но всё-таки детство — самое отрадное время. Особен­но если дитя окружено нежной материнской любовью.

Вот точно так же и живет человек под благодатию Бо­жией. Благодать Божия как бы заменяет родную мать. Как в младенчестве и отрочестве хранит ребенка материн­ская любовь, так всю жизнь человека хранит благодать Божия. Она и хранит, и утешает, и бодрит, и вразумля­ет — ведет человека по правильному пути и в болезнях исцеляет его. Главная цель благодати Божией — вести че­ловека ко спасению и вечной жизни.

Вот и все наши святые, преподобные, праведные стре­мились оградить себя этой благодатью Божией, старались не оскорбить благодать грехами. Как пчелка боится дыма и улетает, унося с собой сладкий мед, так и благодать Бо­жия, встречая смрад греха, отходит от человека, лишая его сладости духовного утешения. Потому святые отцы и учат нас, чтобы мы не оскорбляли благодать Божию сво­ими грехами, смрадом греховным не отгоняли ее от себя.

Как часто человек жалуется, что трудно ему спасаться, трудно переносить скорби, бороться с бесами, достигать мира в семье и в отношениях с другими людьми. Много, много у него всяких трудностей на пути спасения. И уве­личиваются они тогда, когда от нас отходит благодать Божия и мы остаемся один на один со своими немоща­ми и грехами. Бывает даже так, что человек, лишившись благодати Божией, доходит до крайности, до отчаяния. Ему ничто не мило. Ничто не любо. Он считает себя не­нужным, лишним человеком на земле. Он просто и жить не хочет. Так и погибает...

Да, самое страшное, когда отступает благодать Божия от человека. Тогда приступает к нему сатана, которому открывается доступ к душе и который ищет ее погубить. Раз благодати нет около человека, тогда около него враг- губитель.

Кроме того, если с человеком благодать Божия, то с ним неотступно бывает и Ангел Хранитель, который также хранит человека во всех путях его жизни. Даже если чело­век и согрешает, оскорбляет Бога, Матерь Божию и всех святых, то и тогда Ангел Хранитель не оставляет челове­ка, но только отдаляется от него. Бесы же приближаются к человеку, и когда они хотят погубить человека, то Ангел Хранитель подлетает и отгоняет их.

Очень хорошо спасаться человеку, когда с ним благо­дать Божия и Ангел Хранитель! А когда нет ни благодати, ни Ангела Хранителя, тогда вообще спастись невозмож­но, и человек погибает.

О милый мой брат или сестра, как бы я желал от всей души, чтобы с тобой в жизни всегда были благодать Бо­жия и Ангел Хранитель! С ними ты всё перенесешь, легко всё перетерпишь, легко решишь любой трудный вопрос жизни. Ты безбедно переплывешь с этими кормчими бур­ное и опасное житейское море.

Я не только хочу, чтобы ты, милая душа, была в благо­дати и с Ангелом Хранителем, но я молю Бога моего, слез­но молю, чтобы Всесильный Бог Господь наш Иисус Хри­стос никогда от тебя не отнимал благодать Свою и Ангела Хранителя, но чтобы они всегда были с тобой, охраняя твою милую душу на всех путях этой опасной жизни.

Святая Православная Церковь наша учит, что благодать, а также и Ангел Хранитель даются человеку при Крещении, то есть тогда, когда нас крестили, дали нам имя и надели на нас крестик святой. Вот с этого момента благодать Божия нас стала покрывать, а Ангел Хранитель — охранять.

Хочешь видеть наглядно, как страшно жить без покро­ва благодати Божией, когда каждую минуту ожидает че­ловека гибель?

 

***

 

Накануне Прощеного воскресенья некая генеральша устраивала блестящий бал. Все барышни были в востор­ге. Но одна почтенная дама предупредила генеральшу: «В этот день читается Евангелие о Страшном Суде». — «Полно вам, сударыня, — ответила та, — повеселимся, а там что будет». Стали веселиться. Зал сияет огнями. Танцы, смех, улыбки, песни и прочее. Одна барышня, подавая руку кавалеру, задела канделябр. Воздушное платье ее вспыхнуло и запылало огнем. Обезумевшая от страха барышня пустилась бегать по залу, зажигая собою всех остальных. Веселье сменилось криками, во­плями, плачем, смятением... Горящие люди выбегали на двор, бросались в снег. Когда приехавшие пожарные затушили огонь, то в зале и во дворе остались десятки жертв — задавленные, сгоревшие, замерзшие. А после и другие от травм умирали...

 

***

 

Недостойный священник не подготовился к Божест­венной литургии и пришел совершать проскомидию.

Он облачился и трижды пытался приступить к священ­ному жертвеннику, чтобы начать священнодействие. И как только он подходил к жертвеннику, силы оставля­ли его, руки опускались, и он не мог ничего делать. Тогда он садился на стул и долго сидел. Собравшись с силами, он снова подходил к жертвеннику, но повторялось то же самое. Чтец ждет возгласа — читать часы, а священник ничего не может поделать. Вошли в алтарь, а он сидит. «Не могу, — говорит, — сил нет». Это наказание Господне за небрежение к божественной службе.

 

***

 

Женщина, рассказывая этот случай, заливалась слеза­ми. Ее родной единственный сын, когда был маленький, так любил молиться, стоять на коленочках, кланяться в землю! Когда же он вырос, стал гулять, драться, скверно­словить, ходил мрачный, как черная туча, ни с кем не ла­дил... Два дня назад, говорила мать, сын сильно напился. Всех ругал, гонял по хате, а того, кто попадался ему под руку, бил чем попало. Подойдя к иконам, стал над ними издеваться, смеяться, хулить их. И было в этом что-то ужасное. Мать молчала и тихо молилась Богу. Жена и дети в страхе разбежались по углам. А когда рано утром пошли за водой на колодезь, то нашли его там — утопился.

 

***

 

Александр Ф. был уже стариком под восемьдесят лет. Сорок пять лет он не был в церкви и не причащался. Ду­ховные книги терпеть не мог, ну просто не выносил. «Всё это бред и суеверие», — смеясь, говорил он.

— Александр Ф., а вы бы причастились хоть еще раз в жизни, ведь старик уже, — говорила ему доброжела­тельная соседка.

— О нет, я знаю, что всё это бабьи выдумки и нет в этом никакой пользы и радости. Вся радость — на зем­ле, а «там»... какая «там» радость?

Накануне праздника Введения во храм Божией Мате­ри, уже под вечер, он пошел в сарай, закрылся там и дол­го-долго оттуда не выходил... А когда пошли звать его, он висел на веревке. А ведь такую долгую жизнь прожил!

Ох, как страшно жить без благодати! Особенно опасно оставаться без этой защиты Божией, когда на нас напа­дают какие-либо страсти: гнев, злоба, нечистота, уны­ние, хула, объядение и всякие другие. А как же трудно и страшно без благодати, когда нас обуревают скорби! Как морские волны, гонимые бурей, болезни, скорби, разные злоключения обрушиваются на бедную душу че­ловека. Попробуйте перенести их без благодати Божией! Захлестнет, сокрушит ураган жизни — и погибнет душа в пучине бурного моря...

Что же нам делать, чтобы благодать Божия и Ангел Хранитель всегда были с нами?

Надо стараться не оскорблять их грехами, вниматель­но следить за собой, сохраняясь от всякого зловония гре­ховного. Надо лучше молиться и постоянно просить у Го­спода милости, чтобы Он не отнимал от нас благодать. А главное — надо смиряться, чтобы благодать Божия пре­бывала в смиренном сердце.

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Вот когда мы будем себя вести смиренно, крот­ко, молчаливо, тогда и предметы благодатные будут по­могать нам. Например, крестик на груди будет сохранять нас от бесов; поясочек с написанной на нем молитвой, иконочка маленькая, крестное знамение, благоговей­но положенное на груди, — всё это будет помогать нам в жизненных трудностях и сохранять наши души от бе­совских искушений.

Но бывает и так, что мы своими грехами оскорбляем благодать Божию, отгоняем от себя Ангела Хранителя. И нет ничего страшнее на свете, чем это состояние. Нет ничего ужаснее, чем лишиться этой Божественной охра­ны. Но как мы ни стараемся хранить себя, а всё-таки па­даем, претыкаемся, а иногда и проваливаемся, как путник под лед, в холодную пучину.

Что же нам тогда делать? Как вернуть благодать Бо­жию и приблизить к себе Ангела Хранителя?

Покаянием. Только слезным раскаянием и плачем о гре­хах своих можно вернуться снова под благодать Божию.

Но тут к одному нашему горю прибавляется другое. Согрешаем — первое горе. Каяться не умеем — второе горе. Если же мы умеем так много грешить, то надо уметь и каяться.

Как же, спросишь ты, научиться каяться?

А вот слушай. Наши святые отцы учат нас каяться так, чтобы покаяние смывало всю нечисть наших грехов. Как на­писанное мелом на доске стирается мокрой тряпицей, так грехи наши должны стираться слезами покаяния. Когда ты идешь каяться — смирись, со всеми примирись, всех про­сти, нищих угости, пост сохрани, поклоны умножь. Вспом­ни все свои прошлые грехи, которые еще не исповеданы перед духовником. Поплачь на исповеди, если сумеешь, а если нет, то осуди себя за холодность и бесчувственность. Получая разрешение от духовника, дай твердое обещание впредь сохранить себя по возможности от грехов, в кото­рых покаялась. И потом, благодаря Бога, иди причащаться Святых Христовых Таин. Перед самой Святой Чашей враг напомнит тебе забытые грехи — не смущайся, тем более не отступай назад, а подходи со смирением к Причаще­нию, в надежде на милость Божию. А когда Господь сподо­бит тебя причаститься Святых Таин, тогда храни их доль­ше в своем сердце, и ты будешь под благодатью.

Какое это счастье для души человеческой, какое сокро­вище — быть всегда под благодатью Божией!

Отец Мелетий, в миру Михаил Кириллович Рукосуев, всю свою долгую семидесятитрехлетнюю жизнь стремил­ся жить под благодатью. Его мечтой было угодить Госпо­ду смирением и добрыми делами и навсегда приблизить к себе благодать Божию.

Уже пожилым человеком он пришел в Лавру Сергия Преподобного. Это было в сороковых годах, весной. При­рода снимала с себя холодный зимний покров, бурные вешние воды омывали землю, уносясь в безбрежное море.

В поздний вечерний час во святых вратах обители Сер­гия Преподобного появился неизвестный человек. Он, видимо, желал что-то спросить, о чем-то узнать. Подвер­нувшийся монах показал ему рукой в направлении про­ходной. Здесь незнакомец имел беседу с отцом благочин­ным, а через два дня он уже был зачислен в состав братии Преподобного Сергия.

Внешний вид этого человека был весьма неопределен­ный: трудно было понять, кто он такой — из духовных или из мирских, городской или деревенский. Всё-таки он был похож на мужичка из далекой российской деревни. Неизвестно где — или на войне, или в мирном труде — он потерял глаз и теперь был с одним глазом. Среднего ро­ста, сутуловатый, плотного сложения, он сразу включился в монастырскую жизнь.

Первое время Михаил Кириллович был портным в Лавре. Для братии он шил разные одежды: рясы, под­рясники, мантии, полумантии, даже клобуки и скуфейки. Портной он был не очень хороший, но шил всё, что по­просят. Вот, например, мне он сшил легкую мантию, ко­торую я долго хранил как память...

Через полгода, а может, и меньше, его постригли в ман­тию. Он стал называться монахом Мелетием и выполнял первое время всё то же послушание портного, а затем его послали на просфорню. Он и там хорошо вел свое дело. Был на кухне поваром. И это послушание нес аккуратно. Последнее послушание его — трапезничим в братской трапезе: когда братия приходили обедать или ужинать, он разносил пищу. Но вот трапезничим он был неважным, потому что был уже в летах и ходить ему было трудно.

Да к тому же и вообще он никогда не спешил. Но ничего, кормил досыта. Никто не обижался. А в свободные от тра­пезной часы он шил кой-чего, хотя в монастыре и был уже другой портной — отец Гавриил, иеромонах. Отец Меле­тий ему помогал.

Внутренняя жизнь отца Мелетия была большой тай­ной. Его мало видели молящимся, как мы обычно привы­кли это понимать. Внешней молитвы, например земных поклонов и прочего, у отца Мелетия не наблюдалось. Он молился сокровенной молитвой, тайной, внутренней. В храме его видели чаще всего за ящиком, где он просто стоял, а иногда помогал продавать просфорочки и свечи. Но главным его послушанием в храме было ходить со сбо­ром (мытарь, как у нас называют) — то есть надо было пройти по рядам с тарелочкой, и кто из прихожан сколь­ко денег положит на нужды храма, на украшение и про­чее — всё это собранное принести за ящик. Одним сло­вом, занятие такое несложное, немудрое, но отец Мелетий выполнял его образцово и аккуратно.

Выполняя всякое послушание, отец Мелетий был всег­да сдержанным, углубленным, сосредоточенным. Видно было, что он постоянно внутренне занят чем-то важным, серьезным. Как потом открылось, отец Мелетий усердно хранил свой ум и сердце от всего греховного и ходил всег­да под благодатью.

В нашей жизни большим недостатком, и даже врагом, яв­ляется то, что мы не имеем ровного, мирного настроения. То у нас на душе весело, то скорбно, то у нас светлое настро­ение, то мрачное. То нам хочется поделиться с кем-нибудь любовью, то мы никого видеть не хотим, то у нас в душе благодать и мысли светлые, то вдруг всё это улетает, и мы делаемся пустыми, то мы чувствуем себя свободно, а то сте­сненно: подступят помыслы греховные, борьба откроется внутренняя. Такое непостоянство, неровность всегда на­блюдаются в душе человека. И главная причина такой «вол­нистой» жизни — отсутствие благодати Божией, когда мы остаемся наедине с собой, и нас, как маленькую щепку, бро­сает по волнам искушений. Вот точно так бывает в природе: то ветер, то тишина, то даже грозная буря разразится, то всё утихнет, солнце просияет, то опять всё затмится. Как трудно в такую погоду плыть одинокому пловцу по неспокойным волнам моря! Нужен опытный кормчий, чтобы правильно держать путь. Вот этот кормчий и есть благодать Божия.

Хочешь видеть, мой любезный друг, как люди спаса­ются под лучами благодати Божией?

 

***

 

Старец Сергий глубокой ночью слезно молится о сво­их учениках. Он просит Царицу Небесную, чтобы Она, как при жизни его, так и по смерти, охраняла его духов­ных чад. В сильных волнах старческой молитвы засияли лучи горнего света. «Се, Пречистая грядет», — раздался голос небожителя. И старец ясно увидел, как к нему идет Сама Пречистая Дева с апостолами Петром и Иоанном.

«Старчик Божий, услышана молитва твоя. Как при тебе, так и после Я буду пещись о учениках твоих и не оставлю их», — сказала Она коленопреклоненному Сергию. Ти­хий свет и дивное благоухание наполнили убогую келию. И долго-долго после этого на устах угодника Божия игра­ла тихая блаженная улыбка.

 

***

 

Женщина шла глухим и темным лесом. Жуткое пред­чувствие тяготило ее сердце. Чтобы укрепиться душой, она читала тайную молитву. Вдруг со стороны леса разда­лись крики и призыв о помощи. Она сняла с себя иконку преподобного Серафима и перекрестила ею ту сторону, откуда раздавались крики. Всё мгновенно стихло. Прой­дя дальше, женщина увидела повозку, на которой сидели двое связанных людей. Они рассказали, что на них напа­ли разбойники, связали и хотели убить, но неожиданно, чего-то перепугавшись, пустились бежать.

Потом, позднее, будучи пойманы, эти разбойники при­знались, что в тот момент, как они хотели покончить с жер­твами, вдруг увидели: из леса выбежал согбенный старичок в белом балахоне и измятой камилавке на главе, а за ним бежала и кричала толпа народа с палками и кольями...

 

***

 

У знатной дамы из Сарова открылась тяжелая болезнь горла. Голос пропал. Говорить было совершенно невозмож­но. Даже дышать трудно. И пища не проходила, только по нескольку капель святой водички употребляла больная. Сидит ночью на кровати, обложенная подушками, и пла­чет. Тихо светит лампада у святых образов... Неожиданно открывается дверь, входит седенький старичок, тихо, как бы по воздуху, подходит к болящей и, благословляя ее, говорит: «Простая, добросердечная», — и сразу вышел. В ту же мину­ту больная громко вскрикнула: «Старец Божий, скажи мне еще что-нибудь! » Этот шум разбудил прислугу и домашних. Больная рассказала им, что к ней ночью приходил батюшка Серафим, благословил ее, и у нее пропала разом вся болезнь, появился голос, и она стала, как раньше, здоровой.

 

***

 

В ночь на Страстную Пятницу слепая девица видит сон. Идет к ней старенькая женщина, вся в белом, на голо­ве — веночек, и говорит: «Как хорошо, что ты молишься за Елизавету! » Следом за женщиной подходит старичок с небольшой бородкой. Он кладет свою руку на плечо сле­пой девушки и говорит: «Хорошо, что молишься за Елиза­вету, но еще молись за Феодора и Наталию. Да не ропщи, что ты спелая. А только молись, молись».

Утром к этой девице приходит ее знакомая по имени Елизавета; слепая рассказывает ей свой сон и спрашивает: «А ты не знаешь, кто это такие — Феодор и Наталия? » Ели­завета ужаснулась: Феодор и Наталия были ее собственные родители, а слепая девица совсем их не знала. Умилилась

Елизавета сердцем, что Господь печется не только о ней, но и о ее родителях. Слепая описала старушку, которая прихо­дила к ней ночью, и Елизавета узнала в ее облике умершую мать семьи, где она теперь живет и которой помогает, — Матрону. А в старчике — Преподобного Сергия, который также печется об этой семье. Дивны дела Божии!

 

***

 

Это было в городе Иванове. Девушка Л. шла темной ночью одна по пустым улицам на окраине города. Ей было очень страшно. Повернув за угол, она почти столкнулась с высоким мужчиной с собакой на веревке. Он рванулся к девушке с явным намерением оскорбить ее... «Матерь Божия, спаси! » — взмолилась Л. В этот миг собака забе­гала, как волчок, вокруг мужчины и замотала его ноги ве­ревкой так, что когда он хотел шагнуть, то упал, как сноп, на землю. Девушка пустилась бежать и скрылась в сосед­ней улице.

 

***

 

В дни минувшей войны один солдат, военный води­тель, ехал на автомашине, вез снаряды на передовую. Подъезжая к городку Ченстохову (дело было в Польше), он стал подниматься на своем газике по горной дороге. Когда он достиг уже середины подъема, то вдруг увидел, что шедшая впереди огромная, как вагон, машина, на ко­торой был целый госпиталь — раненые и обслуживаю­щий персонал, — скатывается обратно под гору и на пол­ном ходу приближается к газику. Дорога была очень узкая, по бокам ее — маленькие дорожные столбики, а за ними налево и направо — пропасти. Солдат не успел опомнить­ся, как эта громада налетела, перевернула его газик, сдави­ла, изуродовала, превратила в кучу железа. Притормозив раздавленной машиной о камни, вагон-госпиталь оста­новился у самой пропасти. Шофера изувеченной маши­ны нашли невредимым. Только лицо было поцарапано разбитым стеклом. Все поражались: как он мог остаться живым и целым! Но дело в том, что в кармане своей гим­настерки он хранил маленькую икону Казанской Божией Матери — благословение родителей.

В другой раз он вез командира на небольшой быстро­ходной машине. Светало, и туман застилал дорогу. Ма­шина неслась полным ходом. Вдруг — он скорее почувст­вовал, чем услышал — какой-то голос стал говорить ему: «Сбавь ход, потише, потише, дай самый тихий». Водитель невольно сбросил газ, притормозил и... замер от страха: перед самыми колесами машины зияла мрачная про­пасть. Он сдал назад и вышел из кабины: впереди взорван огромный мост. Пропасть была так обширна и глубока, что вызывала головокружение. Присмотревшись вниз, он увидел там, на дне, слабые очертания разбившихся авто­машин, которые с полного хода низринулись в пропасть. Туда была и его дорога... Но в кармане его гимнастерки лежала маленькая иконочка...

 

***

 

Пятнадцатилетняя девушка от рождения имела рас­слабленное тело. Ее донимали невыносимые боли, ломо­ты. Врач наложил повязки на ее сочленения. Руками она чуть-чуть владела. Находясь так в постели, она молилась на передний уголок, где были святые иконы и пред ними мерцал тихий свет лампады. «Матерь Божия, как мне тя­жело, как мне горько! » — молилась девица. Вдруг она, обращаясь к тете, сказала: «Тетя, а что образ такой тем­ный, надо его почистить к празднику-то». Тетя сняла ризу с иконы Божией Матери. «Дай я подержу иконку», — по­просила девушка, взяла икону и как могла крепко прижа­ла к груди. И вдруг сильно вскрикнула. Сбежались семей­ные, смотрят: она, как пласт лежавшая в постели пятнад­цать лет, стоит на своих ногах. «Тетя, маменька, я здорова, совсем, совсем здорова! » А сама плачет.

 

***

 

На берегу моря стояла святая обитель. Накануне Пасхи разразилась страшная буря, которая настигла в море ры­баков на лодках. «Братцы, — сквозь свист ветра кричит рыбак Петр, — ведь мы погибаем! В самую пасхальную ночь помолимся, как можно! » Каждый стал призывать на помощь воскресшего Господа. Вдруг слышат звон. Не буря ли это воет, не волны ли ревут?..

В это время на берегу брат рыбака Петра Алексей изо всех сил звонил на колокольне. «Господи, они там гиб­нут, — молитвенно шептал Алексей, — сделай так, чтобы они услышали и на звон выбрались бы из пучины! Там брат Петр, Господи...»

Из обители люди пошли с крестным ходом на скали­стый берег. Волны ревут, ударяясь о скалы, брызги соле­ной воды обжигают лицо. «Христос Воскресе», — кричит во мрак бури служащий архимандрит. «Воистину Воскре­се», — отвечают с моря из мрака ночи. Боже ты мой, что же это такое? Грозная буря отвечает, что ли, или утопленники- рыбаки? Заглянули под скалы — а там они, рыбаки, живые, еще борются с волнами. Приплыли на звон пасхальный. Люди бросились на помощь несчастным: кто канат, кто ве­ревку, кто доски бросает им. Вытащили на берег. «Петя! » — «Алеша! » — и братья обнялись с радостным плачем. «Хри­стос Воскресе! » — «Воистину Воскресе! »

Эти случаи со всей очевидностью показывают, как хо­рошо быть человеку под благодатью Божией. Как надеж­но, как отрадно и спасительно!

Постоянно борясь с грехами и очищая душу слезами по­каяния, человек как бы закрепляет за собой благодать Бо­жию. Он, можно сказать, усваивает эту силу Божию, при­ближая к себе Господа и Ангела Хранителя. Такое постоян­ное Божественное окормление дает человеку великое сча­стье, благодатную тишину, умиротворенность, духовную удовлетворенность, чистоту мыслей и радость в сердце.

 

***

 

Рассказывают, что батюшка Серафим Саровский всег­да был под благодатью Божией. Однажды холодной зи­мой он беседовал со своим почитателем Н. А. Мотовило- вым на заснеженной лесной поляне. Батюшка Серафим поучал его, как жить в Духе Божием. Он взял Мотовилова весьма крепко за плечи и сказал ему:

— Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?

Мотовилов отвечал:

— Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ва­ших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее сол­нца, и у меня глаза ломит от боли!..

А батюшка снова спрашивает:

— Что же чувствуешь ты теперь?

— Необыкновенно хорошо!.. Чувствую я такую тиши­ну и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!

— Что же еще ты чувствуешь? — снова спрашивает отец Серафим.

— Необыкновенную сладость!

— А сейчас что ты чувствуешь? — спрашивает ба­тюшка Серафим третий раз.

— Несказанную радость чувствую в сердце, теплоту необыкновенную, — прошептал Мотовилов.

И во всё время беседы этой с того времени, как лицо отца Серафима просветлилось, видение это не исчезало.

Если под благодатью Божией хорошо жить и перено­сить с ней скорби и болезни, то как хорошо еще с благо­датью умирать! Ведь нет ничего страшнее для нас в жиз­ни, чем смерть. Кто не боится ее? Кто не страшится ее ужасного образа? И богатый, и ученый, и всеславный и просвещенный — все будут умирать. И мы с тобой, мой любезный милый друг. И к нам смерть придет со своей страшной косой.

О, если бы нам встретить ее под благодатью! Если бы в ту минуту Ангел Хранитель тихой улыбкой ободрил наш мятущийся дух!

Вот для того, чтобы смерть твоя была тиха и безмятеж­на, надо просить у Господа об этом: «Ангела мирна, настав­ника и хранителя душ и телес наших, у Господа просим», «христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны и мирны, у Господа просим». При этих про­шениях всегда вздохни душой и сделай земной поклон, если можешь. И так делай всегда, всю свою жизнь, и тогда смерть ты встретишь радостно, под благодатью.

О мой дорогой и милый друг, не только в скорбях, не толь­ко при смерти, но еще и на страшных мытарствах нам нуж­на будет охраняющая благодать Божия. Нам нужен будет спутник — наш Ангел Хранитель. Сколько душ, проходя воздушные мытарства, низвергались в пропасть! Чтобы нам безбедно миновать страшные места, надо путешествие это совершать с благодатью и с Ангелом Хранителем.

Ведь мы не можем даже представить себе той карти­ны, тех страшных истязателей-бесов, тех мучительных орудий казни — всего того, что ожидает нас на мытарст­вах. Этих мытарств, как учит нас Святая Церковь, всего двадцать четыре, и все они ужасны. Названия они носят по роду того или иного греха. Мытарства гордости, само­любия, корыстолюбия, блуда, прелюбодейства, убийства, непочтения, дерзости, сквернословия и прочих других страстей. И все их надо пройти, ни одного не миновать. А если где и задержат злые истязатели, то откупиться бла­годатью Божией и добрыми делами.

Еще есть огненная река, которая бурлит, кипит вихрем пламени неугасимого. И там, в этой огненной реке, — души многие, многие. Через омут огня и пламенного вихря про­легает узенькая дорожка, как тонюсенькая жердочка, кото­рая качается из стороны в сторону над гееннской рекой.

Скажи мне, как пройдем мы через эту огненную реку или кто нас проведет через нее, кто поддержит, чтобы мы не оступились, не сверзлись вниз?..

Окрыляющая нас благодать Божия нужна будет еще, чтобы помочь нам на Страшном Суде Христовом. Если тогда, в тот грозный, невыразимо страшный час Суда ты будешь под благодатью Божией, то она поставит тебя оде­сную Праведного Судии. А если ты окажешься без благо­дати Божией, то скажи мне, какое место ожидает тебя?.. Пишу эти строки, а сердце рвется на части от скорби: не­ужели кто из нашей духовной семьи, из нашего стада ока­жется ошуюю Праведного Судии?..

Дорогой наш брат отец Мелетий! Как он стремил­ся, как старался закрепить за собой благодать Божию и не оскорблять ее своими грехами!

...Корабль размеренно шел по бурным волнам моря. Время от времени он подходил к берегу и на пристань вы­саживал пассажиров. На корабле — в обители Преподоб­ного Сергия — было тихо и спокойно. Вот этот корабль снова приблизился к тихой пристани и, причалив, выса­дил еще одного своего пассажира...

Отец Мелетий тихо скончался апрельской ночью. Его хоронили всем братством Лавры. Оплакивали, как родно­го отца. Он многих одевал, он многих питал, и теперь те и другие возносят о нем свои горячие молитвы.

Крестик его могильный и поныне стоит на общем брат­ском кладбище. Его овевают бурные ветры, омывают осенние ливни, заносят снегом ураганы зимы, согревает тихая ласка солнца. И крестик могильный стоит, как бы под благодатью перенося все невзгоды этой временной жизни. А тот, который лежит под этим крестом, — лежит, охраняемый и покрываемый благодатью. Он всю жизнь свою стремился жить с этой небесной силой, он и скорби, и злострадания жизни перенес вместе с ней. Он и страшиую смерть встретил безбоязненно, ободряемый и покры­ваемый благодатью. И воздушные мытарства безбедно прошел вместе с ней, и она, как на крыльях большого орла, перенесла его через огненный, бурлящий и кипя­щий поток реки гееннской и вселила его в вечные обители рая, где он и ныне живет под неугасимыми лучами благо­дати Божией, вечной радости блаженства.

 

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

 

Монахиня Людмила (Любовь П. Ребракова) (1879-1957)

 

Чувственныя страсти телесныя

победил еси воздержания броздами,

чудодейственне Сергие...и ревность

к бесплотным на земли показал еси.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.071 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь