Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Институционализация моды во Франции



 

Центральным институтом французской модной системы является «Федерация парижских кутюрье» (далее - «Федерация») с момента ее образования и до приобретения ею современного качества, которая является самой старой и, безусловно, наиболее влиятельной модной организацией в мире. Хронологическая история Федерации показывает очевидную связь между институциональными инновациями и инновациями в одежде.

Хронология Федерации

1868 Создан «Синдикат (Федерация) кутюрье и конфекций для дам и девушек».

«Синдикат» был распущен.

1911 Создан «Синдикат (Федерация) парижских кутюрье».

1945 Термины «Haute Couture» («высокая мода») и «Couturier» («кутюрье») были законодательно оформлены (официально признаны) французским правительством.

1973 Организован «Синдикат (Федерация) прет-а-порте (готовая одежда) для кутюрье и дизайнеров моды».

Организован «Синдикат (Федерация) мужской моды».

1974 «Национальный Союз кутюрье тканей» был присоединен к «Федерации» как ассоциированный член.

Таким образом, 1868 год можно считать датой начала становления современной модной системы в ее институциональном плане.

Стабильность «Федерации», равно как и изменения внутри ее структуры, всегда влияли и продолжают влиять на процесс создания новых типов и стилей одежды и на творческую активность кутюрье, состоящих в «Федерации». Любая организация является структурой, поддерживающей авторитет и влияние в определенной сфере, и «Федерация» не является исключением. Она является системой внутри социальной системы, которой требуется определенный механизм для поддержания собственной легитимности. Французская «Федерация» является источником власти, которая поддерживает ее собственный авторитет в моде и формирует культуру моды, а также играет роль центрального института и ценностной системы для дизайнеров.

Членство в «Федерации» дает определенные возможности и привилегии дизайнерам. Федерация инициирует процесс, посредством которого достигается институционализированная стратификация ее членов, т. е. кутюрье, состоящие членами Федерации, получают определенную позицию в этой стратифицированной системе.

Если мы хотим понять систему моды в целом, необходимо исследование прежде всего самой «Федерации», т. к. французская модная система, являющаяся основой мировой модной системы, полностью зависит от центральной позиции, престижа и идеологии этой организации. Существует очевидный факт, что Париж является модной столицей мира и создает условия для успеха модным дизайнерам, являясь своеобразным трамплином в мир моды. Это обусловлено тем, что система ценностей, способствующая таким представлениям, разделяется всеми участниками системы. Париж стал центром высокой моды («Haute Couture») со времен Чарльза Фредерика Ворта (1825-1895) не столько в силу национальных французских особенностей или неизменных традиций креативности, сколько, безусловно, благодаря такой влиятельной организации, как «Синдикат парижских кутюрье». Париж веками остается символом элегантности, высокого стиля и хорошего вкуса. Имидж самого города играет немаловажную роль в поддержании высокой репутации членов «Федерации».

Мода во Франции продолжает оставаться высокоинституционализированной системой с организационной базой, внутри которой французское правительство, торговые организации, модные журналисты, издатели, рекламный бизнес и дизайнеры взаимодействуют между собой, шесть раз в год мобилизуя свои усилия для поддержания системы: в Париже каждый год происходит презентация двух коллекций «Haute Couture» в январе и июле, двух женских коллекций «Pret-a-Porter» в мае и октябре и двух мужских коллекций «Pret-a-Porter» в январе и июле. Французская модная система - это организованная система, которая создает имидж эксклюзивности, являющийся добавленной ценностью одежды, представляющей материальное выражение самой моды. Для поддержания гегемонии Франции в моде профессионалы модного бизнеса прилагают огромные усилия, продолжая традиции ежегодных обязательных мероприятий в Париже, т. к. именно они поддерживают всеобщую веру в то, что мода рождается в этом городе. Париж притягивает самых креативных дизайнеров, создавая тем самым имидж столицы моды, а сами кутюрье используют символический капитал города для привлечения внимания к своему творчеству и создания известности, необходимой для легитимизации производимой ими одежды в качестве модной. Таким образом, процесс носит замкнутый характер: дизайнерам нужен Париж, Парижу нужны дизайнеры.

В силу особенностей модного бизнеса дизайнерам необходима узнаваемость и четкая позиционированность на рынке, более того, они заинтересованы в стабильности своего положения, особенно если учитывать сезонный, неустойчивый характер моды. Именно поэтому кутюрье прилагают все усилия для того, чтобы быть включенными в официальную влиятельную структуру, коей является «Федерация», историческая и институциональная основа которой, как уже указывалось, была создана в 1868 г. С этого исторического момента «Федерация» добилась фактической монополии в практике моды и процессе легитимизации дизайнеров. Быть членом парижской системы до сих пор является заветным желанием как для французских, так и для иностранных кутюрье. Так или иначе, в обществе существуют устойчивые представления, что творчество членов «Федерации» соответствует высоким эстетическим параметрам и представляет собой определенную аутентичную модель креативности, т. к. «Федерация» имеет безусловный культурный авторитет в мире.

«Федерация» создает свою систему норм и следит за их соблюдением. Так, например, критерии включения в категорию «Haute Couture» достаточно жесткие. Согласно уставу «Синдиката парижских кутюрье», дома моды, уже являющиеся действительными членами «Федерации», должны выполнять следующие условия: 1) иметь минимум двадцать наемных работников с собственными мастерскими; 2) ежегодно представлять прессе каждую коллекцию сезонов весна/лето и осень/зима в Париже; 3) каждая коллекция должна состоять минимум из пятидесяти дневных и вечерних нарядов.

Для тех дизайнеров, которые только претендуют на то, чтобы быть включенными в систему «Couture», условия работы на первые два года следующие: 1) иметь минимум пятнадцать наемных работников и 2) представлять ежесезонные коллекции, состоящие минимум из тридцати пяти нарядов. В то же время, требования категории Pret-a-Porter гораздо более мягкие и обтекаемые. С развитием институциональной системы моды эпохи модерна, ее специализация и централизация углублялись.

«Федерация» ответственна за институциональное конструирование иерархии внутри всего сообщества производителей одежды. Наличие самой категории «Haute Couture» ставит кутюрье на значительно более высокую социальную позицию, что, прежде всего, выражается в денежном эквиваленте производимой ими одежды. Отделение «Pret-a-Porter» от другой готовой одежды приводит к формированию категорий элитных и неэлитных дизайнеров среди тех, кто производит массовую моду.

Социальная иерархия создателей одежды, так или иначе, соответствует используемому ими производственному процессу. Условно можно разделить дизайнеров во Франции на следующие три категории, по мере снижения их социального статуса:

. Кутюрье (Couturiers) создают «высокую моду» («Haute Couture»), их эксклюзивная одежда имеет официальное признание «Федерации». Они действительные члены «Синдиката парижских кутюрье» и являются самыми элитными дизайнерами одежды.

2. Дизайнеры (Createurs) создают одежду категории «Pret-a-Porter». Те, кто создает женскую коллекцию, являются членами «La Chambre Syndicale du Pret-a-Porter des Couturiers et des Createurs de Mode». Дизайнеры, создающие мужскую коллекцию, принадлежат «La Chambre Syndicale de la Mode Masculine». Все они - часть элитной группы производителей готовой одежды.

. Стилисты/дизайнеры компаний (Stylistes/Company Designers) производят массовую одежду. Это неэлитная группа дизайнеров, работающая в промышленных районах, таких как Сентьер (Sentier) в Париже. Имена стилистов не разглашаются широкой публике.

Кутюрье и дизайнеры принадлежат Федерации, в то время как стилисты - нет. Характерно, что сама категория элитных дизайнеров существует лишь в отношении к категории неэлитных. Создание формальной дистанции между элитными и неэлитными типами дизайнеров связывает между собой высокую моду и высокую культуру, легитимизируя эстетический вкус элитной культуры.

Первоначальная организационная форма существующей сейчас Федерации была создана в 1868 г. Чарльзом Фредериком Вортом, успешным британским кутюрье, работавшим в Париже. Ее оригинальное название - «La Chambre Syndicale de la Confection et de la Couture pour Dames et Fillettes» («Синдикат конфекций и кутюра для дам и девиц»), в котором еще не было четко определено различие между понятиями «couture» (индивидуальный пошив элитной одежды) и «confection» (создание готовой одежды по стандартным лекалам). Само название организации ясно показывает небольшую дистанцию между этими двумя моделями производства, существовавшую на тот момент. Не было ни иерархии, ни социальной дифференциации кутюрье и других создателей одежды. Оригинальная организация состояла из парижских портных и была создана по модели средневековых гильдий, защищавших своих членов от пиратства. Эта организация определяла даты представления новых коллекций, количество моделей в каждой коллекции, взаимоотношения с прессой, рекламные мероприятия. При этом первичной ее задачей было урегулирование трудовых условий для швей, работающих в модном бизнесе: страхование, пенсионные схемы, оплачиваемый отпуск. Многие из этих правил эффективны по сей день.

Хозяин одного из домов высокой моды так говорит в своем интервью: «Наши работники очень серьезно защищены. Условия работы во Франции чрезвычайно хорошие. Для компаний достаточно накладно нанимать на работу двадцать швей на полный рабочий день со всеми видами преимуществ, гарантий, страховок и т. д. Сейчас правительство ведет разговоры о тридцатипятичасовой рабочей неделе вместо сорокачасовой. Тогда дела пойдут еще тяжелее. Перед выпуском коллекции мы иногда их просим работать по субботам с предоставлением выходных впоследствии, однако, мы не имеем права просить мастеров работать по воскресеньям. Тем не менее, высокая мода для Франции просто безальтернативна, и вряд ли она когда-нибудь исчезнет».

Условия работы наемных мастеров были жестко отрегулированы с момента основания прототипа «Федерации», делая элитный модный бизнес еще более дорогим и сложным. Позже Синдикат взял на себя еще бó льшую ответственность за соблюдение этих условий в Домах «Haute Couture». В результате был создан единый стандарт для всех работников профсоюза, тогда как раньше дома могли самостоятельно утверждать свою систему в Федерации.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь